Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

5 июля 2010

«ГОЛОСА ИСТОРИИ»

В Вологде завершился X Международный театральный фестиваль «Голоса истории».

Первый фестиваль спектаклей в историко-архитектурной среде был проведен в Вологде в 1991 году, с тех пор он проводится один раз в два года. Среди тех, кто стоял у истоков и помогал утверждению фестивальной концепции, были театральный критик Александр Свободин (1922 — 1999) и почетный гражданин Вологды, артист Алексей Семенов (1927 — 2001). Площадки Вологодского кремля — Консисторский двор и Пятницкая башня — стали главными сценами фестиваля.

В этом году в фестивале участвовали 11 спектаклей, кроме того, были показаны 5 внеконкурсных постановок. Гости — спектакли из Москвы и Петербурга. Малый Драматический театр — театр Европы привез «Московский хор», а Большой Драматический — «Марию Стюарт».

С БДТ им. Г. А. Товстоногова произошла весьма неприятная история: по дороге из Питера в Вологду где-то на просторах России потерялась фура с декорациями и костюмами. За несколько часов до спектакля стало понятно, что играть негде и не в чем! На выделенные фестивалем средства в городских магазинах были срочно скуплены все черные рубашки для актеров, портнихи Вологодского драмтеатра сшили актрисам БДТ черные юбки… Спектакль играли на пустой сцене, с минимальным количеством мебели из подбора, в левой части авансцены установили крест, а чуть в глубине справа — положили на конторку Библию. Так воссоздали решение художника Г. Алекси-Месхишвили и режиссера Т. Чхеидзе. Можно отметить, что стрессовая ситуация в некотором смысле пошла актерам на пользу: спектакль был сыгран очень живо, на нерве, и принят зрителями на ура. Современность шиллеровских коллизий стала еще более очевидной. Ощутимый успех выпал на долю Марины Игнатовой, сильно и жестко сыгравшей королеву Елизавету.

Сцена из спектакля «Вишневый сад».
Львовский академический духовный театр «Воскресiння»

Программа «Голосов истории» включает спектакли, идущие на традиционных театральных площадках и постановки, которые могут быть показаны на открытых подмостках. Среди последних на этот раз был уличный спектакль «Вишневый сад» Львовского духовного театра «Воскресiння». Эта версия чеховской пьесы играется исключительно под открытым небом (притом, что в театре есть и сценический «Вишневый сад»). Режиссер Ярослав Федоришин вместе с художницей Аллой Федоришиной (она же играет прелестную, хрупкую Раневскую) создали невероятно красивую, щемяще грустную постановку, в которой действуют почти все персонажи пьесы, но звучит всего несколько ключевых реплик. Ходулисты, клоуны, фокусники… Фейерверки, огонь, вода… Щедрая зрелищность не заслоняет горькую историю потери, последнего цветения вишневого сада.

На прошлом фестивале победителем был признан «Ведогонь-театр» из подмосковного Зеленограда (спектакль «Царь Федор Иоаннович» Александра Кузина с уникальной работой Павла Курочкина в заглавной роли). Для нынешнего фестиваля театр сделал «На дне». Выбор пьесы для историко-архитектурной среды может показаться странным… Но спектакль в конце концов убедил скептиков, и дело не только в том, что — по замыслу А. Кузина — босяки живут не в подвале ночлежки, а где-то под железнодорожным мостом. Главное — в художественной убедительности самой постановки. Получилась история о поисках веры, о возможности человека поверить во что-то — причем, история мужская. Интересны именно персонажи-мужчины: тонкий, светлый Актер (П. Курочкин), красивый и нервный Васька (Алексей Ермаков), мощный и при этом внутреннее «раздраенный» Сатин (Петр Васильев), отчаявшийся Бубнов (Дмитрий Лямочкин), наивный, естественный человек Лука (Александр Бавтриков).

Была замечательно освоена площадка у Пятницкой башни, удачно задействована длинная галерея, проходящая по стене кремля, — когда по ней бежал Актер, окрыленный надеждой, и выкрикивал: «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» — прямо дух захватывало!

Сцена из спектакля «На дне».
«Ведогонь-театр»

На площадке Консисторского двора Новгородский театр драмы им. Достоевского показал «Александра Невского» (сценическая композиция и постановка Сергея Морозова; он же, несмотря на свою молодость, играет заглавного героя в зрелом возрасте — есть еще маленький Александр и юный).

На открытых площадках сыграли свои премьеры театры Вологды. Молодежный театр представил «…забыть Герострата!» в постановке Бориса Гранатова. Драматический театр показал «Эшелон» по пьесе М. Рощина в постановке Зураба Нанобашвили.

Вообще военных спектаклей оказалось немало. Вне конкурса был сыгран спектакль Молодежного театра «Вечно живые» (режиссер — Б. Гранатов) с очень хорошим черно-белым сценографическим решением Степана Зограбяна, с симпатичными актерскими работами (достоверен и значителен Александр Межов в роли Бороздина-старшего, искренна Анастасия Латкина в роли Вероники…).

Народно-семейную сагу в двух частях «Черный тополь»(спектакль длится почти шесть часов) Алексея Песегова привез Минусинский драматический театр. Страшные годы в истории страны, с середины 1930-х до второй половины 1950-х, — время действия этой многонаселенной эпопеи, сказания о людях тайги. Великая Отечественная война, как и сталинские репрессии, прошлась по судьбам героев.

Сцена из спектакля «Эшелон».
Вологодский драматический театр

Война многое определяет в жизни персонажей одного из лучших спектаклей фестиваля — «Саня, Ваня, с ними Римас» Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького (г. Кудымкар). Пьеса была написана Владимиром Гуркиным о его собственной семье, о дедах и бабушках, он сам — один из внесценических героев (мальчик Вовка, родившийся в 1945 году, — это и есть будущий драматург). Очень жаль, что Владимир Гуркин, которого не стало совсем недавно (накануне фестиваля пришло известие о его смерти после тяжелой болезни), так и не увидел этого пронзительного, честного, очень цельного и гармоничного спектакля коми-пермяков. В нем все сошлось: материал, близкий и понятный авторам постановки, умная и деликатная режиссура (Сергей Андреев), удачное распределение — все роли сыграны удивительно точно, с эмоциональной силой, с множеством живых ярких подробностей (см. № 56).

Одно из самых сильных впечатлений фестиваля — «Ночевала тучка золотая…» Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. М. Карима (Уфа). Страшная, предельно честная и смелая повесть Анатолия Приставкина прозвучала как нельзя более современно. Жестокая и бессмысленная в своей беспощадности война показана глазами детей — мальчишек-близнецов сыграли Андрей Ганичев и Андрей Максимов, актеры молодые и очень талантливые. Режиссура Мусалима Кульбаева, хоть временами и грешащая избыточностью приемов, оказалась точной и очень мужественной, особенно во второй части, где от актеров потребовалось невероятная правда существования при абсолютной условности решения. Мы не видим, как убивают Сашку. Мы видим привязанную к кольям куклу, большеглазого мальчика с соломенными волосами. А. Ганичев берет мертвого Сашку, кладет его рядом с такой же куклой — Колькой, и маленькая ручка куклы гладит брата, и рука актера тянется к кукольным волосам Сашки… Никто из зрителей, смотревших спектакль, не сможет забыть эту душераздирающую сцену, сыгранную с громадной силой и без всякой сентиментальности.

В жюри «Голосов истории» входили театроведы Алексей Вадимович Бартошевич (председатель), Инна Натановна Соловьева, Светлана Николаевна Патапенко (г. Вологда), актер Георгий Георгиевич Тараторкин и Вера Дмитриевна Ильяшенко (зам. начальника Деп. культуры Вологодской обл.).

Итоги фестиваля:

За постановки на открытых площадках театральные маски Х Международного театрального фестиваля «Голоса истории» получили:

Спектакль «Вишневый сад» Львовского академического духовного театра «Воскресiння» — премия за раскрытие поэзии чеховской пьесы в системе театра пространственных метафор.

Спектакль «На дне» « Ведогонь-театра» — премия имени А. Семенова за освоение театром историко-архитектурной среды.

Спектакль «Эшелон» Вологодского ордена «Знак Почета» государственного драматического театра — премия имени А. Свободина за раскрытие средствами театра исторического события.

За постановки на закрытых площадках театральными масками Х Международного театрального фестиваля «Голоса истории» были награждены:

Спектакль «Ночевала тучка золотая» Национального молодежного театра Республики Башкортостан им. Мустая Карима — приз жюри за человечность толкования отечественной истории.

Спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» Коми-Пермяцкого национального ордена «Знак Почета» драматического театра им. М. Горького — приз жюри за тонкость, юмор и сострадательность к человеку в перипетиях нашей истории. А режиссеру этого театра Сергею Андрееву Алексей Бартошевич вручил специальный приз председателя жюри — книгу об итальянском Ренессансе.

Комментарии 4 комментария

  1. Марина Дмитревская

    При всей любви к родной Вологде никогда не могла понять и сейчас не понимаю конецептуальных принципов этого фестиваля. Что подразумевают под историей? Если «На дне» и «Саня-Ваня» история, то почему не «Любовь и голуби» и «Варвары»? Где критерий?!
    Этот фестиваль можно бы собирать концептуально, разбираясь с мифом в театре — с одной стороны и с документом — с другой («Я начинаю там, где кончается документ». Тынянов), анализируя природу вымысла на реально существовавших фактах, а не собирая фестиваль из просто костюмированных спектаклей из разных эпох, пусть даже хороших. Правда, искренне не понимаю.

  2. Евгений

    Видимо, дело в деньгах.

  3. Марина Дмитревская

    В деньгах? Вы представляете, сколько денег надо, чтобы привезти Додина, БДТ, важтанговцев, светил критики? Немеряные деньги идут на этот фестиваль, немеряные. Тут дело в чем-то другом, в отсутствии вменяемой концепции. Фестиваль как прогулка на вологодскую природу — это один жанр. С историей разбираться — совсем другой…

  4. Евгений

    Да, Марина, по-моему, вы совершенно правы. Прогулка на вологодскую природу. Никаких «голосов истории». Как «осваивают» эти огромные деньги мне тоже не понятно.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога