Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

8 января 2024

МЕСТО ДЕЙСТВИЙ: ПЕРМЬ

О Пермском краевом фестивале-конкурсе «Волшебная кулиса — 2023»

«Волшебная кулиса» — фестиваль-биеннале, фестиваль-конкурс. «Волшебная кулиса» — отчет театрального мира Пермского края: раз в два года пермское театральное сообщество демонстрирует публике Перми и приглашенным театральным критикам краевой театр как он есть и то, что сейчас его волнует. Спектакли фестиваля вполне конкретно отвечают на этот вопрос.

Сцена из спектакля «Место действия: Лысьва».
Фото — архив фестиваля.

Пермь воодушевленно страдает проблемой культурной самоидентификации. В одном лишь Театре-Театре чередой выходят премьеры, основанные на биографии края: «Сердце Пармы», «Гостиница „Центральная“», «Провинция-столица», не так давно вернулись в афишу «Пермские боги». В Лысьвенском театре драмы появляется «Место действия: Лысьва», в губахинской «Доминанте» — «КУБ», в кудымкарском Коми-Пермяцком национальном драматическом театре — «Зима». Последние три спектакля — участники фестиваля во внеконкурсной программе, и обращаются они к документальным материалам по истории небольших городов края. Режиссеры ставят перед собой задачи идентифицировать уникальность исторического развития (или стагнации?) провинции. Артисты — достоверно, детально визуализировать человека этой провинции, человека особенного сознания, трепетного к локальной истории. Для этого актеры активно используют технику вербатим.

«Место действия: Лысьва» — продукт, выросший из лаборатории документального театра в 2021 году. Куратором проекта стала Ника Пархомовская. Спектакль сконструирован из трех небольших эскизов, созданных тремя разными режиссерами по специально написанным к лаборатории пьесам трех именитых драматургов. Эскизы условно склеены между собой общей формой экскурсии. «Кын» (режиссер Андрей Шляпин, драматург Алексей Житковский) — эскиз из ловких и простых визуальных и аудиальных трюков, которые задают интонацию обзорной экскурсии. «Театр» (режиссер Вера Попова, драматург Олжас Жанайдаров) — многопространственный, многослойный и многожанровый эскиз про Лысьвенский театр на основе частных историй актеров, наполненный любовью и нежностью, страхом и болью. «Завод» (режиссер Михаил Тихомиров, драматург Лидия Голованова) — повествования актеров от своего лица с элементами импровизаций, переживаниями на тему завода, его истории, встречи с городом и так далее.

Сцена из спектакля «КУБ».
Фото — архив фестиваля.

«КУБ» из Губахи (режиссер и драматург Дмитрий Огородников) —простой черно-белый спектакль с ярким визуальным центром — лифтом шахты, и эффектной и эффективной сценографией: пять столов с документами и настольной лампой, которые стоят на целиком засыпанном углем полу. Спектакль — о судьбе Кизеловского угольного бассейна в контексте истории государства со всеми типическими историческими перипетиями — революция, война, оттепель, пик производства, застой, перестройка, девяностые и как следствие нерентабельность и закрытие. Тщательно подобранный док-материал — документы, итоги раскопок, личные истории жителей Губахинского района, новостные сводки и так далее — собран в стройную линейную пьесу, переданную через женскую оптику — жен и детей шахтеров. Память места КУБа трепетна и его «народная» боль передается слаженным актерским ансамблем.

Сцена из спектакля «Зима».
Фото — архив фестиваля.

«Зима» кудымкарского театра (режиссер Юлия Беляева) обходится без промышленной суровости: здесь главное — нежное отношение к окраинам Кудымкара, деревенская природность (в основе постановки произведения коми-пермяцких авторов А. Истоминой, Л. Косовой (Старцевой), М. Ермаковой, В. Козлова, А. Истомина, И. Дульцевой, В. Климова, Ф. Истомина). Спектакль не имеет драматургической цельности и композиции — его опорой стали стихи на коми-пермяцком языке, песни и мироощущение четырех актрис, их воспоминания, рассуждения о естественности и девственной природной чистоте маленьких деревень. Спектакль получился творческим знакомством с коми-пермяцкой культурой через трепетную литературную оптику актрис разного поколения.

