Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ФЕСТИВАЛЬ «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ УРОЧИЩА»

    С 1 по 4 октября в Санкт-Петербурге проходит фестиваль «Петербургский текст»

    Фестиваль «Петербургский текст» проводится Международной ассоциацией «Живая классика» с 2009 года. Основу мероприятий составляют научные конференции с участием ведущих отечественных и зарубежных специалистов-гуманитариев. Изначально «Петербургский текст» был задуман как масштабное культурное событие, способное привлечь внимание широкой общественности, а потому выходящее за узкие рамки сугубо научной акции. В программах состоявшихся фестивалей важное место заняли оригинальные и увлекательные зрелищные мероприятия — такие, например, как спектакль-импровизация «Хлестаковский Петербург» с участием генеральных консулов (2009 г.), писательские шуточные кинопробы «Играем Гоголя» (2009-2010), выставка графики, живописи и инсталляций «Аберрация памяти» (2010), эксклюзивная литературная экскурсия Э. Кочергина «Ленинградское „дно“ середины ХХ века» (2010) и многие другие.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ON.ТЕАТР. ПИТЕР — МИЛАН. ШАГ ТРЕТИЙ

    Продолжение Лаборатории ON.ТЕАТР. Питер — Милан

    Дорогие друзья! С 29 сентября по 2 октября на двух площадках — Малой сцене Театра Ленсовета и новой сцене Лаборатории On.ТЕАТР на Жуковского, 18 — спектакли Международного театрального фестиваля-лаборатории ON.ТЕАТР. Питер — Милан (про открытие новой сцены см. здесь).

    Нынешняя осенняя лаборатория в Петербурге — продолжение летнего марафона в Италии (подробнее об этом см. здесь). В блоге мы публикуем программу фестиваля.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

    «Лир. Комедия».
    Приют Комедианта.
    Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина

    Забудьте про пьесу Шекспира — ее здесь нет. Лир на афише — а ля Уорхолл.

    Даром что Хайруллина. Лучшие спектакли нашего времени — это спектакли массового ухода массового зрителя.

    Так было с «Чайкой» петербуржца Бутусова в Москве, так есть с «Лиром» москвича Богомолова в Петербурге.

    В «Лире», как и в мире, Бог давно умер, хотя все делают вид, что он живее всех живых. Бог сегодня, здесь, сейчас это как когда-то Ленин. Хотя Ленин тоже умер. А говорили «жил, жив и будет жить». Теперь лежит. Там, где стены красные.

    Читать дальше | Комментарии 65 комментариев
  • YOU GOT ME ROCKING

    Том Стоппард. «Rock’n’roll».
    РАМТ (Москва).
    Режиссер Адольф Шапиро, художники Глеб Фильштинский, Александр Сиваев

    В Российском Академическом Молодежном театре состоялась премьера спектакля «Рок-н-ролл» в постановке Адольфа Шапиро. В России эту пьесу Тома Стоппарда поставили впервые.

    Свидетельствую: премьера прошла с большим успехом, зал стоя аплодировал постановочной группе, режиссеру, артистам, разразился овацией, когда на сцену вышли реальные люди — закадровые персонажи пьесы — члены группы The Plastic People of the Universe (эта чешская рок-группа подвергалась преследованиям в 1970-е гг.), а уж появление сэра Тома Стоппарда вызвало настоящую бурю восторга. Разумеется, огромная серьезная работа театра заслуживает не только уважения, но и адекватного — пристального, вдумчивого и компетентного — разбора. И вот здесь я не чувствую себя вправе выступать экспертом: это, как говорится, не моя чашка чая, я ощущаю себя не совсем своей на этом празднике.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «Я СМОТРЕЛ НА НЯКРОШЮСА И ДУМАЛ: ЭТО ПРОСПЕРО ИЗ „БУРИ“»

    В середине сентября в подмосковной Любимовке по приглашению «Фонда Станиславского» Эймунтас Някрошюс провел I международную режиссерскую лабораторию, на которую приехали молодые режиссеры и студенты режиссерских факультетов ГИТИСа и СПбГАТИ. Здесь же начались репетиции нового спектакля Някрошюса — по «Божественной комедии» Данте. О том, что именно происходило эти десять дней в Любимовке, рассказали сам Някрошюс и участники лаборатории.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕРГЕЮ ДРЕЙДЕНУ — 70. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    В эти дни празднует свое 70-летие наш любимый Сергей Симонович Дрейден — уникальный артист.

    Он всегда — живее всех живых, и помогала ему в этом творческая импровизация, о которой он рассказал ПТЖ еще в № 13 (в чуть расширенном виде наш разговор вошел в книгу «Разговоры»). Но поскольку под юбилеи тянет к мемуарам, то признаюсь, что не только мое девичье сердце замирало когда-то на Малой Садовой при виде Дрейдена, подкатывающего на велосипеде к служебному входу Комедии к 11:00. Он был героем нашего, а потом уже и не нашего времени: мои студенты вспоминают времена «Отца» в БДТ (об этом они в тот момент писали) и «Потерянных в звездах» (и об этом мы писали — см. № 22 и портрет актера в № 50) — как последний золотой театральный век.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ФЕСТИВАЛЬ «ЛЮБИМОВКА» — 2011. О ТЕМАХ И ЛЮДЯХ

    С 10 по 18 сентября в Москве на базе «Театра. doc» и «ЦДР» проходил ежегодный фестиваль молодой драматургии «Любимовка»

    «Любимовку» 2011 можно с уверенностью назвать теплицей по выращиванию молодых авторов. Новые имена, новые темы, новая структура фестиваля. Если в прошлом году доминантой были читки, то в этом к ним прибавилось значительное количество мастер-классов драматургов и режиссеров, на которых «старшие» делились с «младшими» житейским опытом, скаутским набором советов-предложений по выживанию в дремучем лесу русского театра.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • СТЫДНО БЫТЬ НЕСЧАСТЛИВЫМ

    Квартирник, сыгранный актерами «Этюд-театра» и театра «Мастерская»

    «Стыдно быть несчастливым»
    (по мотивам дневников А. Володина «Записки нетрезвого человека»).
    Режиссер Семен Серзин

    Вечером 18 сентября, на Б. Пушкарской, 10, всего в нескольких кварталах от володинского дома, несуществующее театральное объединение «Фильшты-Kozlы» (а хотелось бы, чтобы оно стало существующим, потому что дружественные компании «Мастерской» и «Этюд-театра» — одной театральной крови) играло спектакль «Квартирник» по «Запискам нетрезвого человека».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • V МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СПЕКТАКЛЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ГАВРОШ»

    16 сентября в московском «Театриуме на Серпуховке п/р Терезы Дуровой» открылся V Международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош». За 10 фестивальных дней на трех сценических площадках пройдут более 30 представлений. В афише — постановки 8 итальянских и 2 московских театров.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГАСТРОЛИ «СТУДИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА» В ПЕТЕРБУРГЕ

    Дорогие друзья!

    26 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге начнутся гастроли театра «Студия театрального искусства» («СТИ») под руководством ведущего российского режиссера Сергея Женовача. «Студия театрального искусства» — самый молодой, но при этом один из самых признанных московских театров: лауреат многих театральных премии, в том числе — шестикратный лауреат национальной театральной премии РФ «Золотая Маска».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ШЕСТОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «АЛЕКСАНДРИНСКИЙ»

    15 сентября 2011 года на сцене Александринского театра начинается Международный театральный фестиваль «Александринский». Фестиваль откроется мастер-классом Теодороса Терзопулоса «Голос и Тело в театре Древней Греции» (15, 16 и 17 сентября). В этом году в фестивале принимает участие один из старейших театров Европы — венский Бургтеатр, который представит вниманию публики спектакль Маттиаса Хартманна «Война и мир» по первой части романа Льва Толстого (29 и 30 сентября). В программу «Александринского» также войдут балеты — «Новая работа Эдуарда Лока с участием Дианы Вишнёвой» (труппа La La La Human Steps, Канада, 21 и 22 сентября) и новый балет труппы Анжелена Прельжокажа «Белоснежка» (26 и 27 октября).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «...А ВКУС АРБУЗОВ ДЕТСКИХ ЛЕТ НЕ ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ»

    «Возвращение в любовь. Сентиментальное путешествие на музыку Раймонда Паулса и стихи Евгения Евтушенко». Театр-фестиваль Балтийский Дом.
    Режиссер Галина Полищук

    Первое, что хочется сделать — нырнуть в документальные кадры до дыр затертого многомиллионными показами фильма, где девочка-эльф Белла, с детским выражением глаз Андрей, пухлогубый Роберт, остроугольный Евгений, печально-тихий Булат читают в Политехническом. И еще раз посмотреть на них, и еще раз зафиксировать свою нынешнюю эмоцию: в горле все тот же перехват.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • СОЛО ДЛЯ НЕОКУЛЬТУРЕННОГО ЭРОСА

    «Зачарованный смертью».
    Проект Влада Демченко (Москва)

    Эрос, как движущая человеком сила страстей и желаний, наиболее наглядно проявляется в поведении ребенка — особенно ребенка, что называется, «заласканного». Ему весело — он громко смеется. Ему грустно — он громко плачет. Хочется движения — бегает, хочется внимания — виснет на ближайшем взрослом, как обезьянка. Недоволен — кричит, а может и на пол упасть, молотя ручками и ножками... Витальность, прущая изо всех пор невинного тельца, право же, способна вызвать созерцательный интерес и умиление вполне искренние. Не взирая на то, что ее проявления в данном случае вряд ли можно считать произведением искусства.

    Читать дальше | Комментарии 13 комментариев
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 59

    В архиве появился № 59. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • КТО БОИТСЯ КУКОЛЬНОГО МИШКИ?

    Н. Шувалов. «Заяц, Лиса и Петух».
    Театр «Бродячая собачка».
    Режиссер Николай Боровков, художник Лилия Жамалетдинова

    Артисты боятся детей. Даже самых маленьких. Режиссеры, возможно, боятся детей еще сильнее, чем артисты. Драматурги о детях мало что знают. За редким исключением. Режиссер и драматург Николай Боровков, давно уже презрев почти ритуальный ужас театральных деятелей перед малолетним зрителем, упорно продолжает налаживать с ним диалог, привлекая к этому благородному делу артистов российских театров. Буквально на днях спектакль в его постановке, по его же пьесе «Заяц, Лиса и Петух» выпущен на сцене петербургского театра «Бродячая собачка».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИЗ ЧЕГО, ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ ЭТИ ДЕВЧОНКИ

    Ярослава Пулинович. «Наташины мечты».
    «Этюд-театр».
    Режиссер Дмитрий Егоров, художник Любовь Полуновская

    Я оставлю за скобками этого текста получившую широкую огласку историю выселения «Этюд-театра» из Театра на Васильевском. И буду вести разговор только о спектакле, которым театр должен был открыть второй сезон, и премьера которого все-таки состоялась на Жуковского, 18. Это был заманчивый эксперимент: посмотреть спектакль два раза подряд в разных составах. И мне подумалось, что текст Славы Пулинович так хорош, а молодые ученицы В. М. Фильштинского так интересны, что даже если бы все девушки играли только один монолог друг за другом, все равно это было бы любопытно, и можно было бы слушать/смотреть, не отрываясь.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • XIII ФЕСТИВАЛЬ «РЯЗАНСКИЕ СМОТРИНЫ»

    10 сентября открылся 13-й по счету фестиваль театров кукол «Рязанские смотрины».

    Фестиваль проводится Рязанским театром кукол при поддержке Министерства культуры РФ, Правительства Рязанской области, СТД России Программа государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации, Российского Центра UNIMA.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ФЕСТИВАЛЬ «РЕАЛЬНЫЙ ТЕАТР — 2011»

    Дорогие читатели и коллеги!

    Сегодня в Екатеринбурге начинается XII фестиваль «Реальный театр» (8 — 15 сентября). В блоге мы публикуем афишу фестиваля (те спектакли, о которых уже писал наш журнал, в афише подчеркнуты) и обещаем держать вас в курсе событий.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ТЕАТР НА ВАСИЛЬЕВСКОМ: АНТОН ЧЕХОВ У АНДЖЕЯ БУБЕНЯ

    «Водевили» (по А. П. Чехову).
    Театр на Васильевском.
    Режиссер-постановщик Анджей Бубень, сценография и костюмы Елена Дмитракова

    По пальцам одной руки можно пересчитать премьеры последних лет, где театр так свободно, так щедро захватывает зрителя, разворачивая полный спектр драматических эмоций. Это Чехов, глубокий и объемный, никак не уступающий привычным тяжеловесам, «Трем сестрам», например, — сколько бы их ни было в нашем городе.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ЭТЮД-ТЕАТР» ОСТАЛСЯ БЕЗ ПЛОЩАДКИ

    Молодой «Этюд-театр», состоящий из выпускников В. М. Фильштинского этого года, на малой сцене Театра на Васильевском появился недавно, в марте (см. материал «Этюды — это прекрасно» в нашем блоге). Новый сезон театр собирался открыть 5 сентября премьерой спектакля «Наташины мечты» Дмитрия Егорова. Однако за несколько дней до показа директор театра Владимир Словохотов почему-то спектакль запретил. Правда, вчера его все-таки сыграли — но уже не в Театре на Васильевском, а на единственной, пожалуй, по-настоящему открытой площадке Петербурга — на сцене Лаборатории «On.театр». Но «Этюд-театр» остался без дома. Мы попросили Вениамина Михайловича Фильштинского прокомментировать ситуацию, которая произошла с его учениками.

    Читать дальше | Комментарии 16 комментариев