
-
С 19 по 23 сентября впервые в Петербурге пройдет «БТК-фест: Театр актуальных кукол». Фестиваль, который организован и проходит на базе Большого театра кукол, ставит своей задачей познакомить публику с актуальными формами театра кукол, представить его как театр практически неограниченных возможностей. Отсюда внимание к межжанровым постановкам, соединяющим элементы мультимедиа, хореографии, цирка, визуального искусства.
-
В Театральном центре на Страстном во второй раз прошел молодежный форум-фестиваль «Артмиграция», организованный СТД
Программа второго фестиваля собрала постановки от Лесосибирска (Красноярский край) до Владимира, а гостями его стала театральная молодежь не только из русской провинции, но и из стран СНГ, Грузии и Балтии.
Из более чем ста заявок на участие организаторы выбрали пять различных по форме спектаклей, к которым зрители оказались неравнодушны: обсуждения под предводительством Павла Руднева затягивались на час-другой.
-
Не стало Иры Федоровны Петровской. Констатация этого факта пока еще не стала душевным событием для тех, кто ее знал по тем или иным совместным трудам. Близкие и даже не такие уж близкие, но просто много лет прожившие рядом, вживаются в не свою смерть, как правило, не сразу. Онтологическое отсутствие становится явным постепенно, и бывает, что проделывает в душевной ткани ничем не прикрываемую дыру. Но пока это просто боль, нельзя сказать, что столь уж неожиданная: все-таки цифра «95» volens nolens заставляла размышлять о неизбежном. Переживается пока что не сама утрата, а неожиданно воздвигшаяся перед носом полная невозможность дать человеку почувствовать свою любовь и сострадание. «Tardi» — с придыханием рецитирует героиня итальянской оперы, и снова задумываешься, в какие неведомые дали унеслась от нас эта трагическая, мучительная, одинокая, но в чем-то и очень счастливая жизнь.
-
14 сентября народному артисту России Игорю Георгиевичу Шибанову исполнилось 70 лет
Год, может быть, 1973-й или 1974-й... «Месс-Менд». ТЮЗ. Мариэтта Шагинян в зале. Ей за 80. «В этом вывихнутом мире / Есть для нас одно спасенье / Верить в собственные силы, верить собственным рукам». 40 лет прошло, а я помню. Григорио Чиче — абсолютное зло во фраке и цилиндре, которое играла Ирина Соколова, закадровый голос Зиновия Гердта, читающий заголовки западных газет... Троица американцев, которые со спасительной миссией прибывают в Россию и которую играли Николай Иванов, Александр Хочинский и Игорь Шибанов, — были абсолютно романтические герои.
-
Хроника XXV фестиваля молодой драматургии «Любимовка»
Москва встретила перекрытой и оцепленной милицией в честь Дня города Тверской и торопливыми попытками довычистить столицу — не взирая на праздник экскаваторы бешено ломали старый асфальт вокруг Трехпрудного переулка, где находится «Театр. Doc», а «оранжевые человечки» торопливо стелили новый.
Все эти пертурбации не повлияли на ход «Любимовки». Юбилейная программа, несмотря на сокращение финансирования, оказалась еще более плотной, чем обычно. Не только читки, но еще и мастер-классы драматургов, композиторов, режиссеров... Это важно: «Любимовка» пытается рассказать начинающим авторам, по каким принципам живет сегодняшний театр и что он может предложить драматургу. А еще «Психоночь» ‒ специальный раздел для тех пьес, которые не прошли в шорт-лист, но чей «взрывной» характер заслуживает того, чтобы быть предъявленным зрителям.
-
«Remote Петербург». Спектакль-путешествие.
Rimini Protokoll совместно с БДТ им. Г. А. Товстоногова.14 сентября в Петербурге в последний раз пройдет «Remote Петербург». Спектакль, придуманный как увлекательный квест, был адаптирован для многих городов по всему миру. С подачи художественного руководителя БДТ Андрея Могучего, увидевшего этот спектакль на Авиньонском театральном фестивале, очередь дошла и до Петербурга. Проект Rimini Protokoll дает возможность зрителям по-новому взглянуть на привычную городскую среду и ее обитателей, на их будничные действия, ставшие неотъемлемой частью ежедневного ритуала.
Мнения о постановке резко разделились. Одни заявили, что это пустое детское развлечение, в ходе которого на протяжении часа пятьдесят человек шатаются по улицам, кладбищам и рынкам, следуя командам механического голоса в наушниках, то и дело изрекающего сентенции о жизни и бренности всего сущего. Другие, наоборот, восприняли участие в этом проекте как опыт непривычного ощущения себя в городском пространстве...
-
Работая дома, я с наслаждением пользуюсь возможностью слушать, как Николай Мартон читает стихи на радио «Нева FM». Это и музыка, и орнамент (потому что орнамент — тоже ритм, воплощенная зримо музыка), и — трехминутное выпадение из давящих обстоятельств быта. Блок, Бунин, Пастернак, Волошин, Ахматова, Введенский, Заболоцкий, Рильке, Аполлинер, Брехт...
Какой-то удивительный спектр миров.
И какая-то удивительная чуткость к форме.
-
«Маленький Мук». В. Гауф.
Санкт-Петербургский кукольный Театр сказки.
Режиссер Игорь Игнатьев, художник Анна Игнатьева.За открывшимся занавесом на сцене обнаруживается словно нарисованный лаконичными линиями простого карандаша интерьер мастерской художника: мольберт, стул, стол со множеством ящиков, белые конусы, шары и параллелепипеды. О последних бывшие школьники вспоминают порой, как об одном из самых скучных заданий на уроках рисования. Недаром герои спектакля, плюшевые толстячки в «детсадовских» фартучках, на свой страх и риск перед неизбежным наказанием забросив строго заданный урок, предаются разноцветному живописанию собственных фантазий по мотивам известной сказки... Кто же они ‒ серый, оранжевый и лиловый, с острыми ушками и мягкими хвостиками? Угадать в них игрушечно стилизованных котят большого труда не составит. Таким образом, сочиненная романтиком Вильгельмом Гауфом история о старинных восточных чудесах на этот раз будет нам представлена глазами трендовых персонажей социальных сетей и анимации.
-
Начиная с 9 сентября и в течение недели на сцене Театрального зала Московского Дома Музыки играют «Чу» Славы Полунина. А рецензию на спектакль, опубликованную в рубрике «Шапито» ПТЖ № 75, можно почитать здесь.
«ЧУ...» Славы Полунина обещало ЧУдо. ЧУжие на театральных праздниках жизни, не бывавшие в его знаменитом поместье под Парижем, не посетившие в силу ЧУдовищной загруженности московскую театральную Олимпиаду, автором которой он был, мы, ЧУкчи-писатели, видели за двадцать лет мало. Пожалуй, только ЧУдесное «сНежное шоу», да и то ЧУть-ЧУть. В общем, сидящие в петербургском театральном ЧУлане, мы много лет ЧУвствовали себя оторванными от его клоунской судьбы. И вот осенью разнеслось — ЧУ! Он сыграет свой первый спектакль в Питере, вернувшись с ЧУжбины на топкие берега.
-
«Кабаре-Брехт». Тексты Бертольта Брехта, музыка Курта Вайля.
Студия Театра им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Николай Слободяник.Брехт, кабаре и молодежь — набор чрезвычайно бутусовский. Лоскутному мышлению близок брехтовский монтаж. И очень по-брехтовски — музыкальность вместо психологизма, причем синкопированная, броско-тромбонная. Но не только острота ножниц и острота звука. Остросовременность — вот равно важное для Брехта и Бутусова. И формат кабаре — в яблочко, потому что в кабаре (настоящем, немецком 20-х или нашем, нэповском), где шутка сверкнет в отточенном presto, где в старинном цыганском вдруг кольнет сегодня, — время проходит сквозь звук. Алексей Бартошевич здорово сказал о бутусовском «Макбете»: «Это современнейший спектакль... на уровне всесокрушающего ритма. Замечательный документ о биении современной жизни, об этом холодном безумии, об этой яростной шизофрении, о мире, одержимом бесконечным рэпом» . Нерв современности. Так можно — обо всем у Бутусова. Для Брехта — другое: и современность, и музыкальность у него, скорее, прямолинейно социальны. Нерв-то как раз ломает отстранение. Но Бутусов вскрывает страстность этой социальности («Мне кажется, для Брехта антивоенные вопросы — вопросы сердца» — слова Бутусова на пресс-конференции), и Брехт охотно идет навстречу.
-
«14+».
Этюд-театр.
Авторы пьесы и режиссеры Алексей Забегин и Владимир Антипов.Веселая комедия про подростков не может начинаться с похорон. Хотя с похорон человека — может, если это голливудский фильм с очень своеобразным юмором и запутанным сюжетом. А вот если вы пришли на камерный спектакль, а там в самом начале хоронят голубя, то — нет, «Американского пирога» не будет.
А также: если кто-то, как и я, предполагал, что спектакль Этюд-театра «14+» — это нечто среднее между «Незнайкой» и «Кедами», то, уверяю вас, мы ошибались.
-
«Йеппе-с-горы». Л. Хольберг.
Театр под руководством О. Табакова.
Режиссер Глеб Черепанов, художник Ольга Рябушинская.Спектаклем молодого режиссера Глеба Черепанова, с этого сезона зачисленного в штат «Табакерки», театр открыл новый сценический год. Открытие получилось если и не «ударным», то вполне грамотным. Публика, падкая на новизну сюжета, безусловно, откроет для себя незнакомое имя — норвежского автора Людвига Хольберга. И даром, что писал он в начале ХVIII века, — общественные конфликты и многие проблемы никуда не делись. К тому же в Москве эта пьеса не шла, по крайней мере, в обозримом прошлом. Во вторых, играют там зрительские любимцы — звезды «Табакерки» первой величины: Сергей Беляев, Роза Хайруллина, Виталий Егоров и другие хорошие артисты. Ну и, наконец, имя режиссера Глеба Черепанова стремительно набирает популярность.
-
Татьяна Федоровна Козицына — теперь знаковая фигура в российском театре. Многие годы она была просто директором Барнаульского ТЮЗа (Молодежным театром Алтая он стал по ее же инициативе). Работала себе, строила театр вместе с Валерием Золотухиным. Построила. Выполнила свою жизненную задачу. Не каждый человек может похвастаться этим.
А теперь она находится под следствием «за кражу театрального имущества» в виде сотового телефона и не первой свежести ноутбука. Грозит ей срок до шести лет, «учитывая, что указанное преступление относится к категории тяжких». И стала она легендой театральной России. Не за то, что построила здание театра и дом для молодых актеров. А за то, какое наказание получила за свой трудовой подвиг.
-
Александринский театр открыл 259-й театральный сезон.
Призрак коммунизма сдал свои позиции. Теперь по Европе бродит призрак войны. На пресс-конференции, посвященной открытию 259-го сезона в Александринском театре, прошедшей, по традиции, в Царском фойе, с представителями СМИ встретились главный режиссер Новой сцены Марат Гацалов, художественный руководитель театра Валерий Фокин, ректор Санкт-Петербургской театральной академии Александр Чепуров и ректор Института им. И. Е. Репина (Академии художеств) Семен Михайловский. Говорили об «объединении культурных институций» (выражение А. Чепурова), ближайших премьерах и фестивалях. Говорили много и подробно. Говорили весело. Валерий Фокин часто шутил и «подкалывал» коллег. Но, несмотря на внешнюю благостность и подчеркнутое добродушие, ощущалась некоторая нервозность происходящего: разговор от собственно театральных дел так и норовил перейти к делам общественно-политическим.
-
З0 августа Анатолию Солоницыну исполнилось 80 лет. Предлагаем вашему вниманию воспоминания Арсения Сагальчика «Один шанс из тысячи», опубликованные в 28-м номере ПТЖ. Когда-то именно Сагальчик рекомендовал Тарковскому молодого актера, а Солоницын сыграл у Сагальчика главные свои театральные роли.
-
«Парки и сады». П. Пряжко.
Театр Post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.В полупустые последние дни театрального лета театральная общественность Петербурга ждала премьеру «Парков и садов» Дмитрия Волкострелова по одноименной пьесе Павла Пряжко.
Показов спектакля запланировано всего пять, и на каждом присутствует всего по сорок зрителей. Таким образом, «Парки и сады» — спектакль для избранных двухсот человек. Но, наверное, даже среди этих зрителей совсем немного тех, кто читал саму пьесу, так что беглый пересказ и обозначение проблематики необходимы не только из-за новизны материала, но и для хоть сколько-нибудь внятного разбора постановки.
Сюжет пьесы прост: в будущем появляется возможность обессмертить человека, переведя его в цифровой формат или создав из него киборга. Последнее проделывает Сергей со своим отцом, Петром. В пьесе два основных места действия: квартира и сад. В саду Петр-киборг пытается ощутить запахи, наблюдает за роботами-садовниками; в квартире происходит его скупое общение с сыном, который парадоксальным образом является для Петра одновременно и отцом-создателем.
-
«Визит дамы». Ф. Дюрренматт.
Театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Режиссер Татьяна Казакова, художник Эмиль Капелюш.Скажем так. Художественный руководитель Театра Комедии Татьяна Казакова сделала героическую попытку изменить «легкому жанру», которому была привержена на протяжении последнего времени. Хотя стремление разнообразить репертуарную политику у нее было. И когда она поставила единственную за много лет пьесу драматурга-современника Елены Ерпылевой. И когда был приглашен молодой режиссер Семен Серзин. Или сделан «ход конем» в виде спектакля Анджея Бубеня.
Обращение к сатире Дюрренматта — из ряда «несвоевременных мыслей». Поскольку сейчас, скорее, самая пора порассуждать о том, что случилось со славным городом Гюлленом уже после того, как миллионерша Цеханассьян покинула его вновь и навсегда.
-
Лаборатории по современной драматургии в театрах малых городов России — одна из программ Государственного Театра Наций — не впервые проводятся в Ростовском крае. Эскизы спектаклей, созданные за несколько дней, привлекают театры возможностью поработать с педагогами по сцендвижению и речи, с молодыми режиссерами, освоить (насколько позволяет блиц-работа) непривычную драматургию. Нередко публика, голосуя за эскиз, который вызвал интерес, по прошествии времени награждается за это решение доработанным и уже полноценным спектаклем.
Столичная лаборатория уже проводила свои театральные эксперименты в Новошахтинском драматическом театре. В июле — еще раз Новошахтинск и впервые — Таганрог.
-
90 лет — возраст вполне земной, но Борис Абрамович Наравцевич ушел от нас рано — в 61 год, в возрасте, когда чаще всего и уходят из жизни театральные режиссеры...
Он родился в семье театрального администратора в Перми, однако вскоре семья переехала в Ленинград. И ленинградское воспитание, ленинградская театральная школа, актерский период в БДТ, дружба с Копеляном, Стржельчиком, Заблудовским, режиссерская стажировка у Товстоногова на всю жизнь определили вкусы и театральные пристрастия Наравцевича.
-
Анна Яблонская. Театр и жизнь. Одесса: Бахва, 2014.
На фоне непрекращающихся войн и кровавых сражений за металл выход любой книги, казалось бы, теряет свое значение. Самолеты взрываются, города обстреливаются, жизнь человека обесценивается донельзя, словно в компьютерной игре. Мы спорим в сетях, находим врагов, наконец, сами на время становимся ими, и так до бесконечности. Жизнь рвется на отдельные сегменты и короткие информационные всполохи. Возможно поэтому появление сборника пьес Анны Яблонской «Театр и жизнь» одесского издательства «Бахва» затерялось в потоке повсеместного сумасшествия. Но именно эта книга стала логичным продолжением недолгого, но невероятно интересного и живого диалога молодого драматурга с читателями (зрителями).
Анна Яблонская погибла 24 января 2011 года во время теракта в аэропорту Домодедово, оставив после себя более 30 сценариев и пьес. Недописанная, отрезанная на полуслове история человека обрела плоть и кровь в книге, изданной родителями и друзьями автора.
комментарии