Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ДРАГОЦЕННОСТИ

    О выставке Михаила Николаева в Театральном музее

    Он был фигурой до некоторой степени священной, был мерилом профессиональной и человеческой безупречности, а его макетная в ТЮЗе несколько десятилетий считалась местом сколь уютным, столь и легендарным. Длинные верстаки, миниатюрные заготовки, тоненькие веточки-палочки-проволочки-штучки... Чай-водка-разговоры. Все театральные художники бывали там, как дома, потому что Михаил Гаврилович Николаев делал макеты многим, но также всем наилучшим художникам, и это были макеты к наилучшим спектаклям золотого века нашей сценографии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ

    О фестивале «Фундамент» в Большом театре кукол

    В холле Большого театра кукол на неделю зажегся красный свет — в течение шести дней во всех пространствах театра играли Дантов «Ад».

    «Фундамент» — первый фестиваль проекта «Центр развития режиссуры», который должен стать основой для дальнейшего развития молодых режиссеров. Под руководством Руслана Кудашова и Яны Туминой актеры, режиссеры, драматурги и продюсеры прошли полный путь создания спектаклей. Результатом этого пути и стала первая часть «Божественной комедии» Данте. Одиннадцать режиссеров создали восемнадцать эскизов, в основе которых по одной главе из «Ада».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЕСПЛОДНАЯ ЗЕМЛЯ

    «Пачупки». Песня в одном действии.
    Республиканский театр белорусской драматургии в рамках ХХХIII Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Авторы Евгений Корняг и Катя Аверкова, художник Татьяна Нерсисян.

    Два года назад в Петербург привозили «Шлюб з ветрам» Евгения Корняга — спектакль-песню о браке как о переходе в новое состояние. Полный тревоги в начале и неизбывного трагизма в финале, он представлял собой первую часть трилогии, посвященной жизненным циклам. Вторая часть трилогии — «Пачупки» — о рождении. Это мир, заполненный пустыми кроватками: вместо детей — пластиковые эмбрионы. Мир, где свет больше не может отделиться от тьмы. В этой части мы спускаемся в ад.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЫВАЛЬЩИНА

    В рамках фестиваля казачьей культуры «Александровская крепость» в Усть-Лабинске с 30 сентября по 1 октября во второй раз прошла театральная лаборатория.

    Театральная история на «Александровской крепости» продолжилась. На этот раз — в Усть-Лабинске. Темой лаборатории Олег Лоевский выбрал казачьи сказки, которые внимательно отобрала литературный куратор Вера Сердечная.

    Сам фестиваль «Александровская крепость», организованный фондом «Вольное Дело» Олега Дерипаски, — это место концентрированной культуры казачества. На два дня в небольшом Усть-Лабинске от озера Копытце и до самой крепости развернулось настоящее пышное казачье гулянье. Помимо бесчисленных песенных выступлений была и масса образовательных лекций этнографов и фольклористов. В этом смысле лабораторные показы, прошедшие в трех разных локациях (озеро Копытце, Александровская крепость, Городской ДК), были сайт-специфичными: сложно представить более концептуальное место для спектаклей по казачьим сказкам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я СКАЖУ ТЕБЕ С ПОСЛЕДНЕЙ ПРЯМОТОЙ

    К 90-летию Александра Гельмана

    По давней привычке перед тем, как поздравить публичного человека с днем рождения, заглядываю в гугл. Мировое хранилище подсказок в случае Александра Исааковича Гельмана (а сегодня это его случай) дает импульс воображению. Ну, например, освежил в памяти, что на идише фамилия нашего героя вполне говорящая: светлый человек.

    Полжизни я был рядом с ним. Напомню, что в Художественном театре в разные годы сыграли шесть с половиной пьес Гельмана (половинка — в соавторстве с Ричардом Нельсоном, американским писателем). В годы застоя его пьесы часто именовали производственными драмами. Это ерунда, конечно. Советская производственная пьеса — это «Зеленая улица» в сталинском МХАТе, спектакль, который Ефремов вспоминал как самое оскорбительное зрелище его театральной юности.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • Ч — ЧАЙКА Ч — ЧЕХОВА

    «Ч-Чайка». По мотивам пьесы А. П. Чехова.
    Тюменский большой драматический театр.
    Режиссер Роман Габриа, художник-постановщик Анвар Гумаров.

    20 октября на «Ч-Чайке» в постановке Романа Габриа произошел настоящий театральный скандал. Конечно, не такой, как бывало раньше, два века назад, когда зрители бушевали на премьере пьесы Гюго «Эрнани» (см. литографию Ж.-И. Гранвиля). Но все-таки во время премьеры много зрителей ушло, а больше половины зала осталось. И эти оставшиеся бурно аплодировали и кричали артистам «браво». На следующий день соцсети взорвались от благодарностей, но думаю, те, кто ушел, тоже что-нибудь напишут в любимом народом жанре.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УЛЬЯНЕ ЛОПАТКИНОЙ — 50. БАЛЕРИНА В PRESENT CONTINUOUS

    Ульяна Лопаткина завершила свою карьеру артистки балета одномоментно в 2017 году, в сорок с небольшим (по правилам артисты балета уходят на пенсию в 38, на практике — некоторые звезды танцуют до 50 или даже 60, уникумы вроде Плисецкой — даже до 80 лет). Она сразу будто исчезла со всех радаров — напрасно ее следы искали поклонники, напрасно чиновники издавали указы о ее назначении на высокие посты в школе — Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, рассчитывая, что ученица известнейшего педагога и балерины Наталии Дудинской будет преподавать или руководить в alma mater.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАМЕРТОН

    К юбилею Татьяны Шестаковой

    Спустя годы внезапно прозреваешь — Лев Додин в поисках истины о человеке так или иначе всегда помещал в центр конструкции своих сценических миров женщину, которая должна была спасти собой этот мир, оправдать земную жизнь, полную забот, бед, страданий и радости, пока мужчины, раскачиваясь на экзистенциальных качелях — от ада до рая, искали Бога и сражались со своими демонами. Женщина же, маленькая женщина Татьяна Шестакова, в своих ролях будто бы пыталась связать узелками расходящиеся швы этого мира: ее голос, эти певучие интонации блаженной плакальщицы, как голос птички, кружащейся над разоренным гнездом, — от Лизаветы в «Доме», Молли Суини до так и не выросшей девочки Раневской в «Вишневом саде».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВЫЙ «АРТИСТ» НА ЦВЕТНОМ

    О Первом Международном фестивале циркового искусства «Артист»

    В привычные сентябрьские даты накануне Дня Москвы в Цирке Никулина прошел первый Международный фестиваль циркового искусства «Артист». С новым названием он вписался в старый формат — в эти же самые дни в Цирке Никулина всегда проходил Московский международный молодежный фестиваль-конкурс циркового искусства. Изменение названия организаторы связывают с перезагрузкой, творческой трансформацией, хотя даже беглый взгляд на программу фестиваля свидетельствует о том, что глобальных изменений не произошло.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОДИННАДЦАТАЯ КАЗНЬ ЕГИПЕТСКАЯ

    «Книга всех вещей». По книге Г. Кейера.
    Арт-группа «Доллгауз».
    Художник Натали Губанова, авторы Платон Мавроматис, Валя Бриг и Натали Губанова.

    Это книгоцентричная рецензия: мое впечатление от представления борется с любовью к книге.

    Жанр представления, которое я увидела у «Доллгауза» — ведьмин квартирник, но за то время, что он шел, появилось еще одно определение — «одиннадцатая казнь египетская». Казней было десять, а эту — одиннадцатую, весьма ироничную — создатели ведьминого квартирника придумали для зрителей. Так, наверное, должно было быть, поскольку главные героини и герой этого шоу — ведьмы, а они хоть и в прошлом, но все-таки имеют отношение к мучениям человека. Для арт-группы принципиально отсутствие режиссера и фигуры актера, в качестве декорации используются бытовые предметы и вещи, никакой бутафории.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА

    Диптих «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате». Фантазия на тему романа Р. Бротигана «Ловля форели в Америке».
    Театр Karlsson Haus.
    Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    Форели сверкают на речных волнах переливчатыми чешуйками и проворно уплывают, оставляя в памяти брызги воды и отблески солнечных лучей. Моменты жизни ускользают-исчезают-растворяются, оставляя в памяти неощутимый шлейф (не)случившегося события. Хипповые соло The Beatles перетекают в трагическое акапельное исполнение «Paint It, Black» The Rolling Stones, потом — в потусторонний, мечтательный зов «Голливуд!». Премьеры «Ловли форели...» — песни сиюминутности и мимолетности.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

    «Научи меня любить». По пьесе Е. Бронниковой и Р. Дымшакова.
    Театр на Васильевском.
    Режиссер Артем Злобин, художник-постановщик Алена Ромашкина.

    Социальная драма учеников Николая Коляды Екатерины Бронниковой и Романа Дымшакова в руках режиссера Артема Злобина превращается в историю с трагическим концом. Ей 37, ему 17: простая училка и среднестатистический школьник неожиданно влюбляются друг в друга. Эта тема популярна как в русском, так и в зарубежном кинематографе и кажется избитой, однако режиссер находит для этой истории предельно откровенную интонацию.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВАЯ ОПТИКА И СТАРЫЕ ГРАБЛИ

    «Последнее лето». А. Козлова.
    Театр Наций.
    Режиссер Данил Чащин, художник-сценограф Максим Обрезков.

    Возникает впечатление, возможно, субъективное, что будь за стенами театра другие времена, и рецензия на этот спектакль была бы другой. Однако оптика решительно изменилась. Все видится как будто заново, в новом свете и «пробивает» так, как не пробило бы еще каких-то пару лет назад.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОГЛУШАЮЩЕ ТИХИЙ ТЕАТР

    «Красная книга».
    Московский еврейский театр «Шалом».
    Режиссер и драматург Александр Плотников, сценограф Константин Соловьев, автор идеи Олег Лоевский.

    «Красную книгу» в театре «Шалом» Александр Плотников поставил в жанре «реконструкции правды в семи песнях». Семь монологов людей, выживших во Второй мировой войне и Катастрофе, Холокосте. Их режиссер написал по текстам Ильи Эренбурга, Василия Гроссмана, Арада Ицхака, Эмануила Иоффе, Ильи Альтмана и Леонида Смиловицкого. Обрамлены эти монологи цитатами из Библии.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • К ПРИНЦУ НА САМОЛЕТИКЕ

    «Дюймовочка». Е. Подгайц.
    Театр «Урал Опера Балет» (Екатеринбург).
    Режиссер Надежда Столбова, сценограф Ксения Кочубей, дирижер Максим Козлов.

    В афише «Урал Оперы Балета» привычно видеть названия, которые больше нигде в нашей стране не встретишь. «Три сестры» Петера Этвёша, «Сатьяграха» Филипа Гласса, «Греческие Пассионы» Богуслава Мартину, эксклюзивны и многие балеты. «Дюймовочка» Ефрема Подгайца в этот ряд не вписывается — не репертуарный изыск. Эта опера с успехом идет уже больше четверти века в Московском детском музыкальном театре имени Н. И. Сац в режиссуре Валерия Меркулова со сценографией Анатолия Нежного. Спектакль выдержал больше 500 представлений и был неоднократно показан в разных городах России и за ее пределами. Один из спонсоров той самой, оказавшейся очень удачной, премьеры 1997 года — давно исчезнувшая авиакомпания «Трансаэро» — в свое время даже выдвинула композитору условие, чтобы количество артистов и музыкантов, занятых в опере, не превышало число пассажиров, помещающихся на борт стандартного «Боинга», дабы ее можно было компактно вывозить чартерными рейсами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • САМА СЕБЕ ТРОФЕЙ

    «Клеопатра». В. Качесов.
    Театр «Кремлевский балет».
    Хореограф и автор либретто Андрей Петров, художник по костюмам Ольга Полянская.

    О реальной царице Древнего Египта Клеопатре осталось немного фактов. Те, что сохранились — возможно, перевраны. Она точно правила страной — как регентша своего брата, одна и в дуэте с римскими цезарями. При ней Египет перестал быть независимым. Она пережила трех мужей-правителей. После смерти последнего, Марка Антония, покончила с собой. Не хотела достаться новому римскому завоевателю Октавиану.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • А ВОКРУГ ПОЛЫХАЕТ...

    «Дачники». По мотивам пьесы М. Горького. Сценическая версия текста Д. Богославского.
    Театр «Старый дом» (Новосибирск).
    Режиссер Никита Кобелев, художник Нана Абдрашитова.

    В новосибирском театре «Старый дом» прошла премьера горьковских «Дачников» в режиссуре Никиты Кобелева. Горького сейчас ставят много. Из последних лет можно начать отсчет со спектакля «Мещане» Лизы Бондарь в Петербургском ТЮЗе. В прошлом году видела «Последних» под названием «Отец» (в одной из ранних редакций пьеса была названа именно так, и это сбивает с толку знатоков, вспоминающих Стриндберга). Она поставлена Денисом Хуснияровым в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан. Недавно Дмитрий Акриш поставил «Мещан» под названием «Папа» (опять путаница с Зеллером) в Комсомольске-на-Амуре. «Дачники» идут в Челябинском театре драмы в постановке Анатолия Праудина и в Театре на Малой Бронной в постановке Константина Богомолова.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НЕПРОСТОЙ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

    «Человек для любой поры». Р. Болт.

    Архангельский молодежный театр.

    Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Шура Мошура.

    Времена не бывают простыми. В любую эпоху свобода воли человека, верность своим принципам и совести неизбежно проверяются на прочность в столкновении с системой социума и властью. Такое противостояние свободной личности «в непростое время» оказывается в центре внимания в спектакле Дмитрия Крестьянкина «Человек для любой поры». Но в это самое непростое время особая, чуть ли не ведущая роль отводится простому человеку — тому самому, с чьего молчаливого согласия в истории свершаются трагедии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К МАРИНЕ ДМИТРЕВСКОЙ. БУКЕТЫ ПОСЛЕ ЛЕТА

    «Сюрпри-и-з» — слово, которое произносится на каждом шагу в сериальной продукции.

    В данном случае — оно точное. Марина Дмитревская откроет сейчас, сегодня, в круглый свой день рождения сайт «Петербургского театрального журнала» и увидит словесный букет. О котором не подозревала, так как ее дорогая редакция собрала его на театральных — российских и не только — полях. Одна из сетевых фишек нашего главного редактора — фотопредставление «Букетов Мерёва» — летней обители профессора. О них — милых и всегда разных лютиках — осведомлена вся театральная страна. «Букеты Мерёва» — давно мем.

    В юбилей же — дорогу слову! Доброе, оно — необходимо. Каждому. Долюблены обычно артисты. Театральные критики, театроведы — пусть и столь именитые — не вполне. Так нам кажется.

    Мы желаем Марине Юрьевне, Марине — сил, вдохновения и надежд!

    А теперь — страны и континенты:

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОБРАЩЕНИЕ К ПАМЯТИ

    О V Открытом театральном фестивале «СВОЙ» в Екатеринбурге

    «СВОЙ» — фестиваль моноспектаклей и театральных дуэтов, организованный в Екатеринбурге Камерным театром Объединенного музея писателей Урала. Этой осенью он прошел уже в пятый раз.

    Хедлайнер фестиваля — спектакль «Әлиф» казанской Театральной площадки MOÑ. Это танец-ритуал, пластическая рефлексия на тему утраченной татарской письменности, исполненная Нурбеком Батуллой под живой аккомпанемент этнических инструментов и женский вокал.

    Буинский драматический театр представил моноспектакль Раиля Садриева «Дервиш» (режиссер Тимур Кулов), в котором биография татарского богослова Нургали Хасанова, жившего на рубеже XIX–XX веков, причудливо перемешивается с биографией самого Садриева — студенческой молодостью, бандитскими историями из 1990-х и, наконец, театральной карьерой. Объединяет их непрекращающийся поиск собственного пути, жажда жизни и стремление обратить в философию любую, даже самую замутненную, повседневность, чтобы цель и смысл существования за ними всегда были ясны.

    Читать дальше | Комментарии (0)