Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

23 ноября 2019

ПО ТУ СТОРОНУ СТЕНЫ

«Девочка со спичками». По мотивам одноименной сказки Г. Х. Андерсена.
Театр Karlsson Haus.
Режиссеры Элина Сарно (Финляндия) и Анна Иванова, художники Лаура Халлантие (Финляндия) и Элина Сарно.

В спектакле «Девочка со спичками» нет новогодней ночи, а есть тихая, малоснежная зима — время умирания и замедления, время, чтобы сосредоточиться и подумать, время одиночества и слабенькой надежды на новую жизнь. Но мы знаем, что не все доживут. Это грустное знание пронизывает весь спектакль, и надо постараться не особо «привязываться» к кукольной девочке. У нее грустное, немного испачканное лицо, аккуратненькая маленькая голова с прямыми волосами. Холщевое чуть запыленное платье. Она похожа на тех чудесных немецких кукол, которых выставляют в витринах сказочно-заграничных магазинов под Рождество. Только этой игрушкой уже изрядно поиграли, переодели и потеряли на пустыре.

Сцена из спектакля «Девочка со спичками». Фото — Анна Гилёва

Премьера Karlsson Haus — это практически кукольный моноспектакль. Девочка все время на сцене, ею управляют — по очереди, или одновременно, или передавая друг другу, — три человека. Делают это у нас на глазах, но так виртуозно, что мы не замечем. Кукольная девочка оживает легко, двигается изящно, ее жесты нежны и аккуратны. К тому же кажется, что нет одного главного ведущего, управляющего головой и озвучивающего куклу, — потому что нет голоса, это спектакль без слов. Нельзя не полюбить слегка чумазое личико куклы или ее попытки принарядиться, закрепив на волосах бантик с чужой туфельки. Она хочет понравиться нам, случайному прохожему, миру, который к ней равнодушен.

За 50 минут сценического действия актеры успевают рассказать историю короткой, но удивительной жизни, вроде бы лишенной больших событий и грандиозных огорчений. У Андерсена мир был несправедлив, зол и даже агрессивен к ребенку: дома девочку ждал грубый отец, который побил бы ее за непродажу спичек, башмаки у нее отбирал уличный мальчишка. Да и умирала девочка в канун Нового года, в тот момент, когда все ждут чуда, а любая история должна закончиться хорошо. Андерсеновская история заканчивалась хорошо — избавлением, которое несла смерть.

Сцена из спектакля «Девочка со спичками». Фото — Анна Гилёва

История Андерсена про уход из холодного и недружелюбного настоящего в мир, где есть любящая бабушка, сверкает новогодняя елка, а на столе запеченный гусь, в Karlsson Haus претерпела изменение: мир, из которого уходит девочка, пуст и равнодушен. В нем почти ничего нет: стена с дырой, прикрытой газеткой, да несколько вывалившихся кирпичей. Когда приглядишься, становится видно, что это спичечные коробки. Девочка играет с ними: коробки становятся то собакой, то чайками, но почти сразу их уносит ветер.

Нет ни слов, ни текста, только различные звуки и мелодия аккордеона Рената Шавалиева, сидящего перед сценой. А сама сцена — это небольшой по размеру прямоугольник, как миниэкран для широкоформатного фильма: узкий, но длинный. Спектакль играет с масштабами — в прямоугольнике сцены помещаются только ноги взрослых. Но и ног достаточно. Кукла- девочка прижимается к ногам то одного, то другого персонажа, но никто не стремится взять ее на руки. Максимум погладят по голове. Случайные прохожие видны нам по пояс — ни головы, ни туловища: идут, шаркая или чеканя шаг. Для девочки все интересно, она с удовольствием копирует их походку или боязливо наблюдает за другой девочкой в праздничных туфельках. Актриса выносит еще одну куклу, вернее только нижнюю часть взрослой куклы-девочки, у которой бархатное платьице и лакированные туфельки. Эту девочку возьмут на ручки и унесут, а нашей достанется только красный бант с туфли, который она тут же пристроит на волосы.

Сцена из спектакля «Девочка со спичками».
Фото — Анна Гилёва

Слов нет, но много звуков — это и ветер, и шарканье метлы, и скрип сапог, и хруст раздавленной сушки, и стук босых кукольных ножек о планшет сцены. Бабушкины башмаки велики девочке, поэтому она бесконечно теряет их, пытается поймать одной ногой или быстро надеть и бежать дальше — ведь мир вокруг такой интересный.

Вся ее жизнь сосредотачивается на ожидании чуда, игры, веселья и крохотной надежды, что ее возьмут, позаботятся, спасут, в конце концов, от постоянно сыплющегося на ее голову снега. Чья-то рука бросает большие пригоршни прямо кукле в лицо, она отмахивается от снежной пыли.

Будет у девочки и радость, но для этого ей придется «сломать» четвертую стену и позвать к себе в «прямоугольник» музыканта. Он единственный, присевший на край, виден полностью, он существо двух миров и играет для девочки мелодии, которые она просит у него. Вальс перетекает в танго, и девочка скользит своими босыми ножками по засыпанному снегом планшету сцены. Натанцевавшись и отпустив музыканта, она сжигает свою последнюю спичку.

Спектакль — как полнометражный мультфильм, снятый одним планом, без монтажных склеек. Режиссеры детально выстраивают короткую жизнь девочки и сосредоточены на мелочах: жест, которым кукла стряхивает снег с головы; торопливые шаги куклы, когда она любопытствует, что там за стеной; или вот эта ее способность зажигать спичку с одного раза.

Девочка в спектакле зажигает спичку в момент огорчения, досады, потерпев очередную неудачу на жизненном пути. У Андерсена персонаж изначально был несчастен и обречен, а зажженная спичка — единственная девочкина радость. В героине спектакля много жизни, она имеет характер, готова играть и радоваться, она активно ждет спасения. Она бунтует, немного по-детски, поставив руки в боки. Актеры слегка наклоняют ее голову, и мы скорее ощущаем, чем видим ее долгий взгляд. В легких, казалось бы, совсем не кукольных жестах чувствуется наблюдение за манерой поведения детей, уверенных в своей неотразимости, капризных и своевольных.

Сцена из спектакля «Девочка со спичками». Фото — Анна Гилёва

Вырисовывается характер, нрав — вообще-то веселый, озорной и в то же время обидчивый, но отходчивый, с желанием кому-то довериться, жаждой спасения. Но никто девочку деятельно не пожалел, никто о ней не позаботился, кроме создателей спектакля.

Мечты замерзающего ребенка, смотрящего в пламя спички, есть и здесь, но вместо мещанского жареного гуся вокруг нее водят хороводы только сушки. И прилетает бабушка. Сухонькая старушка в теплом пуховом платке появлялась в начале спектакля: она пряталась в рукаве музыканта, а умерев, улетала вслед бенгальскому огню. Вот и теперь мы видим вдалеке бенгальский огонек, который летит за девочкой. Она, тяжело вздохнув, умирает — пришло ее время. Сгоревшая последняя спичка погружает сцену в полумрак. Кукла затихла. Скорбно отошли кукловоды.

В указателе спектаклей:

• 

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога