Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

28 февраля 2012

ЛЮБА! ОН ВЕРНЕТСЯ!

Фестиваль «Короче» третьего дня прошел в музее «Эрарта»

Лишь бы не было войны. Патетический вздох из старых времен в переводе на сегодня звучит так: лишь бы не было исколотых в подъездах вен, загубленной пивом «Охота» печени, беспрерывного игрового боя на компьютерных полях.

Стремление молодых людей заниматься чем-то похожим на творчество — отрадно. Длиннее о фестивале «Короче» не выговаривается.

В роскошном музее «Эрарта» есть, как я поняла, штатная должность «программный директор». Она, эта должность, держит ответ за разнообразные, типа артистические, «па», время от времени отвлекающие посетителей от главного — современного изобразительного искусства. Должность занимает Денис Рубин. Фестиваль «Короче» придуман им. Вполне возможно во благо, так как идея задать десятиминутный формат, и не секундой больше, сценическому действию — задумка занятная и смешная. Вроде как, г-н Рубин настойчиво предлагает (фестиваль проходит во второй раз) принять в нем участие всем имеющимся в городе режиссерам, артистам, сценографам. Профи, однако, в ретивости не уличены. То ли не услышали, то ли проигнорировали. На первый зов «короче» в прошлом году откликнулась лишь Елена Крайняя, актриса театра Комедии. В этом году — разнообразные мальчики и девочки из никому не известных крохотных коллективов, как то: «Сижу на тумбе я», «Японский городовой», «Товарищество 541», «Приток Оби» и т. д. Ответ на вопрос «Кто эти люди?» получен исключительно от одного участника: театра-студии «М-арТ», творящей в недрах Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Статус же остальных десяти? Есть ли у ребят специальное образование? Не ясно.

Некоторые участники — гордые одиночки. Просто Андрей Николаев, прочитавший за десять минут самим сочиненное на тему СПИДа… Или просто Вова Антипов (последний, правда, выпускник Театральной Академии, владелец аж собственного театра «Организмы»)… Единственный из всей компании способный молодой человек, переделавший на свой лад и вкус «Чайку», а заодно и «Дядю Ваню». Вполне капустно, смешно.

Одиннадцать сценических опытов оценивало на полном серьезе с добродушием, достойным, как мне кажется, лучшего применения, жюри. В состав которого вошли и по-настоящему известные персоны: Александр Шишкин, Роман Смирнов. Им искренне было интересно, а мне — радостно от констатации того факта, что именитые петербургские художники способны безо всякого чванства, уважительно отнестись к самодеятельным поделкам, потратить несколько часов жизни абсолютно бескорыстно на … то, что строго говоря, должны отсматривать мамы-папы участников в пределах своих кухонь, коридоров и прочих личных жилищ.

Прекрасная сцена музея «Эрарта», проданные в удобный и красивый зал билеты, публика, их купившая неизвестно из каких соображений, автоматом превращает «Короче» в как бы нечто культурное.

Я же перемещаю весь этот показ в репетиционные комнатки ДК им. Цюрупы и тускнею лицом.

И все-таки вопрос. Исполнитель роли Гамлета Деточкин, как известно, твердо владел двумя профессиями. А что же делают в реальной жизни эти молодые люди?

В середине марта состоится награждение дипломами участников фестиваля «Короче», победивших в разнообразных номинациях

В именном указателе:

• 
• 

Комментарии 15 комментариев

  1. Критик

    Эти молодые люди вероятно ищут поддержки. Задохнувшиеся молодые талантливые люди, которые хоть как то ищут поддержки в своих творческих начинаниях. И здесь ничего. кроме как «не очень» , «вы не известны», «вам сюда нельзя». А кто знает, может именно им не хватает опыта и просто поддержки. Статья правдивая, но отражает лишь общее, ничего конкретного,ничего особенного. Все как-то с высока.Очень зря! А ведь были оригинальные, пусть не хватило немного и пусть «просто». Зато поиск, поиск…И кто знает, может в скором будит!

  2. Елена ВОЛЬГУСТ

    «Критику»:
    От чего, простите, задохнулись молодые люди? Их кто-нибудь душил? И они предстали перед публикой, глядящей на них за деньги, в состоянии асфиксии? Кто именно этот свирепый мавр? Не сочтите за труд назвать.И почему, если молодые, то непременно талантливые? Понятия — не синонимы. Расхожее слово «поиск» в данном контексте выглядит смешно.Одно дело, когда что-то еще ищет режиссер Анатолий Васильев и совсем другое, когда я просто ищу позабытые в пределах дома очки.

  3. Критик

    Вы непременно правы, я с Вами не спорю. Просто любой вопрос имеет разный подход. Вы однозначно утверждаете, что отвратительно. А мне вот охота разобраться, почему? Почему эти молодые «неспособные» и как Вы говорите «без талантливые» участвовали. Конкурс никаких денежных наград не предлагает. Может именно эти люди пришли сюда, которые не ради денег и что-нибудь еще и пусть совсем бескорыстно. Они же не ваши профессионалы которые за просто так, не захотели. Потом, непременно непрофессионально, но я бы не сказал, что без талантливо.

  4. Валерий

    Из статьи не понятно, то ли творчество артистов без специального образования не имеет право на существование в рамках данного фестиваля, то ли так сильно обидела
    по-настоящему известных персон потеря нескольких часов жизни на просмотр недостойных работ.

  5. Удивленная

    Печально, что читатель блога Петербургского театрального журнала так глуп и иначе не поймет, что данное событие, по мнению Елены Вольгуст, не является культурным, если его не «опустить ниже плинтуса»
    Критик прав, никакой конкретики.

  6. глупый

    Удивленная, я ничего не понял!

  7. Удивленная

    «Глупый», мое сообщение перефразирую. Читатель не на столько глуп, чтобы не понять мнение автора и для этого автору вовсе не обязательно применять максимально высокомерную форму объяснения. Содержимое статьи больше описывает низкий статус события, а не рассматривает само событие.

  8. Константин

    Виноват! Я выпустил из вида, что писать пьесы и играть на сцене могут только
    немногие избранные. Я нарушил монополию! Вы, рутинеры, захватили первенство в
    искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а
    остальное вы гнетете и душите!

  9. Alenka

    Если вы восхищаетесь картинами Моне, Карава́джо, Врубеля то вряд ли вас восхитит искусство начинающего художника, мальчика Васи 12 лет.
    В том, что Елена Вольгуст посмотрела не мало по-настоящему талантливых работ сомневаться не приходится.
    А именитые профессионалы из жюри своим участием как раз и придали статусности фестивалю.

  10. Денис Рубин

    Здравствуйте. Будучи упомянут в тексте Елены в качестве организатора проекта, не могу не высказаться)))
    Во-первых, искренне хочу поблагодарить автора за участие в фестивале в составе жюри. Надо сказать, что несмотря на жесткую критику происходящего, все комментарии Елены были очень интересными и безусловно полезными. Наблюдая за обсуждением фестиваля, мы получили неподдельное удовольствие.
    Во-вторых, по поводу моей функции отвлекать от экспозиции музея. Нет, скорее напротив, моя задача привлекать публику. Все мы прекрасно понимаем, насколько сложно воспринимается современное искусство,насколько оно неоднозначно, спорно, во многом неинтересно. Именно для того, чтобы у человека возникли дополнительные мотивы оказаться в музейном пространстве и предназначаются все наши события.
    Я действительно числюсь в Эрарте программным директором и действительно рад возможности организовывать здесь разного рода культурные и околокультурные события))) Ведь именно потому что мы можем себе это позволить и ставим такую задачу, на нашей сцене получают возможность выступить многие и многие театральные коллективы, которые не имеют собственной площадки. За год у нас побывали и продолжают бывать очень интересные локальные и гастролирующие коллективы — Театр АХЕ, Lusores, Этюд-Театр, Teatro di KApua, Театр Которого Нет, Каннон Данс, Театр.Док, Drystone итд итп. Разве это плохо? По-моему, нет)
    Теперь по поводу участников «Короче». Действительно, в основном, это коллективы любительские. И действительно мы приглашали и приглашаем к участию всех желающих. Я бы тоже с радостью увидел на фестивале взрослых, опытных, профессиональных актеров и режиссеров. Но они пока не очень откликаются на наши предложения. Наверное, у них много других забот и мало желания пускаться в авантюры. Заметьте, я не считаю слово «авантюра» плохим словом.
    Хотя и здесь есть исключения — Елена Крайняя, которая не побоялась участвовать в эксперименте и подарила всем прекраснейший полноценный спектакль — очень трогательную и человеческую историю. Да, она длилась 10 минут, — но часто в спекаткле большого стиля и столько хороших минут не наберется. Тот же интерес профессионального жюри к проекту — это тоже показатель. Председатель жюри первого фестиваля, мой, кстати, мастер по Академии, Геннадий Рафаилович Тростянецкий, тоже отметил, что работы представлены в основном слабые, но это не помешало ему оценить саму затею.
    А суть затеи очень простая — как-то встряхнуть общественность, предложить творцам новую игру. Она с одной стороны жесткая, с вызовом, с другой — все-таки игра, то есть отличная возможность похулиганить, без оглядки на гамбургские счета. На мой взгляд, любая нестандартная задача, призванная разбудить и взбудоражить — это всегда хорошо. Да и когда еще выдастся возможность сделать проект, который не имеет будущего в условиях функционирования официального театра. И где еще попробовать свои силы в таком формате? Получается, только у нас.
    Моя абсурная и безумная мечта — это найти такой спектакль, который будет длиться всего 5 минут, но будет являться таким человеческим событием, что соберет полный зал. И люди заплатят за билеты, и не будут потом разочарованы. Да, абсурд. Но зат оесть к чему сремиться. Да, ктстати, если уж говорить о профессиональном театре, все мы можем вспомнить много работ, в основу которых были положены как раз такие микро-истории. Тот же Театр АХЕ, Такой Театр, Лицедеи, да и участник жюри Роман Смирнов не прочь работать в подобном формате.
    Ну, а что касается реальности.
    Да, я тоже ожидал увидеть гораздо больше интересных работ. Я тоже рассчитывал на молодежь, на их свежий подход и незамыленный взгляд. Я готов был им простить плохую игру, непрофессиональную режиссуру, но надеялся увидеть какой-то свежий подход к самой идее времени, идеи его ограниченности. Я ждал Гамлетов за 5 минут, Братьев Карамазовых за три, я уверен, что можно сочинить такой сюжет, в котором за 10 минут человек переживет самые мощнейщие перипетии. Но пока этого не случилось. Однако, я уверен, что все у нас впереди. И я уверяю, что мы будем прикладывать все силы к соврешенствованию.
    Тростянецкий как-то сказал нам: «режиссер — это организатор процессов». Мы запустили процесс. Будьте к нам благосклонны))))

