Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

29 апреля 2019

АРЛЕКИН ОСТАЛСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ

Гран-при XVI фестиваля «Арлекин» получила «Комната Герды» Яны Туминой

В Санкт-Петербурге завершился XVI Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «АРЛЕКИН». В его афише были представлены десять конкурсных и десять внеконкурсных спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Урала и Сибири. Но большую часть премий в итоге получили питерские спектакли.

Впрочем, гораздо важнее не широта географии, а жанровое и эстетическое разнообразие программы, представляющей весь богатый спектр современного театра для детей: от вполне традиционного психологического реализма до смелых формальных экспериментов, от современных пьес и инсценировок новой детской литературы до оригинальных трактовок классики, от цирка до театра объекта, от этнического спектакля в юрте до постановки, чье действие целиком происходит на экране.

Такая удивительная полифония открывает ребенку мир с разных сторон, помогает почувствовать его глубину и многообразие, показывает, что в искусстве, как и в жизни, не может быть готовых и единственно правильных шаблонов, учит мыслить широко и нестандартно.

Интересно, как в программе фестиваля сами собой рождаются тематические параллели: уэльские легенды в изложении Тверского ТЮЗа перекликаются со сказаниями народов Севера в бэби-спектакле «Чев-чев»; рассказ о трагической судьбе поволжских немцев в постановке «Папин след» словно продолжается в спектакле-променаде «Облачного театра» с участием современных подростков-мигрантов; строгий уклад горского села в «Деревне канатоходцев» Яны Туминой рифмуется с грузинским колоритом в «Снах Пиросмани» Упсала-Цирка, поставленных, кстати, на денежную премию «Арлекина», которую коллектив получил в прошлом году за спектакль Яны Туминой «Я — Басё».

«Чев-чев». Театр обско-угорских народов «Солнце».
Фото — архив театра.

Одной из сквозных тем фестиваля, и не только в этом году, является социальный и инклюзивный театр. В этот раз помимо выступления Упсала-Цирка, или, как его называют, «цирка хулиганов», где играют и социализируются сложные подростки, в программе были представлены спектакль Театра на Малой Бронной «Особые люди» о родителях детей-аутистов и социокультурное пространство «Квартира» — проект, созданный фондом «Альма Матер», режиссером Борисом Павловичем и продюсером Никой Пархомовской для работы с детьми и взрослыми с ментальными особенностями развития, в частности, с подопечными центра «Антон тут рядом». Впрочем, не только особые, но и обычные зрители чувствуют себя в этом уютном, защищенном ретро-пространстве свободно и раскованно, словно вернулись обратно в детство. И актерам удается на удивление легко включить всех присутствующих в игру, завлечь в диалог, создать безопасную зону общения. Спектакль «Недетские разговоры» по стихам Хармса и Введенского получил спецприз жюри за эксперимент и поиск новых выразительных средств. Я бы добавила «за поиск новых средств коммуникации», которая сегодня является одной из фундаментальных проблем современного общества.

Еще одной важной темой «Арлекина» стала интерпретация советского наследия, поиск новой жизни, казалось бы, давно забытых, идеологически устаревших произведений. Так московский Центр драматургии и режиссуры привез на фестиваль «Тимура и его команду» — студенческий спектакль недавних выпускников ВГИКа, полный молодой энергии и азарта. Режиссер Татьяна Тарасова счистила с повести Гайдара всю идеологическую шелуху, оставив лишь чистую и романтическую историю дружбы и приключений, прощания с детством и первой любви.

«Недетские разговоры». Пространство «Квартира».
Фото — архив театра.

Но, пожалуй, главным событием фестиваля стала дилогия Андрея Могучего, воскресившего для сцены произведение другого прекрасного советского автора — Юрия Олеши. Революционную сказку «Три толстяка» в БДТ режиссер перенес из социального плана в фантастический, сделав источником зла не проклятых капиталистов, а некую темную энергию из Космоса, с которой сообща ведут борьбу силы пролетариата (гимнаст Тибул) и научной интеллигенции (доктор Гаспар Арнери). Как когда-то в «Счастье» Александринского театра, ставшем первым детским спектаклем — лауреатом «Золотой Маски», режиссер погружает действие сказки в некий сюрреалистический мир, заставляет героев спускаться в подземное царство и вести торг с самой смертью, соревнуется с голливудскими блокбастерами в масштабности и технологической сложности, но в то же время делает ставку на точную актерскую игру. Недаром две актерские премии жюри «Арлекина» присудило Александру Ронису (Гаспар Арнери) и Аграфене Петровской (Дева-смерть), лучшим художником-постановщиком назван Александр Шишкин, а за лучшую режиссерскую работу награжден Андрей Могучий.

Впрочем, некоторые премии жюри под руководством актрисы Театра им. Ленсовета Анны Алексахиной в этом году вручало в двух экземплярах, не в силах сделать выбор между одинаково сильными работами. Так еще одна пара актерских премий досталась исполнителям в спектакле Яны Туминой «Комната Герды» — Алисе Олейник и Дмитрию Чупахину, а еще один диплом за работу художника — Кире Камалидиновой, создавшей эту самую волшебную комнату, где действуют какие-то особые пространственно-временные законы.

Камерное замкнутое пространство без единой случайной детали живет своей жизнью и вступает в активный диалог с героиней — постаревшей Гердой, которая вспоминает (или воображает) свое путешествие за Каем, так и не увенчавшееся успехом. В конце концов, герметичная комната-клетка оказывается метафорой нашей жизни, освободиться, выйти из которой возможно лишь после смерти. Вывод совсем не детский, да, но спектакль тем и хорош, что воспринимать его можно на разных уровнях: и взрослые, и подростки тут увидят свою историю. Авторы не играют с детьми в поддавки и работают по гамбургскому счету, создавая сложную кросс-жанровую постановку: это театр предмета и театр кукол, пластический и визуальный театр в одном флаконе.

Часто такая неформатная природа осложняет фестивальную жизнь спектаклей. Непонятно, куда их отнести — то ли в драму, то ли в куклы. Но у «Комнаты Герды», наоборот, все сложилось счастливо. Она получила две «Золотые Маски» как кукольный спектакль и взяла главный приз на «Арлекине», где театр кукол обычно не рассматривают. Денежную премию в один миллион рублей по решению жюри поровну разделили между ее создателями — независимым театром «Особняк» и Лабораторией Яны Туминой. По уставу Премии денежное вознаграждение должно пойти на создание новой постановки для детской аудитории, которая автоматически войдет в афишу следующего, семнадцатого фестиваля.

По сути «Арлекин» давно является не только авторитетным смотром лучших детских спектаклей, но и движком театрального процесса. Из его лабораторий, читок, мастер-классов и образовательных семинаров (о спецпрограмме этого года ПТЖ расскажет отдельно) родилось немало новых проектов. Судя по афише нынешнего форума и других фестивалей, таких как «Детский Weekend Золотой Маски», именно Петербург сегодня стал лидером театра для детей и подростков. И в этом, как нам кажется, большая заслуга «Арлекина». Поэтому фестиваль заслуживает дальнейшей всесторонней поддержки государства, как на местном, так и на федеральном уровне.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога