Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • АНАТОЛИЙ ПРАУДИН: «ВСЕ В ЭТОМ ПОДЛУННОМ МИРЕКОНЧАЕТСЯ, И ЭТО ПРЕКРАСНО»

    В дни своего 20-летия Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина объявляет о завершении работы в прежнем формате?

    Вообще-то мы готовились их поздравлять... Очень много значила Экспериментальная сцена Праудина для петербургского театра все 20 лет. И вдруг — тревожные слухи: Экспериментальной сцены больше не будет, ее поглощает «Балтийский дом»... Мы встретились с Анатолием Праудиным.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛИСЕ ФРЕЙНДЛИХ — 85, ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Для всех из нас Алиса Бруновна Фрейндлих — одна. Но для каждого она — своя. Поздравить ее сегодня мы собрали разных людей: от Сергея Коковкина, знавшего ее в юности, — до Ивана Вырыпаева, режиссера ее юбилейного спектакля.

    Мы поднимаем бокал за легендарную Алису, Алису Бруновну. «Бокалы» в ее жизни были разные. Был бокал ее «блокадного» рассказа: когда уже совсем нечего было есть, остался только черный перец, бабушка сварила последний клейстер, налила его в тонкие бокалы и положила наверх по две черные перчинки... Есть стакан, который двигает больная дочка ее героини в «Сталкере». Есть «бургундское» «Трех мушкетеров», бокал Леди Мильфорд из «Коварства и любви» и давний тонкий бокал Гелены из «Варшавской мелодии»...

    Хочется, чтобы звон этих бокалов соединился сегодня в удивительный праздник великой актрисы, а мы присоединяем к ним свой «звон»...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАЛАЧ ТОРЖЕСТВУЮЩИЙ

    «Я убил царя. Спектакль в очках виртуальной реальности».
    Театр Наций.
    Режиссер Михаил Патласов.

    Театр опять показывает себя особо чутким общественным сейсмометром. Тема палачей прозвучала в начале сезона в одноименном спектакле Кирилла Серебренникова, а сейчас она же стала содержанием долго и кропотливо готовившегося спектакля Театра Наций. Михаил Патласов, на прошлой «Золотой маске» представивший трагическое прочтение гайдаровской сказки о Чуке и Геке, где была вывернута страшная изнанка сталинских великих строек, снова предлагает зрителю погружение в историю.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НИЧЕГО НА СВЕТЕ МНЕ НЕ НАДО»

    «О рыбаке и рыбке». По мотивам сказки А. С. Пушкина.
    Театр кукол Республики Карелия.
    Режиссер Яна Тумина, художник-постановщик Кира Камалидинова.

    Свежая премьера Яны Туминой никак не соотносится с расхожим освоением пушкинского сюжета. Не сказка, но, как указано в программке, «притча о семейной жизни для взрослых, очень взрослых и детей» лишена обычной привязки к юному зрителю и течет неспешно безо всякой претензии на скрупулезное следование тексту. В 55 минут сценического времени уложен взрослый разговор о важном, определяющем жизнь и судьбу, о счастье, оборачивающемся несчастьем, и о несчастье, в котором всегда есть надежда и шанс снова стать счастливым. Спектакль о том, как магистральное для отечественного сознания произведение осмыслено вне рамок подобающих шаблонов и ассоциаций и почти при полном отказе от хрестоматийных рифм дышит своей чуть ли не первозданной красотой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОСТСКРИПТУМ КАК СВЯЗЬ ВРЕМЕН

    X Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» — 2019

    Про Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» можно и хочется написать не одну статью. Особенно к 10-летию его существования. Причем все — панегирики. Фестиваль с безупречно собранными программами: концептуально выдержанными, без спектаклей, про которые хочется шутить, что приехали они «в нагрузку». Причем хорош не только каждый спектакль в отдельности. «Дягилев» подбирает труппы и названия так, что и вместе, как целостность, они «играют» и оттеняют друг друга. Даже программы разных лет могут «аукаться»: например, замираешь в 2019-м на «Петрушке» Йохана Ингера в ощущении, что балет знакомый, а смотрится как впервые, — и вспоминаешь такую же невероятную по свежести восприятия «Баядерку» японской компании Noizm.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЭСТЕТИКА РОДНОГО ПЕПЕЛИЩА

    «История одного города». М. Е. Салтыков-Щедрин.
    Архангельский молодежный театр.
    Режиссер Илья Мощицкий, художник Сергей Кретенчук.

    Молодежный театр в Архангельске расположен в старинном деревянном особняке: солидные двойные двери, темные крашеные стены, окна-розетки, залы с паркетом. И ожидаешь, что действо в этих залах происходит утрированно-историческое, костюмно-водевильное.

    Но — ничуть не бывало. Архангельский молодежный — театр в хорошем смысле рисковый, эстетически бесстрашный.

    При входе на «Историю одного города», еще до начала спектакля, в коридоре, сталкиваешься с персонажами карикатурно-гламурной вечеринки: вот девушка, одетая в несколько слоев сетки, вот барышня с невообразимо длинными ногами и в короткой шубке, а вот и мужчина в ярком макияже и платье. В отдельном зале бубнит рассказчик. То ли сам Щедрин, то ли летописец «Истории одного города».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАРА ТЕАТРАЛЬНАЯ

    IV Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи»
    в Северном драматическом театре им. М. А. Ульянова

    Словечко Михаила Ульянова — «сотоварищи» — родом из древних наших рукописей (где действуют «князь Игорь со товарищи», например). Оно прижилось в Вахтанговском театре ульяновской поры и вот обрело новую жизнь на родине актера, в сибирской Таре. Не безличное «коллеги», а почти родственники, товарищи по общему, не такому уж легкому делу. Фестиваль «Сотоварищи» собрал полтора десятка спектаклей из 12 городов (Барнаул, Вышний Волочек, Губаха, Москва, Омск, Прокопьевск, Санкт-Петербург, Северск, Тара, Тобольск, Тюмень, Челябинск).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕТВЕРИК И ПРОЕЗДНЫЕ ВОРОТА, ИЛИ ЖЕСТЬ, ТО ЕСТЬ КРУТЬ

    «Когда башни были маленькие». М. Рупасова.
    Мобильный Художественный Театр.

    «Когда башни были маленькие» — пятая премьера Мобильного Художественного Театра (МХТ) и его первый спектакль для детей. Четыре спектакля до этого были рассчитаны на взрослого зрителя и возможности его ассоциативной памяти. Воображение — необходимый ресурс для любого спектакля, но в этих четырех способности воображения имеют ключевое значение, ведь ничто не подскажет, что и как воображать, кроме местности да разнообразных голосов в ваших наушниках.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОЗДРАВЛЯЕМ АЛЕКСЕЯ БАРТОШЕВИЧА!

    Сегодня Алексею Вадимовичу Бартошевичу исполняется 80. Все прогрессивное театральное человечество с цветами и транспарантами-цитатами из Шекспира движется поздравлять дорогого Барта, исследователя Барда, с не очень серьезной и вполне радостной датой.

    В колонну поздравлянтов вливается «ПТЖ», несущий своему коллеге, другу и автору его собственное интервью, данное им Светлане Новиковой. Информационный повод — намерению МХАТА им. Горького возобновить «Трех сестер» Немировича, на которых Алексей Вадимович рос... Но важен ведь не повод (хотя и он), дорога беседа...

    Дорогой Алексей Вадимович! Несомненно, Вы знаете, что подвал на Моховой всегда ждет Вас с горячим чайником, баранками и нашей коллективной любовью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АССОЦИАЦИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ В ЗАЩИТУ ЮЛИИ ЦВЕТКОВОЙ

    Руководитель детского театра «Мерак» Юлия Цветкова помещена под домашний арест по подозрению в распространении порнографии. Подозрение Следственного комитета вызвал комикс о женском теле, размещенный в феминистском паблике с возрастным цензом «18+», носящий сугубо просветительский характер. Привлек внимание следствия и спектакль «Голубые и розовые», который поставила в театре «Мерак» Юлия Цветкова, спектакль о гендерных стереотипах, навязываемых обществом, и о таких явлениях, как школьная травля.

    Ассоциация театральных критиков обратилась в СК с письмом. Письмо АТК принято кворумом голосов членов Ассоциации по итогам общего голосования.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СМОТРЕТЬ — ЗНАЧИТ УЧАСТВОВАТЬ

    «Игрушки».
    Компания SIGNA на фестивале «Новый Европейский Театр».
    Концепция и текст Сигны Кёстлер, режиссура Сигны и Артура Кёстлер.

    Ценность «Игрушек», представленных датской компанией SIGNA на бывшем Заводе слоистых пластиков, не в том, что занятые в этом интерактивном спектакле молодые российские актрисы действительно свободно идут на контакт, естественно взаимодействуют с тобой, провоцируют на взаимодействие и свободно импровизируют в рамках роли и заданных обстоятельств. Не в гиперреалистической среде, замкнутой и кошмарной. А в том, что ты не можешь выбрать «безучастие».

    Читать дальше | Комментарии 12 комментариев
  • МАГИЯ БЕЗ МАГОВ

    С 25 по 27 ноября Упсала-Цирк превратился в территорию неведомой пока российскому зрителю «новой магии». В течение трех дней здесь при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге вела свой впечатляющий мастер-класс Валентина Лоссо, не только показав множество примеров из спектаклей, но и объяснив — до нюансов — технические особенности их воплощения.

    «Новая магия» — отдельное и уже очень значительное направление в искусстве. Оно не определяется как жанр, как вид искусства, напротив, стремится заполнить собой территорию цирка, пластического и драматического театра, оперы и даже музейных инсталляций. Идея «новой магии» родилась во Франции, и сегодня в этой зоне экспериментирует целый ряд различных компаний. К числу главных принадлежат «Les Monstres» Этьена Саглио, «L’Absente» Яна Фриша и компания «14:20» Клемана Дебайеля, Рафаэля Наварро и Валентины Лоссо. О принципах «новой магии» Валентина Лоссо рассказала в коротком интервью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ИЛЕ, КЫРЛА!»

    «Йыван Кырла. Путевка в жизнь».
    Марийский Национальный театр драмы им. М. Шкетана.
    Режиссерская и литературная композиция Степана Пектеева, художник Катерина Андреева.

    В рамках I Фестиваля национальной драматургии в Йошкар-Оле был показан эскиз будущей премьеры «Йыван Кырла. Путевка в жизнь». Несмотря на то что режиссер Степан Пектеев нынешнюю постановку скромно обозначил как эскиз, зрители увидели полноценный спектакль, который оказался еще и кино.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СТУДИЯ ГУМАНОРУМ

    «Республика ШКИД» по повести Г. Белых и Л. Пантелеева.
    Свердловский государственный академический театр драмы.
    Режиссер Дмитрий Егоров, художник Константин Соловьев

    В основе спектакля литературная композиция Данилы Привалова (драматургический псевдоним Дмитрия Егорова), собранная из фрагментов знаменитой «Республики ШКИД» Григория Белых и Леонида Пантелеева и ее хронологического продолжения — повести «Последняя гимназия» Павла Ольховского и Константина Евстафьева, а также документов из архива внучки Григория Белых Елены Викторовны Назарян. Автор изучал в архивах ФСБ протоколы допросов писателя Григория Белых, репрессированного в 1935 году за сатирическое стихотворение о Сталине. Эта история не только вошла в спектакль, но стала его главным смысловым сюжетом. Скрупулезное погружение в документальный материал позволило инсценировщику критически отнестись и к текстам повестей, и к популярной экранизации 1966 года (режиссер Геннадий Полока) с Сергеем Юрским в роли вдохновенного Викниксора. В сопоставлении документального и художественного режиссер искал историческую подлинность шкидской жизни и ее отражение в сегодняшнем дне.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ДОБРАТЬСЯ ДО БЕРЕГА

    «Три четверти». По повести А. Красильщик.
    Молодежный народный театр «Игра» (Екатеринбург) на I Всероссийском фестивале детско-юношеских любительских театров «Малая сцена» в Тюмени.
    Режиссер Татьяна Павлова, художник Анастасия Шалотонова.

    В Тюмени прошел первый Всероссийский фестиваль детско-юношеских любительских театров «Малая сцена». Его создатель — Светлана Ханжина, руководитель детской театральной мастерской «ТеМа», работающей с подростками на поле документального театра. Фестиваль стал событием для культурной жизни города, в котором детский театр и театр для детей — проблемная зона. В фестивальной афише организаторы объединили девять спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска, Заречного и других городов России. Если попытаться определить вектор, в котором движется детское творчество, — то это откровенный, порой жесткий разговор о том, что волнует детей сегодня, снятие запретов с табуированных тем. Помимо отношений с родителями, дети говорили о свободе, жестокости и насилии, войне и мире, детских суицидах.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЗАЯВЛЕНИЕ ТЕАТР.DOC ПО ПОВОДУ ПРОВЕРКИ ТРЕХ НАШИХ СПЕКТАКЛЕЙ НА АНТИРОССИЙСКУЮ ПРОПАГАНДУ, ИНИЦИИРОВАННОЙ ДЕПУТАТОМ Е. А. ЯМПОЛЬСКОЙ

    Уже полтора года с нами нет Елены Греминой и Михаила Угарова. Мы стараемся хранить не только память о них, но и, по мере наших сил, сохранять спектакли их Дока. Но самое трудное и хрупкое — когда человек не может защитить свою честь и свою работу потому, что человек уже умер.

    И вот вместе с полицией мы пытаемся объяснить очевидное — что спектакли театра «Война близко», «Выйти из шкафа», «Рейв 228» не занимаются антироссийской пропагандой — в ответ на инициированную «группой лиц» после рейда СЕРБа жалобу.

    Особенно грустно от того, что «народный» донос против спектаклей направила депутат Елена Ямпольская, театральный критик. Театр у нас маленький, театральных критиков мы узнаем в лицо, и не будет ошибкой сказать, что на показах, которые стали поводом для обращения в прокуратуру и полицию, Елены Александровны не было, видно это и по тому, насколько подменено в описании содержание спектаклей.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ФИЛЬШТИНСКИЙ И ДУХ ДЕМОКРАТИИ

    Сегодня на сцене Учебного театра «На Моховой» большим юбилейным вечером «Театральная педагогика и время» завершается обширная программа творческих событий, посвященная 30-летию Мастерской Вениамина Михайловича Фильштинского.

    Название этого материала, задуманного к юбилею (а это значит, что можно не стесняться красивых слов), подсказал мне, сам того не ведая, мой Мастер — Юрий Николаевич Чирва. Я расспрашивала его о Фильштинском. Это он вдруг произнес слово — о демократии. И мне подумалось — как, в сущности, точно и остро он выбрал это слово. Юрий Николаевич — раньше учитель, а нынче коллега Фильштинского по вузу — вузу, который уже столько раз поменял название. Но суть-то осталась — учат здесь люди тому, в чем нуждаются сами — вниманию к личности, имеющей природное право и личную волю жить в культуре, искусстве, образовании, жить в обществе, наконец, свободно и демократично. Наши учителя и поколения их учеников — удивительный сюжет совсем не всем понятной борьбы за свои идеалы.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЛУЧШИЙ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ МИРОВ

    «Репетиция. История (и) театра (I)». Компания «Международный институт политического убийства» (Цюрих, Гент, Берлин) и студия Национального театра Валлонии-Брюсселя (Бельгия).
    Концепция проекта и режиссура Мило Рау. Текст Мило Рау и коллектива театра.
    В рамках Театральной Олимпиады.

    Репетиции. История(и) театра — это реконструкция жестокого убийства молодого человека Исхана Жарфи, забитого пьяными отморозками где-то в пригороде Льежа за то, что он гомосексуал и араб. Шесть актеров, профессионалы и любители, рассказывают историю, пробуя воссоздать на сцене факты, свидетельства.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • НА ФОНЕ ПОГАСШЕЙ ЛУНЫ, ПОД ТАТАРСКУЮ ПЕСНЮ...

    «Пять вечеров». А. Володин.
    Театр им. Камала.
    Режиссер Айдар Заббаров, художник Булат Ибрагимов

    В финале этих «Пяти вечеров» не произносят легендарное «Только бы войны не было». В финале этих «Пяти вечеров» Тамара обнимает Ильина (кстати, совершенно трезвого) со словами: «Теперь у нас все будет иначе». А в конце первого акта она танцует странный ломаный танец под татарскую песню 90-х. И это, кстати, лучшее место в спектакле...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПО ТУ СТОРОНУ СТЕНЫ

    «Девочка со спичками». По мотивам одноименной сказки Г. Х. Андерсена.
    Театр Karlsson Haus.
    Режиссеры Элина Сарно (Финляндия) и Анна Иванова, художники Лаура Халлантие (Финляндия) и Элина Сарно.

    В спектакле «Девочка со спичками» нет новогодней ночи, а есть тихая, малоснежная зима — время умирания и замедления, время, чтобы сосредоточиться и подумать, время одиночества и слабенькой надежды на новую жизнь. Но мы знаем, что не все доживут. Это грустное знание пронизывает весь спектакль, и надо постараться не особо «привязываться» к кукольной девочке. У нее грустное, немного испачканное лицо, аккуратненькая маленькая голова с прямыми волосами. Холщевое чуть запыленное платье. Она похожа на тех чудесных немецких кукол, которых выставляют в витринах сказочно-заграничных магазинов под Рождество. Только этой игрушкой уже изрядно поиграли, переодели и потеряли на пустыре.

    Читать дальше | Комментарии (0)