
-
«День учителя|2048». М. Селедец, Ф. Попов.
«Площадка 51».
Режиссер Мария Селедец.В стране, где сажают тысячи человек за участие в митинге, где здание театра кукол могут ни с того ни с сего передать церкви, а режиссеры сидят в тюрьмах и под домашним арестом, кажется, что ты уже находишься в антиутопии. Корректировать, сгущать эту реальность, собственно, некуда. Оруэлл, Замятин и Хаксли будто в воду глядели — сейчас мы в абсурдном цирке. Создатели спектакля «День учителя|2048» все-таки сделали попытку разработать очередную альтернативную реальность — нам демонстрируют будущее, которое является логическим продолжением нашего прошлого и настоящего.
-
Мы поздравляем всех наших авторов, читателей и персонажей с наступающим Новым Годом и от лица главного редактора Марины Дмитревской (текст появился в № 92) рассказываем о том, как это все начиналось.
МАНИЯ ЖУРНАЛА
Много раз в жизни я спрашивала себя: как сложилась бы моя судьба, не приди тогда Александр Македонский?.. Собственно, история «ПТЖ» начинается с этого сакраментального: «Ко мне пришел Александр Македонский». И люди, видимо, думают — а здорова ли я головой?
-
Сегодня в Театре им. Ленсовета отмечают 100-летие режиссера.
Посреди этих 100 лет был золотой век театрального счастья, забыть о котором нельзя. Игорь Петрович Владимиров пришел в Театр Ленсовета (после Корабелки, войны, нашего Ленкома и Театра Комиссаржевской) не на пустое место и не с пустыми руками. До него тут работал Николай Павлович Акимов («Свадьба Кречинского», «Дело»), а раньше Кролль, Бромлей, Сушкевич: труппа с 1933 года, конечно же, и старела, и обновлялась, но в ней удерживалась и оттачивалась «порода», лучшие качества отечественных театральных школ. Сюда и пришел Владимиров с Алисой Фрейндлих, которая, конечно, скоро стала камертоном настраиваемой труппы. И далее — он строил свое здание на том прочном фундаменте, что уже существовал, и пестовал труппу, лучшую на свете, звучный, специфически ленсоветовский терпкий ансамбль. Играли Алиса Фрейндлих, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Лариса Леонова, Ирина Балай, Михаил Девяткин, Дмитрий Барков, Елена Маркина, Анатолий Равикович, Галина Никулина, Ефим Каменецкий (и многие еще!); потом пришли актеры и актрисы другого поколения, большей частью — ученики мастера. Останавливаюсь в перечне, просто страшно упустить кого-то, да и люди сами знают и помнят... Огромное число! — и все большие артистические индивидуальности.
-
«Обломов». И. Гончаров.
Театр имени Владимира Маяковского.
Режиссер Миндаугас Карбаускис, художник Сергей Бархин.В этом спектакле есть поворотный круг. Он поворачивается на 180 градусов, и мы видим такую же декорацию, как до этого: уютная старинная гостиная с диваном, столиком, фамильными портретами, картинами на стенах. Только первая — розовая, а вторая, в доме Пшеницыной, зеленая. Метафора понятна: у Обломова с переездом ничего в жизни не изменилось.
-
X Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Ремесло»
Фестиваль «Ремесло», родившийся в 2009 году как смотр дипломных работ режиссерского курса Фарида Бикчантаева, прошел в этом декабре в десятый раз, собрав большую программу спектаклей Татарстана и один из Удмуртии. Чуть ли не каждый вечер приходилось выбирать: Заббаров или Волкострелов, «Нос» или «Анна Каренина», «Угол» или Набережночелнинский татарский театр. Вдвоем с коллегой Андреем Прониным мы кидали монетку и расходились по разным площадкам, чтобы увидеть каждый свою уникальную картину фестиваля. Я увидела уже повзрослевших и уж точно овладевших своим ремеслом «молодых» режиссеров Дениса Хусниярова, Туфана Имамутдинова, Ильгиза Зайниева, Павла Зорина, Егора Чернышева, Веру Попову и Дмитрия Волкострелова. Но напишу только про пять спектаклей, которые для меня стали открытиями этого фестиваля.
-
«Пыль».
Театр «Старый дом» (Новосибирск).
Режиссер Михаил Патласов, художник Александр Мохов, драматург Алина Шклярская.«Пыль» идет одновременно в двух пространствах — в самом «Старом доме» и в «Подземке», модном лофте Новосибирска. В театре актеры рассказывают собственные истории, произносят собранные летом и осенью документальные монологи и вовлекают публику в дискуссии о судьбах Новосибирска; в случае «Подземки» — голосовой движок Юрий предлагает зрителю исследовать себя и окружающих здесь и сейчас.
-
Марку Борнштейну, театральному художнику, режиссеру, автору и исполнителю легендарного «Гамлета» — 75. Когда-то, в 1972 году, вместе с режиссером Виктором Шрайманом они начали создавать свой театр — создавать, изучая, исследуя, вглядываясь в удивляющее, загадочное по сей день явление — отношения актера и куклы. Так появился не менее легендарный Магнитогорский театр «Буратино».
24 декабря в Доме актера состоится открытие выставки, посвященной юбилею мастера.
-
«Хорошо темперированные грамоты».
театр post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Костюмов нет. Художественного пространства нет. Актеров тоже как будто — их функции отданы пожелавшим участвовать зрителям. Свет приглушенный, формирующий атмосферу, но — без единой перемены. Роль текста играют 24 берестяные грамоты XI–XVI веков (в том числе не имеющие перевода). Вот она — музыка в театре. Точнее, музыкальная структура театральными средствами.
-
«Время ожидания истекло». В. Антипов.
«Первый театр» (Новосибирск).
Режиссер Алексей Забегин, художник Константин Соловьев, композитор Настасья Хрущева.Первый новосибирский спектакль-променад «Время ожидания истекло» (как настойчиво подчеркивали анонсы) появился не от хорошей жизни: десять лет назад явившийся на свет театр-студия «Первый театр» хоть и получил официальный приют в концертно-театральном комплексе «Евразия», продолжает играть спектакли на чужих площадках и сценах — строительство своего зала в «Евразии» на завершающем этапе столкнулось с неразрешимыми имущественными и техническими проблемами.
-
«Человек из Подольска Сережа очень тупой».
Театр «Практика» на Втором фестивале театра «Мастерская» «Школа. Студия. Мастерская».
Режиссер Марина Брусникина, художник Савва Савельев.За последний год пьесы Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой» поставили уже в паре десятков театров — столичных и региональных. Только в Петербурге в течение двух ноябрьских недель прошли премьеры «Человека» в Театре «На Литейном» и «Приюте комедианта». В театре «Практика» пока пошли дальше всех: в одном спектакле режиссер Марина Брусникина объединила оба текста. В течение вечера их играют одновременно, дважды, но на разных сценах: часть зрителей смотрит «Сережу», часть — «Человека». В антракте публика меняется местами.
-
«Сны Пиросмани». По мотивам картин Нико Пиросмани.
Упсала-цирк.
Режиссер Лариса Афанасьева, постановщик трюков Ярослав Митрофанов.Формат снов любим как традиционным, так и «новым» цирком. Он удобен, поскольку позволяет произвольно тасовать образы и используется обычно в цирке для того, чтобы замаскировать переходы между номерами и трюками. Для Упсала-цирка «сны» оказались принципиальным решением осмыслить и воплотить мир Пиросмани во всей многоликости его человеческих, анималистических и вещественных образов.
-
О чем этот номер? Как всегда — обо всем, но в проблемной своей части — о зрителе, который подвергается опасностям в современном театре…
Мир меняется. Театр тоже. Все меняется. Появляются новые медиа. Новые способы коммуникации. Новые технологии. Новые знания. Все меняется быстро. Человек — медленно.
Свобода художника. За нее люди театра присягают биться до конца еще в стенах театральных институтов. Защищать ее каждый день от публики и от других менее свободных художников, но главным образом от государства, которое использует в своих целях и первых и вторых. Государство играет грязно, и защитники становятся подозрительными, им некогда разбираться в нюансах.
-
Вчера в Бахрушинском музее были объявлены лауреаты V премии в области литературы о театре «Театральный роман». Галина Владимировна — учитель всех без исключения редакторов ПТЖ и многих авторов. Поэтому мы испытываем тут отдельную радость. И также гордость оттого, что еще в начале года рецензия на эту книгу была напечатана в № 91. Читайте!
-
«Гамлет. Ширма».
Санкт-Петербургский Большой театр кукол.
Идея Анны Сомкиной, режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова.Postpankpuppetshow — назначили себе жанр авторы спектакля «Гамлет. Ширма» в Большом театре кукол. Действительно, и пост, и панк, и куклы, и шоу были. Также был старенький согбенный Шекспир с призраком-дитем на руках и с трубой, возвещавшей (как то происходило в «Глобусе») о начале представления. Гамлет, Полоний и прочие члены большого эльсинорского семейства тоже активно участвовали во всех шоу-шутках.
-
«Мы берем это на себя».
Шаушпильхаус (Цюрих) на фестивале NET.
Режиссер Кристоф Марталер, cценография Дури Бишофф.В этом спектакле сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи — беспощадный рациональный юмор (причем не только в тексте, но и в манере актерского существования) и как будто бы возникающая вопреки жесткой структуре спектакля и его трезвости поэтичность, доходящая даже до трогательности. Хотя в какой-то момент перестаешь различать — трогают ли тебя персонажи в каком-то их детском непонимании собственной чудовищности, или трогает сам театр, способный на такое волевое высказывание, где критика не отделена от самокритики.
-
«Человек из Подольска». Д. Данилов.
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Михаил Бычков, художник Эмиль Капелюш.Пьеса Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» пожаром идет по стране. Буквально «каждому театру — по „Человеку“!». И прямо уже видится полицейский участок, где на стенке висит плакат «А ты поставил эту пьесу?», в «обезьяннике» томятся граждане, не знающие «Человека из Подольска», и где неусыпно составляются административные дела на театры, не поставившие пьесу Д. Данилова...
-
«Никита и кит».
Санкт-Петербургский Большой театр кукол.
Автор пьесы и режиссер Миша Сафронов, художник Даша Лазарева, композитор Митя Максимачев.Спектакль «Никита и кит» начинается с шума настраиваемого радиоприемника, звук углубляет воцарившуюся тишину. Близко к зрителям стоят два деревянных табурета, на одном лежит голубовато-серый камень, на другом стоит радиоприемник. Актер Роман Дадаев ходит между ними и посматривает на зрителей. «А вы знаете, что такое пустота?» — задает он вопрос и сам отвечает: «Когда ничего нет — ни городов, ни островов, ни гамбургеров».
-
«Дон Жуан». Ж.-Б. Мольер.
Театр «Сатирикон».
Режиссер Егор Перегудов, художник Владимир Арефьев.Посреди пустой сцены огромная черная башня, повторяющая силуэт памятника Интернационалу Татлина. Как железная башня соединяет верх и низ, впиваясь в сцену и взмывая к колосникам, так и в спектакле сосуществуют комедия, балаган и подлинная трагедия. Своеобразными кулисами, прибежищем театральной условности становится черная труба-ось из натянутых внутри башни тканевых полос наподобие жалюзи, откуда вываливается реквизит, выходят артисты и куда скрываются, чтобы внезапно возникнуть выше или ниже.
-
«ТРАНЗИТ. Остановите музыку».
Режиссер Дмитрий Егоров, текст собран Дмитрием Егоровым и Андресом Поповым, художник Константин Соловьев, мультимедиа — Наталья Наумова.В новеньком блэкбоксе новорожденного Нарвского театрального центра Vaba Lava («Открытая сцена») яблоку негде упасть. В приграничную Нарву съехался театральный люд со всей Эстонии и солидный петербургско-московский десант. Со сцены звучат речи с благодарностями и упованиями, говорится о культурных и социальных надеждах, возложенных на этот большой театральный центр. В фойе площадки только что состоялось ее зрелищное открытие с участием музыканта-мультиинструменталиста, а до этого на улице перед зданием перформеры кувыркались в воздухе на альпинистских тросах. Но вот все ленточки перерезаны, торжественные слова произнесены. И на сцену буднично выходят неброские ребята в джинсах и толстовках. Они тащат кофры, короба с оборудованием, неторопливо начинают доставать и монтировать инструменты, а между делом то один, то другой рассказывает разные гастрольные байки.
-
Спектакли фестиваля «„Голос тела“: русско-японское»
«Внутренние голоса тела / Inner voices of the body».
Хореограф Тая Савина.«Скрипы ветра».
Театр OddDance.
Постановка Григория Глазунова.«Оракул и Энигма».
Постановка Кацуры Кана (Япония).На сцену выходят люди. Они скорее не одеты, хотя и обнаженными их назвать язык не повернется: на ком-то лишь нюдовое белье, на ком-то простые платья или полотнища-юбки. Одна группа изощрилась до костюмов-двоек. Начинаются действа неспешно и нейтрально: легкие шаги, тело будто нарочито лишено физического веса и чуть зависает в воздухе. В пространстве надо расположиться — кому, как не последователям восточных практик, знать в этом толк.
комментарии