Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПИСЬМО АТК К СОЮЗУ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ

    Сегодня, 26 ноября, Ассоциация театральных критиков обратилась к Председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину с запросом о причинах отстранения от работы, утвержденных ранее экспертов «Золотой маски» сезона 2022-2023. Приводим текст письма полностью...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ

    «Черевички». П. И. Чайковский.
    Урал Опера Балет (Екатеринбург).
    Дирижер Константин Чудовский, режиссер Борис Павлович, художники Мария Лукка, Александр Мохов, Анастасия Соколова.

    В далеком-далеком космосе летит сияющая планета, похожая на елочный шар. Где-то на другой далекой-далекой планете медленно-медленно идет массивный мамонт — из правой в левую кулису. Так начинаются «Черевички» Петра Ильича Чайковского, что в Екатеринбургском театре оперы и балета (выступающем под маркой Урал Опера) поставил Борис Павлович. Никакого года 2022, 2014 и далее по списку. Театр, кажется, зовет нас прочь от горестей и забот, в уже начинающуюся предрождественскую счастливую суету — и в сказку.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ?

    «Обыкновенное чудо». По мотивам пьесы Е. Шварца. Музыка Г. Гладкова.
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер Алексей Франдетти, художник Вячеслав Окунев, музыкальный руководитель и дирижер Александра Чопик.

    Спектакль ТЮЗа «Обыкновенное чудо», казалось бы, изначально обречен на успех: прекрасная пьеса Евгения Шварца, замечательная музыка Геннадия Гладкова, чудесный фильм Марка Захарова сделали материал культовым. Он давно вошел в обиход и живет в репликах типа «а кто у нас муж?», звучит в милых сердцу мелодиях с бессмертными текстами о том, как «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк», и многих других, вспоминать которые можно до бесконечности.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • МАМА МЫЛА РАМУ, ЧЕРНУЮ ПЫЛЬ НЕ ОТМЫТЬ НИЧЕМ

    Вологодский театр кукол «Теремок» отметил 85-летний юбилей не только привычным в подобных случаях праздничным вечером, но и самым что ни на есть рабочим утром. Театр провел лабораторию. Решили не просто вспоминать славное прошлое, а представить задел на будущее.

    Режиссер Анна Коонен и художник Александра Громова сделали эскиз «Наводнения» по Евгению Замятину, Филипп Бородин представил свое решение «Мама мыла раму» Льва Рубинштейна.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КУДЫМКАР. СООБЩЕНИЕ. 2022

    В Кудымкаре прошел IV Межнациональный театральный фестиваль «Сообщение». Вместе с председателем жюри Татьяной Тихоновец на нем работали и редакторы «Петербургского театрального журнала» Ирина Селезнева-Редер и Алексей Исаев.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • К 70-ЛЕТИЮ ЭЙМУНТАСА НЯКРОШЮСА

    Очень трудно определить место, или скорее — «объем» Някрошюса в моем профессиональном и жизненном опыте, потому что влияние его спектаклей и его мира в целом было буквально — не метафорически — личностно образующим. «Мы созданы из вещества того же, что наши сны...» Мы (во многом) созданы из вещества впечатлений от его спектаклей. Отрефлексировать это влияние сложно, ведь в нем много внерационального, чувственного, почти магического.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВАЯ АНТИРЕАЛЬНОСТЬ

    «Идите и показывайте!». А. Житковский.
    Театр на Литейном.
    Режиссер Дмитрий Егоров.

    «Идите и показывайте» — слова Никиты Хрущева, адресованные участникам независимой студии «Новая реальность» на выставке 30-летия МОСХа в Манеже в 1962 году. Фраза эта стала завязкой конфликта в спектакле Дмитрия Егорова с одноименным названием, жанр которого режиссер определил как «документальный праздник».

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • СВЕТ, ДЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

    Вечер современной хореографии на X Фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva:
    «Сингулярность».
    Автор идеи и хореограф Кирилл Радев, композитор Андрей Чапоров, художник по костюмам Татьяна Луданик, художник по свету Татьяна Мишина, художник по лазерному контенту Алексей Ефаринов.
    «Форма ноль».
    Хореография и концепция сценографии Павла Глухова, художник по свету Татьяна Мишина.

    10-й Context продолжается — и показывает еще две работы победителей Конкурса молодых хореографов. Участники едва ли похожи. Павел Глухов работал в регионах, например, в Воронежском Камерном театре. Кирилл Радев обитает в Испании и ставит онлайн. Однако внутри Вечера их сочинения образуют подобие общего пространства — за счет света. Его придумала Татьяна Мишина — и то, как прожекторы сочетаются с дымом на сцене, как из сочетания луча и клубов получается самостоятельная субстанция, которая частично заменяет сценографию и может быть партнером танцовщиков, хочется обдумывать особо. Работа Мишиной, узнаваемая, с сильным авторским почерком, соединяет два спектакля.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ПОНЯВ, ЧТО МИРА И СВОБОДЫ НА ЗЕМЛЕ НЕ ДОСТИЧЬ, ДУХОМ Я УСТРЕМИЛСЯ ВВЫСЬ...»

    «Омон Ра». По роману В. Пелевина.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Михаил Рахлин, художник-технолог Мария Мелешко.

    В мире театра и кино Пелевин гость не редкий. Из года в год экранизации романов чередуются с постановками преимущественно его ранних произведений. За последние несколько лет романы Пелевина превращали в мюзиклы, как, например, «Generation „П“» в Челябинском Камерном, и ставили по ним оперы с дополненной реальностью, как «Любовь к трем цукербринам» в Театре им. Наталии Сац. Делали site-specific и выставку контемпорари-арт, как «Ай фак. Трагедия» Константина Богомолова в башне «Меркурий» комплекса «Москва-Сити». Не обходил стороной Пелевина и драматический театр, однако последняя громкая постановка по Пелевину в столице случилась шесть лет назад — это был спектакль Максима Диденко «Чапаев и Пустота» в московском Театре «Практика». И вот спустя эти шесть лет ожиданий Михаил Рахлин выпускает на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова спектакль по «космической Одиссее» Пелевина — «Омон Ра». И получился он про то, что детские мечты иногда лучше не осуществлять, потому что реальность может оказаться всего лишь фикцией, придуманной кем-то другим — сильным и подлым.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДРУГОЙ ГЛОБУС

    — Дайте мне другой глобус!

    — У меня нет для вас другого глобуса!

    Сколько мы так шутили?

    И вот на первую неделю ноября мне дали другой глобус: отсматривая по три спектакля в день на Фестивале стран Центральной Азии (плюс Азербайджан и Татарстан), проходившем в Алматы, я не успевала ночью привычно смотреть долгие стримы, удовлетворялась быстрыми телеграм-комментариями, но зато в общении с восточными коллегами по самую макушку погружалась в не менее страшные проблемы «их глобуса». Все оказалось неутешительно.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЧЕРЕЗ ПРОПАСТИ НА ХОДУЛЯХ

    «Мим». По роману Л. Таль.
    РАМТ.
    Автор инсценировки, режиссер и художник Филипп Шкаев.

    Режиссер Филипп Шкаев, сам написавший инсценировку к роману Лилли Таль «Мим», не скрывает, что все, что происходит на сцене, — происходит на сцене. Артисты то и дело напоминают зрителям, что они всего-то разыгрывают спектакль, что все это — балаганная игра. Все условно. Но вместе с тем, все всерьез.

    В некотором царстве, в некотором государстве жил да был принц Флорин. Все у него было хорошо: внимательные слуги, сколько угодно молока, мужественный отец. Одно только было плохо, да так плохо, что хуже некуда: королевство, которое ему предстояло когда-нибудь унаследовать...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЛИЧИЕ ГОЛОВЫ КАК СПОСОБ КОЛЛЕКТИВНОГО УБИЙСТВА

    «Голова». К. Стешик.
    Театр на Литейном.
    Режиссер Кирилл Люкевич, художник Александр Мохов.

    Спектакль Кирилла Люкевича «Голова» вырос из программы «Первая читка» 2022 года. Одноактовка белорусского драматурга Константина Стешика задает вопросы, но не дает ответов. Три обычных парня, каких мы можем встреть где угодно, от Кудымкара до Дыбенко, сталкиваются со сверхъестественным: Палкин приносит домой к рассказчику пакет, в котором лежит человеческая голова. Настоящая. Живая. Только разговаривать не умеет — мигает в ответ на вопросы. Зато знает о мире нечто такое, о чем герои прежде, наверное, и не думали, и что, может быть, не стоило узнавать.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЖИТИЕ СКАЗОЧНИКА

    «Шварц, человек, тень». М. Кадацкая.
    Казанский ТЮЗ.
    Режиссер Дмитрий Егоров.

    Путешествие из Санкт-Петербурга в Казань на премьеру спектакля «Шварц, человек, тень» петербургского режиссера Дмитрия Егорова обернулось поездкой в Ленинград, Ленинград довоенный, с морским воздухом с Финского залива, пригородными дачами, ленинградскими квартирами и дворами. Этот фантом ленинградского воздуха, возможно, и есть одна из главных неосязаемых примет художественной правды того мира, который два часа сочиняет и выстраивает режиссер с актерами в фойе Казанского ТЮЗа. Мира одного из самых любимых и в то же время непонятых писателей — Евгения Шварца. Мира, в котором переплелись поэтическая, художественная реальность и бронзовая поступь большой истории.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АЛЛЕЯ БЕЗ КОНЦА

    «Какая грусть! Конец аллеи...». Р. Габриадзе.
    Тбилисский русский драматический театр им. А. С. Грибоедова.
    Режиссер Андро Енукидзе, сценография Шота Багалишвили.

    Пьеса «Какая грусть! Конец аллеи...» ставилась трижды. Сперва сам Резо Габриадзе делал ее с Наташей Пари в Лозанне. Затем — Андрей Калинин на Новой сцене Александринки, где Юрий Сучков создавал сценографию по эскизам Габриадзе. И вот — в третий раз, на родине автора.

    Зал Тбилисского театра имени Грибоедова пуст, несмотря на аншлаг: кресла затянуты белыми полотнищами, будто паутиной. А зрителей рассаживают прямо на сцене — видимо, потребовалась несколько большая камерность постановки, чем возможна на этой площадке.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ СТАНИСЛАВА БЕНЕДИКТОВА

    10 ноября 2022 года пришло тяжелое известие — умер Станислав Бенедиктов. Один из бесспорных лидеров отечественного театра, в историю которого навсегда вошли созданные им сценографические образы...

    Бенедиктов — художник романтического склада, редкий дар в современном театре, к счастью, еще не реликтовый, ведь романтизм никуда из искусства не уходил и не уходит, каждый раз возникая, словно мифологическая птица Феникс. Бенедиктов был всегда конкретен в создании пространства игры, но при этом в его действенной правдивой декорации созидается и другая реальность — реальность, которую можно только почувствовать, реальность поэтическая, неуловимая плоть настоящего искусства, что всегда загадка, притягательная энергия, влекущая тебя в мир мечты, мир подлинных героев, мир романтического путешествия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРО ВОЛКОВ И ПРО ЛЮДЕЙ

    На IV Международном театральном фестивале «TeART-Кокше» в Кокшетау (Казахстан) показали десять спектаклей из разных регионов и городов Казахстана, Грузии и Таджикистана.

    Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова привез «Мертвые души» в постановке Вячеслава Виттиха по инсценировке Н. Садур. Пустое пространство с висящими в человеческий рост двухмерными схематичными куклами, похожими на меловой контур тела с места убийства, периодически заполнялось толпой статистов, танцующим хором умертвий, крепостных душ. За прозрачным занавесом появлялась душа Панночки, приходила из небытия, терзала Чичикова. Лирическая тема, протянутая через весь спектакль, где несбывшаяся любовь билась со смертью в прозрачной, почти бестелесной Панночке, которая к финалу превращалась в старуху-ведьму, звучала ясно и временами горько...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РАЗНОГЛАСИЯ С ЛЬВОМ ТОЛСТЫМ

    «Анна Каренина». Л. Толстой.
    Свердловский театр драмы.
    Режиссер Михаил Заец, художник Алексей Паненков.

    Роман Толстого инсценируется и экранизируется с завидной регулярностью. Новые версии демонстрируют самые разные возможности прочесть хрестоматийный текст: как абстрактную трагедию, как психологическую драму с погружением в тайные душевные глубины, как актуальную историю о внутрисемейных отношениях, построенных на моральном насилии, etc. Все чаще в центре спектакля оказывается не заглавная героиня, а ее муж — Алексей Александрович Каренин (известный спектакль Геннадия Тростянецкого именовался «Каренин. Анна. Вронский»; пьеса Василия Сигарева, идущая во многих российских театрах, называется «А. Каренин», новейшая версия Романа Габриа в Тюменской драме, выдвинутая на «Золотую Маску», — «Каренин А.»). Этот поворот свидетельствует о попытках «реабилитировать» персонажа, которого читатель романа видит по большей части глазами Анны (что делает его неприятным, невыносимым и даже отталкивающим), и рассмотреть его как сложную страдающую личность. Но в то же время современные трактовки предлагают новый взгляд на «женский вопрос», на статус женщины в обществе, то есть — в преимущественно мужском мире, и тут в фокусе оказываются героини Анна, Долли, Кити, их судьбы, их представления о любви и браке.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕЧЕГО СМОТРЕТЬ

    «Вместе целая страна».
    Большой Санкт-Петербургский государственный цирк (Цирк Чинизелли).
    Режиссер Виктория Коновалова, композитор Святослав Мелик.

    Цирк во все времена блестяще встраивался в контекст и успешно использовал его. В этом вовсе нет ничего плохого, зритель голосует рублем, цирк этот рубль очень ценит. Так, в эпоху наполеоновского культа во Франции не было места популярнее, чем цирк с его вереницей мимодрам о маленьком капрале. А когда в России в начале XX века усилились черносотенные настроения и цирк как зрелище иностранное оказался под прицелом, антрепренеры и директора сделали ставку на пантомимы с патриотическим сюжетом и накалом. И тоже совсем не прогадали.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗОНА ВЫБОРА

    «Опера нищего». С. Саксеев по мотивам пьесы Д. Гея.
    Театр «Суббота».
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Фемистокл Атмадзас.

    «Хрень приснится, и живи в ней вечно», — говорит озадаченный Мэкки, смотря отрывок фильма «Сталкер»: Писатель и Ученый, сопровождаемые Сталкером, едут на дрезине в Зону... Этот образ стал лейттемой спектакля Петра Шерешевского и вместе с тем — метафорой нескончаемых девяностых. Время действия «Оперы нищего» Джона Гея режиссер-драматург переносит в 1996 год. Начинается все с кадра второго тура президентских выборов — власть фактически уже в руках Ельцина, а значит, и его преемника... С позиции нас сегодняшних понятно, что до заветной Комнаты, исполняющей желания, никто из них (нас?) не дойдет, единственное, что всем тут светит, — попросту зона...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИТОГИ «ЗОЛОТОГО СОФИТА»-2022

    Пару часов назад на сцене Театра юных зрителей им А. А. Брянцева завершилась торжественная церемония награждения лауреатов XXVIII Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Публикуем ниже список победителей.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария