Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • НОВОКУЗНЕЦКАЯ КУЗНИЦА

    Режиссерская лаборатория прошла в Новокузнецком театре драмы.

    Приятно, когда шофёр, везущий тебя из аэропорта города Новокузнецка в гостиницу, начинает рассказывать о том, какой в их городе замечательный театр, и что он с семьей не пропускает ни одну премьеру. Театр и правда замечательный, известный далеко за пределами Кузбасса. Он не раз участвовал в фестивале театров малых городов, был и обладателем гран-при, приезжал в Москву на Золотую маску. Готовясь к празднованию трехсотлетия Кузбасса, Новокузнецкий театр решил отметить историческую дату спектаклями по современным пьесам и впервые пригласил режиссерскую лабораторию, которую уже много лет проводит Государственный Театр Наций при участии Министерства культуры РФ в рамках Государственной программы по поддержке театров малых городов России.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ БОЙСЯ СКАЗКИ, БОЙСЯ ЛЖИ

    Три сказки на XVIII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    «Сказки Хикмета». Н. Хикмет. Перевод В. Туляковой.
    Казанский татарский государственный театр юного зрителя им. Г. Кариева.
    Режиссер-постановщик Сойжин Жамбалова.

    В полноценный спектакль «Сказки Хикмета» выросли из эскиза, показанного на лаборатории «Ремесло». Режиссер Сойжин Жамбалова соединила два текста Назыма Хикмета — про слепого падишаха и трех его сыновей и про девочку Айше, в которую влюбилось облако, — предложив разные решения. И, конечно, постановка стала прекрасной возможностью для молодых артистов труппы продемонстрировать богатство технического арсенала, позволяющего без видимых усилий менять способы актерского существования.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕСТА ПАМЯТИ: ВЫБОРГ

    В Выборге в библиотеке Алвара Аалто в рамках театрального фестиваля «Культурный Выборг. Адаптация» прошла драматургическая лаборатория «Прошлое/Настоящее/Будущее Выборга»

    Может ли стать задачей театра или текста пьесы идея реконструкции сознания, чувствования человека другого времени, другой эпохи, другого пространства, другой культуры? Современному искусству стало так важно жадно архивировать, наслаждаться разрушением и одновременно созиданием памятников и исторических ценностей. В 1980-е годы французский историк, философ Пьер Нора вводит термин «места памяти» — это пространства соединения духовного и материального культурного контекста, это музеи, памятники, даже застольные и погребальные речи, это носители культурных кодов, которые крайне тяжело зафиксировать, но необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОГОВОРИМ ПО-ЧЕСТНОМУ?..

    Заметки о прошедшем недавно XVIII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    Раньше все было проще: спектакли для детей должны были учить добру и злу, давать моральные ориентиры, воспитывать. Но раньше и с детьми было проще — «цветами жизни» они стали, с исторической точки зрения, довольно недавно. Многие знания — многие печали: сегодня, наверное, только человек, совсем лишенный доступа к интернету, не знает, что к детям нужно относиться ответственно, уважать их особенности, у которых, кстати, есть периодизация и научное обоснование. И воспитывать теперь их нужно не по-старому, «через не хочу», а помогая создавать внутреннюю мотивацию, заинтересовывая. Чтобы на выходе получить не того, кто с ужасом и отвращением вспоминает все, чем его «кормили» из-под палки, а того, кто заинтересовался, доверился, включился.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КУДА ИДУТ НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ

    9 июня в городе Набережные Челны завершился ХVIII Фестиваль театров малых городов России, ежегодно организуемый под эгидой Театра Наций при поддержке Министерства культуры России.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЕОНИДУ ЛЕЙКИНУ — 60. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Сегодня празднует юбилей Леонид Лейкин, легендарный российский клоун, артист театра «Лицедеи», автор и соавтор множества незабываемых интермедий, навсегда вошедших в золотой фонд мировой клоунады. Лейкин — клоун по рождению, призванию и профессии — навсегда обеспечил себе бессмертие в народе одним лишь только «Низзя», но он до сих пор на сцене — творит, завораживает, заражает своей энергией и непосредственностью и, как и прежде, доводит публику до колик, истерического смеха; он способен расшевелить самого неулыбчивого зрителя.

    Своего коллегу по клоунскому цеху поздравляют Слава Полунин и Антон Адасинский. «Петербургский театральный журнал» присоединяется к поздравлениям!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО НИКИТИНСКОГО ТЕАТРА — ТЕАТРАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

    Мы столкнулись с вопиющей несправедливостью. И наше положение доведено до крайней точки.

    Никитинский театр существует пять лет. За эти 5 лет нам удалось пройти стремительный путь и вырасти в один из флагманов российского независимого театра. В нашем театре ставят спектакли ведущие театральные режиссеры. Наши спектакли участвуют в международных театральных фестивалях наряду с именитыми театрами. Мы имеем три номинации на главную театральную премию страны «Золотая маска». Мы создали собственный театральный фестиваль. Ведущие критики и эксперты говорят о нас, как о ярком явлении на театральной карте России.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СПЕЦИФИК САЙТ И ЕГО ГРАНИЦЫ

    «Лаборатория границ».
    Автор идеи Джан-Мария Тозатти.
    Кураторы Юлия Клейман и Алексей Платунов.

    Сайт-специфик — как трип внутрь своего сознания. Чтобы что-то там перевернулось — провокация предметностью, физической реальностью.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ДЕМОНТАЖ ВСЕЛЕННОЙ

    «Любовь под вязами». Ю. О’Нил.
    Курганский театр драмы.
    Режиссура и сценография Дмитрия Акриша.

    С этим спектаклем в Кургане стало ясно, что режиссура Дмитрия Акриша меняется, он открывает новые грани своего таланта, меняется, эволюционирует. Сегодня этот режиссер — один из самых ярких среди вчерашних дебютантов, и театральная публика в разных городах (Акриш пока не «осел») сумела оценить его коллективные мизансцены, силовую хореографию одержимых героев, экстатику, брутальный эротизм, громкие визуальные и световые эффекты, энергозатратность. Дмитрий Акриш явно постановщик большой формы, крупных жестов. И если поначалу манера режиссера могла кого-то напоминать, то в более зрелых формах Акриш находил оригинальные решения, собственную стилистику.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРИЗРАКИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

    «Свидригайлов. Сны». Сцены из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Омский академический театр драмы.
    Режиссер Георгий Цхвирава, художник Булат Ибрагимов.

    Несколько дней назад отгремел в Омске грандиозный фестиваль — золотомасочная спецпрограмма «Достоевский и театр», посвященная 200-летию великого писателя. С конца мая здесь игрались лучшие спектакли по Достоевскому театров всей России. Кроме Москвы только Омску было отпущено это счастье, и понятно почему. Омская драма приняла этот вызов, произнесла свою небольшую, но чрезвычайно уместную реплику на этом юбилейном празднике, представив свою премьеру.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ИГРА В ПУСТОТУ

    Вчера минуло 114 лет со дня рождения Варлама Шаламова, сегодня мы публикуем этот текст.

    >

    «Колымские рассказы».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Максим Фомин, автор инсценировки и исполнитель Марк Овчинников.

    Сценография «Колымских рассказов» проста. Металлическая конструкция, имитирующая то ли тюремные нары, то ли «вольную» скамейку. Фон — три полотнища с напечатанными на них фамилиями заключенных. Рядом с фамилиями цифры — вероятно, пронумерованы однофамильцы. Увеличенные в своем размере и объеме страшные списки.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МОЯ КАРЕЛИНА

    У Галины Тимофеевны Карелиной юбилей — 90 лет, из которых 65 отдано Александринскому театру. Нет в нем человека, прослужившего ему дольше, чем она. Есть зрители, которые помнят Карелину времен ее расцвета и наибольшей активности — 1960—70—80-х: Дона Анна в «Маленьких трагедиях» Леонида Вивьена, повлиявшего на молодую актрису; Инкен Петерс («Перед заходом солнца») у Александра Музиля; Юлия Павловна Тугина у Ирины Мейерхольд; Сарра — Анна Петровна у Арсения Сагальчика; Васса Железнова, фру Алвинг, Матрена («Власть тьмы») у Виктора Хоркина... Это и роли в советской и, в частности, соцреалистической драматургии, с которой у бывшего Театра имени Пушкина складывались особые отношения.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИГОРЮ ЗОЛОТОВИЦКОМУ — 60. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Что сказать про Игоря Золотовицкого, которого я знаю практически с детства, с 17 лет — вся жизнь вместе... Это человек, с которым всегда радостно и тепло. Очень добрый, важный, нужный, любимый человек, настоящий друг, плечо и опора. Несмотря на то, что на протяжении стольких лет общения у нас неминуемо возникают разногласия и противоречия во взглядах (мы часто спорим!), я знаю, что с нашей дружбой уже ничего не поделать. Я люблю его и поддерживаю во всех шагах и решениях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕЙЗАЖ С ПЕСКОМ И БЕТОНОМ

    «Утиная охота». А. Вампилов.
    Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького.
    Режиссер Даниил Безносов, художник Анастасия Васильева.

    Даниил Безносов, главный режиссер краснодарского Молодежного театра, поставил «Утиную охоту» в Краснодарской драме, а значит, драматические театры в одном городе вовсе не обязательно ревнивые конкуренты. Главреж драмы Арсений Фогелев в роли Зилова — лишний аргумент к этому тезису. Вообще в последнее время в драмтеатре наводят, кажется, мосты дружбы и примирения: так, в августе на лабораторию по Достоевскому здесь ждут Александра Огарева, когда-то громко и не по своей воле театр покинувшего.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • К 70-ЛЕТИЮ АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА

    Александр Николаевич Сокуров — Философ-гуманист, Художник, Человек. Каждая ипостась обязательно с большой буквы. В каждой обнаруживается глубокая связь с миром и предшественниками. У каждой есть причина быть высказанной и услышанной. Начиная с «Одинокого голоса человека», испугавшего руководство ВГИКа и лёгшего на полку на десять лет, и заканчивая «тетралогией власти», открыто объясняющей последствия искушения человека стать божеством. Услышать в сегодняшнем торжестве демонизма человеческое начало — задача, достойная и для философа, и для художника, и для человека. В её сформулированной посылке заложена глубочайшая связь со всей культурой прошлого — от Врубеля, увидевшего демона властным, но страдающим духом до Висконти, сетовавшего на исчезновение благородства новых хозяев жизни. В её настойчивом исполнении — главные уроки свободы от градозащитных инициатив до прямого разговора с президентом. И так всю жизнь, несмотря на сегодняшние 70 лет.

