Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

6 февраля 2013

ПОЛУЧАСОВОЙ ПРОРЫВ

5 февраля в Петербурге, в театре им. В. Ф. Комиссаржевской в четвертый раз состоялось вручение премии «Прорыв». Так как прорыв по определению не может быть долгим, вся торжественная церемония уложилась в полчаса.

На сцену вышли ведущие: мужчина (примечательный лишь оранжевой рубашкой) и женщина. За всю церемонию они не проронят ни слова. Женщина будет играть на рояле, мужчина — вручать статуэтки.

…Свет погас, и, видимо, должна была наступить тьма. Но она не наступила: в зале продолжали сиять дисплеи телефонов. Потом весьма ярко загорелся свет, громогласно объявленный откуда-то из-за сцены («Свет!!!»). На белом занавесе появилась видеопроекция: ролики по несколько секунд с лицами номинантов. Это белое полотнище и лица, как будто сфотографированные на паспорт, почему-то напомнили недавно просмотренный спектакль Дмитрия Волкострелова «Танец Дели». И каково же было мое удивление, когда премия за лучшую режиссуру в третий (и, дай Бог, не в последний) раз досталась именно Волкострелову. Правда, нынче он прорвался не один, а в компании с Семеном Александровским и Александром Вартановым. Но, тем не менее, нужно отметить зарождающуюся в театральном Петербурге традицию. Как говорится, один раз случайность, второй — совпадение, третий — закономерность. Конечно же, безусловный гений и оригинальность Волкострелова бесспорны! Ни минуты не сомневаюсь, что и дальше Дмитрий Волкострелов будет по-прежнему высоко держать знамя новаторства и внезапности! И только одно меня смущает: «Прорыв» — это театральная премия для молодых, поэтому лет эдак через 20 может возникнуть некоторая неловкость при вручении очередной статуэтки за лучшую режиссуру.

Вручение премии Дмитрию Волкострелову .
Фото — В. Васильев.

Еще раз я удивилась, когда объявили, что премия лучшему молодому художнику не присуждается вовсе (номинированы были Фемистокл Атмадзас за спектакль «Развалины» и Александр Лециус за «Время для посещений»). Признаюсь (могут же быть у критика свои предпочтения!), болела за Атмадзаса. Жаль… Вообще, команда «Этюд-театра», представленная в пяти номинациях из шести, получила лишь одну статуэтку: лучшим молодым актером был признан Кирилл Варакса за роль Пархи в спектакле Евгении Сафроновой «Двое бедных румын, говорящих по-польски». И еще одну, специальную, премию номинационного совета вручили актрисе «Этюд-театра» Анне Донченко за роли в премьерах сезона 2011–2012.

Самая высокая конкуренция была в номинации «Лучшая молодая актриса»: из восьми претенденток жюри выбрало Дарью Румянцеву за роль Кей Конвей («Время и семья Конвей», Такой театр). Еще одна яркая актриса, Ирина Саликова, стала лауреатом в номинации «Лучший исполнитель роли второго плана» за ее несравненного Самуила Яковлевича Глостера («Лир», Приют Комедианта). Единственная актриса, представленная в обеих номинациях, Ульяна Фомичева, получила специальный приз жюри «За яркие роли в сезоне 2011–2012».

Предпоследней вручали статуэтку лучшему молодому менеджеру. Победила Милена Авимская за проведение конференции «Американская драматургия: новые открытия» и всероссийского фестиваля-лаборатории «ON. Театр. ru». Ну а последним назвали лучшего режиссера, о котором я уже сказала.

Вручение премии Кириллу Вараксе.
Фото — В. Васильев.

Завершилась церемония вручением специальных премий. Помимо Ульяны Фомичевой и Анны Донченко, призы вне номинаций присудили Народному художнику России, главному художнику БДТ им. Г. А. Товстоногова Эдуарду Кочергину «За продвижение молодых талантов» и творческому коллективу спектакля «Антитела» театра «Балтийский дом» с формулировкой «За прорыв в современную реальность».

«Прорыв», да еще куда — в современную реальность! — звучит громко и амбициозно. Но действительно громко, даже оглушающе, звучал в этот вечер только голос, объявлявший номинантов и лауреатов.

Комментарии (0)

  1. Алексей Пасуев

    Могло быть хуже.

  2. Марина Дмитревская

    1. Я бы вообще не номинировала тех. кто уже один раз прорвался. Ну, право, смешно прорываться в одном и том же месте трижды … Дырку что ли прорывать?
    2. Много лет я повторяла: «Собрать все премии и сжечь». Я их терпеть не могу. Пообщавшись после «Прорыва» с теми, кого наградили и кого не наградили, еще раз убедилась в вредности этих мероприятий. И усомнилась в необходимости премии, которую получают/не получают люди, составляющие одну генерацию.
    3. В России сейчас возникло новое театральное поколение. Его, отношения внутри него не надо портить наградами. Когда на Маске они идут общим списком со старшими — это одно. Когда всё внутри некого товарищества — другое. Ну, и когда третий год подряд «прорывается» только Дима Волкострелов… это явно не «прорыв». Какая уж тут соревновательность, когда у нас один-единственный свет в окне?.. Остальные могут отдыхать, шансов на будущее им не остается. Канонизирована и объявлена передовой только одна эстетика?.. Но это называется не МАСКА, а ПРОРЫВ, почему же критерии и модель одна? У меня много вопросов к «Лёньке», но это явный прорыв в большую форму! Я очень ценю «Антитела» — и это явный прорыв в «большую жизнь». «Этюд», за год ставший театров — это прорыв (общий).
    4. Уля Фомичева и Даша Румянцева — прекрасные молодые мастера. Они прорвались уже не сейчас. Дайте им спецпизы за заслуги, сделайте ряд таких людей. Но почему прорыв — Румянцева в «Конвеях», а в «Трех сестрах» она прорывом не была?.. Или Фомичева в «Лерке»… В результате, Уля Фомичева была в зале и не вышла получать премию.
    Но самое чудовищное случилось с номинацией художников. Фемистокла Атмадзаса «опустили» на глазах учителя, Кочергина, которому давали премию за продвижение молодых, за того же Фемиса. Т.е. Вы продвигайте, а мы вашим ученикам ничего не дадим… Кочергин (его-то я видела на фуршете) был, мягко говоря, обескуражен… А то, что самому Кочергину не дали сказать ни слова?
    «Эх, ребята, всё не так…»

  3. Евгения Тропп

    Очень обидно за художников. Всегда удивлялась подобным решениям жюри, когда происходило такое на «Золотой маске», на других конкурсных фестивалях… Не вижу за этим «принципиальности», «гамбургского счета». Вижу лишь неуважение. Ведь это конкурс одного, отдельно взятого, сезона, не выбирается же лучший художник (актер, актриса…) на все времена! Вот и надо выбрать одного из представленных в номинации. А уносить неврученную премию — значит жестоко оскорбить, унизить творческих людей. (Ну и еще, говоря в скобках, это значит щелкнуть по носам — по 12 носам! — критиков, входивших в экспертный совет. То есть, выдвинули они настолько позорные кандидатуры, что из них и выбрать нельзя!?..)
    Уверена, что обе представленные работы — по крайней мере, в рамках профессии (а на самом деле — каждая в той или иной степени достойна и художественна), так что ни в коей мере не заслуживали Атмадзас и Лециус публичного унижения.

    Что же до третьей подряд премии за режиссуру… Можно, конечно, шутить, что Волкострелову нужно уже сейчас выписать вперед 5 «Прорывов» (до его 35-летия)… Но по сути-то это не очень смешно. Врученный в третий раз одному и тому же режиссеру «Прорыв» «подрывает» репутацию премии, заставляет заподозрить ее в… чем-то нехорошем.
    Кто не в курсе — я высоко ценю спектакль Волкострелова и Александровского по Равенхиллу (см. рейтинг премьер на нашем сайте). И уверена, что его надо было наградить спецпризом жюри с самой громкой, самой комплиметарной формулировкой! Это было бы справедливо, тем более, что «SHOOT/ GET TREASURE/ REPEAT» — работа особенная, то, что на Маске обычно идет в номинацию «Эксперимент», а не спектакль большой или малой формы… А кому-то из пяти (даже шести) соревновавшихся с ним режиссеров — все же позволить «прорваться»…

    Сама церемония казалась веселой и остроумной в первые пять минут. Я сидела прямо под роялем и, видимо, под динамиком, так что на седьмой минуте заболела голова, на девятой заложило уши, а на одиннадцатой мне стало казаться, что по мозгам мне бьют железнодорожной рельсой. Впрочем, охотно допускаю, что эти ощущения были запланированы. Если так надо, тогда церемония удалась. Cпасибо, любимый, спасибо, родной (с).

  4. Егор Королёв

    Разве Румянцева играла в «Трех сестрах»?

  5. Марина Дмитревская

    Конечно. Она замечательно играла Наташу.

  6. Алексей

    Очень субъективный взгляд по поводу замечательности игры Румянцевой, и тем более ее безумного прорыва в «Трех сестрах» в роли Наташи. Даже чересчур субъективный, уважаемая Марина Юрьевна. Наверное, не менее субъективнее того, который каждый год «прорывает» и будет «прорывать» Волкострелова. Во-первых, спектакль «Три сестры» и репетировала, и выпускала, и играет Екатерина Клеопина. И уж, если кто-то и прорвался в этой роли, так это — Клеопина. Что, на мой взгляд, по-праву, и по-заслугам! Так, как это действительно — первая крупная, самостоятельная и очень смелая работа в репертуаре молодой актрисы. А уж если всерьез говорить о Даше Румянцевой, то, пожалуй, ее прорывом была курсовая работа актрисы в Гроссмане, в роли Нади. Хоть и не было тогда подобных премий. После чего, на мой взгляд, подчеркиваю, о «прорывах» молодой актрисы говорить пока рано, не смотря на всю ее бурную театральную деятельность. Но, это, как говорится, о вкусах не спорят!
    С глубоким уважением к Вам, Марина Юрьевна.

  7. Денис Кораблёв

    Ну что Вы так, Алексей! Даша — замечательная! И Екатерина — замечательная! Хорошие актрисы! Любая их работа достойна уважения и внимания. А премии и конкурсы — они всегда субъективны.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога