«Утиная охота». А. Вампилов.
Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького.
Режиссер Даниил Безносов, художник Анастасия Васильева.
Даниил Безносов, главный режиссер краснодарского Молодежного театра, поставил «Утиную охоту» в Краснодарской драме, а значит, драматические театры в одном городе вовсе не обязательно ревнивые конкуренты. Главреж драмы Арсений Фогелев в роли Зилова — лишний аргумент к этому тезису. Вообще в последнее время в драмтеатре наводят, кажется, мосты дружбы и примирения: так, в августе на лабораторию по Достоевскому здесь ждут Александра Огарева, когда-то громко и не по своей воле театр покинувшего.

А. Фогелев (Зилов).
Фото — Алеко Мирзоян.
Но вернемся к спектаклю. Как устроена эта «Утиная охота»?
На камерной сцене выстроен серый павильон (художница Настя Васильева). Бетонные стены, стяжка без штукатурки; однако задняя стенка оказывается прозрачной, и за ней порой проступает вторая реальность. Пол усыпан песком, на нем — стол, несколько перевернутых стульев и ванна: лаконичный образ новостройки, куда и вселился Зилов. Для Краснодара с его строительным бумом весьма актуально.
Пьеса Вампилова построена как история из настоящего (похмельное утро) с рядом флешбэков. Настоящее в спектакле отмечено дождем, льющимся по «четвертой стене» в корытца, наполненные резиновыми утками. И сам Зилов существует одновременно как действующий (в прошлом) и вспоминающий — сложная актерская задача для Арсения Фогелева. Эта двойственность вообще порождает вопросы: насколько реалистично то, что происходило в прошлом? Флешбэки — это реалистические зарисовки или воспоминания, окрашенные в красный и серый цвета восприятием похмельного сознания? А была ли Ирина? А такой ли была жена? Вопросы, вопросы…
Но главный вопрос, как известно, «загадка Зилова». Арсений Фогелев не играет ни в Гамлета, ни в Дон Кихота, ни в героя вообще. Его Зилов — очень узнаваемый, современный персонаж: усталый, потерявший смысл, прокрастинирующий, не находящий опоры. Нельзя ничего построить на песке. Работа бессмысленна (буквально игры в песочнице), наряду с женой — любовницы одна за другой, даже и не застрелишься толком. И все время приходится врать. О, врет герой Фогелева изумительно, привычно и ловко, увлекаясь, с особым переливчатым тембром, с которым так контрастирует серовато-ровная и тяжелая, как бетонная плита, интонация Галины (Татьяна Башкова): «Ни одному слову твоему не верю».

Сцена из спектакля.
Фото — Алеко Мирзоян.
Правда, честных тут и вовсе нет. Беспредельно усталая жена скрывает от мужа роман по переписке. Длинноволосый интеллигентный хипстер Саяпин (Виталий Борисов) — как будто бы добрый друг Зилова, но уж слишком суетится вокруг квартиры и без лишних слов, очень сноровисто ловит ключи от нее в финале. Вера Олеси Богдановой — стильная и безмерно циничная красотка, которая меняет мужчин как перчатки, презрительно называя всех «аликами». Шеф Зилова, Кушак, в исполнении Филиппа Душина — слишком молодой начальник, чей-то ставленник, на котором и костюм сидит плоховато, и сам он от неуверенности насквозь фальшив. Наивная, чистая Ирина (Елизавета Варенникова) быстро превращается из комсомолки в нимфетку, слишком споро соглашается на место любовницы; и потому здесь она заслужила финальную отповедь. Все они заслужили.
На последнем «дружеском» ужине, анти-«тайной вечере», дошедший до предела Зилов разрывает узы взаимной, удобной социальной лжи. Он просто решает больше не играть по правилам той игры во вранье, в которой преуспел, может быть, больше всех. Его монолог-обличение ведет генеалогию от слов Чацкого; в этот момент Зилов ненадолго становится героем и сражается со своим многоголовым драконом.
В битве такой, конечно, не преуспеешь. И когда пьяный несчастный Зилов валится в ванну, решающий удар ему наносит его зловещий двойник — официант Дима. Михаил Дубовский играет его очень точно и четко, от первых угрожающих взглядов и до последних холодных реплик. Дима идет словно бы тем же путем, что и Зилов, но — без метаний, без сомнений, и потому он страшен: так страшно он бесконечно жует и жует пирожок на месте, где человек только что хотел застрелиться.

Сцена из спектакля.
Фото — Алеко Мирзоян.
Даниил Безносов поставил текст Вампилова как историю про сегодня: времена социального разъединения и безнадежности. Однако он дает зрителю слабую, виртуальную надежду на то, что все еще может быть иначе.
Во-первых, в спектакле акцентирован облик мальчика-двойника: Зилов видит в маленьком Вите непорочного, юного себя, как будто поверив в возможность новой правильной жизни.
Во-вторых, есть намек на выход из бесконечного круга. Если в пьесе Зилов в итоге спокойно звонит по телефону и соглашается ехать на охоту, то тут, изгнав всех, он опять берется за ружье. Герой вновь и вновь пытается застрелиться, перемещаясь с оружием по-чаплински смешно и жутко, — но самоубийство у него, очевидно, так и не получится.
Гамлет В. Шекспира вполне себе «усталый, потерявший смысл, прокрастинирующий, не находящий опоры». Тут вопрос вкуса, актуализации и степени обобщения…