    Поздравляем Александра Николаевича Сокурова с юбилеем и публикуем один из важных разговоров с ним о культуре и человеке, состоявшийся шесть лет назад.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕЛО ЭЛВИСА

    «Мой внутренний Элвис». По книге Я. Шерер.
    Московский театр кукол.
    Режиссер и автор инсценировки Наталья Пахомова, сценография и куклы Оксаны Ильчук и Александра Шадрина.

    Новая премьера Московского театра кукол выросла из эскиза на лаборатории МТК. Next, где любой актер или актриса театра может предложить свой любимый материал для постановки и под руководством кураторов Алексея Гончаренко и Наталии Пахомовой довести до показа на публику и далее до премьеры. Так случилось с работой Оксаны Ильчук и Александра Шадрина, которые взялись за книгу Яны Шерер «Мой внутренний Элвис».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МОРЕ ВНУТРИ

    «Groza». По мотивам пьесы А. Н. Островского.
    Калининградский драматический театр.
    Режиссер Евгений Маленчев, художник Анастасия Бугаева.

    При новом художественном руководстве Калининградский драмтеатр взял курс на обновление. В «Groza» Евгения Маленчева Катерина не произносит сакраментальное «отчего люди не летают так, как птицы?», Кулигин не изобретает perpetuum mobile, Варвара не гуляет с Кудряшом, а сумасшедшая барыня не пугает огнем неугасимым (Кулигина, Кудряша и барыни здесь вообще нет). Текст пьесы сокращен, переписан командой спектакля, лишен архаики и тех заезженных фраз, которые мы знаем наизусть, поэтому звучит так, будто появился недавно. События, показанные Островским, вдруг становятся возможны сегодня и случаются с героями, очень похожими на нас. Персонажи спектакля — современные люди, которые живут за городом и развлекаются тем, что ведут бесконечные разговоры и выясняют отношения, потому что заняться больше нечем. Сначала все это напоминает ситком (что для «Грозы» неожиданно), но смерть Катерины — а она все-таки умирает в финале — оставляет героев один на один с бытийными вопросами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ПРОЩАНИЮ С РЕЗО ГАБРИАДЗЕ

    Сегодня мир прощается с Резо. Похороны.

    Я пишу эти странные слова в небе. Реально — в небе, в самолете. В тот самый час, когда на земле, в Тбилиси, начинается отпевание и погребение. И, словно Христофор из «Чудаков», пролетая на своем «неболете» над землей, как будто вижу и эту прекрасную маленькую площадь перед театром, и башню, и сделанный Резо Пасхальный родник, и кусок паросского мрамора, лежащий у кафе, и древнюю церковь Анчисхати, куда он чаще всего ходил ставить свечки и где уже сейчас стоит гроб и все готово к отпеванию. Мир прощается с Резо, начинаются панихиды в Петербурге и Москве. А в Пантеоне на горе Мтацминда вырыта свежая могила. И, как Христофор, бросавший — пролетая — цветок на могилу Тамунии, я бросаю воображаемый первый цветок на дно этой еще пустой могилы. Пусть лежит, ждет...

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • КНИГА И КИНОКАМЕРА

    «Атласная туфелька». П. Клодель.
    Комеди Франсез.
    Режиссеры Эрик Руф, Жиль Давид, Тьерри Ансисс и Кристиан Гонон.

    Пока у нас проходят многолюдные фестивали и зрители в малых и больших залах плечом к плечу следят за происходящим на сцене, зарубежные коллеги вынуждены простаивать и придумывать всевозможные сетевые театральные увеселения. В частности, театр «Комеди Франсез» придумал и осуществил масштабную программу «сценических читок» классиков и новейших авторов, среди которых значатся Корнель, Расин, Мольер, Гюго, Чехов, Пиранделло, Лагарс и другие. Не так давно состоялась читка «Атласной туфельки» Поля Клоделя. Своим впечатлением об этом событии делится Инна Некрасова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ

    «Левша». В. Печейкин.
    Театр Наций.
    Режиссер Максим Диденко, концепция, сценография, костюмы Марии Трегубовой.

    В школе нам преподавали так: «Левша» Николая Лескова — глубоко патриотическое произведение о том, как русские самобытные мастера «умыли» продвинутую Европу с ее образованием, прогрессом и индустрией. Печальный конец талантливого умельца и казус с блохой, которая перестала танцевать, как-то не особо попадали в фокус внимания учителей. «Левша» так и остался в памяти как назидательная притча об особом русском пути и моральном превосходстве соотечественников над рациональной Европой.

    Читать дальше | Комментарии (0)