
-
Б. Брехт. «Добрый человек из Сезуана».
Московский драматический театр имени А. Пушкина.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Александр Шишкин.Видимо, в Москве этой брехтовской пьесе суждено оформляться в спектакли-события. Постановка Юрия Бутусова в Театре имени Пушкина, в отличие от легендарной, любимовской, не стала вехой рождения нового театрального организма. Однако, оказав театру на Тверском бульваре высокую честь и подтвердив отличные возможности здешней труппы, она стала очевидным событием. Просто высочайшего пилотажа спектакль, не меньше!
-
«Аллегро» (драматический сценарий — Марина Смыслова).
«Петербургская документальная сцена» (Балтийский дом).
Режиссер Михаил Патласов, художник Любовь Полуновская.Организаторы спектакля Петербургской документальной сцены в «Балтийском доме» практически «запрограммировали» первые фразы рецензии на их новый проект «Аллегро». Как-то так: «В фойе помещены огромные белые пустые листы бумаги, на которых зрителям, ожидающим начала, предлагается написать или нарисовать, что они знают о Финляндии. И зрители, разумеется, оставляют там ожидаемые туристские банальности: тихий отдых, очередь на границе, молоко Valio, водка Кoskenkorva, карельские пирожки, сауна и т. п.». Следующей фразой рецензента должно быть: «Но уходя со спектакля, зрители знают гораздо больше о нашем северном соседе и его людях». Может быть, кто-то, действительно, больше узнает о советско-финской войне 1939–1940-го, задумается о тех, кто потерял свои дома на Карельском перешейке и теперь возвращается посмотреть на полуразрушенные фундаменты...
-
13 февраля, в день 130-летия Евгения Вахтангова, театр его имени сыграл премьеру «Евгения Онегина»
А. Пушкин. «Евгений Онегин». Сцены из романа в двух частях.
Театр им. Е. Вахтангова.
Режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.Энциклопедия русской страсти и хандры. «Евгений Онегин» Римаса Туминаса претендует на любую из этих формулировок и даже на первородную, от Виссариона Белинского — «энциклопедия русской жизни». В связи с этим опять скажут, что литовский режиссер возвел поклеп на все русское. Еще бы, когда на этот раз Туминас пошел ва-банк! Это вам даже не Лермонтов, а Пушкин и его роман, «наше все» в квадрате. В невозмутимой готовности к очередной порции обвинений Туминас выпускает в финале огромное чучело бурого медведя на деревянной подставке с колесиками, и милая девушка кружится по сцене в его когтистых объятьях, а затем под ручку (под лапку) уходит в глубину, в долгий супружеский путь.
-
В архиве появился № 66. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
В последнем сезоне в пермском Театре-Театре и примыкающей к нему «Сцене-Молот» произошли радикальные изменения. Сменился директор: на эту должность заступил режиссер Владимир Гурфинкель. Переехав в Москву, оставил за собой пост худрука Борис Мильграм. Ушел с поста главрежа Владимир Золотарь. Отказался от «Сцены-Молот» Эдуард Бояков, ушел и ее главный режиссер Дамир Салимзянов. Как развиваться дальше «пермской падчерице» Э. Боякова, которая часто донашивала одежды «Практики»?
-
А. Вампилов. «Утиная охота».
Национальный театр им. Ивана Вазова (София).
Режиссер Юрий Бутусов, художник Александр Шишкин.Сценография
Первое, что обращает на себя внимание, — буйная визуальность этого спектакля. Сценография Александра Шишкина, что уже привычно, — не столько «место» для игры или смысловое пространство, сколько сценографическая режиссура, структурирующая действие, организующая композицию.
-
Гастроли на фестивале «Пять вечеров» им. А. М. Володина
Я. Пулинович. «Бесконечный апрель».
Елецкий драматический театр «Бенефис».
Режиссер Павел Зобнин.Связь времен для главного героя «Бесконечного апреля» не то что не распалась — накрепко спуталась в узел: воспоминания детства, воспоминания зрелости — все приходят когда им вздумается и замещают реальность. Развязать не удастся, да и нет смысла трудиться: вот-вот разрубит смерть. Об этом факте сообщает без экивоков его обаятельная хабалка-дочь воображаемому собеседнику в зале. Связи времен для нее никогда и не существовало, кажется. С веселой панибратской доверительностью героиня Юлианы Веленской рассказывает агенту, пришедшему оценивать квартиру для продажи, как жили и умерли в этих стенах две ее бабки и мать. «Метраж!», — рокоча, повторяет она в азарте. Покупатели рухлядь выкинут, евроремонт забацают.
-
А. Володин. «С любимыми не расставайтесь».
Молодежный театр Алтая (Барнаул).
Режиссер Дмитрий Егоров, сценография Фемистокла Атмадзаса.На Володинском фестивале показали спектакль, который на премьере 24 ноября видела в двух составах Софья Козич. Ей есть с чем сравнить фестивальный показ.
Спектакль предваряет пролог. На экране из мятой бумаги, натянутой на каркас во всю ширину сцены, — страница vkontakte пользователя Юлии Приваловой. Приходит пять издевательских сообщений от ее мужа Данилы Привалова. Курсор медлит секунду. Статус «Меня нет». Клик на аудиозаписи: Земфира, «Без шансов». И под эту песню, со скоростью четыре клика в секунду, меняется аватарка, удаляются свадебные фотки, Данила исключается из друзей и мужей, стена зачищается. Всего 2 минуты 28 секунд и — никаких проблем, никакой любви.
-
Сюжет едва ли не мистический — он приоткрылся 7 февраля в Карельской гостиной СТД, где презентовалась книга стихов с фотографией 20-х годов на обложке (карельская лодка в неспокойных водах Сегозера, паренек на веслах).
Филологи и театроведы читают книги Павла Петровича Громова (1914–1982). Главные из них: «О стиле Льва Толстого: „Диалектика души“ в „Войне и мире“»; «Блок, его предшественники и современники»; «Написанное и ненаписанное». Есть целый цикл его вступительных текстов в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта». Статьи «Ансамбль и стиль спектакля», «Ранняя режиссура В. Э. Мейерхольда» — школа для поколений театроведов, по крайней мере, петербургских.
-
В архиве появился № 4. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Вчера в театре на Литейном начался IX Всероссийский фестиваль им. А. М. Володина. Он открылся спектаклем «Сестра Надежда» театра п/р Олега Табакова (Москва)
А. Володин. «Сестра Надежда».
Театр п/р Олега Табакова (Москва).
Режиссер и художник Александр Марин.Смело и хитро Александр Марин играет жанрами. С первых же минут опрокидывает в зал порцию лучезарности, приглашая зрителей доверчиво вкушать эту душистую шипучку. За приятной сладостью сиропа не сразу различишь: в напиток изрядно подмешано яда. Комедия оказывается черной, и «мораль» ее обидна и проста: жребий людей различен. И пора б уже повзрослеть и раскрыть на это глаза. Полно глушить газировку.
-
Прошли театральные лаборатории на Сахалине и в Калининграде
У нас великая страна, одна шестая света...
Поговорив в юбилейном номере с Олегом Лоевским о том, как он вспахивал и засевал эту одну шестую лабораториями, очень скоро я оказалась на двух из них: в самой восточной точке (Южно-Сахалинск) и в самой западной (Калининград). Контраст был исключительно велик, не всегда соответствовал географическому положению города и театра (иногда на Сахалине мне казалось, что я где-то в центре, иногда в Калининграде — что я на далеком острове), но, так или иначе, я благодарна судьбе и самолетам Аэрофлота за «попадание» если не «в самую точку», то в две...
-
5 февраля в Петербурге, в театре им. В. Ф. Комиссаржевской в четвертый раз состоялось вручение премии «Прорыв». Так как прорыв по определению не может быть долгим, вся торжественная церемония уложилась в полчаса.
На сцену вышли ведущие: мужчина (примечательный лишь оранжевой рубашкой) и женщина. За всю церемонию они не проронят ни слова. Женщина будет играть на рояле, мужчина — вручать статуэтки.
-
Дмитрий Богославский. «Любовь людей».
Московский академический театр имени Вл. Маяковского.
Режиссер Никита Кобелев, художники Анастасия Бугаева и Тимофей Рябушинский.После продолжительного вглядывания в «Любовь людей», показанную в Петербурге на сцене Молодежного театра на Фонтанке, возникло ощущение временной петли. Как будто снова начало
90-х: «Дорогая Елена Сергеевна...», «Звезды на утреннем небе»... Деревенскую историю про Люську, убившую мужа Кольку, алкоголика и садиста, и скормившую его тело свиньям, а потом вышедшую замуж за свою первую любовь, участкового Сергея, но не выдержавшую груза вины, можно было поставить и сыграть как в бытовом, «петрушевском» или «ранне-сигаревском», ключе — с сельским колоритом, а можно — отстраненно, вне обстоятельств места и времени, как драму вины и возмездия. Было интересно, по какому пути пойдет Никита Кобелев. -
И. Вырыпаев. «Танец Дели».
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.На «Танец Дели» Дмитрия Волкострелова в ТЮЗе идти надо. Но лучше это делать в том случае, если о пьесе у вас остались лишь смутные воспоминания, рецензий на спектакль вы не читали и фильма Вырыпаева не видели. Причем фильм и пьеса — еще ладно, а вот статьи точно читать нельзя. Потому что критики — спойлеры.
-
Объединение с задиристым названием «Vottebe», за которым скрываются театральные выдумщики Саба Лагадзе и Ксения Орлова, уже зарекомендовало себя проектами «Театральная бессонница» и «Театральный альманах». Они регулярно проходят на площадке Центра им. Вс. Мейерхольда.
«Vottebe» каждый раз придумывает не столько конкретный проект, сколько новый театральный формат. Таким новым форматом когда-то стал и «Альманах», фестиваль короткометражных спектаклей, сделанных на одну заданную устроителями тему. Темой первого выпуска была «Свобода», прошлого — «Любовь», позапрошлого, о котором, кстати, писали в ПТЖ № 69, — «Герой».
-
«Провинциальные танцы» на «Платформе» (Москва).
26 и 27 января на Винзаводе (проект «Платформа») были показаны спектакли «Опыт № 4. Intersection» (пересечение) и «Алиби» екатеринбургского коллектива «Провинциальные танцы». Получасовые танцевальные короткометражки были созданы в рамках проекта-лаборатории «Танцкрипция» (замысел — передать текущий момент, остановить мгновение мимолетного и быстротечного процесса создания хореографии). Спектакли вошли в программу фестиваля «Цех», который прошел в ноябре на сцене культурного центра ЗИЛ, но лучшим образом вписались в лаконичную площадку Винзавода: сюда, по словам кураторов проекта, они будут приезжать и впредь. Татьяна Баганова, бессменный руководитель «Провинциальных танцев» — один из пионеров современного танца, и не случайно ее компания считается лучшей. Артисты регулярно работают с различными хореографами, в том числе европейскими. Татьяна Баганова сама принимает участие в проектах как танцовщица, демонстрируя отличную профессиональную форму.
-
Из типографии пришел тираж «Охотничьих книг». Их три: «Театр 1980-х», «Театр 1990-х» и «Театр начала нулевых». Каждая обложка — общая тетрадь (кто-то узнает свою тетрадку 80-х, кто-то — 90-х), и на каждой книжке — цитата из стоппардовской «Аркадии»: «Отцу незачем вести дневники, вся его жизнь в охотничьих книгах». «Охотничьи книги» и изданы, как дневники: с рукописными почеркушками, отсылками, с графическими иллюстрациями Р. Габриадзе и заметками на полях самой М. Дмитревской.
Редакция «ПТЖ» поздравляет саму себя с новым изданием «Библиотеки ПТЖ» (ждали его долго). А в блоге мы публикуем вступительный текст М. Дмитревской, чтобы понять, почему же эти книги — охотничьи, и почему автор, много лет повторявший, что библиотеки и так перегружены и что жалко тратить русский лес на очередное издание, все же собрал эти сборники...
-
Кинорежиссер Николай Дрейден и театральный постановщик Максим Диденко взялись за развитие отечественного кинопроизводства. Авторы мюзикла «Ленька Пантелеев», снискавшего большой успех у публики и критиков, решили экранизировать историю о легендарном петроградском налетчике.
Эскиз будущего фильма был презентован 23 января в пространстве «У2» на Белинского, 9, в формате арт-читки с живым музыкальным сопровождением и видеопроекцией. Дрейден и Диденко предполагают провести целый цикл подобных мероприятий под общим названием «Кинолофт». Режиссеры хотят создать открытый диалог между двумя вечно спорящими видами искусства — театром и кинематографом.
-
В. Дурненков. «Север».
Театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль).
Международный центр им. Константина Треплева.
Режиссер Семен Серзин, сценограф Валентина Серебренникова.Молодой петербургский режиссер Семен Серзин уже стал «своим» для ярославского академического театра драмы им. Федора Волкова. Благодаря его дебютному спектаклю «Вий» по пьесе Натальи Ворожбит заговорили о молодом поколении актеров театра. Этот спектакль cтал очевидным, успешным результатом деятельности организованного Ольгой Никифоровой Центра им. Константина Треплева, существующего в стенах академического театра. Прививка современной драматургии, попытка отыскать свежую театральную кровь, надежда на появление нового театрального языка, театральных идей у режиссеров до 35 лет (таков возрастной ценз Центра), необходимые для академического театра, уже привлекли в него молодого зрителя, заразили молодых актеров свободой художественных поисков.
комментарии