  11. Игорь

    Здравствуйте! Будучи не упомянут в тексте Елены Вольгуст, все же хотел бы высказаться. Я режиссер «никому не известного крохотного коллектива» — ИМХО-Театр. Участвовали мы в «Короче» уже второй раз, как и упомянутый выпускник Театральной Академии Вова Антипов. Меня никто не осведомил о том, что нужно в индивидуальном порядке демонстрировать Елене Вольгуст свой документ об образовании. Знал бы, обязательно продемонстрировал. Хотя, конечно, о настоящем профессионализме это ничего не скажет. В моем коллективе имеются люди без специального образования, и есть дипломированные специалисты. Первым не хватает школы, но та отдача и желание с которыми они вгрызаются в драматургический материал, порой перекрывают усилия профессионалов. Для нас фестиваль «Короче» это только возможность вынести наши творческие муки на суд зрителя. За что организаторам — огромное спасибо! У нас нет ни собственной площадки, ни репетиционной базы, нет и никаких материальных основ. Есть только люди: актеры, художники, режиссеры, которые готовы тратить все свое свободное время на нелепые фантазии, и есть большие проблемы с административной частью. Слава Богу, что есть друзья, безвозмездно предоставляющие для репетиций квартиры, офисы, и даже кафе. Мы были бы безумно рады репетиционным комнаткам в упомянутом ДК Цюрупы, но насколько мне известно ДК продано. Порой я иногда и сам не понимаю, что нас толкает на донкихотские подвиги, ведь есть абсолютное понимание того, что мы никому не нужны. Впрочем и работа в современном репертуарном театре, на мой взгляд, не является сегодня уж очень престижной. Имеется у меня подобный опыт. Понятно, что наши творения чрезвычайно далеки от шедевров, это только попытки высказаться, а в этом нам помогает фестиваль.
    С благодарностью за отзыв и уважением, выпускник Театральной Академии
    Игорь Маликов

  12. Елена ВОЛЬГУСТ

    Игорю Маликову
    Уважаемый Игорь! Выносить на суд зрителя творческие «муки», по-моему, естественный закон. Что для маленького ИМХО, что для большой Александринки. Мне лишь кажется, что демонстрация не всех «мук» должна сопровождаться продажей настоящих билетов за настоящие деньги.

  13. Игорь Маликов

    Елене Вольгуст. Уважаемая Елена! Не могу с Вами не согласиться. Но лично я не имею никакого отношения к финансовой стороне этого мероприятия, как впрочем и остальные участники, насколько мне известно. По правде сказать, Ваше несогласие с финансовой политикой фестиваля можно отнести и к другим сферам общественной жизни. Иногда кажется, что наоборот нужно платить зрителю за тот ужас, который он вынужден лицезреть в современных театрах, кинокомплексах, музеях и пр.

  14. Елена ВОЛЬГУСТ

    КОРОЧЕ, сегодня,
    24 марта в «Эрарте» устроители фестиваля вручили памятные дипломы тем, кто по мнению жюри оказался наиболее достоин.

    В номинации «За концепцию» сокрушительную победу одержал десятиминутный спектакль «Легкий способ бросить курить» театра «Приток Оби».

    В номинации «За лучшие пьесы» грандиозный успех у Вовы Антипова, лидера театра «Организмы».

    В номинации «За творческий рост» фантастическим в лучшую, само собой, сторону изменением потряс Александр Худяков ( спектакль «Аккомпаниатор» Товарищества 541).

    Номинация «За полноценное художественное высказывание» нашла безо всяких споров своего героя в спектакле «Веселый Матти» театра «Режики».

    В эксклюзивной номинации «За искренность жеста» победил Андрей Николаев (спектакль «Жизнь.Жизнь»).

    Что до «Лучшей женской роли», так это — Маргарита Каракозова (спектакль «Кастинг». ИМХО-театр).

    Петербургский театральный журнал наградил своей годовой подпиской Анну Штурхалёву, участницу спектакля «Веселый Матти». За иронию и органику.

  15. ***

    До публики доходит то, что отобрано «организаторами процесса», возможно вопрос не только в профессионализме участников, но и во вкусе отборочной комиссии.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога