
-
Редко кому удается прожить долгую жизнь, быть известным всему театральному сообществу человеком... не служа при этом в театре. Но, по сути, служа ему.
Натела Александровна Товстоногова — знаковая фигура нашей театральной жизни: знаменитая сестра и жена, в некотором смысле муза двух великих мужчин — Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева — и уж точно человек, державший на своих плечах две семьи: вырастила не только сына Алексея, но и племянников Сандро и Нику.
-
Т. Леттс. «Август: графство Осейдж».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Петр Шерешевский, художники Мария Лукка и Александр Мохов.Пьесу Т. Леттса два года назад открыли для российского театра Омская драма и режиссер Анджей Бубень, чуть позже Марат Гацалов поставил «Август...» в новосибирском «Глобусе» (оба спектакля получили номинацию на «Золотую маску», один — на прошлую, другой — на нынешнюю). Совсем недавно состоялась премьера в московской «Маяковке» (Евгения Симонова сыграла главную роль — Вайолет), и, наконец, драма добралась до Петербурга.
-
В. Леванов. «Ксения Петербургская».
Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом».
Режиссер Тимур Насиров, художник Константин Соловьев....По узкому проходу тесного зала «Старого дома» пробирается к сцене толпа персонажей, которую надо бы назвать живописной, но как-то язык не поворачивается. Скорее уж, живопырной. Слово дикое, но и персонажи отнюдь не ручные. Разновозрастные клошары и попрошайки, люди лихие и убогие, создания, падшие окончательно и находящиеся на пути к этому, праздные соглядатаи, веселые нищие... В общем, обитатели «дна». Явившиеся сюда как будто не из Петербурга XVIII века, где совершала свой подвиг добровольного безумия и юродства вдова придворного певчего Андрея Федоровича Петрова Ксения, а из послевоенного Ленинграда, описанного великим сценографом Эдуардом Кочергиным в его знаменитых «рассказах рисовального человека».
-
Музыкальная комедия «Лес» по пьесе А. Островского.
Театр «Комедианты».
Музыка В. Дашкевича, либретто и тексты песен В. Жука.
Постановка Михаила Левшина, сценография Полины Левшиной.Автор музыки к сотне спектаклей и кинофильмов, в том числе к «Собачьему сердцу», «Приключениям Шерлока Холмса» и некогда популярнейшему «Бумбарашу», феноменальный композитор Владимир Дашкевич своим участием автоматически придает действию статус классики жанра. Однако определять этот самый жанр и следить за доскональным соблюдением его законов вовсе не возникает желания, — не все ли равно, как это называется: оперетта ли, водевиль или мюзикл по-нашему, эх, да по-лиговски! Долговязый баянист Вася — Василий Шабров — по первому зову выбегает на подмогу барыне, проникновенно исполняющей душещипательный романс, или персонажам попроще с их танцами и куплетами, и, надо сказать, и баян, и сам Вася — весомая поддержка фонограмме с музыкой, под которую все артисты поют вживую.
-
Фестиваль «Золотая маска», проект «Новая пьеса».
М. Крапивина. «Ставангер (Pulp people)».
Лиепайский театр драмы (Латвия).
Режиссер Константин Богомолов, сценография и костюмы Ларисы Ломакиной.«Ставангер» — спектакль, въедающийся в мозг. На первом же золотомасочном показе в ЦИМе Богомолов добился того, чего хотел. Когда умирающий немой старик-паралитик (в исполнении молодого дюжего актера Гатиса Маликса), пылко произнеся монолог о том, как в своей подлинности и эгоизме открываются перед ним ждущие его смерти родственники, вынул из под себя горшок и начал разбрасывать пригоршнями коричневые фекалии имени Кастелуччи по стенам, какой-то зритель с воплем вроде «Как вы все такое говно можете смотреть!», громко топая, выбежал вон. Но крикун нашелся только один, все прочие, покидая зрительный зал во время спектакля, выражали возмущение только пластикой.
-
Г. Ибсен. «Враг народа».
Малый драматический театр — театр Европы.
Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.С чего это некоторые рецензенты взяли, что доктор Стокман выходит на Болотную? Что будто Додин поставил политический спектакль? Вот ровно наоборот. Додин — не про Болотную, он про надмирного мессию — вне политических разборок, вне какого бы то ни было — сплоченного или разобщенного, кремлевского или болотного — большинства. Потому что любое большинство всегда голосует за Варраву, он вождь толпы (текст Ибсена в эту сторону дописан и развит), а Додина интересует Иисус.
-
А. Польц. «Женщина и война».
Малый драматический театр — театр Европы.
Режиссер Наталья Колотова.МДТ, как известно, затеял большой, рассчитанный на год, проект «Мы и они = Мы» (фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии). Впечатление от двух уже исполненных эскизов молодые театроведы явили здесь.
Продолжение, как коллеги верно заметили, неизбежно последовало.
-
А. Володин. «Пять вечеров».
«Ленком».
Режиссер Андрей Прикотенко, художники Ольга Шаишмелашвили и Петр Окунев.В ленкомовской программке выражены благодарности Сахаровскому центру и «Мемориалу», в фойе перед спектаклем можно увидеть выставку из истории ГУЛАГа, а затем уже на сцене возникают проекции фотографий знаменитых сталинских узников. Тайна семнадцатилетнего отсутствия героя пьесы Ильина и его запоздалого возвращения в родной Ленинград перестает быть тайной. К Тамаре приходит не просто бывший зэк, но человек, у которого лагерь, кажется, навсегда въелся в поры и в душу. Да и сам облик ленинградской Тамариной квартиры более всего напоминает зону (сценография Ольги Шаишмелашвили и Петра Окунева).
-
No name. «Тень дерева».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Павел Семченко.Давайте признаемся: быть женщиной тяжело. Вдвойне — свободной женщиной художественного толка. Той, что чувствует себя исключительной. Такие женщины часто намеренно раздражают в себе струну неврастении, падают в обмороки, бреются налысо, надевают красные шаровары и начинают искать в районе пупка чакру, отвечающую за чувственные энергии. Они склонны к перепадам настроения, у них всегда если не депрессия, то меланхолия.
-
Е. Чижова. «Время женщин».
Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина.
Автор инсценировки, режиссер и художник — Алексей Вотяков.Магнитогорская драма памятна фестивалем «Театр без границ» и периодом своего расцвета времен Валерия Ахадова—Фариды Муминовой—Сайдо Курбанова. И еще — нашумевшим спектаклем «Гроза» в постановке Льва Эренбурга, с которым магнитогорцы объехали, наверное, полмира. Сейчас театром руководит известный режиссер Максим Кальсин. При театре обучается актерский курс под руководством Григория Козлова. Помимо главного ставят и приглашенные режиссеры. А спектакль «Время женщин» поставил главный художник театра Алексей Вотяков, талантливый и востребованный сценограф. Это его режиссерский дебют. Что вдруг его потянуло в режиссуру?
-
В цирке на Фонтанке прошла пресс-конференция нового художественного руководителя Вячеслава Полунина
У Славы Полунина теперь имидж старика, седобородого, как лунь, бога Саваофа. При этом — море планов, которыми он делился на пресс-конференции в день отчаянного полнолуния 26 февраля. По мне так хорошо, если исполнится хотя бы сотая часть из того, о чем Полунин говорил. Если приедут все лучшие клоуны мира и проведут мастер-классы, Михаил Шемякин и посвященный накануне в члены Академии дураков Борис Гребенщиков встретятся в одном спектакле, а... А! Аааа!.. Слушая Славу, можно улететь далеко-далеко, для него как бы нет нерешаемых проблем, включая смену кресел амфитеатра: «Если я не достану на это денег у государства, объявим, что билет на премьеру будет стоить одного стула. Человек заплатит, скажем, 100 евро, его имя будет написано на кресле — и так партер наполнится стульями-билетами-премьерными зрителями». Аааа! Можно, я первая в очереди, возьмите мои 100 евро, которых у меня нет, но возьмите! Слава — тот самый персонаж, которому все готовы отдать даже то, чего нет, так что за кресла в партере я спокойна: люди отдадут кровные в обмен на радость.
-
Я. Пулинович. «Как я стал...».
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер Артем Терехин, художник Евгений Лемешонок.Она его бросила, он увлекся другою, та ответила ему взаимностью и даже доверила все свои сбережения, он ее предал и исчез с деньгами, потом раскаялся, но было поздно...
Сюжет настолько банален, что в форме читки на двух драматургических лабораториях в минувшем сентябре — на «Любимовке» и «Вешалке» в Красноярском ТЮЗе — пьеса Ярославы Пулинович «Как я стал...» меня, мягко говоря, не впечатлила... -
М. Палей. «Long distance, или Славянский акцент».
Театр для детей и молодежи (Кемерово).
Режиссер Ирина Латынникова, художник Светлана Нестерова.В Кемерово на 500 000 жителей — четыре государственных театра: музыкальный, драматический, кукольный и молодежный. И если музыкальная комедия и драма давно сдали свои позиции, то коллективы под руководством Д. С. Вихрецкого и Г. Л. Забавина с каждым годом увеличивают количество фестивалей и собранных на них призов. Так, последняя детская премьера «Молодежки» взята в конкурс «Арлекина», а взрослая — на фестиваль в Омск.
-
Шесть месяцев назад, в августе 2012-го, не стало Алексея Заливалова. Он мало прожил — 54 года.
Однажды (когда Леше было лишь 33, но его работа в музыке, в кино, в театре уже принесла ему известность) мы проговорили с ним чуть не целую летнюю ночь — под запись. Потом это было напечатано в газете «Антракт».
Сегодня некоторые фразы того разговора звучат по-особому.
-
Балетмейстеру Геннадию Абрамову — 75 лет. Мы поздравляем Геннадия Михайловича с юбилеем и предлагаем читателям нашего блога интервью с этим выдающимся теоретиком, философом, подвижником современного танца в России.
-
21 февраля в Театральном музее открылась выставка «Марина Азизян. Театр книги»
Вообще-то на открытии Марина Цолаковна говорила, что просила перенести мероприятие — «сегодня черный для всех нас день», ушел Леша Герман... Но вернисаж состоялся, и, устроенная издательством Вита Нова презентация книги, точнее, книг, проиллюстрированных Азизян, состоялась тоже.
-
Умер великий режиссер.
Утро его смерти омрачено в Интернете страстями и разборками кино-братии. Их спровоцировало утреннее выступление Германа-младшего, лишь отчасти понятное людям, далеким от взаимоотношений в киношной среде, возбуждающее кровожадно-коммунальное любопытство: «Что? Где? Когда? О ком?» — и не позволившее сегодня утром всем нам сделать паузу: УМЕР ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР.
Паузу, которой так владел в своем искусстве Алексей Герман-старший.
Паузу...
-
(2 декабря 1921 — 19 февраля 2013)
Похороны назначены на воскресенье, 24 февраля.
11.30 Гражданская панихида. Учебный театр. Моховая ул., 35.
13.00 Отпевание. Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Шпалерная ул., 35А.
14.00 Отъезд от Храма на Волковское кладбище для захоронения.Когда я учился в аспирантуре, я поссорился с коллегой, с которой мы до этого были в прекрасных человеческих отношениях, и Галина Алексеевна с горькой обидой, жестко и особенно печально мне сказала: «Ваше поколение... Вы не умеете дружить!»
-
Г. Ибсен. «Кукольный дом».
Театр «Приют Комедианта».
Режиссер Юрий Квятковский, художник Полина Бахтина, видеоарт — Ян Калнберзин.«Кукольный дом» Юрия Квятковского оставляет бодрящее ощущение чего-то, сделанного «не по правилам». Обычно такого рода художественные удачи случаются, когда автором спектакля вдруг становится художник, музыкант, кинорежиссер, наконец, или целая команда других «чужаков». Квятковский и его режиссура производят впечатление такого «инородного тела». Хотя мы и знаем, что это совсем не так. Режиссер — выпускник курса Марины Брусникиной и Романа Козака, театру вовсе не чужой, много играет в кино и спектаклях МХТ. Просто в театральной среде появляется все больше людей, чьи вкусы, интересы, образ мыслей, жизни не определяются одной только театральной средой, в чем-то ее игнорируют. Как и в «Копах в огне» (сама не видела, но читала и слышала), в «Кукольном доме» многое выдает и обнаруживает как связь режиссера с рэп-тусовкой, так и связь соавтора — художницы Полины Бахтиной — с арт-дизайном, рекламой и телевидением. Отсюда то экстремистское решение, которым испытывают несущую конструкцию пьесы Ибсена, и она его выдерживает. Может быть, не полностью, но почти.
-
Вен. Ерофеев. «Москва — Петушки».
Театр «Мастерская».
Спектакль сочинили Григорий Козлов, Евгений Перевалов, Алена Артемова.Он, Веничка, не упомянул, но мы-то все равно помним, что у Ивана Тургенева, помимо стихотворений в прозе, есть такая статья — «Гамлет и Дон Кихот». И противопоставляет в ней орловский дворянин, гражданин прекрасной Франции два вечных образа, доминанта одного из которых — вечная возня с самим собой, другого — вера в истину вне отдельного человека. Евгений Перевалов доказывает эмпирически, что оба они могут ужиться в одном. И если тошнит его бедного Веничку, то как будто не с перепоя, а от того, что толкаются внутри непримиримые, несовместимые персоны. От того, что кого и чего только не намешано в его набухшей душе. Как в стакане с коктейлем «Иорданские струи». Или в постмодернистском тексте, пенящемся от незакавыченных цитат. Широк человек. И актер мастерски мерцает его гранями.
комментарии