Помимо трех краеведческих спектаклей жанр док-театра в неконкурсной программе представлял и спектакль «Любить» (режиссер Андрей Слепухин) Березниковского драматического театра.

Сцена из спектакля «Любить».
Фото — архив фестиваля.

Спектакль «Любить» существует на границе театра и кино. В основе — документальные записи, кадры и непосредственно сам киносценарий одноименного фильма. Зрительские места перенесены на планшет сцены, а действие происходит как в зрительном зале, так и на оставшейся части сцены. Кадры из фильма «Любить» проецируются на экран, а киносценарий за кадром читают актеры. Находясь в зале, они располагаются так, что создается ощущение кинопространства, кинотеатра. Прямо перед зрительным залом лежит пленочный магнитофон. За счет немого полифоничного «проговаривания» — артист статичен при закадровом воспроизведении цензурированного текста — театр становится литературным и вязким. Но эта вязкость исходит из документальности, атмосферного соответствия времени: трагический эффект заката оттепели замаскирован легкой мелодраматичной темой повествования цензурированной версии фильма.

Конкурсная программа фестиваля получилась без общей тенденции, но с некоторыми закономерностями.

Значительную часть фестивальной афиши занимают спектакли для детей и подростков: «Пиноккио» (режиссер Юлия Беляева, Коми-Пермяцкий национальный театр), «Снежная королева» (режиссер Константин Яковлев, Пермский ТЮЗ), «Мой папа — птиц» (режиссер Дмитрий Вихрецкий, ПТК), «Терешечка» (режиссер Алексей Миронов, Театр кукол «Туки-Луки»).

Сцена из спектакля «Пиноккио».
Фото — архив фестиваля.

«Пиноккио» Юлии Беляевой в Коми-Пермяцком национальном театре — яркий формалистский спектакль пестрой и масштабной декорации, с пестрыми костюмами и множеством фактур, с броскими актерскими работами (Пиноккио в исполнении Ярославы Ульяновой — одна из самых выразительных ролей за весь фестиваль). «Пиноккио» имеет выстроенную, но драматургически весьма спорную закономерность: после нескольких этюдов следует музыкальная или танцевальная вставка, которая существует в отрыве от общей концепции дидактического спектакля Беляевой. «Пиноккио» — актуализированная, медиафицированная история для подростков с явным нравоучением: будь хорошим ребенком, слушайся взрослых, помогай им и не ведись на провокации своих непослушных сверстников, а то всю оставшуюся жизнь будешь работать за стакан молока.

Сцена из спектакля «Терешечка».
Фото — архив фестиваля.

Сценографически удачен и спектакль «Терешечка» театра «Туки-Луки». В текстовом и музыкальном рядах выстроено этническое пространство русской деревни: большой пласт народной сказки решен через фольклорные мотивы. Искусственным, невнятным и чуждым общей эстетике становится лишь образ ведьмы. Как и «Пиноккио», «Терешечка» страдает нарочитой дидактикой. Но выполнено это визуально эффектно — ловкое взаимодействие живого плана с куклами заставляет назидательность быть не скучной.

Второй спектакль представителей театра кукол — «Мой папа — птиц» (режиссер Дмитрий Вихрецкий, ПТК) — нежная постановка в эстетике пластилиновой мультипликации. Процесс принятия особенностей членов семьи и любовь как всепобеждающее чувство — основные нарративные элементы этой работы.

Визуально, смыслово и актерски плоской, непроработанной, наивной получилась «Снежная королева» (режиссер Константин Яковлев, Пермский ТЮЗ) — спектакль с не совсем внятными драматургией и сценографией.

Сцена из спектакля «Рассвет».
Фото — архив фестиваля.

Сразу три спектакля представляли молодого режиссера Дмитрия Огородникова. В «Рассвете» (Пермский Камерный театр «Новая драма») он парадоксально соединяет «Вия» Гоголя с «Грузом-200» Балабанова. Художница Ульяна Глумова детально повторяет пространство балабановской советской квартиры, в которой существуют бесы. Режиссер переворачивает систему персонажей — главной героиней становится Панночка (Анастасия Миранович), а не Хома Брут — он вообще вынесен за скобки. Спектакль строится на постоянном запутанном повторе: бытовая сцена бесов, их философствование; эстрадный номер Панночки для Хомы; страдающий отец. Все три сцены разыгрываются в трех разных пространствах: справа от зрителя — отец перед телевизором за советской шторкой; по центру — квартира Хозяйки (Наталья Максимовских) и Гостя (Константин Жижин); слева — условная эстрадная сцена. Отсутствие драматургической целостности упрощает спектакль: история получается простая, про возмездие Панночки.

Сцена из спектакля «Тихий свет».
Фото — архив фестиваля.

«Тихий свет» (драматург Роман Козырчиков, режиссер Любовь Зайцева) — наиболее интересный спектакль Огородникова. Бытовая драма, слаженно сыгранная ансамблем губахинского Камерного драмтеатра «Доминанта», в которой реальность спектакля ощущается как нечто дизреальное, потому и невероятно актуальное. Желание умереть, невыносимая статичность и вязкость, несчастье каждого в деревушке — паттерны времени. Методом параллельного монтажа режиссер строит два повествования: для первой истории — про смерть Миколки (Андрей Щёголев) — выбирается жанр бытовой сказки с инверсиями и прочими лексическими сказочными приемами; для сцены из одного дня семьи — бытовая разговорная драма. В бесконечном потоке ругани и сидения, хождения от двери к столу во время невыносимой жары происходят судьбоносные для семьи разговоры и признания: оказывается, Миколка — сын Вали (Василий Цаплин), Тамара Усик (Юлия Трапикас) пыталась совершить суицид, Людмила (Татьяна Мальцева) от усталости ненавидит буквально все вокруг, а единственное желание Нины, матери Вали, умереть. Это, впрочем, желание абсолютно каждого из героев спектаклей. Единственный человек, который старается бороться с этим, — хромоножка, мать погибшего Миколки.

В целом, пермский театр — театр, открытый для молодой режиссуры. Помимо спектаклей Огородникова, зрители фестиваля увидели «Реку Керлью» Федора Федотова в Пермском театре оперы и балета и «Живую историю о смерти» Театра-Театра.

Сцена из спектакля «Великий комбинатор».
Фото — архив фестиваля.

«Великий комбинатор» Лысьвенского театра драмы (режиссер Олеся Невмержицкая) заигрывает с массовым восприятием образа Остапа Бендера. Сложно сочиненный текст Светланы Баженовой соединяет «12 стульев» и «Золотого теленка» и пытается провести расследование, кто же такой Бендер, отчего сам образ Бендера (Игорь Безматерных) получается неопределенным — авторы спектакля в конце сами не дают ответ, кем же является центральный персонаж. Для расследования режиссер выбирает формат ток-шоу, показывая этюдами каждое «дело» Остапа со свидетельскими показаниями. Оттого Бендер одновременно и мошенник, и вор, и верный муж, и шпион, и великий комбинатор — и он никто, абстрактный образ. И режиссер, и артисты становятся заложниками этой прихотливой эпической истории.

Сцена из спектакля ««Трагедия короля Ричарда III»».
Фото — архив фестиваля.

Лучшей постановкой по результатам конкурса стала «Трагедия короля Ричарда III» Березниковского драматического театра — самый масштабный и фундаментальный труд в афише фестиваля. Антитиранический спектакль Петра Незлученко изучает психологию безусловного злодея, его мотивировки. Выстроенная система образов, всевозможные перевертыши, когда каждый играет каждого, кроме самого Ричарда (Дмитрий Поддубный), указывает на обреченность абсолютно всех в тоталитарном тираническом мире. Старики становятся беззащитными детьми, взрослые мужчины — беззащитными обнаженными перед смертью женщинами, а женщины — грубыми, воинствующими, но самыми действенными самозащитницами. Атмосфера мерцающего мира, созданного Евгением Лемешонком, с постоянным жужжанием мух, создает ощущение устрашающей хрупкой реальности.

Спектакль Петра Незлученко выпадает из общей канвы фестиваля, становится обособленным, а потому и самым ярким, нуждающимся в подробном разборе, который появится в № 115 «ПТЖ».

Если же обобщить, то «Волшебная кулиса» — фестиваль, давший понять: пермский театр сезонов 2021–2023, может быть, и не уникален, но уж точно занимателен и интересен.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога