«14+».
Этюд-театр.
Авторы пьесы и режиссеры Алексей Забегин и Владимир Антипов.
Веселая комедия про подростков не может начинаться с похорон. Хотя с похорон человека — может, если это голливудский фильм с очень своеобразным юмором и запутанным сюжетом. А вот если вы пришли на камерный спектакль, а там в самом начале хоронят голубя, то — нет, «Американского пирога» не будет.
А также: если кто-то, как и я, предполагал, что спектакль Этюд-театра «14+» — это нечто среднее между «Незнайкой» и «Кедами», то, уверяю вас, мы ошибались.
Пьеса была написана режиссерами спектакля Алексеем Забегиным и Владимиром Антиповым во время их участия в одной из театральных лабораторий, позже была прочитана на Володинском фестивале, и вот 1 сентября состоялась премьера.
Авторы сознательно пошли на социальный эксперимент. Я имею в виду саму попытку постановки спектакля о подростках для подростков.
У нас ведь как — театр бывает либо детским, либо взрослым. У театрального зрителя нет переходного возраста. Считается, если ты ребенок — смотри спектакль про гусенка или про индейцев, а раз ты «созрел», то можешь оценить уже Островского и Пряжко.
При этом театр для юношества за редким исключением не жалуют критики, обходят стороной крупные театральные премии, как бы намекая, что драматический театр — искусство вообще не детское.
А это ведь не вполне так. Точнее, вот что: возраст — понятие не только растяжимое, но и индивидуальное. Полагать, что подросток неспособен к пониманию художественного текста наравне со взрослым, — нечестно. Да и вообще, каждое новое поколение превосходит предыдущее в плане способностей к восприятию вторичной реальности. Благодаря тем же чудесам науки, интернету и т. п.
Эксперимент Этюд-театра не окончился премьерой, а только с нее и начался. Вопрос об аудитории «14+» остается открытым — время покажет.
Структура спектакля очень проста — семь дней из жизни пяти школьников. Эти эпизоды чередуются с песнями ВИА «Голуби». Владимир Антипов и Александр Бянкин в ростовых костюмах голубей постоянно находятся на сцене и являются некоторым альтернативным планом действия. Абсурдные и трогательные, они своим присутствием и своим гранжевым музыкальным сопровождением не дают основному действию шансов быть воспринятым, как бытовое, или, не дай бог, документальное.
Песни голубей постепенно разбавляются хитами «Организмов» и лирическими песнями Саши Бянкина, которые известны по другим театральным работам и по концертам. На определенный круг зрителей это действует обезоруживающе.
Это радикально лирическая работа, но не от ностальгии по детству и не от частичных совпадений с реальностью в фактах и именах (это вообще не имеет значения!), а оттого, что этот рассказ — о времени, когда еще что-то можно было изменить в самом глобальном смысле.
Это история о первых самостоятельных решениях. О первых взрослых травмах. Главный герой — Леша (Алексей Забегин), — как ни странно, самый бытовой: с самыми обычными проблемами, с самыми естественными желаниями. Именно с Лешей связана очень простая фабула, которая изложена в анонсе спектакля: Леше нравится Марина, но Марина в Турции, Леша нравится Ане, но Аня встречается со старшеклассником… и т. п.
Вот Лешин друг Илья (Филипп Дьячков) — человек более тонкой организации что ли. Он не только никогда не бывал на похоронах и никогда не напивался, но в состоянии это про себя понимать и анализировать.
В один из дней Илья делится с другом впечатлением — ему снилось, что бабушка дает ему флакон, в котором находится некая субстанция под названием «жидкий бог», который должен его лелеять и оберегать. На первый взгляд, абсолютная чушь, навеянная ребенку какой-нибудь рекламой супершампуня и опекой набожной бабушки, а с другой — удастся ли ему, когда он подрастет, сформулировать что-то более точное про свои отношения с Богом?
Драматическое мироощущение Ани (Надежда Толубеева) понятно — эта взрослая и смелая девочка в свои четырнадцать уже уверена, что все понимает про жизнь, и уже выработала концепцию того, как вести себя с мужчинами. Ей, правда, придется прожить еще почти столько же, чтобы применить эти знания по-настоящему.
Героиня Веры Параничевой — Марина — опаздывает к началу учебного года, поскольку отдыхает в Турции и ежедневно записывает селфи-видео для своих одноклассников, где изображает благополучие и радость и передает всем приветы. Делает она это с таким эмоциональным напором, что становится очевидно — ее личный экзистенциальный кризис сильнее, чем у всех этих неудачников, которые следят за ней в соцсетях. Марина радуется с таким отчаянием, что хочется ее спасти.
Но окончательно на символический уровень выходит герой Дениса Шибаева — Денчик. Этот мальчик все лето просидел дома, играя в компьютер, и случайно познал суть вещей. Он играл днем и ночью, вовлеченно, до отупения, до потери чувствительности — и вдруг понял, что в жизни нет никакого смысла, а есть темный коридор, и что если опереться на стену, то она существует, а если не опираться — то и ее нет. Он пытается поделиться с мальчиками этим знанием, но тщетно. Такое нельзя объяснить словами, это нужно испытать.
То ли в эпилептическом припадке, то ли на том свете, то ли, грубо говоря, во сне Денчик берет аккордеон и встает рядом с голубями — он выходит на их уровень. Теперь он мудрый и свободный — такой же, как эти просветленные люди с серьезными лицами в ростовых костюмах. В финале его примеру последуют все.
Премьерные показы — вещь специфическая, в первую очередь из-за большого количества «своих» в зале, но судя по ним, это спектакль все-таки для нашего поколения — для переростков, уже даже не вчерашних выпускников, которые вдруг оглянулись и поняли, что им под тридцать.
Нет, никто не делает из этого трагедию, просто мы все будто бы вдруг одновременно вздохнули, оглянулись и вспомнили тот важный момент из прошлого, когда наше настоящее было еще нашим светлым будущим.
P. S. Надя, Верочка, Вова, Саша, Денчик, Костян, Леша, Фил, Васек (если кого забыла, извините, упомянуть всех невозможно)! У нас все будет очень круто!!! С премьерой!!!
!!
Разумеется это не помесь «Незнайки» и «Кедов» — просто потому, что это помесь «Кедов» и «Денискиных рассказов». Забавная — но несколько упрощённая по отношению к Драгунскому.
а где тексты пьесы найти????