Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 апреля 2023

МЕЖДУ ГРАНЯМИ

О Театре-лаборатории «Чудесный источник» в Эрмитаже

«Чудесный источник» — сайт-специфический и иммерсивный театральный проект, реализованный студентами актерских (С. Черкасского, В. Норенко, А. Андреева), режиссерской (Г. Тростянецкого) и драматургической (Н. Скороход) мастерских института на Моховой. Попытка самостоятельно делать глубокие вдохи неизведанного театрального воздуха за границами аудитории — потребность понятная и даже весьма привлекательная. Такие проекты часто наполнены свободой, игровым хулиганством. Таким и стал «Чудесный источник».

«Чудесный источник». Карта.
Фото — Полина Назарова.

По словам Геннадия Тростянецкого (мастера режиссерского курса), этот проект вырос из задания, которое абитуриенты получали при поступлении в его мастерскую: необходимо было «оживить» картину, предложить свою гипотезу ее продолжения, ее драматургии. Концепция лаборатории абсолютно идентична этому.

Принцип, по которому выбирались картины, внешне отсутствует. Последовательность этюдов-перформансов диктуется исключительно порядком залов в Главном штабе. В отсутствии общего и есть общее. Разносторонность искусства есть единство искусства. Мысль о том, что любое творчество имеет право на существование и жизнь, — мысль ключевая. Авторы проекта берут художников плюс-минус одного поколения, но абсолютно разных направлений живописи: импрессионизм, кубизм, супрематизм и так далее. Важно здесь одно: все они экспериментаторы. Вот и молодые режиссеры и актеры — студенты — вошли в этот проект для экспериментов, в основе которых их ассоциативный ряд, их фантазии и мысли, беспокоящие их сегодня. Рифма художников с актерами и режиссерами понятна и в чем-то даже умилительна.

Сцена из эскиза «Муза на краю пропасти».
Фото — Полина Назарова.

Авторы перформансов-этюдов подходят к заданию абсолютно по-разному, в разные стороны отходя от формата «продолжения картины». Кто-то придумывает версию, при каких обстоятельствах на нее могли бы посмотреть в музее; кто-то обращается к эмоции героев полотна; кто-то просто оживляет картину; некоторые ассоциативно разрабатывают собственную версию создания живописного произведения. Подходы к этюду тоже, конечно, уникальны: режиссеры работают как вполне конвенционально, выстраивая внятную полноценную композицию этюда, так и в рамках законов (или их отсутствия?) перформативности.

В основе «Гардеробной рапсодии» (режиссер Владимир Чухланцев, драматург Александр Болдырихин, триптих «У Средиземного моря» Пьера Боннара) прием параллельного монтажа: режиссер выстраивает композицию на трех параллельных любовных линиях. Две из них соединены общим сюжетом картины, но разным подходом: первая — каноничная театральная костюмированная патетичная сцена любовных признаний, вторая — перформативная сцена, где возлюбленные взаимодействуют друг с другом через экран телевизора, как бы не видя друг друга, взаимодействуют пластически, без слов. Третья же любовная линия — пара гардеробщиков, которые спорят о том, какой из этих подходов имеет большее право на признание.

Сцена из эскиза «Превращение».
Фото — Полина Назарова.

Общую с этим подходом идею имеют еще два сюжета. «Превращение» (о «Нимфе и сатире» Матисса, режиссер Ксения Шапошникова, драматург Екатерина Кулакова), где у картины возлюбленные встречаются на свидании и рассуждают о взаимоотношениях мужчины и женщины, отталкиваясь от вопроса, что изображено на этой картине; и «Деконструкция» (режиссер Даниил Сухов, драматург Вячеслав Полушин о полотнах Ван Гога), в которой сталкиваются два взгляда на искусство: обывательский, не понимающий смысла и причины успеха Ван Гога (актер Артем Колязин, к слову, в точности копирует такого персонажа, дополняя образ внешними деталями, например, пакетом из магазина «АМ»), и вполне понимающий и принимающий Ван Гога как великого художника.

Сцена из эскиза «Sono un Italiano».
Фото — Полина Назарова.

На грани конвенционального и неконвенционального существует этюд «Sono un Italiano» (режиссер Даниил Сухов, драматург Екатерина Лебедева о «Маленькой Италии» Фрэнка Герберта Мэсона). Актер работает в формате стендапа и импровизации, взаимодействуя с залом и раскладывая гипотетическую историю сюжета картины с предысториями, легендами и атмосферой итальянской Америки. Границы смываются не то чтобы между картиной и этюдом, но и между реальностью, художественностью и сценическим пространством.

Сцена из эскиза «Письма из воздуха».
Фото — Полина Назарова.

В проекте присутствует цирковое искусство — этюд «Письма из воздуха» (режиссер Виталий Фомин, драматург Екатерина Лебедева по пейзажам Моне). Цирковые элементы как ощущение текучести и фантазийности, нереальности природного мира существуют здесь в сочетании с такой же атмосферной легкостью полотен Моне. Потеря реальности, потеря почвы под ногами, затуманенность разума — основа этюда.

Сцена из эскиза «Запретный плод».
Фото — Полина Назарова.

Есть и этюды, где театральный и художественный язык — музыка. «Муза на краю пропасти» (режиссер Надежда Новикова, драматург Александр Болдырихин об «Амуре и Психее» Мориса Дени), где звуки флейты становятся языком любви двух тел, где эти тела сливаются в единую композицию пластических переливов. Или «Внимание к деталям» (режиссер Виталий Фомин, по залу Поля Сезанна), в котором два художественных тела (актеры или актрисы перформанса) существуют в гармонии, дополненной музыкальными переливами глюкофона, а равновесие и гармония воплощаются через балансирование кистей. В этом этюде нет никакой драматургической основы, он текуч и безграничен. И в этом его гармония.

Сцена из эскиза «Три женщины».
Фото — Полина Назарова.

В нарочитой перформативности существуют «Три женщины» (режиссер Арети Сейнтариду, драматург Анна Рыбалкина о «Трех женщинах» Пикассо) и «Страшные сказки» (режиссер Владимир Чухланцев, драматург Вячеслав Полушин о «Площади согласия» Дега). Первый этюд — о страхе, надежде в ожидании, предвкушении чего-то, о разности женщин. Чего они ждут? В чем их соперничество? Или в чем их гармония? Этюд на эти вопросы отвечает косвенно, обтекаемо. Их гармония в движении и статике одновременно, в переходе от одного ожидания к другому. Второй этюд — о разносторонности взглядов на одно событие. Зарисовка события как паническая попытка разобраться в миге.

Сцена из эскиза «Страшные сказки».
Фото — Полина Назарова.

Важными по своему положению являются лишь первый и последний этюды. Первый — «Пролог» (режиссер Наталья Никуленко, драматурги Вячеслав Полушин и Анна Рыбалкина) — с палатками и указателями к вершине горы в духе «вы готовы это увидеть?». «Опасные повороты сюжета» как бы зазывают зрителя на выставку. В этом есть синтезирование театральности (вершина горы как искусство — символ высокого, небытового) и природности, естественности. Несмотря на то что актеры и зритель существуют в одном пространстве, артисты не взаимодействуют с «залом». Они лишь зависимы от его действий — перформеры следуют за зрителем по лестнице (импровизированный склон горы с живописным пейзажем), когда те начинают по ней подниматься.

«Чудесный источник». Пролог.
Фото — Полина Назарова.

Последний же этюд — «Белый звук» (режиссер Владимир Чухланцев, драматург Сергей Толстиков по «Черному квадрату» Малевича). «Черный квадрат» — знак супрематии внутреннего ощущения над внешней формой, смерть иллюзорного мира, знак космической жизни. И режиссер с драматургом как бы цепляются за эту мысль. «Черный квадрат», скрывающий за собой все что угодно, может ожить от абсолютно любого звука и по нарастающей возродиться в некоторую жизнь, выйти за рамки черного квадрата. В этюде четыре актера по нарастающей перекидываются сначала звуками, а потом и словами, кажущимися не связанными между собой.

Сцена из эскиза «Белый звук».
Фото — Полина Назарова.

На самом же деле происходит ассоциативный энергообмен. Этой несвязностью осуществляется чувственное соединение «внутренностей» черного квадрата, образующее единую энергию искусства. «Черный квадрат» — полифония, становящаяся эмоциональной гармонией. Перебивчивые хаотичные звуки, выдаваемые актерами, создают энергетический напор. Скоротечно же они угасают, и актеры немыми и пустыми возвращаются в исходную позицию — в финале вновь садятся на стулья лицом по направлению сторон квадрата. «А какой вообще сейчас может быть смысл?» — фраза-апофеоз этой лаборатории. Смысла нет, он растворился в эмоции. Но через нее искусство и помогает его найти.

Набор впечатлений, звуков и хаотичных переживаний, образующих единое чувственное целое, как способ самовыражения и есть проект «Чудесный источник».

Комментарии (1)

  1. Анна Рыбалкина

    От команды драматургов и режиссеров хотела написать некоторые уточнения. Этюд «Деконструкция» проходит теперь в зале Пикассо. И еще упомяну актеров и актрис. Их много, больше чем драматургов и режиссеров. Шабалин Семен, Красильникова Мария, Цыбиков Дугар, Пальвинский Олег, Резвякова Алина, Моторная Людмила, Лавренович Анастасия, Глекель Елена, Сметанинс Алексейс, Ольховская Ксения, Заключаева Ксения, Тимербаев Никита, Матвиенко Иван, Карпова Марьяна, Седов Алексей, Демина Анна, Куликова Екатерина, Мила Ершова, Журавлевы Сергей и Николай, Калмык Алина, Аних Каролина, Сударь Алексей, Шапошниковы Екатерина и Сергей

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога