Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли марта 2023. Выбор редакции


  1. 4 марта — «Палата № 6», Малая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Страшный и умный спектакль Праудина о России, об одной «шестой» палате всех времен, куда попали многие герои Чехова. Вольное и густое сочинение…

  2. 7, 27 марта — «Отрочество», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Иван Орлов.

    Тонкий, легкий, со знанием дела и со знанием «всего Толстого» спектакль о подростковом одиночестве, травме и ее преодолении.

  3. 15, 16 марта — «Братья Карамазовы», Малый драматический театр — Театр Европы, режиссер Лев Додин.

    Великий спектакль — я так считаю… И не только я.

  4. 24 марта — «Ольга. Запретный дневник», Театр «ТОК», режиссер Лариса Шуринова.

    Надо идти и смотреть, и слушать дневники Ольги Берггольц в исполнении Анны Геллер. Поразительный резонанс с сегодня, просто насквозь.

  5. 28, 29 марта — «Магазин», Небольшой драматический театр, режиссер Артем Злобин, художественный руководитель постановки Лев Эренбург.

    Для дебюта — поразительная плотность и художественность режиссерской застройки, а вообще — страшная картина унижения, запугивания и уничтожения человека. Уж куда современнее./p>


  1. 2 марта — «Эшелон», театр «Мастерская», режиссер Наталия Лапина.

    Для тех, кто идет в театр за человеческими историями и возможностью переживать, эмоционально подключаться, плакать. Прекрасный актерский ансамбль, проникновенное музыкальное решение, метафорическая сценография. Образ спектакля Лапиной — раскачивающийся в океане времени дощатый плот, ковчег с людьми, спасающимися от войны.

  2. 12, 24 марта — «Зеленая птичка», театр KARLSSON HAUS, режиссер Марина Солопченко.

    Новый спектакль Марины Солопченко, Эмиля Капелюша и небольшой компании актеров — «детская» версия философской сказки Гоцци, в которой есть место говорящим статуям и птицам, театральным трюкам и чудесам, на которые способна только человеческая любовь. О сложном пути к взаимопониманию между родителями и строптивыми подростками, о преодолении эгоизма и попытке услышать и принять другого.

  3. 25 марта — «Трюк», театр «За Черной речкой», режиссер Яна Тумина.

    Дуэт Марины Солопченко и Рената Шевалиева — грустный и прекрасный сон о любви и смерти, о даре быть добрым и мудрым. О том, что может спасти от безнадежной тоски и отчаяния. Театральное остроумие, неистощимая фантазия режиссера Яны Туминой и художника Киры Камалидиновой в сочетании с изысканным и нежным текстом Э.-Э. Шмитта.

  4. 25 марта — «Винни-Пух», Социально-Художественный театр, режиссер Наташа Слащева.

    Спектакль, не повторяющий известные образцы (классику советской или диснеевской мультипликации), а предлагающий театральную игру со знакомыми образами. Язык сценического искусства постигается зрителями-детьми прямо во время просмотра. Отыскать новое в уже знакомом, раствориться в живой оригинальной музыке и полюбить слегка нелепых и смешных героев-чудаков — все это возможно сделать всего лишь за час.

  5. 30 марта — «Море. Звезды. Олеандр», Рязанский ТЮЗ (Театр на Соборной) на Новой сцене Александринского театра (в рамках Первого театрального фестиваля для подростков «В смысле?!»), режиссер Вера Попова.

    Вера Попова подошла к решению непростой пьесы Марии Малухиной весьма радикально: светом выбираются пятна на темной сцене, как бы вспышки внутри сознания героини (в постановке участвуют только две актрисы — героиня и ее внутренний голос). Современный по художественным средствам и по мысли спектакль.


  1. 4 марта — «Палата № 6», Малая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    По-прежнему обязательный к просмотру один из главных спектаклей сезона.

  2. 4, 5 марта — «Боркман», Александринский театр, режиссер Андрей Калинин.

    Оттолкнувшись от Ибсена, режиссер создал ироничную и страшную, оригинальную по замыслу и изобретательную по воплощению историю о крахе мироздания.

  3. 16, 17 марта — «Конец света, моя любовь», Театр ненормативной пластики на площадке «Скороход», режиссер Борис Павлович.

    Еще один спектакль о том, как спастись любовью, и любопытный опыт наложения режиссерского почерка Бориса Павловича и эстетики Театра ненормативной пластики.

  4. 23 марта — «Любовь во множественном числе», Театр ненормативной пластики на площадке «Скороход», режиссер Роман Каганович.

    Пластический спектакль о любви как способ убедить себя продолжать несмотря ни на что. Важный опыт как для режиссера, так и для зрителя.

  5. 25 марта — 3 апреля — Первый театральный фестиваль для подростков «В смысле?!».

    Обширная программа фестиваля со спектаклями, мастер-классами, лекциями рассчитана на то, чтобы создать платформу для общения и обмена опытом как среди подростков, так и среди учителей. Среди участников — интересные спектакли из Архангельска, Перми, Казани.


  1. 5, 25 марта — «Лицом к стене», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Лиза Дороничева.

    Страх как математически достигаемый эффект. Я понимаю, что происходит, я знаю, как это работает, я подготовлен к моменту события и… мне все равно страшно!

  2. 11 марта — «Макбет. Кино», Театр им. Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов.

    Очень внятная иллюстрация того, как малая судьба человека может стать механизмом рока, который сводит с ума, уничтожает, обрекает на вечные муки. Одним словом, еще глоток — и мы горим на раз, два, три… Танцуй, танцуй, танцуй…

  3. 25, 26 марта — «Бесчестье», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Евгения Сафонова.

    Невероятно, но этот спектакль снова в репертуаре! Я бы охарактеризовал его как период полураспада человеческой личности. Медленное погружение в проблему. Это такой своеобразный театральный Тарковский, где смысл скрыт в созданном напряжении между актером на сцене и видео на экране.

  4. 28 марта — «Ленин из Ревды», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    С одной стороны, этот спектакль запоздал лет на тридцать, с другой — показывает, насколько повестка дня оказывается актуальной.

  5. 31 марта — «Моя дорогая Hélène», Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, режиссер Роман Габриа.

    Нарвать мокрых сентябрьских роз, пахнущих грозой, и бежать, спотыкаясь, навстречу своей мечте, чтобы увидеть ее в грязных руках раскодировавшегося доктора-алкоголика, — сюжет для большого спектакля, в котором главная тема сквозит трагической невозможностью забвения иллюзии.


  1. 7, 27 марта — «Отрочество», ТЮЗ им. А. А. Брянцева, режиссер Иван Орлов.

    Премьера февраля, «Отрочество» в ТЮЗе — история, написанная Ярославой Пулинович по мотивам повести Л. Н. Толстого о взрослении Николеньки Иртеньева. Классический школьный текст в осмыслении современного драматурга и в тонкой, поэтической, нежной режиссуре Ивана Орлова обретает возможность задышать в унисон с современными подростками. Еще один повод ловить лишний билет — Семен Толов в роли Николеньки Иртеньева, ярчайшее открытие этого спектакля. Пожалуй, лучший спектакль последних лет на сцене ТЮЗа, билеты на который поймать сложно — культпоходы всем классом никто не отменял…

  2. 11, 12 марта — «Джинжик», Театральная лаборатория Яны Туминой на сцене БТК, режиссер Яна Тумина.

    «Джинжик» — уникальный синтез кукольного и драматического театров, пойманных в сети высокотехнологической компьютерной графики, при этом ни на секунду не теряющий той душевной теплоты и чуда, которым пронизаны все спектакли Яны Туминой. В основе спектакля — реальная история о дружбе спасенного из нефтяной лужи пингвиненка и его спасителя. Здесь маленькая история разрастается до притчи о крахе цивилизации, об одиночестве и о любви, которая, возможно, только и способна спасти этот мир.

  3. 16, 17 марта — «Конец света, моя любовь», Театр ненормативной пластики, режиссер Борис Павлович.

    Как принято говорить в таких случаях, самая ожидаемая премьера марта. В основе спектакля — проза современной писательницы Аллы Горбуновой, чьи страшные сказки — это сочетание небесно-легкой интонации и ужаса современной жизни городских окраин. Сложная поэтическая режиссура Бориса Павловича удивительно совпадает и резонирует с этим материалом. Так что ждем!

  4. 30 марта — «Муравей в стеклянной банке», Социально-Художественный театр, режиссер Эдгар Закарян.

    «Муравей в стеклянной банке» — чеченские дневники Полины Жеребцовой, которая ребенком пережила чеченские войны 90-х. Книга была переведена на более чем 20 языков и является одним из немногих доступных свидетельств той трагедии, которую пережили два народа. То, что молодой режиссер, выпускник мастерской А. Могучего, берет в работу этот материал, говорит о том, что за новое поколение молодой режиссуры можно быть спокойным — немногие сейчас способны на такой отважный поступок, как работа с прошлым страны, в которой история ходит по кругу, как цирковая сумасшедшая лошадь.

  5. 31 марта — «Дядя Ваня», МХТ им. А. П. Чехова на сцене Александринского театра, режиссер Денис Азаров.

    «Дядя Ваня» приедет из Москвы в Петербург практически сразу после того, как театр сыграет премьерные спектакли на своей сцене. Количество премьер именно по этой пьесе Чехова угрожающе растет — что это как не симптом болезни общества под названием агедония? Тем интереснее увидеть размышления на эту тему одного из лидеров среднего поколения режиссуры с уникальным, талантливейшим актером Сергеем Епишевым в роли дяди Вани.


  1. 4 марта — «о. Лебединое», Инклюзивная группа современного танца и оркестр фонда «Антон тут рядом» на Новой сцене Александринского театра, хореограф Алевтина Грунтовская.

    «Это — озеро. Они — лебеди. И вы — тоже. Здесь формируется среда, открытая для всех, кто в нее попадает. Зрители одновременно становятся наблюдателями и деятелями, плывут по воде, следуя лебединой медитации. Снимаются все ʺклассическиеʺ барьеры: участники движутся между пределами элитарного и общедоступного, сказочного и реального, круглого и квадратного» — так приглашают на партиципаторный перформанс «о. Лебединое» его авторы.

  2. 5, 12, 31 марта — «Набукко» Д. Верди, Мариинский театр, режиссер Анна Шишкина, дирижер Валерий Гергиев.

    Если в реальности все будет так, как написано на афишах, — Валерий Гергиев попадет в Книгу рекордов Гиннесса как дирижер, сыгравший три спектакля в день. Кажется, он не доверяет никому из своих коллег и все мартовские спектакли забирает себе. Два «Набукко» 5 марта — в 14 и 19 часов, три «Набукко» 12 марта (в 12.00, 16.00 и 20.00!) и один 31 марта — все его. Вообще-то нет сомнений, что это его музыка — пылкость Верди, великий хор пленных евреев (Набукко — так по-итальянски зовут Навуходоносора), яркость страдания и яростная героиня, так рвущаяся к власти, что готова убить собственную сестру. Но три спектакля в день! Страшно за маэстро.

  3. 17 марта — «В честь Федора Васильевича Лопухова», Эрмитажный театр.

    Концерт, посвященный памяти одного из самых ярких петербургских балетмейстеров середины ХХ века, проводит Академия Русского балета. Можно будет увидеть уникальные восстановленные фрагменты хореографических сочинений мастера (над программой работал Федор Лопухов-младший). В интернет-афише Эрмитажного театра спектакля нет, но в реальности он будет. В АРБ говорят, что бесплатные билеты можно будет взять в Эрмитаже или на кафедре балетоведения Академии.

  4. 17, 18, 31 марта — «Летучая мышь» И. Штрауса, Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, режиссер Игорь Коняев, дирижер Андрей Алексеев.

    Новая постановка знаменитой оперетты обещает перенести героев в Россию конца XIX века — «русская дачная жизнь времен Александра III с ее спектаклями, танцами, маскарадами, интригами и ʺдачными романамиʺ». Ориентир — юмористические рассказы Чехова.

  5. 25 марта — «Мастер и Маргарита», БКЗ «Октябрьский».

    Вот уже лет пять Сергей Полунин не принимает участия в спектаклях известных театров — он сам выбирает сюжеты и заказывает хореографию друзьям. Роман Булгакова превратила для него в танец Юка Оиши, бывшая солистка Гамбургского балета. Главные роли исполнят сам Полунин и его жена, бывшая фигуристка Елена Ильиных. В роли Геллы обещана гимнастка Яна Кудрявцева. Видимо, зрелище будет синтетическое. Об авторе музыки не сообщается.


  1. 3 марта — «Пакетик, который хотел быть нужным», Новая сцена Александринского театра, режиссер Петр Чижов.

    Экологическая сказка, придуманная Театральной компанией «Разговоры» при поддержке фонда «Alma Mater». Просто и по-доброму не только об экологии, но также о надежде и поиске себя.

  2. 12 марта — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», Театр им. Ленсовета, режиссер Борис Павлович.

    Спектакль воздушный и призрачный, проскальзывающий сквозь тысячи строк романа, который невозможно поставить. А еще много музыки, любви, хандры и лирически смешного Александра Новикова.

  3. 16, 17 марта — «Конец света, моя любовь», Театр ненормативной пластики, режиссер Борис Павлович.

    Сразу два пункта, вызывающие симпатию и интерес: Театр ненормативной пластики и Борис Павлович. Премьера ТНП впервые не под авторством Романа Кагановича. Вечеринка сгоревшей юности по мотивам произведений Аллы Горбуновой.

  4. 23 марта — «Лавр», Театр «На Литейном», режиссер Борис Павлович.

    Спектакль, который давно не появлялся в репертуаре, однако он совершенно точно стоит того, чтобы поймать его и успеть посмотреть. Удивительный ансамбль актеров Театра «На Литейном», проза Евгения Водолазкина и хирургическая режиссура.

  5. 29, 30, 31 марта — «Что делать», БДТ им. Г. А. Товстоногова, режиссер Андрей Могучий.

    Точный и графичный черно-белый спектакль Андрея Могучего в новой редакции. Об обществе, свободе и искусстве. Ну а Борис Павлович играет роль самого Автора, проводит лекцию и спорит со зрителями.