Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • АНТРОПОМОРФНЫЙ РЕЙН И ФАСАД АПОКАЛИПСИСА

    Р. Вагнер «Золото Рейна».
    Баварская государственная опера (Мюнхен).
    Дирижер — Кент Нагано.
    Режиссер — Андреас Кригенбург, сценография — Харальд Тор, костюмы — Андреа Шраад

    Каждая новая версия «Кольца Нибелунгов» Вагнера непременно вызывает дискуссии любителей и специалистов — особенно в Мюнхене, где в 1869 году началась сценическая история тетралогии. Она продолжилась в 1876-м, на первом фестивале в Байройте, и с тех пор не прекращается «вагнеровское состязание» между двумя городами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЧИНАЮТСЯ ГАСТРОЛИ ВОРОНЕЖСКОГО КАМЕРНОГО ТЕАТРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

    Гастроли продлятся с 14 по 18 марта на сцене Академического Малого драматического театра — театра Европы. Впервые Воронежский Камерный представит в Петербурге сразу четыре постановки своего создателя и художественного руководителя Михаила Бычкова: «Дураки на периферии» Андрея Платонова, «Циники» Анатолия Мариенгофа, «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, «До и После» Роланда Шиммельпфеннига.

    С полной афишей гастролей можно ознакомиться здесь.

    А мы предваряем это событие публикацией статьи Евгении Тропп, посвященной спектаклю «Циники» (см. также № 63 «ПТЖ»)

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ПРОЧТЕНИЕ

    Итоги драматургического конкурса конкурсов в рамках проекта «Новая пьеса» (фестиваль «Золотая маска»)

    11 марта состоялось объявление победителей драматургического «конкурса конкурсов». Возможно, кто-то не совсем понимает, что скрывается за этим названием. На самом деле, вполне рациональная и удобная вещь — собрать в десятку лучшие тексты, награжденные премиями на различных драматургических конкурсах, представив тем самым, по возможности, объективную картину драматургической жизни, пульсирующей на русском языке в России и странах ближнего зарубежья — Белоруссии, Украине.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АПОКАЛИПСИС НА ПАЛОЧКЕ ВЕРХОМ

    «Шинель. Dress code» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Шинель».
    «Приют комедианта».
    Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко

    Все мы вышли из «Шинели», а вот как войти в нее снова?

    Сегодняшний мир потребителей, представленный в зале жителями мегаполиса, вряд ли драматически воспримет историю с потерей собственно шинели: ну, тряпку украли...

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ГОРОД-ЗАГС

    «Горько!» Марата Гацалова и Веры Поповой на фестивале «Новая пьеса»
    Прокопьевский драматический Театр им. Ленинского комсомола

    Спектакль «Горько!» сделан в жанре «городского вербатима», уже опробованного не на одном населенном пункте. На память приходят «Так-то да» Максима Курочкина, Александры Денисовой и Любови Мульменко в режиссуре Бориса Павловича или питерский «Адин» Ольги Стрижак и Константина Федорова, режиссером которого был Алексей Забегин. Еще некоторое время назад «вербатим» можно было назвать московским театральным жанром, а теперь уже везде, от Сахалина до Питера, появляются документальные спектакли о городе, деревне, поселке, вернее, об их обычных и, тем не менее, таких неповторимых как в языковом, так и в человеческом плане жителях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕТ ПАПЫ, НЕТ МАМЫ, НЕТ ВОРОНЫ И НЕТ МЕНЯ...»

    «Язычники» А. Яблонской на фестивале «Новая пьеса».
    Прокопьевский драматический Театр им. Ленинского комсомола

    Показанный в программе «Новой пьесы», при всей своей внешней простоте и отсутствии ярких театральных эффектов, сложных декорационных решений, спектакль засасывает, забирает тебя в какой-то страшный омут, в самый эпицентр нашего славянского коллективного бессознательного.

    Сюжет последней и такой неоднозначной пьесы Яблонской можно пересказывать, а можно и нет. В любом случае, он ничего не объяснит.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

    «Хаос» М. Миллиахо на фестивале «Новая пьеса».
    Национальный драматический театр Литвы

    Случайно или нет, но проект «Новая пьеса», организованный в рамках фестиваля «Золотая маска», в этом году проходит под знаком «femina». Семинар, посвященный женской драме, собрал драматургов-женщин из Швеции, Финляндии, Литвы, Эстонии, Украины и России, шорт-лист пьес драматургического «Конкурса конкурсов», в большей части тоже женский: Нина Беленицкая, Наталья Ворожбит, Марина Крапивина, Екатерина Васильева, Анна Батурина. Вот и спектакль «Хаос» из Национального драматического театра Литвы исследует тему женского в современном обществе.

    Финский режиссер и драматург Мика Милиахо, автор «Хаоса», рассказывает о трех женщинах, оказавшихся в ситуации внезапного отчуждения и равнодушия общества. Все трое становятся «преступницами» в глазах общественности и автоматически исключаются из общества. Выход за границы общественной морали и толерантности, право на гнев, любовь, ненависть, смерть, которые обнаруживают в себе женщины, разрыв целостной личности и поиск своего «я» — все это обнаруживает явный кризис современного европейского общества, но прописано драматургом, скорее, с ироничной и нежной горечью на манер Гришковца. Сам спектакль неожиданно становится для зрителя психотерапевтическим сеансом...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 63

    В архиве появился № 63. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ РОМАНА ФЕОДОРИ

    «Наташина мечта» Я. Пулинович на фестивале «Новая пьеса».
    Красноярский ТЮЗ

    Спектакль «Наташина мечта» Романа Феодори сделан по той версии пьесы Ярославы Пулинович, где есть только одна героиня — детдомовка Наташа Банина и, соответственно, один ее монолог.

    И вот тут — вся необычность замысла. «Наташина мечта» красноярского ТЮЗа, руководителем которого и является Феодори, — это многонаселенный масштабный спектакль с внушительным сценографическим, пластическим и музыкальным решениями. Жанр его театр определяет как мюзикл (но тут возможны варианты). Режиссер выводит на сцену не только всех героев повествования Наташи, но и будто бы весь ее внутренний мир, а также некую антитезу ему, но об этом чуть позже.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАКАЯ У НАС ВЕРА, МАТЬ ЕЕ

    «Ипотека и Вера, мать ее» Е. Черлак на фестивале «Новая пьеса».
    Красноярский ТЮЗ

    Пьесу, по которой поставил свой спектакль в Красноярском ТЮЗе Семен Александровский, автор её Егор Черлак написал для одного из драматургических конкурсов на тему что-то вроде «Вера в современном обществе». Главную героиню пьесы зовут Вера, и она (простите за тавтологию) верит... что, если собрать этикетки от восьмидесяти творожных сырков, то можно выиграть домашний кинотеатр, а если упаковки от «колец кальмара», то японский мотор для лодки. А еще она верит, что если все это продать, то хватит, на первый ипотечный взнос, и что ребенок её, когда вырастет, будет жить долго и счастливо в большой просторной квартире купленной в ипотеку. И так она во все это верит, что даже дочку свою назвала Ипочкой, Ипотекой.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОДОЖДЕМ С ВОПРОСАМИ

    А. Миллер. «Смерть коммивояжера».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Олег Еремин, художники Александр Мохов и Мария Лукка

    ... Есть в этом спектакле замечательная сцена: молодой, элегантно одетый и безмятежный начальник (Олег Федоров), исполненный радости своего спокойного и сытого бытия, по-детски увлеченно «мочит монстров» в стрелялке на планшетнике Apple. И ему мешают. Вилли Ломен (Артур Ваха), какой-то весь помятый, огромный, раздражающе «неуспешный», по всей видимости, не совсем здоровый, настырный... Он что-то говорит, потом кричит, жестикулирует...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОПАСНЫЙ МЕТОД. ВЕРСИЯ ТЮЗА

    П. Зюскинд «Повесть о господине Зоммере».
    ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
    Режиссер, автор инсценировки — Никита Кобелев, художник — Анастасия Бугаева

    Для своей постановки, выпущенной 29 февраля на малую сцену ТЮЗа, режиссер Никита Кобелев (мастерская О. Кудряшова) инсценировал одноименную книгу П. Зюскинда.

    Главного героя повести зовут Патриком, как и самого Зюскинда. Страшновато предположить степень автобиографичности этой истории, в которой от первого лица реконструирован внутренний мир подростка — эмоциональный и мрачный, в лучших традициях немецкого романтизма с присущим ему мистицизмом и презрением к общественным ценностям. В тех же традициях Патрик достаточно ироничен, и ,осознавая свою жизнь как вторичную реальность, он подробно анализирует её.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ЗВЕРИ! ВЫ — ЛЮДИ!

    Я.-О. Экхольм «Тутта Карлсон первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
    Русский театр Эстонии (Таллинн).
    Режиссер Екатерина Гороховская, художник Софья Матвеева

    Да это ж про меня!
    Про нас про всех, какие к черту волки?!

    Владимир Высоцкий

    В то время, как Екатерина Гороховская выпускает «сказку за сказкой» в Питере, ее «ЛИСная сказка», решенная режиссером в элегантном стиле, стала хитом в Таллинне.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛ

    А. П. Чехов «Без названия».
    Российский государственный академический театр драмы им. Ф. Волкова (Ярославль).
    Режиссер Евгений Марчелли, художник Илья Кутянский

    Евгения Марчелли некоторые особо нравственные зрители величают едва ли не порнографом — дескать, за какую классику этот режиссер ни возьмись («Дачники», «Вишневый сад», «Екатерина Ивановна») результат один, и простейший: «C измятой встали мы постели, от складок полосы на теле». Марчелли не отрицает: «все мои спектакли про одно и то же». «Без названия» — недавняя премьера в Театре им. Ф. Волкова — продолжает движение в известном направлении, а главный герой Платонов в исполнении Виталия Кищенко становится жертвой женского харрасмента.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ПРИЮТУ КОМЕДИАНТА» — 25

    Как жаль, что хорошие театры так бездарно отмечают свои юбилеи!... Считанные праздники удавались, обычно же — тоскливое ожидание фуршета и неловкость за происходящее...

    25-летие «Приюта комедианта», в отличие от недавнего празднования «Прорыва» (в том же месте и примерно тем же составом), тоже явно не заладилось. Человеку, впервые попавшему в культурную столицу, эта заштатная церемония могла бы показаться насмешкой над событием или пародией на провинциальные празднования дат районного масштаба в областном ДК...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЛЮБА! ОН ВЕРНЕТСЯ!

    Фестиваль «Короче» третьего дня прошел в музее «Эрарта»

    Лишь бы не было войны. Патетический вздох из старых времен в переводе на сегодня звучит так: лишь бы не было исколотых в подъездах вен, загубленной пивом «Охота» печени, беспрерывного игрового боя на компьютерных полях.

    Стремление молодых людей заниматься чем-то похожим на творчество — отрадно. Длиннее о фестивале «Короче» не выговаривается.

    Читать дальше | Комментарии 15 комментариев
  • И ЖИЛИ ОНИ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО

    Ярослава Пулинович «Птица Феникс возвращается домой».
    «Этюд-театр».
    Режиссер Екатерина Гороховская, художник Софья Матвеева

    «Этюд-театр» в течение недели показал две новые работы: «одноразовый» квартирник «День не всех влюбленных» (можно долго смотреть на огонь, воду и на то, как фильшты дурачатся) и премьеру по пьесе Ярославы Пулинович, которая стала в афише театра первым спектаклем для детей.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЮБИЛЯР ИЗ СТРАНЫ ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ

    Художественному руководителю театра «Суббота» Ю. А. Смирнову-Несвицкому исполнилось 80 лет.

    В июне 2009 года театру «Суббота» исполнилось 40 лет, а 24 февраля 2012 года своё 80-летие отметил его основатель — Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий. Уверовать в эти «предлагаемые обстоятельства» не то, чтобы трудно — практически невозможно. Особенно когда видишь, как замешкавшийся юбиляр мелкой рысью несётся к своему почётному месту, а театральный оркестрик предательски наяривает «Мы летим, ковыляя во мгле».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОБА ПЕРА

    На сцене Лаборатории «ON. ТЕАТР» стартует «ON. ДРАМА-2012».
    В программе — «Драматургическая фабрика Скороход».

    Год назад в СПГАТИ состоялся набор студентов для обучения по магистерской программе «Театральная драматургия». Справедливо будет заметить, что это первая за многие годы (а возможно и единственная) попытка создать школу драматургов на петербургской академической базе.

    Сейчас будущие дипломированные драматурги завершают свой первый курс. С 24 по 26 февраля на суд зрителя они представят курсовые работы — одноактовые пьесы, предложенные режиссерам Лаборатории «ON. ТЕАТР» для читки.

    Руководители семинара «мастерство драматурга»: Скороход Н. С., Чепуров А. А.

    Лаборатория «ON. ТЕАТР» находится по адресу: ул. Жуковского, дом 18.

    ВХОД СВОБОДНЫЙ.

    Внимание: в текстах не будет использовано ни одного слова ненормативной лексики!

    С полной программой «Драматургической фабрики Скороход» можно ознакомиться здесь.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «О, ВРЕМЯ, ВРЕМЯ!»

    Театру Юных Зрителей имени А. А. Брянцева исполнилось 90 лет

    В одном из знаменитых спектаклей Зиновия Корогодского, шекспировской «Комедии ошибок», поставленной в ТЮЗе в его золотой, не побоюсь этого слова, век — рефреном звучало: «О, время, время!».

    Не вспомнить: то ли реплика произносилась каждый раз с иной интонацией, то ли многократно, и от того запала в память, но суть в том, что фраза эта, как и многие иные из тюзовских спектаклей, давно стала паролем для посвященных.

    Тюзовское братство — не фигура устаревшей речи. Понятие сие остается неизменным для всех, вышедших из блестяще скроенной, страшно молвить когда (в 1922 году!), Александром Брянцевым шинели.

    Читать дальше | Комментарии 32 комментария