
-
«100 лет, которые потрясли мир».
Международная лаборатория Театра Поколений к 100-летию Октябрьской революции (6–15 ноября).
Комиссары: Данила Корогодский (режиссер, Театр поколений), Эберхард Келер (режиссер, Берлин, Германия), Кристофер Барекка (режиссер, сценограф, Лос-Анджелес, США), Хеннинг Бохерт (драматург, переводчик, актер, Берлин, Германия), Юля Духовны (режиссер, актриса, Лос-Анджелес, США), Артём Томилов (режиссер, актер, драматург, Театр поколений), Валентин Левицкий (режиссер, актер, Театр поколений).Есть такое упражнение для пишущих людей, называется «свободное письмо». Помогает перестать бояться белого листа, первой фразы, избавиться еще от десятка проблем, хорошо знакомых тем, кто пишет не по вдохновению. Нет темы, объема, формата, часто даже результат обнародовать необязательно. Условие одно — сходу начать писать в течение определенного времени. Все. Тебя просто оставляют на 3, 5, 10 минут наедине с собой, мыслями, идеями или их отсутствием, ручкой и бумагой. И это только кажется слишком страшным и расплывчатым. Почему-то именно в таком положении внезапно выясняется, что есть и идеи, и мнение, и слова давно были, просто лежали где-то в дальнем углу и ленились показаться.
-
Фестивали бывают региональные, тематические, посвященные какому-то имени… В Димитровграде закончился IV Фестиваль «Театральный АтомГрад», объединивший театры атомных городов.
-
О спектаклях «IV БТК-ФЕСТа: Театр актуальных кукол. ЦИРК!»
Выбрав в качестве темы последнего своего форума цирк, организаторы БТК-ФЕСТа не ограничились только лишь сюжетом или цирковой эстетикой или амплуа. Есть традиционный цирк — с номерной структурой, четким жанровым делением аттракционов, парадом-алле, а есть — новый цирк, постоянно прирастающий элементами театра, кино, современного танца. В общем, границы искусств давно уже прозрачны, однако между театром кукол и цирком есть кое-что общее, чего у них не отнимешь, как бы ни менялись оба, — виртуозное владение объектом, ловкость, мастерство манипуляции, превращения и иллюзии. Эти качества, наверное, определили тему и программу последнего фестиваля.
В прошлом году БТК-ФЕСТ созвал много людей-театров из Европы. Это очень хороший формат, мне кажется, творческий и эргономичный, когда человек сам себе режиссер, актер, кукловод, драматург, да еще и менеджер проекта — не нуждается ни в костюмах, ни в здании, ни в громоздких декорациях, ни в раздутом штате обслуживающего персонала. Он мобилен, легок на подъем и становится желанным гостем любого фестиваля.
-
16 ноября 2017 года мы отмечаем юбилей Инны Натановны Соловьевой.
Я училась на первом театроведческом курсе, который она набрала в ГИТИСе в 1983-м, — и до сих пор думаю, что это был лучший курс и лучшая высшая школа из всех возможных. Мы все, поступившие по конкурсу с каким-то астрономическим по сегодняшним меркам проходным баллом, знали, что нам немыслимо повезло.
-
«Безликие».
Иммерсивный проект компании YBW (Нью-Йорк, Москва, Санкт-Петербург).
Сценарий Мии Занетти, режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти (Journey Lab), хореограф Мигель.«У этого места своя атмосфера, чувствуете?» — спрашивает, лукаво улыбаясь, женщина в черном — проводник нашей группы. В закоулке подвала, куда нас только что завели, выхватив из шумного, битком набитого бара, темно и тесно. Почти половину пространства занимает стол. На нем разложены маски. «Не противьтесь ей, наслаждайтесь», — продолжает женщина, заботливо надевая маску на молодого человека, переминающегося с ноги на ногу в самом углу. Молодой человек от неожиданности вжимается в стену. В узком проходе зажигается тусклый свет. Мы отправляемся в путешествие.
-
В Тверском театре юного зрителя прошла лаборатория спектаклей для детей и подростков
Сегодня вряд ли кому-то нужно объяснять ценность и пользу подобных лабораторий для актеров, режиссеров и драматургов. К тому же мало найдется театров, где подобные акции не проводятся, включая маленькие коллективы в самых отдаленных уголках страны. В Тверском ТЮЗе, кстати, подобная лаборатория прошла уже в третий раз, правда, по словам директора театра Александра Бахарева, впервые состоялась на профессиональном уровне (ранее в нее включались и студенческие спектакли), благодаря помощи в ее организации и проведении режиссера Натальи Лапиной, не раз сотрудничавшей с этим театром. Да и сам ТЮЗ в последние годы вышел на достаточно высокий профессиональный и стратегический уровень. В нем ставили спектакли такие признанные, несмотря на молодость, мастера, как Роман Феодори, Наталья Лапина, Талгат Баталов. Именно спектакль Баталова «Пустота» по пьесе Максима Черныша Тверской ТЮЗ в минувшем сезоне номинировался на Национальную театральную премию «Золотая Маска».
-
«Жизнь насекомых». По мотивам романа В. Пелевина.
Санкт-Петербургский Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.«Жизнь насекомых» как будто наследует «Бродскому. Ниоткуда». Эпиграф к роману Виктора Пелевина про «согласное гуденье насекомых», который в виде частушки исполняет Лидия Клирикова, воспринимается как прямая отсылка к предыдущей премьере на малой сцене БТК.
Наследует в декорации: те же три легко проницаемых дверных проема (только теперь двери обтянуты красным плюшем, а стены зеленым). Вытянутый горизонтальный мир: мир коридора коммунальной жизни, мир вдоль канала в «Бродском» и здесь вытягивает жизнь героев Пелевина вдоль зрительных рядов. А поперек будут железные булавки, на которые нанизывают насекомых энтомологи-любители.
-
В Омске в «Пятом театре» состоялся XI Международный фестиваль «Молодые театры России»
Фестиваль, существующий с 2002 года, этой осенью был посвящен памяти основателя и вдохновителя, директора «Пятого театра» Александры Юрковой. В смотре приняли участие уже знаменитые театры — те, которые выросли из студий или авторских проектов, чье творчество связано с конкретным именем. Культурными героями пятидневного события стали Лев Эренбург и Григорий Козлов, Николай Коляда и Сергей Афанасьев, а также Денис Бокурадзе и театр-студия «Грань». Помимо вечерних спектаклей в программе фестиваля традиционно были лекции театроведов и мастер-классы от мэтров: так, например, Лев Эренбург не только рассказал о своих воззрениях на театр, но и разобрал со студентами Омского театрального института сцену между Полонием и Гертрудой. Речь шла о заострении обстоятельств, о точной реконструкции физического самочувствия героев.
-
«Обратная сторона вещей». Версия для детей 4–6 и 10–12 лет.
Проект универмага ДЛТ (детский этаж).
Арт-директор и режиссер Семен Александровский, шеф-драматург Наталья Скороход, драматург Ксения Никитина.Представление начинается еще на этапе поиска нужного места. Не успеваешь коснуться помутнелой золотистой ручки дверей ДЛТ, как рядом обнаруживается человек, который аккуратно, чуть кивая, их открывает, — и сразу ощущаешь себя дамой из какого-то другого, удаленного года. А через пару шагов уже оказываешься среди новейших флаконов и платьев. Наверное, основные зрители — дети, которые должны провести интересный час, освободив старших для разглядывания, примерок и покупок, — с пеленок к обоим составляющим привыкли. Да и для взрослого вроде бы ничего особенного — хороший сервис в архитектурном обрамлении не редкость. Но мысленное путешествие во времени уже запущено: старый универмаг, лаконичное здание начала прошлого века, принимающее посетителей так, будто и не было семидесяти лет «вас много, а я одна», торжество статусного потребления внутри, градус которого нагнетается с каждым этажом. Детский зал — почти под самой крышей и, наверное, самый пафосный и странный. Повсюду миниатюрные копии взрослых вещей. Попробуй-ка найти душу спортивного костюма Givenchy для четырехлетки.
-
«Заводной апельсин». Э. Бёрджесс.
Санкт-Петербургский Социально-художественный театр.
Режиссер Павел Панков.«Заводной апельсин» тематически продолжает «Zлo», еще студенческую работу Социально-художественного театра. Подростковая агрессия, мир, который стремится укротить озлобленного человека, превратив его в механическую игрушку… Появление Энтони Берджесса закономерно в репертуаре. Режиссеру и исполнителю главной роли Павлу Панкову неудобен только «бонус», который от романа не оторвать, — спасибо, Стэнли Кубрик, за культовый фильм. С первой сцены спектакля ведется безостановочная борьба за равноценность выбранной эстетики: аскетичное сценографическое решение, черные костюмы и безликие белые маски у актеров вместо прописанных Бёрджессом излишеств во внешнем облике. Насилия на сцене нет, текст романа не преобразован в драматургию, Панков произносит монолог Алекса, не опуская ремарки: встал, пошел, увидел.
-
Гастроли Театра анимации из Познани в России
Театром анимации в Познани с 2014 года до недавнего времени руководил известный театровед Марек Вашкель, поэтому там ставили звезды мирового театра кукол. Три спектакля из нового репертуара уже успели приехать в Россию. «Мольер» Невилла Трантера с успехом прошел на крупных фестивалях в Москве и Омске. «Перелет» Янни Янге и «Забытые истории» Дуды Пайвы коллектив привез на гастроли в Рязань, Иваново, Ярославль — оба спектакля созданы для детей по пьесам Малины Пшеслюги, которая работала драматургом в тесном сотворчестве с режиссерами, а заодно и художниками собственных спектаклей.
-
«Сергеев и городок». О. Зайончковский.
Театр им. Е. Вахтангова.
Режиссер Светлана Землякова, художник Денис Сазонов.Уточню координаты: «Сергеев и городок», поставленный по прозе «букеровца» Олега Зайончковского, попадает в контекст сразу трех произведений — володинского «Графомана», вампиловской «Утиной охоты», а еще отсвечивает «Географ глобус пропил» Иванова. Наверное, пересекается с чем-то еще, где есть про потерянность и захолустье.
-
«Пьяные». И. Вырыпаев.
«Пятый театр» (Омск).
Режиссер Семен Серзин.Спектакль Семена Серзина вырос из эскизного показа в рамках лаборатории «Режиссура без цензуры: XXI век», организованной Олегом Лоевским и Никитой Гриншпуном. Режиссеры — герои сборника «Без цензуры: молодая театральная режиссура. XXI век», выпущенного издательством «Петербургского театрального журнала». Серзин стал первопроходцем лаборатории, выбрав для постановки популярный сегодня текст Ивана Вырыпаева «Пьяные».
-
С 25 по 31 октября в Театре.doc прошел фестиваль документальных проектов
«Охота за реальностью»На протяжении нескольких вечеров в Театре.doc очередная группа «охотников» пыталась установить свои личные связи с реальностью. Важной задачей было сближение ее с реальностью художественной — обнаружение в документальном материале перспективы спектакля. Эта практика в «доке» — регулярная и общедоступная. Заявку может подать любой человек. «Охота за реальностью» проходит так: оружие — диктофон/блокнот/камера, трофей — осмысленный и преобразованный фрагмент реальности в различных ее проявлениях. На этом этапе начинается самая важная работа: показы, обсуждения и коллективный мозговой штурм по поводу дальнейшей судьбы заявки, в котором участвуют не только авторы проектов, но и зрители, театральные критики, социологи, психологи и другие специалисты. На этой платформе выросли многие спектакли, которые годами успешно идут в репертуаре: «Выйти из шкафа» и «Кантград» Анастасии Патлай, «Правозащитники» Елены Греминой, «Однушка в Измайлово» Заремы Заудиновой и другие.
-
«Все, что со мной рядом».
ММОМА на Петровке.
Режиссер Фернандо Рубио (Аргентина).«Червь».
Автобус М1.
Режиссер Всеволод Лисовский.Фестиваль «Территория» (Москва).
Все существующее складывается из деталей и из диктата.
Детали — это элементы большого мирового пазла, листья Иггдрасиля. Уникальные, не похожие друг на друга части, не повторяющиеся внутри себя самих и уж абсолютно точно не сравнимые с другими. Это и вещи, и люди, и мысли, и действия. Все, что не может быть более подвержено расщеплению, — атомы.
Диктат — это область идей, из которой растут понятия, структуры, категории и установленные социальные, общинные, семейные порядки. То, с чем всегда можно сопоставить свою жизнь на предмет ее условного «качества».
-
«Бельгийские правила/Бельгия правит».
Театральная компания Troubleyn на фестивале «Территория».
Режиссер Ян Фабр (Бельгия).«Моя мастерская — моя страна. Я — король. А мои работы — конституция», — написал в своем дневнике Ян Фабр 2 декабря 1980 года, а спустя почти 37 лет, 18 июля 2017 года, проиллюстрировал это утверждение спектаклем «Бельгийские правила/Бельгия правит». Через три месяца после мировой премьеры в Вене постановку показали на фестивале актуальных исполнительских искусств «Территория» в Москве. Мастерской по созданию образов здесь оказалась Бельгия — родная страна режиссера; все происходящее на сцене — конституцией театральной вселенной под названием Ян Фабр; сам же художник, перформер и режиссер, — безусловным королем этого непрерывного четырехчасового представления-карнавала.
-
«Наследие. Комнаты без людей».
Rimini Protokoll на фестивале «Территория».На фестиваль «Территория» привезли очередной проект компании Rimini Protokoll: если многое из того, что делает эта немецко-швейцарская группа, зачастую посвящено проблемам экономического и политического толка, то на этот раз поднимается экзистенциальный вопрос смерти.
Впрочем, тот ракурс подачи темы, который выбрала Rimini Protokoll, вполне в духе ее этической и эстетической концепции — здесь нет, в общем-то, отвлеченного философствования, мистики или какой-то особенной торжественности, о смерти здесь рассказывают люди, которые живут с осознанием ее ежедневной близости и реальности.
-
«Безприданница». По пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».
Театр «Школа драматического искусства».
Режиссер Дмитрий Крымов, художник Анна Кострикова.«…Поедемте, Юлий Капитонович, поскорее в деревню. Будем грибы собирать… Синявки и слизнявки. Сморчки конические, маслята тропические. Навозник белый, навозник розовый, крапчатый. Гробовик дубовый, гробовик сосновый, гробовик цинковый…» Нарастающий макабр — и рассудительные интонации сказительницы. Растягивание гласных — и сжатая внутренняя пружина. Первую сцену с Карандышевым Мария Смольникова ведет в тонах какой-то обугленной бодрости. Жениху демонстрируется подобие удачно освоенного психотренинга: избегать восклицаний — полагаться на точки. Люди добрые, подайте, Христа ради. Карету мне, карету. А ларчик просто открывался. Так не доставайся же ты никому. Гусь ты мой сизокрылый.
-
«Офелия боится воды». Ю. Тупикина.
Театр «Суббота».
Режиссер Андрей Сидельников, художник Анвар Гумаров.Как-то незаметно получилось, что современная пьеса, так решительно шагнувшая в начале 2010-х на петербургскую сцену, так же решительно с нее исчезла. Это очень странная ситуация. Потому что во все времена драматургия выполняет санитарную функцию, функцию первой и скорой помощи. Тексты эти не шагнут в вечность, они предназначены для того, чтобы быть услышанными здесь и сейчас. Это своего рода мгновенная терапия. Зритель, проходящий через узнавание — языка, речи, поведенческих моделей, ситуаций и перипетий, — сбрасывает социальное напряжение, обнаруживает, что он не один в своих бедах и проблемах, и что проблемы эти — вещь, достойная «высокого искусства».
Год назад «Офелия» прозвучала на «Первой читке» в рамках володинского фестиваля «Пять вечеров». Там ее услышал Андрей Сидельников и поставил в «Субботе».
-
«Собачье сердце». М. Булгаков.
«Приют комедианта».
Инсценировка Константина Федорова и Максима Диденко, режиссер Максим Диденко, художник-постановщик Галя Солодовникова, хореограф Владимир Варнава, композитор и музыкальный руководитель Владимир Раннев.Сверхчеловек Максим Диденко — может быть, его все-таки двое? одному нереально успеть столько — вновь перепахивает историческую и культурную родную ниву. Это его способ взаимодействия с миром, его пространство, его право и, возможно, обязанность и миссия. Взлом стереотипов и канонов как художественный прием эмоционально эффективен и магически убедителен абсолютно вне зависимости от содержания, ибо растет из глубин народной игры, скоморошества, язычества и юродства. В деле рассогласования привычных логических и культурных связей и цепочек и замены их связями ассоциативными режиссеру очень помогают постоянный его соавтор художник Галя Солодовникова в компании видеохудожников и — в «Собачьем сердце» — композитор Владимир Раннев.
комментарии