«Ипотека и Вера, мать ее» Е. Черлак на фестивале «Новая пьеса».
Красноярский ТЮЗ
Пьесу, по которой поставил свой спектакль в Красноярском ТЮЗе Семен Александровский, автор её Егор Черлак написал для одного из драматургических конкурсов на тему что-то вроде «Вера в современном обществе». Главную героиню пьесы зовут Вера, и она (простите за тавтологию) верит… что, если собрать этикетки от восьмидесяти творожных сырков, то можно выиграть домашний кинотеатр, а если упаковки от «колец кальмара», то японский мотор для лодки. А еще она верит, что если все это продать, то хватит, на первый ипотечный взнос, и что ребенок её, когда вырастет, будет жить долго и счастливо в большой просторной квартире купленной в ипотеку. И так она во все это верит, что даже дочку свою назвала Ипочкой, Ипотекой.
Другие герои пьесы тоже не без веры живут. Восточный человек Алик, хозяин ларька, в котором работает главная героиня, верит, что когда-нибудь поедет в Америку познакомится со Стивеном Сигалом, и там его не будут ненавидеть за то, что он «черный». Сменщица её, Кристина, верит, что попадет в реалити-шоу и переедет в Москву, а местный следователь Ярослав Игоревич верит, что он храбрый рыцарь в блестящих доспехах. И не важно, что Кристина не станет звездой реалити-шоу, Вера не накопит на первый ипотечный взнос, а Алик и милиционер в борьбе за сердце главной героини (то есть в борьбе за Веру) убьют друг друга. Ведь у каждого в этой пьесе есть вертикаль, пусть и выстроенная из таких сомнительных кирпичиков, как эти.
Спектакль «Ипотека и Вера, мать её» Семен Александровский сочинил вместе с актерами красноярского ТЮЗа в рамках режиссерской лаборатории всего за шесть дней. Но это ли важно, когда режиссер нашел адекватное материалу сценическое решение, способ актерского существования, а главное, интонацию, с которой лучше всего доходят до зрителя транслируемые пьесой простые истины?
История разыграна предельно театрально: теневой план, условное карикатурное существование актеров в одних сценах перемежается словно очеловечиванием в других, а вместо монологов на зрителя — оперные арии. И через все действие решающий сценографический прием: два героя постепенно, от выхода к выходу, будто обрастают нелепыми картонными доспехами. И сначала все эти налокотники-наколенники, мечи и забрала вместе с фонограммой из индийского фильма «Танцор-диско» и такими же, как из индийских фильмов (или отечественных «мыльных опер») персонажами, кажутся режиссерским сарказмом по поводу винегрета из веры и наивных мечтаний в наших головах. «Вот, — думаешь, — здесь корень всех проблем». Вот приговор для «русской головы», в которой все в кучу: индийское кино, рыцарские сказки, любовные романы, ипотека, лотереи и лохотроны, уверенность, что где-то там лучше, чем здесь, что придут, спасут, накажут обидчиков, что нужно ждать, вырезать этикетки, копить крышечки от кока-колы или еще от чего. И тут же вспоминаешь, что пока ты тут сидишь на сцене Московского ТЮЗа и смотришь в рамках «Новой пьесы» на эту прекрасную иллюзию, там, за стенами театра, на Пушкинской площади — омон, кордон и люди в автозаках…
Но иллюзия вступает в свои права, и из картонных накладок вырастают средневековый рыцарь и японский самурай. Начинают бой Восток и Запад, и у каждого своя вера, не в Христа и не в Аллаха, а в Бодуэна Арамейского и Стивена Сигала. А потом открывается занавес — и в зрительном зале МТЮЗа стоит вульгарная продавщица Кристина в роскошном платье с кринолином и исполняет оперную арию о своих успехах в Москве. Как прекрасна она! Ведь в этом вранье, в этой иллюзии — вся ее сила, вся ее жизнь. Так же, как вся жизнь главной героини заключается в абсурдной вере в ипотеку. И тогда вдруг начинает казаться, что, может быть, это лучшее, что есть в нас: даже когда все отнимут, все запретят, когда «закрутят все гайки», все равно останется наша наивная, нелепая, бессмысленная, но такая непоколебимая Вера, мать ее.
Смотрела эскиз на лаборатории,очень интересная режиссерская работа.Думаю,что спектакль вышел еще лучше и красноярские артисты порадовали своими актерскими находками.