
-
«Ремарк». По романам Э. М. Ремарка «Три товарища», «Триумфальная арка», «Ночь в Лиссабоне» и «Жизнь взаймы».
Проект «Звучит».
Режиссер Дарья Завьялова.Зима 2022. Открыв дверь старинной парадной, с промозглой темной питерской улицы мы неожиданно попадаем в атмосферу теплого, почти семейного вечера. Лофт-пространство Villa del Vento на Васильевском острове — идеально найденная площадка для ожидающего нас литературного перформанса.
Культурный слой бывшей коммуналки очищен до старинных кирпичей исчезнувшей барской квартиры. Островки неровной штукатурки, оставленные там и здесь, — теперь часть эстетики. Это не запустение больше, но игра. Искусная, рукотворная игра со временем и историей — преодоление и приручение стихии разрушения.
-
«Сын». Ф. Зеллер.
Театр «Красный факел».
Режиссер Алексей Слюсарчук, художник Ольга Фарафонова.Спектакль «Сын» Алексея Слюсарчука в программке назван «лирической драмой», с чем согласиться трудно. Я бы назвала его, скорее, метафизической драмой, потому что никакой лирики в нем нет, слишком уж эта история (в интерпретации петербургского режиссера при поддержке художника) сближается с притчей и мифом. Возможно, наименование «лирическая» — это часть игры со зрителем, горькая авторская ирония, заключенная уже в определении жанра.
-
Мюзикл «Крысолов».
Проект «Театральный дом» на Новой сцене Александринского театра.
Режиссер Дмитрий Крестьянкин.Спектакль «Крысолов» — первый мюзикл от команды проекта «Театральный дом» совместно с фондом «Подари мне крылья». Как и «Одиссея 2К19» и «20Иллиада20», новый проект «Театрального дома» рассчитан на социальную адаптацию воспитанников детских домов и приютов Санкт-Петербурга. Но в «Крысолове» участвуют еще и друзья ребят из детских домов, подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, актеры, друзья и знакомые профессиональных артистов. Получилась такая коллаборативная история. Режиссер в программке не указан, но играющий на гитаре у задника Дмитрий Крестьянкин явно не только гитарист и участник проекта.
-
«Кто боится Вирджинии Вулф». Э. Олби.
Театр Наций.
Режиссер Данил Чащин.Данил Чащин впечатляет своей работоспособностью и востребованностью от Москвы до самых до окраин, равно как и всеядностью. Только в первой половине этого сезона, с сентября по декабрь, и только в Москве вышло три его постановки: «Леди Макбет Мценского уезда» в Театре Ермоловой, «Кто боится Вирджинии Вулф» в Театре Наций и «Красавец мужчина» в Театре имени Пушкина (это Островский, что бы вы ни подумали). Справедливости ради, он и раньше, до массового исхода режиссеров из страны, работал так же споро и скоро. Каждый месяц Данил Чащин публикует свою личную афишу — почти ежедневно, а то и дважды в день где-нибудь в России (чаще в Москве) идет его спектакль.
-
«Палата № 6». Пьеса В. Бугакова по одноименной повести А. П. Чехова.
Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина Театра-фестиваля «Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Ксения Бурланкова.И да, если что, это я — доктор Рагин. Нет, не тот доктор Рагин, который, как считают исследователи, прямо Лев Толстой, спорящий с доктором Чеховым-Громовым. Я о том Рагине, который в спектакле. То есть, сижу который день в своей комнате, как Константин Анисимов в правом углу авансцены, думаю о конечности и бессмысленности, никуда не хожу... За пределами комнаты распростерлась зимняя мгла, и в ней, в этой мгле, мучается, пьет, живет сонная, неизлечимо больная общероссийская палата номер шесть. В ХIХ веке так прямо и говорили: «Палата номер шестая», — имея в виду одну шестую суши.
-
«E=mc2». В. Тетерин.
РГИСИ, Мастерская А. Праудина.
Режиссер Арина Полякова, художник Юлия Павленко.Детально прорабатывая свои спектакли, мастер и студенты «чердачной» мастерской зачастую занимаются социально-психологическим театром. Они акцентируют внимание на проблемах, которые касаются нашей страны, как бы скальпелем вскрывая гниль на живом (а может, и полумертвом) теле социальщины. Они не стесняются в высказываниях, работают с пьесами современных (и не очень) драматургов, актуализируя материал. Как и учитель, Анатолий Праудин, студенты его Мастерской «играют» с текстом.
-
«Сирены Титана». К. Воннегут.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Анвар Гумаров.Образный мир культового романа Воннегута, безусловно, осуществить в театре невозможно. Даже кинематограф за 60 лет после выхода «Сирен Титана» трижды приступал и трижды отступал от воплощения того, что доступно литературной форме: каждые 59 дней на разных планетах материализуется растворившийся в пространстве и времени, в «хроно-синкластическом инфундибулуме» провоцирующий действие персонаж (с собакой по кличке Казак); в нашествии на Землю уничтожается марсианская армия; на планете Меркурий живут гармониумы, питающиеся вибрациями и классической музыкой; модуль искусственного интеллекта Сэло летит девятнадцать миллионов лет через Вселенную с планеты Тральфамадор, обитатели которой сотворили земную цивилизацию. Как это сыграть? Все сократить? Но это смыслообразующие компоненты действия, ими пренебречь невозможно.
-
«Похмелье». Г. Федоров.
Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Режиссер Федор Федотов, дирижер Иван Худяков-Веденяпин.Для камерных проектов Пермская опера периодически занимает сцену Частной филармонии «Триумф» — и мировая премьера оперы Георгия Федорова «Похмелье» состоялась именно там, в двух шагах от театра, на улице Ленина, где сто десять лет назад в Перми был открыт один из первых в городе кинотеатров. Сейчас здесь — модный центр культурной жизни: то редкое кино покажут, то приютят кого-то из танцовщиков контемпорари, то концерт устроят.
-
«Птичье молоко». У. Гицарева.
Воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова.
Режиссер Оксана Погребняк.На одном из интернет-ресурсов сюжет пьесы Ульяны Гицаревой назван «выразительной социальной историей». Факт, может быть, не самый примечательный — мало ли кто что пишет в описании, да еще и в интернете? Но оттолкнуться мне захотелось именно от него, потому что, на мой взгляд, это как раз то, чем пьеса совсем не является.
-
«И мы смеемся». Е. Дорн.
Театр Поколений.
Режиссеры Тимур Салихов и Валентин Левицкий, художник Егор Пшеничный.Достать наушники и включить погромче музыку дед инсайд. Найтивыход, «Аффинаж», «Эхо прокуренных подъездов», Дельфин — пусть читатель выбирает сам, подо что погружать себя в горьковато-вязкое отчаяние подростка, возводя стену, закрывающую от внешнего мира, из рваных депрессивных звуков. Истерический крик бьет по ушам: «Увидимся там, где нет темноты, нет темноты...» — группу «Шары» слушает Катя, один из главных агрессоров в спектакле Тимура Салихова и Валентина Левицкого «И мы смеемся» о буллинге в школе.
-
На захаровского «Иванова» в Ленком я ходила много раз — и всегда ждала момента, когда Инна Чурикова — Сарра после страшной реплики мужа «Ты скоро умрешь!» подойдет к нему близко-близко и спросит о приговоре доктора Львова шепотом: «Когда, он сказал, когда?!» Земля в тот момент уходила из-под ног. Поразительно, что, несмотря на трагизм ситуации, это было такое зрительское счастье, такой восторг, такое торжество Театра.
-
«Пепел». К. Митани.
Татарский государственный академический театр им. Г. Камала.
Режиссер и художник Айдар Заббаров.Об этом спектакле уже написала в последнем номере «ПТЖ» Лейсан Фаизова, читайте! Она смотрела «Пепел» из своего контекста (а спектакль прошит, пропитан татарскими реалиями, фактами, аллюзиями, мемуарами, ссылками и сносками), я — из своего — уже позже, в декабре. И «Пепел» Айдара Заббарова стал одним из самых сильных театральных впечатлений последнего времени. Стучит и не оставляет.
-
«Генерал и его семья». Т. Кибиров.
Театр им. Евг. Вахтангова.
Инсценировка и постановка Светланы Земляковой, сценография и костюмы Максима Обрезкова.Роман Тимура Кибирова, на первый взгляд, весьма трудно перенести на сцену. В нем есть сильная, с известной долей мелодраматизма история семьи, но автор все время уходит в сторону от конкретных событий и пускается в лирико-философские отступления, которые, к тому же, окрашены особой, мягкой авторской иронией. И если саму историю очень даже можно со сцены рассказать, то вот эти авторские периоды, не менее важные для романа, — как с ними быть? Так просто их не прочтешь и не перескажешь, а тем более действием не проиллюстрируешь.
-
«Лицом к стене». М. Кримп.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер-постановщик Лиза Дороничева, художник Андрей Воронов.Драматургия Мартина Кримпа сочетает в себе сюрреалистическую мрачность Беккета и человеческую непостижимость Пинтера. В ней содержится такая любовь к homo sapiens, которая даже по мере падения в бездну мерзости и отчаяния только возрастает. Трагикомическое слияние печали и смеха доводится до крайности. Юмор используется как комическое напряжение — усиление последующей боли. В театре Кримпа нет ничего смешнее ужаса, и смех этот чертовски непереносим. Три очень короткие минималистичные пьесы — «Целое голубое небо», «Лицом к стене» и «Сокращение чрезвычайных ситуаций» — входят в триптих, он носит название третьей из пьес. В основе всех пьес лежат жестокие события, которые подвергаются постепенному анализу. Цель драматурга — спровоцировать стыд зрителя, привыкшего воспринимать ужасное с улыбкой на лице.
-
Может быть, единственный случай в моей жизни за 40 с лишним лет работы завлитом, когда ко мне самотеком пришла пьеса, я ее прочитал и написал автору, что он очень талантлив и безумно интересен. Пьеса пришла, я помню, в каком-то помятом коричневом пакете много-много лет назад в Свердловский ТЮЗ, и называлась она «Во-первых, во-вторых и в-третьих...». Автор — Алексей Слаповский. Пришло ответное письмо с благодарностями и со словами, что я — единственный, кто ему ответил. Пьесу он переделал в пьесу «Шнурок», которая потом шла.
И потом мы с ним много раз встречались, даже какой-то период дружили, он был очень веселый, заводной, полный идей. И эти встречи были, в основном, в Саратове, и всегда были каким-то праздником в ожидании будущего.
-
«Винни-Пуховские чтения». По книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера.
МХТ им. А. П. Чехова.
Автор спектакля Евгений Гришковец, сценограф Николай Симонов.«Входит и выходит. Замечательно выходит». Ну кто ж не помнит, что говорили игрушечные зверюшки Алана Александра Милна, когда принесли ослику Иа-Иа свои сомнительные подарки на день рождения! Винни-Пух принес пустой горшок, потому что мед съел по дороге, а Пятачок — лопнувший шарик, так как очень торопился и упал.
Шарик, превратившийся в тряпочку, замечательно входит в пустой горшочек, и это обстоятельство персонажи культовой сказки считают весьма важным, а подарки, таким образом — полезными. Они вообще все время видят важные смыслы в вещах, сплошь и рядом представляющихся взрослым людям совершеннейшими пустяками. И, кажется, именно это свойство философского рода подвигло Евгения Гришковца на написание пьесы и постановку спектакля «Винни-Пуховские чтения».
-
Памяти Леонида Иосифовича Эрмана
7 января 2023 года в 23:00 ушел из жизни Леонид Иосифович Эрман.
Он не боялся быть неудобным, требовательным, даже жестким.
Не боялся испортить отношения и порой даже делал это намеренно, чтобы не тратить время и сразу указать визави, что дискуссия неуместна.
Не боялся шепота за спиной на тему, какой он деспот, сатрап и так далее.
Больше всего это мешало жить ему самому, ведь он, как и любой человек, хотел гармоничных отношений со всеми и если не любви, то заслуженного уважения. Он этого хотел, но не всегда получалось. Говорят, характер — это судьба, а его сложная натура была нацелена на одно — создавать театр и быть полезным ему. И этому делу он отдавал всего себя. Он так жил.
-
1 февраля Ельцин Центр откроет прием работ на третий конкурс пьес о 90-х «Зачем я это помню» (первые два состоялись в 2021 и 2022 годах). Хотя пьесы уже начали поступать, не дожидаясь официальной даты, на адрес konkurspies@ycenter.ru.
Название «Зачем я это помню» придумал Олег Лоевский, театральный критик, директор фестиваля «Реальный театр», неоднократный член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска». С ним и поговорила Наталия Санникова о том, зачем нужен этот конкурс и в чем его принципиальное отличие от других драматургических конкурсов.
-
Сегодня, 5 января Театр им. Ленсовета играл «Малыша и Карлсона».
Сегодня, 5 января исполнялось 30 лет со дня, когда на сцену этого театра в этой роли вышел Александр Новиков.
Спектакль родился 6 декабря 1969 года, так что сейчас те, кто были тогда детьми, приводят своих внуков, чтобы испытать счастье возвращения, счастье вечного, стабильного, чего-то не меняющегося... Прикиньте, скоро «Малышу и Карлсону» стукнет 55 лет... Люди возвращаются в свое детство и юность. По нынешним временам — очень важно...
-
«Хармс-Шардам, или Полет в небеса».
Студия-театр Бызгу.
Режиссер Сергей Бызгу.Окутанному теплом стен института на Моховой, пригревшемуся на сцене Учебного театра актеру тяжело выходить из студенчества. Либо он оказывается бездомным, либо его пригревают в новых стенах другого театра, либо актеры и мастер создают свой театр. Выпускники курса Сергея Дмитриевича Бызгу 2022 года (одного из самых сильных, талантливых, успешных и в чем-то попсовых курсов) выбрали третий путь: оставшись без прежнего дома, построили свой новый дом. Забрали с собой накопившуюся за годы учебы фан-базу (накопившуюся заслуженно, между прочим!), забрали своих педагогов и пошли покорять просторы петербургского театрального мира.
комментарии