Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 февраля 2024

ПАМЯТИ ФАРИДЫ МУМИНОВОЙ

Она была ослепительно красива. Всегда и везде: на сцене и на экране, на красной ковровой дорожке и в переполненном магнитогорском автобусе. И эта солнечная красота не обжигала, но грела. Что-то было от папы-узбека Шамиля, что-то от русской мамы по имени Муза. И у колыбели точно сошлись несколько муз: Терпсихора, Мельпомена и муза кинематографа.

Фарида Муминова.
Фото — архив театра.

Первую большую кинороль (Гульбахор в фильме «Седьмой джинн») она сыграла в шестнадцать лет. Впрочем, после хореографического училища кинематографу предпочла сцену: несколько лет танцевала в знаменитом ансамбле «Бахор» (узбекская «Березка»). Но кино все-таки победило: ВГИК (мастерская Бориса Чиркова), возвращение в Ташкент и начало карьеры восходящей звезды восточного кинематографа. Брак с актером и режиссером Сайдо Курбановым привел в Душанбе, где Фарида вышла на театральную сцену в роли булгаковской Маргариты.

В 1991-м, когда Советский Союз распадался, а в Таджикистане материализовался призрак гражданской войны, худрук душанбинского театра «Полуостров», известный кинорежиссер Валерий Ахадов увез свою труппу, где были и Сайдо с Фаридой, в Россию, в Магнитогорск, в фактически закрытый Театр драмы имени А. С. Пушкина. Театр они возродили, и именно на магнитогорской сцене Фарида Муминова стала большой театральной актрисой. Настоящей. Все произошло в точности так, как говорила ее Нина Заречная в ахадовской «Чайке»: «Когда я стану большой актрисой…»

Фарида Муминова в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф?».
Фото — архив театра.

У Ахадова она сыграла еще Раневскую в «Вишневом саде» и Кручинину в «Без вины виноватых». У Михаила Скоморохова — Мелиссу в «Любовных письмах» А. Гурнея, у Евгения Марчелли — царственную Титанию в «Сне в летнюю ночь», у Сергея Пускепалиса — Агату в «Козьем острове» У. Бетти. Особый случай — их с Сайдо дуэт в спектакле Виктора Шраймана «Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе Э. Олби. Они играли Марту и Джорджа. Поединок, где было много ярости, но и нежности, прощения и прощания. И спектакль, и роли Сайдо и Фариды были номинированы на «Золотую Маску», и строгий председатель тогдашнего жюри Ольга Михайловна Яковлева уже после фестиваля очень высоко оценила именно Марту Фариды Муминовой.

Сначала из Магнитогорска уехал Валерий Ахадов, а следом, один за другим, его душанбинские актеры. Сайдо и Фарида продержались, пожалуй, дольше всех — тринадцать лет. Их полюбили в Магнитке, здесь вырос их сын, родился внук. Но Сайдо решил вернуться в кинематограф, а Фариду позвал в свой театр Армен Джигарханян. Они переехали в Москву. Она сыграла Магдалену в «Доме Бернарды Альбы» и Анну Андреевну в «Ревизоре», появились и кинороли. В Москве впервые дала знать о себе тяжелая болезнь, справиться с которой тогда помогли магнитогорские врачи.

Фарида Муминова и Сайдо Курбанов.
Фото — архив театра.

Они переехали в Севастополь, к морю и маме Музе. Сайдо стал актером Театра драмы имени Луначарского, куда почему-то не торопились звать Фариду. Что, казалось, ее не очень волновало, заботы жизни занимали больше, чем волнения сцены. Но коварная болезнь вернулась. И в позапрошлом году они решили уехать в Магнитогорск. К сыну и к замечательным врачам, которые в этот раз не совершили чуда, не смогли. То, как всколыхнула и объединила в день прощания эта скорбная весть суровый город металлургов, живое и очень эмоциональное свидетельство того, что Фариду Муминову не забыли. И будут помнить (не только в Магнитке, конечно) как большую актрису и солнечного, теплого человека.

В именном указателе:

• 

Комментарии 3 комментария

  1. Надежда таршис

    Помню. Чудесная. Царствие небесное.

  2. Олеся

    На неё ходили. Любили. Светлая память!
    Магнитогорск не забудет.

  3. Юрий Майорников

    До сих пор в памяти гастроли Магнитогорского театра в Иркутске в середине 90-х годов… тогда меня потрясли два спектакля: Эти свободные бабочки и Варшавская мелодия. Запомнился удивительный по силе воздействия и психологической выстроенности дуэт великолепных Фариды Муминовой и Валерия Геращенко в ролях Джилл и Дональда из Бабочек в постановке Андрея Житинкина. Спектакль был настолько смелым и ярким для тех лет, и это неудивительно, ведь он шёл в театре рекордные четверть века! Менялись исполнители, спектакль жил! Светлая память удивительно правдивой, яркой и незабываемой Актрисе, большому мастеру Фариде Муминовой…

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога