
-
Сегодня в Петербурге открывается юбилейный XX Международный театральный фестиваль «Радуга». В день открытия в его афише три спектакля — премьерная «Нора» Тимофея Кулябина, поставленная в цюрихском Шаушпильхаус, лесосибирские «Мертвые души» Олега Липовецкого и спектакль Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса (разумеется, по Достоевскому). О последнем — статья Анны Банасюкевич из блога ПТЖ.
-
«Чудаки и зануды». У. Старк.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Иван Пачин, художник Павел Тарасёнок.Честных книг о переходном возрасте не так уж много. «Чудаки» — одна из них. Повесть о девушке-подростке. Разумеется, сразу вспоминаешь Пеппи Длинныйчулок, которую семьдесят лет назад придумала соотечественница Ульфа Старка. «Чудаки и зануды» — это уже XX век. Дело не только в том, что книга опубликована в нынешнем столетии. Проблематика и стилистика современные. Еще одна неочевидная «шведская» перекличка — фильм Роя Андерсона «История любви».
-
«Бег». М. Булгаков.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Сергей Женовач, художник Александр Боровский.Здесь возможно предисловие такой длины, что на анализ спектакля попросту не останется места. Поэтому попытаюсь кратко. Предпосылки, предыстории и мотивации громоздятся друг на друга: печальный сюжет МХАТа и самого Булгакова, по цензурным причинам так и не доведших в конце 20-х годов спектакль «Бег» до зрителя; первый опыт Сергея Женовача в МХТ, и тоже булгаковский («Белая гвардия», 2004); глубокая увлеченность режиссера творчеством писателя, воплотившаяся в спектакли СТИ «Записки покойника» (2014) и «Мастер и Маргарита» (2017); наконец, «Бег» как дебют Женовача в качестве художественного руководителя МХТ, где в выборе материала, конечно же, сыграли свои роли все вышеназванные обстоятельства. Вернуть Художественному театру несправедливо уничтоженную в свое время репертуарную идею. Дать артистам МХТ богатый драматургический материал. Еще раз нырнуть в булгаковский мир, в самый кровоточащий его отсек и притом, вероятно, самый актуальный для нынешнего российского отрезка времени, только внешне кажущегося спокойным.
-
«На краю света». Сценическая композиция Д. Привалова по мотивам повести Н. Лескова.
Магаданский музыкальный и драматический театр.
Режиссер Радион Букаев, художник Никита Сазонов.Спасибо Юрию Дудю: народ смотрит про Колыму. Народ постарше, который помнит, как «облака плывут, облака», про нее и не забывал. На поверку — в отличие от того же Норильска, признаться, жутковатого, Магадан оказался жизнерадостным приморским городом. Ну так «столица Колымского края» никогда и не была лагерем, только перевалочным пунктом. Если что в Магадане и шокирует, так это малоэтажье застройки, слабо подобающее областному центру. Россия поднимается с колен неравномерно. Тут — не очень.
-
«Спички». К. Стешик.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Артем Устинов, художник Егор Пшеничный.Есть в русской литературе тексты мистические, и есть авторы, наделенные по жизни определенной биографической «чертовней». И чем больше художник, тем сложнее строятся отношения в его бестиарии, тем острее эту разницу чувствует человек создающий. «Вы знаете, как смеются ангелы? Это позорные твари, теперь я знаю — вам сказать, как они сейчас рассмеялись?» (В. Ерофеев, «Москва — Петушки»). Бесконечный спор черта и Бога на лезвии ножа, за которым ужасно интересно наблюдать, а работать еще сложнее. Потому что перед нами не социально-бытовые, а устремленные вверх трансцендентные искания человека. Пьесы Константина Стешика однозначно такого рода. Кто-то из критиков называет его продолжателем идей мистического реализма, возникшего в Латинской Америке и процветающего в румынском кинематографе; кто-то сопоставляет его пьесы с полотнами сюрреалистов, особенно Магритта. Неслучайно в афишах двух петербургских премьер Стешика («Время быть пеплом» Натальи Лапиной и «Спички» Артема Устинова) используются сюжеты магриттовских картин.
-
О зарубежных спектаклях XV Международного театрального фестиваля «Царь-сказка» в Великом Новгороде
Фестивали в небольших, нестоличных русских городах раз за разом поражают тем, насколько провинция включена в театральный контекст. В Пскове недавно прошел отличный «Пушкинский» с направленностью на спектакли по русской классике, а «Дягилевский» в Перми с его разнообразием оперных и балетных спектаклей уже давно считается одним из сильнейших в России и Европе. «Царь-сказка» тоже обладает собственной индивидуальностью — организаторы стараются собрать программу, в которой помещаются разные виды театрального искусства: клоунада, контемпорари, драма, театр предмета. Помимо российских спектаклей в Новгород привозят небольшие европейские театральные компании, и это становится важным опытом погружения в театральную реальность, где практически нет громких имен: такой неидеализированный срез европейского театра, который вполне сравним с аналогичным, провинциальным, в России.
-
В Небольшом драматическом театре в последние годы звучит все больше живой музыки: ею наполнены оба детских спектакля («Волшебник страны Оз» и «История доктора Дулиттла»), ради нее во многом была сделана «Дульсинея», впервые в истории НДТ появились спектакли-концерты — приуроченный к 9 мая «Вальс Победы» и премьера этого сезона, шуточный музыкальный спектакль-капустник «НДТ, ЁПэРэСэТэ!». Вместе со своими коллегами новое направление в театре развивает одна из ведущих актрис Эренбурга — Ольга Альбанова, в чьей творческой биографии музыка проходит отдельной строкой.
-
Вот как каждые пять лет глобально поздравлять, даже когда хочется искренне это сделать, но все основное уже давно отговорил?
Каждые пять лет прибавляют юбиляру кусочек жизни, но в «большом времени» 70, по сути, мало отличается от 75...
Когда Льву Абрамовичу Додину исполнялось 70, я написала коротко о своей собственной жизни в присутствии Додина. Вернее о траектории взаимоотношений с его театром. И это можно прочесть. Додин ведь буквально «сделал» жизнь нашего театрального поколения, и забыть это не получится никогда. Даже сейчас, когда попадаю в МДТ, срабатывает флешбэк: само это пространство возвращает счастье ожидания и счастье свершения чего-то необычайно важного, к чему ты причастен. Это пространство кодировано твоей молодостью и твоим восторгом от «Братьев и сестер» и «Дома», от «Повелителя мух» в первой редакции, от «Дяди Вани» и «Трех сестер»... Остальное можно не помнить, а кодирование счастьем остается.
-
«Узник».
Театр «Буфф дю Нор» в рамках программы XX Международного фестиваля «Радуга».
Текст и постановка Питера Брука и Мари-Элен Эстьенн, художник Дэвид Виоли.Место Человека в стройной системе Мироздания, его уникальность и таинственное устройство человеческой души — краеугольный камень, лежащий в основе сценических изысканий Питера Брука. Почти полвека назад, в период творческих сомнений и размышлений об истинной духовности, Брук не нашел в европейских религиях ответов на насущные для него вопросы и вместе с небольшой группой актеров уехал в Афганистан. Режиссер провел много дней в древнем Кабуле, исследуя и изучая суфизм, проповедовавший миру аскетизм и возвышенную духовность. Афганские суфии поведали Бруку удивительную историю о молодом мужчине, совершившем убийство и приговоренном к странному наказанию: вместо заключения в тюремную камеру несчастный был осужден сидеть напротив тюрьмы, глядя на ее стены. Как признавался сам режиссер, эта история долгие годы не давала ему покоя. Ее «призрак» в поисках воплощения принимал в творчестве Брука то литературные, то кинематографические формы, но только театр смог стать единственным инструментом, способным проникнуть в сердца людей, чтоб разбудить их чувства. На сцене театра «Буфф дю Нор» в соавторстве с драматургом Мари-Элен Эстьенн режиссер создает спектакль «Узник», чтоб побеседовать с человечеством о Свободе.
-
«Дым». По мотивам романа И. С. Тургенева. I и II части.
Новая сцена Александринского театра.Новая сцена Александринского театра отметила 200-летний юбилей Ивана Сергеевича Тургенева тем, что позволила одновременно сразу двум режиссерам — Михаилу Милькису и Алексею Демидчику — предъявить зрителям свой взгляд на ранний роман писателя «Дым». Сценическое решение не самого легкого для прочтения произведения Тургенева стало обязательным заданием для участников проекта «Лаборатория», который Александринский театр осуществляет в поисках новых имен молодых режиссеров. Для конкурсных, «поисковых» целей Новая сцена с ее возможностями современной театральной площадки, обилием самых разных репетиционных помещений подходит как нельзя лучше.
-
Второй фестиваль независимых театров «Центр».
Никитинский театр, ВоронежДолгое время театральная жизнь Воронежа ассоциировалась только с именем Михаила Бычкова, режиссера, основателя и художественного руководителя Воронежского Камерного театра, а также Платоновского фестиваля искусств. Ситуация начала меняться, когда в 2011 году Борис Алексеев, тогда еще актер все того же Камерного театра, и его жена Ирина создали свой проект — «Театр Одного». Подобно тому, как молодые семьи переезжают в квартиры побольше, уже к сезону 2016/17 супруги Алексеевы открыли новый Никитинский театр. Он расположился в здании ДК Железнодорожников, где раньше обитал все тот же Камерный, — в общем, родовые связи тут крепкие. И уже в 2018 году в Воронеже появился новый театральный праздник — фестиваль независимых театров «Центр».
-
«Три сестры». Спектакль Саймона Стоуна по пьесе Антона Чехова.
Театр Базеля (Швейцария) в рамках программы Russian case фестиваля «Золотая Маска».
Режиссер Саймон Стоун, художник Лиззи Клахан.Мы привыкли к тому, что актуальный театр тяготится нарративом, линейно рассказанной историей. Молодой режиссер Саймон Стоун в спектакле «Три сестры» из швейцарского Базеля заставляет зрителей прежде всего следить за хитросплетениями сюжета. Полностью переписав пьесу Чехова, встроив его персонажей в современные реалии, придумав каждому сложный клубок внесценических обстоятельств, режиссер превратил пьесу в остросюжетный сериал, где финал пронизан чеховской печалью.
-
«Сосед». П. Пряжко.
театр post.
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Пространство студии перформативных искусств «Сдвиг», где играется спектакль «театра post», разделено на две части. Сначала зрители попадают в полутемное помещение, где выставлены разные «дачные» предметы — проржавевшие кастрюли, ножи, потрепанный телефон старой модели, пакеты с тряпьем и др. Каждая вещь лежит отдельно: пакеты — на ящиках из толстой фанеры, кастрюли и ножи — в ячейках деревянного стеллажа, сколоченного из таких же ящиков. У каждого предмета есть подпись, цитата из пьесы «Сосед», где упоминается этот артефакт.
-
Почти шестьдесят лет назад она — недавняя выпускница училища Штиглица, только что принятая в Большой театр кукол, — перевернула бытовавшее тогда представление о театральной кукле (ее эстетике, ее смысле), связывая образ кукольного персонажа с&nbs p;особенностями детского восприятия, с миром детской игры. Именно поэтому спектакли с ее куклами: «Золушка», «Неизвестный с хвостом», «Часы с кукушкой», «Слоненок», «Волк и козлята», «Кот в сапогах» — продержались в репертуаре БТК не одно десятилетие.
-
«„Обрыв“. История одного ненаписанного романа». Пьеса А. Шапиро по мотивам романа И. Гончарова.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Анатолий Ледуховский, художник Андрей Щаев, композитор Мария Галкина.Заранее прошу прощения у читателя за литературоведческое отступление, но подзаголовок спектакля — «История одного ненаписанного романа», безусловно, требует осмысления, ибо спектакль — глубокая чувственная рефлексия на тему, и ревнителям классики, а также, видимо, учителям, приведшим старших школьников смотреть «Обрыв», придется туго. Впрочем, как сказал Google, в нынешней учебной программе изучается один из трех романов Гончарова — на выбор педагога, и это, чаще всего, «Обломов», так как «в помощь учителю не появилось еще достаточное количество методических разработок, посвященных „Обрыву“».
-
«Мертвые души». По текстам Н. В. Гоголя.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер и художник Роман Кочержевский, художник по костюмам Сергей Илларионов.У модных режиссерских прочтений классики всегда в начале один и тот же спотычок. Вот входит наряженный современным хипстером Чичиков в квартиру наряженных перепуганными советскими интеллигентами (годов эдак 70-х) Маниловых и произносит свою первую реплику: «Умирали у вас крестьяне?» И все — дальше надо либо Гоголя переписывать, либо современного хипстера с советскими интеллигентами куда-то убирать, либо уж такую реальность на сцене выстраивать, где все вышеперечисленное сможет каким-то удивительным образом сосуществовать в одном времени и пространстве.
-
Читки пьес, вошедших в шорт-лист конкурса «Маленькая Ремарка», показанные в рамках фестиваля «Арлекин», выявили несколько интересных тенденций, сложившихся: а)в современной драматургии для детей и подростков, б) в зрительном зале, где находятся родители/ учителя/ , и все они точно знают, как именно должен выглядеть театр для нового поколения.
-
«Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко». По рассказам М. Зощенко.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.По моему представлению, Андрей Прикотенко — режиссер, который всегда знает, что сейчас в тренде. Он не изобретает новое, а использует то, что в данный момент как раз начинает «прорастать» на театральной почве. Есть такие люди, которые всегда первыми узнают, что сейчас носят, и пока мы еще думаем, что актуален «мятный» цвет, они уже переоделись в желтый, потому что он войдет в моду в предстоящем летнем сезоне. Должно быть, поэтому спектакли Прикотенко успешны, любимы зрителями, в том числе молодежной аудиторией, и кажутся современными. Они не пугают, как все действительно новое, а дают приятное чувство приобщенности к актуальному театру. Таков и «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» — симпатичный, харизматичный, энергичный, и кажется, современный спектакль, в котором сошлись все «плюсы» и «минусы», свойственные режиссерскому почерку Прикотенко.
-
«Все сначала. От пасторали до стереоспектакля»: драматургия, заново изобретенная инклюзивной командой «Квартиры».
Кураторы лаборатории — режиссер Борис Павлович и драматург Элина Петрова.В рамках «Арлекина» — читки пьес, авторами которых выступили уже популярные в нашем городе люди с ментальными особенностями, актеры пространства «Квартира» и участники летних лагерей, где они вместе с драматургами пишут пьесы. Организаторов и участников много, но основные — режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова, продюсер Ника Пархомовская. Читки на «Арлекине» — уже второй опыт показа на публику своих штудий от команды «Квартиры». Впервые они представили свои пьесы в феврале 2019 года на «Первой читке». Там жанровая определенность пьес компенсировала их краткость. Да, пьесы были небольшие по объему, но динамичные, с быстро развивающейся интригой, с узнаваемыми ситуациями.
-
Гран-при XVI фестиваля «Арлекин» получила «Комната Герды» Яны Туминой
В Санкт-Петербурге завершился XVI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «АРЛЕКИН». В его афише были представлены десять конкурсных и десять внеконкурсных спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Урала и Сибири. Но большую часть премий в итоге получили питерские спектакли.
комментарии