
-
А. Н. Островский «Лес»
Театр им. Ленсовета
Режиссер Кирилл Вытоптов, художник Нана АбдарашитоваЗнаменитую формулу хрестоматийной комедии Островского — «Весь лес лицедействует» — молодой режиссер Кирилл Вытоптов, дебютировавший в Петербурге со спектаклем «Лес», трансформировал — у него весь лес танцует. Если точнее — вытанцовывает. Именно танец оказывается единственно возможным способом преодоления шаблонной, трафаретной жизни провинциального уезда (не случайно именно трафареты с силуэтами ветвей деревьев висят на штанкетах). Танец — как форма общения, и шире — существования. Каждый из персонажей спектакля рано или поздно вовлекается в общий «хоровод» из индивидуальных хореографических упражнений, сольных и дуэтных танцевальных сцен. Можно сказать, что именно в танце совершаются все важные повороты этого спектакля.
-
1 апреля желающие могут в это не поверить, но 30 марта в Таврическом дворце состоялась семнадцатая церемония награждения победителей престижного конкурса «Золотое перо 2011». Представители четвертой власти называют его «журналистским Оскаром».
Всем, кому интересно изучить структуру конкурса — сюда. Всем, кто желает узнать имена победителей — вот они. «Петербургский театральный журнал» был представлен своей мультимедийной образовательной программой «Приглашение в театр» (рабочая группа в лице Марины Дмитревской, Елены Вольгуст, Марии Смирновой-Несвицкой, Веры Харламовой значилась поименно).
И хотя конкурс журналистский, и наш проект в формат его не попадал, — программа была отмечена специальным призом жюри. В придачу к диплому — сертификат на компьютер, что очень кстати.
-
Сегодня в Смольном институте свободных искусств и наук (ул. Галерная, д. 58-60), в 12:00, состоялось открытие Международного фестиваля студенческих непрофессиональных театральных коллективов «Местоимение»-2012. В фестивальной афише будут представлены театральные студии из Гамбии, Ирана, Эстонии, России и Израиля.
В «Местоимении» традиционно принимают участие студенты, осваивающие как основную профессию нетеатральные специальности. Театр для большинства их них — не столько способ реализации творческих амбиций, сколько практическая возможность приложения своих теоретических познаний. Поэтому одной из центральных задач фестиваль считает соотнесение академического подхода к изучению человеческой личности с театральной практикой, соединение театрального процесса с научным познанием.
Тема «Местоимения»-2012 — «Мы все откуда-то родом». Коллективы-участники представят работы, созданные по мотивам фольклора своей страны. Первым станет спектакль «Путями Каина» («Студия № двенадцать», Санкт-Петербург), который состоится сегодня в 18:00.
Более подробно о фестивале можно узнать здесь.
-
Мастерская Анатолия Аркадьевича Праудина в СПГАТИ выходит из темноты аудитории, где тайно шел скрытый от посторонних глаз педагогический процесс, — к зрителям. Идут актерско-режиссерские спектакли «Футуризмзрим», «Дионисии» (прикосновение к к эллинистическому), 31 марта и 1 апреля будут сыграны обе части «Казуса Кукоцкого» (о первом спектакле мы писали).
Сегодня о педагогических принципах Анатолия Праудина с ним беседует в нашем блоге Юлия Нечаева.
-
Вышла в свет моя «ХРОНИКА МИРОВОЙ ОПЕРЫ». Это — первая в мире электронная видеоэнциклопедия оперного искусства (1 том). Внешне это небольшая красивая книга, внутри которой буклет и 4 DVD-диска для чтения статей и просмотра 1000 видео и аудио-фрагментов лучших спектаклей мирового музыкального театра, иллюстрирующих текст. Готовится к изданию 2-й том и пишется 3-й. Все вместе представит 3-томную историю оперы, которую В. Гергиев назвал «национальным оперным проектом». В авторской энциклопедии перед вами предстанет вся 400-летняя история оперы.
В этом году я должен издать 2-й том (1851 — 1900), где будут представлены самые известные оперы Верди, Бизе, Вагнера, Чайковского, Мусоргского, Пуччини и др.
-
С 22-го по 27-е марта 2012 года в Санкт-Петербурге прошел первый «ФЕСТИВАЛЬ ПЛОХОГО ТЕАТРА», организованный молодыми режиссерами Владимиром Антиповым, Александром Артемовым, Алексеем Забегиным, Денисом Шибаевым и театроведом Анастасией Мордвиновой. В программе фестиваля были «плохие» спектакли, читки «плохих» пьес, художественные (тоже, видимо «плохие») выставки, провокативные мастер-классы, обсуждения.
Как указывается в афишах, фестиваль был посвящен авангардному театру. Критик и искусствовед Екатерина Деготь как-то дала определение авангарда, вполне подходящее ко многим спектаклям фестиваля: «Авангард — это стратегия рискованного создания неискусства, которое тут же становится искусством».
-
«Так говорил Заратустра» по текстам Ф. Ницше и К.-Г. Юнга.
Театр «Особняк».
Режиссер Алексей СлюсарчукВ недавнем блистательном театральном капустнике «Гвоздь сезона», половина которого уже разошлась на пословицы, почти как «Горе от ума», Константин Богомолов и Сергей Епишев острили по поводу якобы предполагающейся постановки Марка Захарова «Критика чистого разума» и читали распределение ролей: «Звездное небо над нами — нар. арт. Александра Захарова, Нравственный закон внутри нас — Антон Шагин, Трансцендентное — нар. арт. Сергей Степанченко, Автономная этика — Инна Чурикова, Категорический императив — Леонид Броневой» и так далее... Они острили там, в Москве, на Страстном, не ведая, что у нас, в Питере, на Каменноостровском, только что поставлен спектакль по текстам Ницше и Юнга, и что Алексей Слюсарчук и Дмитрий Поднозов (в сопровождении Данилы Ежкова, Даниэлы Стоянович, Варвары Репецкой, Полины Шмидт и Светланы Мельник) безо всякой иронии осваивают на наших глазах философские тексты, которые, конечно, не стоят в одном ряду с Кантом, но, с другой стороны, не все ли равно в театре — Кант, Гегель, Ницше, не в тексте же в конце концов театральная суть...
-
В Минске начались гастроли негосударственных театров кукол из Беларуси, России, Литвы
Сегодня в столице Беларуси стартовал проект «Бродячие кукольники». За три дня три камерных театра, не имеющие государственного статуса, покажут минским зрителям свои спектакли: «О тиграх и слонах» («ТриЛика», Москва), «Сказка о мертвой царевне» («Провинция», Гродно), «Путешествие ягненка» («Стало театрас», Вильнюс). Вроде бы, ничего особенного — этакий гастрольный мини-фестиваль, без оглушительных имен и грандиозных постановочных расходов, со спектаклями в жанре кукольного и синтетического театра, предназначенными для детей. Инициатором проекта «Бродячие кукольники» выступил продюсерский центр «Тезаурус» — можно сказать, идейное детище частного театра «Провинция» из белорусского города Гродно.
-
С утра ВКонтакте я написала друзьям: «С Днем театра и матерью его Софией!» (когда ходишь в театр каждый день, при слове «театр», несомненно, хочется вспомнить его мать...).
Но через минуту в Facebook я решила, что поздравлять надо так: «С Днем театра и мачехой его Софией!» (ведь, точно, мудрость и театр — вещи несовместные, в отличие от гения и злодейства).
Какая из формулировок верна — не знаю, но, так или иначе, с Днем театра, дорогие читатели и коллеги!
Напомним себе в этот день строчки поэтов, писавших о нашем с вами искусстве.
-
Р. Вагнер «Валькирии»
Баварская государственная опера (Мюнхен)
Дирижер Кент Нагано.
Режиссер Андреас Кригенбург, сценография Харальд Тор, костюмы Андреа ШраадЕсли в опере «Золото Рейна», поставленной Андреасом Кригенбургом, лишь стены Валгаллы складывались великанами Фафнером и Фазольтом из человеческих трупов, то в «Валькириях» бутафорские трупы присутствуют в каждой сцене. Они висят на кроне ясеня, в который воткнут волшебный меч Вотана (Музыкальная тема «золота» из первой оперы переходит во второй на упоминание о «мече»). Зиглинда (Аня Кампе) и Зигмунд (Клаус Флориан Фогт), разлученные близнецы, встречаются, заново знакомятся, влюбляются, решают вместе бежать — все это происходит на фоне бесперебойного обмывания и зашивания в саван мертвецов, одного за другим, как на конвейере. Влюбленные бегут от мести мужа Зиглинды, Хундинга, через поле сражения, увязая в человеческих останках. Таким образом Кригенбург подчеркивает особенность этой невозможной любви в невозможных условиях всеобщей войны, насилия и смерти.
-
Недавно на российском пространстве вновь возникла Режиссерская Гильдия. Последние годы о ней не было слышно, уехал Анатолий Васильев, умер Роман Козак, и о Гильдии как-то перестало быть слышно.С ее новым Председателем, художественным руководителем Александринского театра, сегодня побеседовала Марина Дмитревская
-
Рэйдзиро Цумура и Кайдзи Морияма в Доме Актера
У японской национальной культуры есть удивительная способность синтезировать различные традиции, сохраняя как исходный вариант, так и итоговый результат. 20 марта в Доме актера им. К. С. Станиславского нам была предоставлена возможность увидеть это на примере представления классической японской ёкёку «Каменный мост»: сперва в исполнении актера традиционного театра ногаку, а затем в авангардно направленной постановке современного танцора. Возможность редкая, ведь на сцене были рядом Рэйдзиро Цумура — живое национальное сокровище Японии в области театра ногаку, и Кайзди Морияма — выдающийся танцор, актер, телеведущий Японии.
-
Э. Гайдай «Третье путешествие Гулливера» (по мотивам книги Джонатана Свифта).
Балтийский дом.
Режиссёр Эдуард Гайдай, художник Александр МоховПервая сцена освежает в памяти самые свирепые штампы советского театра для детей. Перед нами огромная металлическая конструкция, по которой прыгают взрослые дяденьки и тётеньки, изображающие пиратов. Невольно вспоминаешь, что находишься не где-нибудь, а в зале Первого Ленинградского ТРАМа — зале, где легко мог бы взлететь вертолёт, если бы понадобился по ходу действия.
Вместо вертолёта над изображающей корабль конструкцией повисает едва ли не самое древнее НЛО в истории мировой литературы — измышленный Джонатаном Свифтом для третьей книги о Гулливере летающий остров Лапута.
-
Сегодня не стало Тонино Гуэрры. В новостных лентах его сразу назвали не только «сценаристом великого Феллини», но и «русским итальянцем».
Действительно, с Россией его связывала не только жена Лора, но и многие долгие дружбы.
«ПТЖ» знал Гуэрру «через одно рукопожатие»: Резо Габриадзе, Юрий Норштейн, Марина Азизян были его близкиим друзьями, и в их публикациях, в наших разговорах Тонино присутствовал постоянно.
Особенно тесная дружба связывала его с Мариной Азизян: выставки, ковры, общие проекты...
В память о Тонино Гуэрре мы публикуем «Письмо Марины Азизян Тонино Гуэрре», из № 41. Пусть он получит его еще раз...
-
Его отмечают члены уникального сообщества, отличного от всех партий — Международного союза деятелей театра кукол UNIMA, — а также все причастные и сочувствующие этому древнему и вечно юному искусству, не престающему удивлять и радовать своих зрителей и творцов многие и многие века.
Редакция «ПТЖ» шлет свои искренние поздравления петербургским кукольникам и их коллегам во всех уголках страны и частях света! Да будут всегда с вами, дорогие друзья, мир и вдохновение! А мы всегда рады отразить лучшие образцы вашего творчества на страницах блога и журнала...
В качестве праздничного бонуса прилагаем письмо каталонского художника и кукольника, автора стихов, научных статей и оригинальных спектаклей Хуана Байшаса, которое передал нам Российский центр UNIMA по рекомендации президента международного кукольного сообщества Жака Трюдо.
-
Сегодня и завтра в Александринском — «Иваны» Андрея Могучего. Эти представления станут последними на основной сцене театра.
Мы отмечаем это событие публикацией рецензий, посвященных премьере спектакля, из № 48 «ПТЖ».
-
Г. Малер, И. Штраус «Тайна Венского леса».
Одесский национальный академический театр оперы и балета.
Дирижер — Оксана Лынив.
Либретто и постановка — Юрий Васюченко.
Художник — Михаил Безчастнов, костюмы — Наталья БаданинаВ 1909 году в Санкт-Петербургском театре «Кривое зеркало» состоялась премьера оперы В. Эренберга на либретто князя М. Волконского «Вампука — невеста африканская. Образцовая во всех отношениях опера». В «Вампуке» высмеивались условности, нелепости, махровые штампы, переходящие из одного оперного либретто в другое.
В 2011 году в Одесском театре оперы и балета по либретто хореографа-постановщика Юрия Васюченко был поставлен балет «Тайна Венского леса» на музыку Густава Малера и Иоганна Штрауса.
-
Презентация книги И. П. Владимирова «Как нарисовать птицу»
В самом прямом смысле незатейливых этих слов — 15 марта, на Малой сцене театра им Ленсовета, при аншлаге — случилась презентация только что вышедшей книги Игоря Владимирова «Как нарисовать птицу».
Для неофитов одной строкой: И. П. Владимиров
(1919-1999) — народный артист СССР, главный режиссер театра имени Ленсовета, возглавлявший его сорокалетие (с1960 по 1999 годы), один из самых харизматичных лидеров российского театра. -
Р. Вагнер «Золото Рейна».
Баварская государственная опера (Мюнхен).
Дирижер — Кент Нагано.
Режиссер — Андреас Кригенбург, сценография — Харальд Тор, костюмы — Андреа ШраадКаждая новая версия «Кольца Нибелунгов» Вагнера непременно вызывает дискуссии любителей и специалистов — особенно в Мюнхене, где в 1869 году началась сценическая история тетралогии. Она продолжилась в
1876-м, на первом фестивале в Байройте, и с тех пор не прекращается «вагнеровское состязание» между двумя городами. -
Гастроли продлятся с 14 по 18 марта на сцене Академического Малого драматического театра — театра Европы. Впервые Воронежский Камерный представит в Петербурге сразу четыре постановки своего создателя и художественного руководителя Михаила Бычкова: «Дураки на периферии» Андрея Платонова, «Циники» Анатолия Мариенгофа, «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, «До и После» Роланда Шиммельпфеннига.
С полной афишей гастролей можно ознакомиться здесь.
А мы предваряем это событие публикацией статьи Евгении Тропп, посвященной спектаклю «Циники» (см. также № 63 «ПТЖ»)
комментарии