Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 111

    Вышел новый номер, 111 по счету.

    Три единицы, три десятилетия жизни журнала. Тридцать лет назад «К читателям и коллегам» всегда предполагало «я», «от себя». Сейчас хочется писать «мы», имея в виду то сообщество, которое включает не только редакцию — тех, кто физически находится в подвале и делает журнал-блог-сайт, не только множество авторов, но и читателей (их все больше и больше, на сайте случился буквально взрыв читательской активности, она увеличилась в два с половиной раза и продолжает расти. А значит — для истории мы работаем не зря).

    Да, у нас же был юбилей! Ребята, это было прекрасно. 30 декабря, как в старые добрые времена, в подвале, куда набилось человек шестьдесят (приходили-уходили-пили-пели-говорили), конечно, без фанфар и торжественного вечера, которым мы отмечали свои 15 и 20... И это был прекрасный день рождения.

    Это было уже очень давно. Нынче день — за год. Горизонт планирования теперь — один день (так все шутят, но это правда). Наперед мы пока ничего не знаем. Наступили будни, и мы буднично сделали этот номер.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КЛАДБИЩЕНСКИЙ ТЕАТР ГУРМЫЖСКОЙ

    «Лес». А. Н. Островский.
    Русский драматический театр Республики Башкортостан.
    Режиссер-постановщик Николай Дручек, художник-постановщик Владимир Мартиросов.

    В этом мире чаще всего ночь, свет — искусственный. Справа — остатки портика с колоннами, в глубине видны деревянные кресты на могилах, как крыши. Слева — винтовая кованая железная лестница, она ведет на площадку, вид с которой должен, наверное, впечатлять, но это вид на зрительный зал. Представление еще не началось. Не то представление, что для нас, а то, что происходит каждый день в усадьбе Пеньки, где помещица Гурмыжская в качестве первой актрисы осуществляет режиссерскую функцию, набирая труппу. Режиссер Николай Дручек играет в психологический театр средствами театра представления. Но спектаклю Гурмыжской внутри спектакля Дручека еще не придуман тип.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ ГРАНЯМИ

    О Театре-лаборатории «Чудесный источник» в Эрмитаже

    «Чудесный источник» — сайт-специфический и иммерсивный театральный проект, реализованный студентами актерских (С. Черкасского, В. Норенко, А. Андреева), режиссерской (Г. Тростянецкого) и драматургической (Н. Скороход) мастерских института на Моховой. Попытка самостоятельно делать глубокие вдохи неизведанного театрального воздуха за границами аудитории — потребность понятная и даже весьма привлекательная. Такие проекты часто наполнены свободой, игровым хулиганством. Таким и стал «Чудесный источник».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «МНЕ НА ПЛЕЧИ КИДАЕТСЯ ВЕК-ВОЛКОДАВ...»

    «Цехъ поэтовъ».
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер Иван Комаров, идея и музыкальное оформление Юлии Барановой.

    В последние годы направление нового просветительского театра получает активное развитие: все чаще проходят лаборатории, посвященные научпопу, как во взрослом, так и в детском театре; появляются спектакли, освещающие биографии известных личностей прошлого, а также спектакли в жанре, который можно было бы обозначить как «эдьютеймент». Только в прошлом сезоне вышло несколько заметных проектов, созданных на стыке театра и науки, — это спектакли-лекции «Капитал» Нади Кубайлат в московском театре «Среда 21», «Изобретая повседневность» Евгения Маленчева в тюменском Молодежном театральном центре «Космос», «РыСи» в Центре Вознесенского в Москве (режиссер Филипп Виноградов).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • К НЕМУ НЕ ЗАРАСТЕТ

    «Живая история о смерти». Е. Терехина.
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер Татьяна Михайлюк, сценограф Ирэна Белоусова.

    Пермский Театр-Театр показал в Москве одну из недавних премьер — камерный мюзикл «Живая история о смерти» Евгении Терехиной. Гастроли проходили несколько дней на сцене Театра «Маска», который открылся осенью 2022 года под крышей Московского дворца молодежи в Хамовниках. Это пилотный гастрольный проект на Малой сцене МДМ, в дальнейшем пермский театр планирует выступать там на регулярной основе с камерными музыкальными спектаклями.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УЛЫБКА МОНЫ ВИШНИ

    «Мой дедушка был вишней» А. Нанетти.
    Омский государственный академический театр драмы.
    Автор инсценировки и режиссер Арина Гулимова, художники Булат Ибрагимов и Елизавета Мирошникова.

    Бывают спектакли-счастье. Вот так можно и писать в афишах: «Мой дедушка был вишней» — счастье в одном действии без антракта.

    Речь о таком счастье, которое бывает в детстве: когда ты любим самыми любимыми людьми, мамой-папой, дедушкой-бабушкой, когда ты поэтому свободен (невзирая на все частные многочисленные «несвободы») и защищен, когда мир огромный и теплый одновременно, когда каждый день — целая отдельная жизнь, полная запахов и впечатлений, тактильных, зрительных, слуховых, чувственных и мыслительных тоже. Конечно, не у всех так, конечно, кому-то не повезло. Но мне, например, повезло.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГРЕЗА ОБ ИМПЕРАТОРСКОМ БАЛЕТЕ

    «Дочь фараона». Ц. Пуни.
    Мариинский театр.
    Хореография Мариуса Петипа, хореограф реконструкции Тони Канделоро,
    дирижер Арсений Шупляков.

    Петербургская Театральная библиотека хранит дореволюционные либретто «Дочери фараона». «Пролог в пустыне» по тексту 1875 года — позже, к 1898 году, этот оборот исчез, — завершался так: «Затем все исчезает в сумраке; густые облака покрывают сцену, среди которых видна надпись из горящих букв: „Греза прошлого“».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АНАТОЛИЮ МАРЧЕВСКОМУ — 75!

    Сорок лет назад я никогда бы не поверила, что буду писать эти поздравительные строки. Анатолий Павлович Марчевский празднует сегодня свой 75-летний юбилей, и оглянуться ему есть на что — и фестивальные призы со всего мира, и звания, и большой, достойный путь артиста, режиссера, основателя прекрасного фестиваля.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТО ЛИ МЫ ЛЕТЧИКИ, ТО ЛИ ПОЭТЫ МЫ

    Вслед за городом Озерском — глубже, на север. «Эхо Большого детского фестиваля» («ЭХО БДФ — Югра») отозвалось в Нижневартовске.

    Город для детских проектов кажется вполне перспективным и подходящим. Как гордо сообщает Википедия, Нижневартовск — один из самых безопасных городов России. Вообще, Югра — регион для молодых семей, тихой спокойной жизни в небольших городках, где различные школы-садики и прочие места детского пользования находятся в шаговой доступности. Институту семьи здесь активно уделяют внимание, набережные городов любовно завешивают замками от сердец новобрачных, в Ханты-Мансийске Ольга Власова проводит фестиваль семейных кукольных спектаклей «Варежка», а в самом Нижневартовске проходит «Благовест» — фестиваль для семей, ожидающих ребенка. Короче говоря, о детях ХМАО думает не мало.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПЛЕНУ У МУЗЕЯ

    «Набукко». Дж. Верди. Либретто Т. Солеры по трагедии О. Анисе-Буржуа.
    Мариинский театр.
    Дирижер Валерий Гергиев, постановщик Анна Шишкина, художник Петр Окунев.

    Не секрет, что значительная часть спектаклей действующего репертуара Мариинского театра — исторические возобновления старых (еще советских) или реставрация не так давно сошедших со сцены постановок. Цель такой политики — вернуть к жизни то, что когда-то было «хорошо». Аргумент простой: зачем придумывать что-то новое, когда каждый сегодня знает, что новое — это всего лишь хорошо забытое старое. Ведь и сама история сегодня наматывает трагические круги, не обращая внимания на абсурдность происходящего.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • 90 ЛЕТ СТАНИСЛАВУ ЛЮБШИНУ. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Когда после одной из премьер в Художественном театре ко мне подошел Станислав Андреевич Любшин, протянул руку и, глядя в глаза, произнес: «Любшин... хочу с вами поработать...», — у меня внутри произошел тектонический сдвиг... мир раскололся на несколько «я», которые между собой никак не взаимодействовали, а, точнее сказать, просто уничтожали друг друга. Именно эта встреча заставила меня усомниться в том, что чудес не бывает, в том, что чудеса случаются только с теми, кто этого достоин, и в том, что чудеса — это только для ребятишек или наивных барышень... Словом, в моей жизни случился Человек, имя которому Слава!

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • МХТ + СТЕШИК + ШЕРЕШЕВСКИЙ: СИМФОНИЯ

    «Друг мой». К. Стешик.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Петр Шерешевский, художники Марина Моторная и Степан Лысенко (Staruha 2.0), композитор Ванечка («Оркестр приватного танца»).

    Первая постановка пьесы Константина Стешика в МХТ имени Чехова. Первый спектакль Петра Шерешевского в этом театре. Первая работа Шерешевского с текстом Стешика. Необъяснимо, как это не сошлось раньше. Все перечисленные любят и умеют выстраивать сложные интеллектуальные драматические психологические игры.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ЛЕТО БЕЗ КОНЦА

    «Конец лета». По пьесе Т. Леттса «Август: графство Осейдж».
    Государственный академический русский театр драмы имени М. Горького (Астана).
    Режиссер Анна Троянова, художник Канат Максутов.

    В начале весны, под самый Наурыз, астанинский Театр имени Горького представил зрителям «Конец лета». Трудно представить менее подходящий спектакль для такой даты: вместо зарождения жизни, которое отмечается по всему Казахстану, на сцене — угнетающие страдания прогнивших насквозь людей. Такой контраст между первой и второй реальностью еще больше подчеркивает проблематику Леттса — если откладывать жизнь на потом, то потом может оказаться, что жизни никакой и нет, и ваше душное лето будет длиться вечно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ РОЖДЕСТВА

    «Рождественская история». По мотивам повести-сказки Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
    Частный театр «Человек в кубе» (Ростов-на-Дону).
    Режиссер и художник Катерина Рындина.

    Ну да, Иосиф Бродский в английском святочном рассказе. Ничего экстраординарного. В зимней фантазии, сочиненной театром, снег владеет пространством, пуржит, взлетая до небес, заставляет людей ходить, скользя, как по льду, сопровождает главного героя, залепляя шляпу и лицо. И музыка служит для них ритмической опорой, как служит она ею для цирковых артистов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕРБАТИМ О ЛЮБВИ К РОДИНЕ

    «Мы. Хранители...».
    «Мы. Наследники...».
    Башкирский государственный академический театр драмы им. Мажита Гафури.
    Режиссер Рима Харисова, художник Алия Байрамгулова.

    «Меня зовут Батыр. Я башкир, но родного языка не знаю» — так представляется один из героев современного спектакля-вербатима, поставленного в главном театре Республики Башкортостан Римой Харисовой, которая вот уже несколько лет занимается исследованием национальной идентичности через форму документального театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 108

    В архиве появился № 108. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ИЗВЕЧНАЯ ГЕРОНТОКРАТИЯ

    «Дядя Ваня». А. П. Чехов.
    Московский художественный театр им. А. П. Чехова.
    Режиссер Денис Азаров, сценография Николая Симонова.

    18 марта 2023 года состоялась премьера «Дяди Вани» — первая постановка режиссера Дениса Азарова на большой сцене МХТ. Выбор чеховской пьесы для дебюта в этих прославленных стенах — решение смелое и отчасти претенциозное, обрекающее молодого, но уже вполне опытного режиссера на неизбежное пристальное внимание и разбор его спектакля «под лупой» как со стороны критики, так и со стороны театралов и преданных поклонников МХТ.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮДИ КАК КУКЛЫ

    «Аскольдова могила». А. Н. Верстовский.
    Большой театр, Камерная сцена.
    Режиссер Мария Фомичева, дирижер Иван Великанов, художник Алена Глинская.

    «Аскольдова могила», впервые показанная в Большом театре в сентябре 1835-го, за год до премьеры «Жизни за царя» Глинки, — один из странных «кентавров» русской музыки. Если Глинка в его стремлении создать русскую национальную оперу сделал ставку на героическое начало, придав своему оперному первенцу, «Жизни за царя», черты оратории (даже квартет главных героев в «Жизни за царя» полностью соответствует ораториальной классической диспозиции солистов — сопрано, альт, тенор и бас), то Верстовский, уже имевший богатый театральный опыт, ориентировался на водевиль, добавив ему черт немецкого зингшпиля и попытавшись обозначить сквозное музыкальное развитие...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭТУ МАГИЮ НЕ РАЗОБЛАЧИТЬ

    О выставке Александра Орлова в Санкт-Петербургском Доме Актера

    В залах Дома Актера недавно состоялся вернисаж Александра Орлова, одного из лучших сценографов страны. По идее, выставка юбилейная, но последние несколько лет в связи с развитием альтернативной истории даты у нас как-то не всегда совпадают с событиями, вот и тут — юбилей случился в июне прошлого года, а выставка — в марте этого.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ АВАНГАРДНЫМ И ТРАДИЦИОННЫМ

    «Евгений Онегин». По роману в стихах А. С. Пушкина.
    Красноярский ТЮЗ.
    Режиссер Мурат Абулкатинов, художник Софья Шнырева.

    Всем известный сюжет режиссер решает внешними средствами: важным становится, как звучат голоса персонажей, как соотносятся действия главных героев и хоровой группы, какое положение они занимают относительно друг друга. «Переживание формы, а не переживание одних душевных эмоций» — спектакль можно описать этой формулой Мейерхольда, причем с «переживанием формы» не только актерами, но и зрителями. В «Евгении Онегине» есть партитура, и если актеры точно ей следуют — наполняют статичные мизансцены внутренним ритмом, задают вектор движения от одной картины к другой, — это сообщает зрителю сильное эмоциональное переживание, похожее на то, какое бывает при прослушивании оперы.

    Читать дальше | Комментарии (0)