Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ?

    «Дон Кихот». М. Булгаков.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Александр Баргман, художник Анвар Гумаров.

    Смутное время первой половины ХХI века, предощущение грозы, бесконечной мнимости и симультанности действительности заставляют одних художников работать с фактурой жизни, как она есть, других — обращаться к иносказанию и искать параллели в прошлом столетии.

    Читать дальше | Комментарии 11 комментариев
  • «СОЛДАТИКИ» ПРОТИВ БЕСОВ

    «Солдатики». В. Жеребцов.
    Академический русский театр драмы им. Г. Константинова (Йошкар-Ола).
    Режиссура и сценография Александра Сучкова (Нижний Новгород).
    В рамках X Международного фестиваля русских театров «Мост дружбы» в Йошкар-Оле.

    Нынешний «Мост дружбы» был дважды юбилейным: прошел в 10-й раз, а родился 20 лет назад, в 1993-м. Впервые среди его учредителей появилось Министерство культуры РФ. Правда, денег не прибавилось — вышел из игры важный спонсор. На этот раз «Мост дружбы», всегда принимавший всех желающих — из благородства (каждый должен иметь возможность показать свои работы) и из бедности (дорога за счет участников), собрал не слишком удачную конкурсную афишу. Вмешались и объективно непредсказуемые трудности: не приехали лидеры прошлых фестивалей — Русский театр Чувашии и Молодежный театр Уфы. В последнем сменили директора, пришедший на его место не счел важным визит в соседнюю республику. Аналогичная причина помешала добраться в Марий Эл и театру из Белоруссии. В результате среди участников из Бугульмы (Татарстан), Сыктывкара (Коми), Саранска (Мордовия), Кокшетау и Караганды (Казахстан), Йошкар-Олы (кроме драмы — Марийский ТЮЗ) никто не мог конкурировать с организаторами фестиваля. «Солдатики» Русского театра драмы им. Г. Константинова в постановке Александра Сучкова собрали чуть ли не все лауреатские дипломы. Но спектакль замечателен не только за счет досадно слабого фона.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • О РЕПЕРТУАРАХ

    Репертуар Александринского театра. 1917–2012. Премьеры и возобновления.
    Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека.
    Автор-составитель Ю. П. Рыбакова. Составители О. В. Мокина, С. Ю. Спирина, Е. Г. Федяхина. Научный консультант А. А. Чепуров.
    Санкт-Петербург, издательство «Чистый лист», 2013.

    13 декабря в Александринском театре прошла презентация книги «Репертуар Александринского театра. 1917–2012».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТВОЕ ВРЕМЯ — ЗИМА

    «Снежинка». Витауте Жилинскайте.
    Большой театр кукол.
    Режиссер Яна Тумина, художник Кира Камалидинова.

    Премьерой спектакля «Снежинка» в постановке Яны Туминой в Большом театре кукол открылась еще одна, третья по счету, сцена. Открытие Камерной сцены сопровождалось целым ритуалом с участием очаровательных зайцев — выпускников мастерской Р. Кудашова, которые когда-то появились в интермедии «Большого путешествия маленькой елочки» и с тех пор украшают любое интерактивное действо театра. Зрителей в новом пространстве помещается совсем мало (что лучше всего соответствует специфике театра для детей), поэтому каждый гость — особый. Но открытие самой удобной для посещения сцены посвящалось самым особенным детям, недаром оно было приурочено к Всемирному дню инвалидов. У премьерного показа есть и еще одна подоплека: исполнительница главной роли Алена Белова знает о том, что такое боль и борьба за жизнь, не понаслышке, ведь ей удалось преодолеть лейкемию.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ONLY «Ю»

    «Ю». О. Мухина.
    Небольшой драматический театр.
    Режиссер Лев Эренбург, художник Валерий Полуновский.

    Первый абзац можно было написать еще до спектакля. Лев Эренбург впервые изменил классике и взялся за современную пьесу, причем, выбрал импрессионистский текст, казалось бы, ни в чем не соответствующий художественному методу НДТ, чуждый гротескному миру этого театра, где низкое и высокое ежесекундно сопрягаются, перманентно меняются местами и только в таком неостановимом «оборачивании» одного другим и могут существовать.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • НЕ СТАТЬ МУЗЕЕМ

    Со 2 по 4 декабря в рамках Международного культурного форума состоялось заседание секции «Цирк».

    «Мы хотим, чтобы здесь было кайфово», — формулирует намерение Вячеслав Полунин. «Здесь» — это в цирке (не только в Цирке на Фонтанке, а в цирке вообще). «Мы» — это те, кто запускает процесс интеграции цирка с другими искусствами, привлечения новой аудитории, обогащения иностранным опытом, обновления языка. «Наш цирк до сих пор один из лучших в мире по качеству артистов и качеству номеров, теперь мы хотим сделать, чтобы он стал одним из лучших в мире и в других отношениях. Нужно воспитать новое поколение артистов, новое поколение режиссеров, дизайнеров, нужно ввести в цирк актуальную хореографию, инсталляции и перформансы, чтобы цирк стал современным искусством», — продолжает художественный руководитель Цирка Чинизелли. Собственно, в этих словах и заключен ответ на вопрос, почему в пространстве сайта ПТЖ появился текст о секции цирка на Культурном форуме.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ON ИЛИ НЕ ON — ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

    V Международный фестиваль-лаборатория ON. Театр.

    Понятно, что есть Санкт-Петербург, а есть Петербург.
    Санкт — это фасады, дворцы, Культурный форум.
    Петербург — это дворы, улицы, реальная жизнь.

    «Понаехавшие» начальники очень любят чувствовать себя в «Санкт» и обязательно прибавляют эту «святую» приставку к имени города, чего никогда не делают сами петербуржцы. Петербург вообще последние годы напоминает Сочи, когда, желая ослепить Санкт-олимпийским огнем мир (он же, этот мир, состоит сплошь из врагов, их и надо ослеплять...), сносят все, что хотят, не обращая внимания на реальный Петербург. Это я к чему? А к тому, что в Петербурге накануне открытия нашей местной слепящей «Олимпиады», накануне Санкт-культурного Форума (резолюции которого были приготовлены и отпечатаны заранее) окончательно закрылся подвал на Жуковского, 18, то есть закончила свою жизнь лаборатория ON. Театр в ее настоящем виде.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЦИРКОВОЙ ИНСТИНКТ

    «Чу...».
    Режиссер Вячеслав Полунин.

    Того, что история оканчивается смертью, зрители, по большому счету, отказываются, не успевают замечать. На то и расчет: за полтора часа спектакля зал слишком заражают восторгом, ликованием, азартом, тягой к жизни. Верой в то, что каждая секунда вместительнее, краше, плодовитей, наваристей, чем принято считать. И грань между реальной жизнью, полной фантазии, и фантазией о жизни по ту сторону перестает иметь значение. И нас, черно-белых аналитиков, фокусирующих взгляд на том, что грустно, с радостью и свистом забросали б туалетной бумагой, посдергивали бы с нас все погоны и лычки с характерным детсадовским звуком отрывающихся липучек. Заставили бы полоскать отяжелевшие мыслями головы в Хуанхэ или Янцзы... И поделом бы, разумеется, но мы-то обхитрили! Мы уж укрылись, мы в безопасности: вынесли контрабандой впечатления и вот теперь пытаемся разложить их не по антигравитационно покосившимся — как в спектакле, а по обычным, горделиво-горизонтальным полочкам. И разобраться в том, что все же это было?

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • ЧЕРНЫЙ СВЕТ

    «Леди Макбет нашего уезда». По повести Н. Лескова.
    МТЮЗ.
    Режиссер Кама Гинкас, художник Сергей Бархин.

    В последний миг спектакля в кромешной тьме сцены меркнут слабые огоньки. То ли догорающие свечи в пустом храме, то ли лампадки в брошенной избе. Про такие места говорят «Богом оставленные». Какие молитвы? Ведь только что обезумевшая толпа каторжан яростно затаптывала слабых, словно дикие звери избавлялись от раненых собратьев. Но после заполошной, пьяной песни звучал церковный хор. «Жертва вечерняя» Павла Чеснокова летела над грешниками и никак не могла их отмолить.

    Рифмы Камы Гинкаса контрастны. Свет и мрак. Плен и свобода. Духота и воздух. Страсть и бесчувствие. Ад и Рай. Хаос и порядок. Все рядом. Резкие конфликты — основа театральной формы. Формой Гинкас владеет безупречно, выстраивая спектакль, словно симфонию. И чем сильнее развивающиеся темы, тем сложнее полифония действия.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОМСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ: ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ...

    В Омском ТЮЗе сложилась критическая ситуация.

    Культуру трясет не по-детски. Активность чиновников никак не может найти себе достойного применения. Товарищи из Министерства культуры Омской области! У вас в городе, в театральной столице Сибири (и одном из театральнейших городов России) вы можете и должны гордиться не только Театром драмы.

    Полмесяца назад мы с Александрой Лавровой побывали в Омске, посмотрели и «обсудили на труппе» пять спектаклей ТЮЗа. Две постановки, «Двенадцатая ночь» и «Мой милый Плюшкин», просто исключительно интересны и хороши. Остальные («Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Принцесса Кру», «Золотой Петушок») — добротны, во многих моментах творчески любопытны и все вместе охватывают полный возрастной спектр адресной аудитории. Вообще афиша театра говорит о его культуре, о продуманной репертуарной политике.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ВЗЯВШИЙСЯ НИОТКУДА

    «Идиот». Ф. Достоевский.
    Театр на Васильевском.
    Режиссер Владимир Туманов, художник Елена Дмитракова.

    «Идиот» Достоевского за последние несколько лет стал частым гостем петербургских театров. «Мастерская», Молодежный на Фонтанке. Теперь премьерой по мотивам романа отмечает свой юбилейный, 25-й, сезон Театр на Васильевском. Постановщик спектакля — главный режиссер Владимир Туманов, в сентябре отметивший 60-летие.

    Традиционный вопрос перед премьерой — сможет ли на этот раз театр увлечь зрителя классическим сюжетом? Приехал в Петербург из швейцарского санатория недолеченный князь Мышкин, оказавшийся катализатором сразу нескольких драм случайных встречных на его пути и своей личной трагедии — возврата болезни. Актуальны ли сегодня те мытарства? Возможно ли сюжетом об «идеальном человеке», славянском Дон Кихоте увлечь кого-то, кроме нравственного миссионера или школьного учителя, решившего заменить старшеклассникам домашнее чтение просмотром театральной вариации?!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ НА ЯУЗЕ

    «Сцены из супружеской жизни». Ингмар Бергман. Драматург Барт ванден Эйден.
    Театр «Тонелгруп Амстердам» совместно с «Kaaitheater» (Брюссель).
    Режиссер Иво ван Хове, сценография Яна Версвейвелда.

    Камерный фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» голландский режиссер Иво ван Хове превратил в трехкамерный спектакль. Буквально: на входе публику делят на три группы и после звонка разводят по отдельным отсекам, где и разворачиваются отдельно взятые сцены. Для каждой группы зрителей — своя история, после показа которой зрители передвигаются на соседнюю площадку для просмотра следующего эпизода.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОСЕМНАДЦАТЬ ПОСЛАНИЙ ОДИНОЧЕСТВУ

    «Каждый умирает в одиночку». Х. Фаллада.
    Драматургия Кристины Беллинген.
    Театр «Талия» (Гамбург).
    В рамках Зимнего международного фестиваля.
    Режиссер Люк Персеваль, декорации Аннетты Курц.

    Открытка первая. Герои спектакля «Каждый умирает в одиночку» по одноименному антифашистскому роману Ханса Фаллады — супружеская пара Отто и Анна Квангель — ничем не примечательная среднестатистическая немецкая семья, в целом даже лояльная к гитлеровскому режиму. Но однажды все меняется. Они узнают о том, что их единственный сын погиб. Погиб на никому не нужной войне. Погиб, как написано в похоронке, героически, за Родину. Все это неправда, они ведь помнят, как уходил он в армию со слезами, и вообще больше всего на свете он любил возиться с радиоприборами.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ПЕРВАЯ «ЛЕВАНОВКА» В САМАРЕ

    Осенью в Самаре случился невиданный фестивальный бум — появилось сразу два новых театральных форума. Один — «Волга театральная» — будет раз в два года собирать коллективы Поволжья. Другой по аналогии с «Любимовкой» назван «Левановкой» и посвящен памяти драматурга и основателя тольяттинской школы «новой драмы» Вадима Леванова. Фестиваль прошел в ноябре в Самарском литературном музее по инициативе замдиректора музея Катерины Орловой, под кураторством театрального критика Марии Сизовой.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОМЕДИЯ СТРОГОГО ПРИЗЫВА

    «Укрощение строптивой». У. Шекспир.
    Театр Наций.
    Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов.

    Этот спектакль молодого режиссера Романа Феодори сам по себе очень похож на Катарину, одну из главных его героинь. Так же меняется, капризничает, сомневается в том, что делать дальше, учится ходить, танцевать и говорить по-другому и резко выруливает на хеппи-энд. И начинаясь со смешных до гротеска одеяний, диктующих и манеру игры, завершается роскошными шекспировскими платьями. Спектакль не статичен, подвижен, причем подвижность эта связана не только с весьма изысканным пластическим решением, но и с всеобщими метаморфозами, на которые отваживается режиссер.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • СУЛИМОВУ ПОСВЯЩАЕТСЯ

    В последние десять дней ноября в Петербурге прошла юбилейная программа, посвященная Мару Владимировичу Сулимову — одному из известных и уважаемых педагогов Театральной академии.

    Столетие отпраздновали ученики и все, кто знал, помнил, работал с ним в разных театрах, читал его книгу «Посвящение в режиссуру», кто любит театр. Событий намечалось много — они и прошли как события, начиная с пресс-конференции 18 ноября в «четверке» на Моховой — сулимовской аудитории, где висит мемориальная доска.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

    27 ноября в Малом драматическом театре в рамках Зимнего международного фестиваля прошел «Малый Славянский базар» — встреча ведущих режиссеров (преимущественно петербургских, но не только) с молодежью Академии театрального искусства и журналистами.

    Встреча проходила в закрытом режиме: строго по немногочисленным приглашениям. В результате часть студентов-театроведов, как это часто бывает, не пришла, и количество выступавших почти сравнялось с числом внимавших. Еще одним минусом этой прекрасной (безо всякой иронии) затеи был лимит времени — мэтры опоздали, а потом заторопились на спектакль Люка Персеваля, так что времени на реальную дискуссию или хотя бы на вопросы-ответы не осталось. Так что мы побывали, скорее, на коллективной лекции, чем на встрече, что для нашей иерархической системы весьма симптоматично.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАЙНА ЗВЕЗДНОГО НЕБА

    «Счастливые дни Аранхуэса». П. Хандке.
    Бургтеатр (Вена, Австрия).
    Режиссер Люк Бонди.

    Вот и к концу приходят дни веселья в Аранжуэце.

    Ф. Шиллер, «Дон Карлос, инфант Испанский»

    Первый Международный зимний театральный фестиваль стал поистине «парадом-алле» прославленных режиссерских имен. Брук, Мнушкина, Бонди, Остермайер, Персеваль, Фоменко... Узел интриги закручен, многолетняя жажда не просто высокой, но высокой и дорогой культуры удовлетворена — будем считать, что Петербург заявил о себе как о культурном центре планетарного масштаба. Василий Кичеджи должен быть доволен.

    Впрочем, что греха таить, публика тоже не в накладе. И хотя везли именно что имена, а не спектакли, — у режиссеров такого уровня проходных работ не бывает по определению. Спектакль Люка Бонди прекрасный тому пример.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ПАМЯТИ ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА

    Это уже потом он стал Ипполитом всех времен и народов, а тогда, давным-давно, — появился в голубом ментике, и Шурочка Азарова в финале говорила ему, имея полное на то основание: «Ведь вы же мой учитель гусарских доблестей...»

    И, собственно, навсегда, Юрий Яковлев остался для меня «учителем гусарских доблестей», ироническим-героическим фатом — Ржевским.

    Нынче в театрах фатов нет, гуляет один тотальный фатум... Фаты перевелись еще больше, чем герои и героини. После Стржельчика, кажется, хранителем амплуа только и остался он, Яковлев. Чтобы мог — и шубу на плечо, и лорнетку — в руку, и — трость к ноге под нужным углом... И, относясь к этому будто бы несерьезно, — барственно развалиться Стивой всех времен и народов в каком-нибудь бархатном кресле и поиграть неподражаемыми бархатными обертонами своего редкого голоса...

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • НАРУШАЯ ЗАПРЕТЫ. ОПУС № 63

    «Педагогическая поэма». По мотивам произведений А. Макаренко и К. Станиславского.
    Театр №099.
    Режиссеры Тийт Оясоо и Эне-Лийз Семпер.

    Одновременно с заметными «Дягилев P. S.» и Зимним международным в Петербурге проходит еще один — внутренний — фестиваль «Европейское пространство в Санкт-Петербурге», инициаторами которого выступили Андрей Могучий и Формальный театр. Фестиваль для внутреннего пользования, рассчитанный на практиков театра, актеров БДТ, показывающий, с кем им в ближайшем будущем придется иметь дело, когда в театре начнут репетировать приглашенные Иван Вырыпаев и Эльмо Нюганен. "Педагогическая поэма«Тийта Оясоо, возникшая из учебных тренингов и студенческих этюдов,—важный пункт программы и наглядный пример того, как работает Система за ближайшим от Петербурга «бугром».

    Читать дальше | Комментарии (0)