Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

27 августа 2014

ДАМА БЫЛА В ЧЕРНОМ

«Визит дамы». Ф. Дюрренматт.
Театр Комедии им. Н. П. Акимова.
Режиссер Татьяна Казакова, художник Эмиль Капелюш.

Скажем так. Художественный руководитель Театра Комедии Татьяна Казакова сделала героическую попытку изменить «легкому жанру», которому была привержена на протяжении последнего времени. Хотя стремление разнообразить репертуарную политику у нее было. И когда она поставила единственную за много лет пьесу драматурга-современника Елены Ерпылевой. И когда был приглашен молодой режиссер Семен Серзин. Или сделан «ход конем» в виде спектакля Анджея Бубеня.

Обращение к сатире Дюрренматта — из ряда «несвоевременных мыслей». Поскольку сейчас, скорее, самая пора порассуждать о том, что случилось со славным городом Гюлленом уже после того, как миллионерша Цаханесян покинула его вновь и навсегда.

В новом спектакле Татьяны Казаковой роль нестарой еще дамы (в российских версиях Клару омолаживают часто, от чего неизбежным становится мелодраматический акцент) играет Ирина Мазуркевич. Слово «старой» убрано из названия спектакля не зря — Мазуркевич демонстрирует прекрасную физическую форму. Актриса в рыжем парике, с ее звонким голосом, миниатюрной фигурой, затянутой в черный с заклепками латекс, выглядит, как нечто среднее между клоуном Ириской и женщиной-терминатрикс. При этом сам образ кажется недопроявленным. Ее дама — ни мягкая, ни жесткая, ни старая, ни молодая, ни монстр, ни женщина. Словно актриса в некотором замешательстве по поводу природы своего персонажа. Давать сорванца? Киборга со стеклянным глазом и фарфоровой рукой? Женщину трудной судьбы? Поэтому до поры кажется, что фокусная точка внимания актрисы находится где-то далеко за границами Гюллена и зрительного зала…

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Альфред Илл цинично, как и другие, готов ради миллиона поиграть в «черного барса» и «дикую кошку». Их первая встреча с Кларой на удивление лишена каких бы то ни было драматических или комических обертонов. Однако если говорить о внутренних основаниях, то любопытный артист с «трудной судьбой» Дмитрий Лебедев (Омск — Самара — Челябинск — «Наш театр» — Театр Комедии) тяготеет, конечно, не к мелодраме, а к тому, чтобы играть историю пробуждения «я», очищения и принятия своей судьбы.

Режиссеру нравятся «говорящие» мизансцены. То усадит гюлленцев в кружок, и те даже обхватят друг друга за плечи — в знак солидарности и сопротивления дамскому произволу. Или, например, разместит Клару в высоком, как трон, кресле, откуда она хищно следит за падением города, будто Наполеон в ожидании ключей от Москвы. Оттуда же она, кстати, издаст говорящее о многом, не то торжествующее, не то болезненное рычание, когда услышит новость об убийстве барса и на секунду решит, что убит Илл.

Сатира Дюрренматта, написанная в 50-е и еще 10 лет назад, казалось, так блистательно-остроумно препарировавшая наш социум, сейчас выглядит предсказуемо-безжизненной. Сюжет о том, как обесценивается человеческая жизнь, а славные гюлленцы ударяются в отчаянно-наивный оголтелый консюмеризм, воспринимается как довольно пресный гарнир к любовной истории.

Ближе к развязке, конечно, становится очевидно, что невзаимная, неизжитая любовь горит в груди Клары Цаханесян синим пламенем мести. И она вспыхнет в их последней встрече с Альфредом, обставленной, впрочем, с известным патетическим размахом, посреди раскачивающихся бамбуковых (!) стволов Конрадова леса, когда станет понятно, что как раз для Клары любовь жива, и она требует искупительной жертвы.

Д. Лебедев (Илл), С.  Кузнецов (Бургомистр).
Фото — архив театра.

Героиня там, в прошлом. И ей совершенно неинтересны взаимоотношения с Гюлленом — в них нет чистой радости игрока. Все ясно заранее: Гюллен падет, и ход его падения предсказуем до мелочей. Горожане сдают позиции с замечательной готовностью, демонстрируя новые желтые ботинки и полное отсутствие рефлексии. Все идет по накатанному пути. Собственно механизм того, как праведное возмущение предложением миллиардерши оборачивается попустительством готовящемуся убийству, жертва и преступник меняются местами в сознании горожан, и обыватели закипают «праведным» гневом и жаждой мщения по отношению к подлецу Иллу, и не работает в спектакле.

На все про все готов один ответ: «Мы всего лишь люди». Словно человеческая природа резиновая и готова принять любую форму…

Все эти кульбиты сознания в более-менее традиционном ключе переварены Сергеем Кузнецовым. Бургомистр в его исполнении — пустой и в высшей степени циничный пройдоха. Также понятно-предсказуем пьяница-Учитель Бориса Улитина, типичный совестливый слабак, топящий совесть в алкоголе. Его обоснование готовящегося свершиться «правосудия» накануне приговора Иллу звучит в высшей степени двусмысленно. Это изящный монолог — потому что непонятно, по чьему адресу спич.

И. Мазуркевич (Клара), Д. Лебедев (Илл).
Фото — архив театра.

Может, будь человеки в спектакле Театра Комедии более человечными, обнаружь придурковатая жена Илла и его бесцветные отпрыски хотя бы тень беспокойства на лице — хоть по поводу будущей судьбы мужа и отца, хоть по поводу его небезупречного прошлого, — и спектакль мог бы выйти другим.

Недопроявленность смыслов обнаруживает себя и в финальной сцене. Да, она аранжирована именно как «приглашение на казнь». Нарядно-безликие гюлленцы с букетами цветов застыли в торжественных позах. Так же торжественно звучат раскаты грома, словно специально «включенного» для того, чтобы заглушить звук выстрела. Однако непонятным остается, умер ли Илл сам от сердечного приступа, или заряженное кем-то из гюлленцев ружье наконец выстрелило? А если так, то где огонек оптического прицела на предназначенной как будто специально для этого белой рубашке Илла?

Комментарии 2 комментария

  1. Н.Таршис

    Всё так! Интересный ещё оттенок: Клара Цаханесян, фактически, вязнет в этом самом Гюллене второй раз. Ирина Мазуркевич играет неизжитую горячность молодости (мимо Дюрренматта, где «старая женщина высидела» свою месть, — но таков спектакль). Тем самым героиня своею победоносной тактикой миллиардерши легко растлевает не только город, но и окончательно самоё себя. Илл же очеловечивается внезапно, от ситуации и более ни от чего (далеко отсюда до драматических путей, которыми артист хаживал в оставленном им упомянутом Нашем театре). Это совсем не то, как когда-то Анатолий Равикович играл на этой же сцене Ромула Великого того же Дюрренматта, в постановке Льва Стукалова). Играл «просто человека», и давал великую глубину, в которой помещался и смысл пьесы тоже. Но вот эта вязкость новейшего Дюрренматта, расплывчатость былого концепта говорит, конечно же, и о нас обо всех.

  2. Марина Дмитревская

    Вот уже третий день после спектакля (спектакль как спектакль, вполне в рамках театральных приличий) не могу ответить себе на главный (относительно любого спектакля) вопрос. Зачем, для чего, с какой сверхзадачей (которая, конечно, есть суть режиссуры) взяла Татьяна Казакова эту пьесу? Для какого высказывания-переживания? Что хотела нам сказать? Потому что в режиссерской партитуре с равнодушной объективностью даны, с одной стороны, намеки на алчную способность народонаселения (горожане Гюллена) купиться на провокативный посул властной дамы, при этом талдыча о своей нравственности и исторической неподкупности (эта тема кажется очень современной, но тогда ее нужно давать острее, ближе к залу, не рядить в театральные одежки…) А, с другой стороны, если что в спектакле и сыграно — так (согласна с Н. Таршис) — история неизжитой любви и неуспокоившегося сердца когда-то лихой девчонки, этакой Пеппи Длинныйчулок. И тут можно искать обертона и сложности, ибо данный Ирине Мазуркевич в партнеры Дмитрий Лебедев (актер очень хороший) играет Илла как безликое вялое ничтожество, явно недостойное рыжеволосой бестии, играет ту самую природу, которая, как правило, с молодости не меняется. И досада Клары может только усилиться при виде того, кого она любила всю жизнь (не может же она не видеть теперь, что любила аморфного, лишенного человеческого темперамента добропорядочного семьянина… Ошибка молодости! А на нее потрачена жизнь!)
    Это я немножко фантазирую, предполагая, куда мог двинуться режиссерский разбор, не будь он парализован хорошо знакомыми сценическими штампами. Даму ведь играют либо смертью (она пришла…), либо исчадием ада. Клара в спектакле, скорее, второе, она является из преисподней, в клубах дыма, с красным подбоем плаща, черно-красной дьяволицей. И тогда играть историю жизни и любви бессмысленно. И спектакль действиетельно сбивается, запутывается и сбивает тебя. Потому так неясен финал,лично я не поняла, что Илла убили все гюлленцы сразу, накрыв его полиэтиленом от дождя. Поскольку слабо прочерченная психологическая линия осознания Иллом своего предательства и низости городского окружения казалась все-таки какой-никакой линией — логичен был разрыв сердца. Так я финал и прочла. Но как соотносится с ним «адское» возникновение дьявольской дамы, возникающей в финале с варпирским сладострастием? Вопросы, вопросы к режиссерской логике, разбору и замыслу…

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога