
-
«Перья».
Упсала-Цирк.
Режиссер Лариса Афанасьева, художник Ник Хамов,
художник по костюмам Анна Симакова, саунд-дизайнер Даниил Коронкевич.Вынесенная в эпиграф спектакля фраза с первых минут задает его координаты: «Память — это зеркало, в котором мы рассматриваем отсутствующих». А звучащее чуть далее — «сложно собрать воспоминания в общую картину» — будто извиняется за фрагментарный принцип этого представления. Однако оправдания тут излишни и не к месту — режиссер Лариса Афанасьева и коллектив артистов с первых минут закольцовывают действие, у которого пока пусть и несколько финалов, но один, выраженный треком «АукцЫона», видится осмысленным и выстраданным лейтмотивом о том, что «никто мне не сказал, что я пропал».
-
Российская Ассоциация театральных критиков заявляет о безусловной поддержке всему театральному сообществу Беларуси, вставшему на сторону народа в его борьбе за право выбирать свое будущее.
Мы убеждены, что люди искусства обязаны во все времена отстаивать гуманистическую идею и не имеют права поддерживать насилие со стороны власти, пытки и избиения людей, чья вина заключается лишь в том, что они честно заявляют о своей гражданской позиции. Сегодня в Беларуси попраны свободная воля и достоинство многих ее граждан, и мы считаем это неприемлемым.
-
Российские деятели искусства, среди которых известные режиссеры, музыканты, художники, актеры и другие представители творческих сообществ, выступили с открытым письмом, выражающим протест против действий белорусских властей, и поддержали народ Беларуси, который добивается уважения своих гражданских прав. Подписать обращение можно по ссылке. Ниже публикуем текст этого обращения:
-
«Антигона». О. Шайдуллина.
Пермский Театр-Театр.
Режиссер-постановщик Роман Феодори, художник-постановщик, художник по костюмам Даниил Ахмедов, либретто Женя Беркович.«Антигона» в пермском Театре-Театре — первая премьера после вынужденного гигантского антракта — выглядит высказыванием серьезным и вполне концептуальным. И даже в чем-то пророческим. В спектакле, поставленном в марте еще до карантина, нет дешевых злободневных аллюзий, но есть атмосфера пост-апокалипсиса. Война закончена, пейзаж после битвы удручающ: разруха, трупы, смрад, противогазы и маски...
-
Ассоциация театральных критиков обращается ко всему театральному сообществу страны — лично к Алексею Бородину, Александру Калягину, Евгению Миронову, Михаилу Швыдкому и ко всем неравнодушным людям, чей голос может быть услышан.
-
«Разбитый кувшин». Генрих фон Клейст.
Театр Наций.
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко.Немецкий романтик Генрих фон Клейст — редкий гость на русских подмостках, и трудно сказать, почему именно его двухсотлетняя комедия «Разбитый кувшин» привлекла внимание режиссера Тимофея Кулябина, но теперь ее постановка украшает афишу Театра Наций.
-
«И никого не стало». А. Кристи.
Московский театр Олега Табакова.
Режиссер Владимир Машков, сценография Александра Рукавишникова.«И никого не стало» — последняя строчка детской считалочки про десять негритят, которая стала сюжетным каркасом детектива Агаты Кристи. Эта же строчка — название премьерного спектакля в Театре Олега Табакова. Худрук «Табакерки» Владимир Машков сделал ставку на звезд, роскошь и всемирно известный сюжет, и предсказуемо выиграл, получив в афишу театра стопроцентный зрительский хит.
-
«Мещане». М. Горький.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер и сценограф Елизавета Бондарь.Кто видел «Трех сестер» Тимофея Кулябина и Олега Головко, легко представит себе декорацию тюзовских «Мещан»: это объемный план квартиры, где живут нынешние Бессеменовы.
Кто видел «Детей солнца» того же Кулябина, легко обставит эту квартиру современной (в данном случае икеевской) мебелью, актуализировав историю (Петра выгнали из университета за участие в каких-то волнениях, а «обостренка» отцов и детей не заканчивается никогда).
И это сходство интерьера, раскинувшегося перед специально построенным амфитеатром, не обозначает ровно ничего, кроме знания расхожего театрального тренда. Крупные режиссеры с ним борются (ну, например, как А. Херманис в «Обломове»), остальные ему следуют.
-
30 августа 2020 года состоялась презентация Энциклопедии Александринского театра. Более 2500 биографических портретов актеров и режиссеров, более 25 лет работы и более 50 авторов из крупнейших отечественных научных и творческих учреждений.
Есть опасения, что теперь у русского театра, наконец, появится история: выяснится, кто такое и что такое этот «русский театр».
Здесь сложно (как водится, драматически) переплетается очень многое.
-
Лаборатория под таким названием прошла в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре имени М. Горького в четвертый раз. Руководила лабораторией молодой режиссер Юлия Беляева, которая хорошо знакома с труппой Коми-Пермяцкой драмы, уже поставила в Кудымкаре два удачных спектакля и сейчас работает в театре. Заявок на участие в лаборатории было много, победили те, чьи экспликации показались наиболее убедительными. Сразу надо сказать, что вся классика оказалась живой. Иногда даже слишком.
-
Карантин поставил ребром вопрос о необходимости театров обществу, и четкого ответа до сих пор нет. С одной стороны — некоторые трансляции спектаклей набирали огромное количество просмотров, что, конечно, показатель популярности этого искусства как такового, с другой — вот не открывают в Санкт-Петербурге театры, и нет никакой шумихи по этому поводу нигде, кроме специфичной ленты соцсетей. И уже как-то неловко в этой ситуации теоретизировать на тему «что такое театр?», потому как важен скорее не вопрос «что», а вопрос «зачем». Свой ответ на этот вопрос пытались найти и театральные фестивали посткарантинной эпохи, которые с разницей в несколько дней прошли в Суздале и Белгороде.
-
«Профсоюз работников ада».
Pop-up театр.
Режиссер Семен Александровский.В этом августе Pop-up театру исполнилось пять лет. Юбилей команда отпраздновала мощно — выпустив за лето две премьеры. Вообще нынешние времена с их невозможностью работать в стационарном театре для Pop-up оказались крайне успешным периодом — его слоган «Меняем ваше представление о театре» актуализирован обстоятельствами, к театру, часто непохожему на театр, проявляют интерес не только любители андеграунда и ультрасовременного искусства, но и все те, кто просто соскучился по нему. Поэтому особенно важным кажется сегодня подчеркнуть, что это направление Семен Александровский и Анастасия Ким развивают не на волне ограничений и того профита, что они все же могут принести, — их зрители вот уже пять лет смотрят, участвуют, гуляют, слушают работы, созданные на границе сайт-специфика, иммерсивности, хэппенинга и традиционного театра.
-
Пока в Петербурге продлен запрет на массовые мероприятия и запланированные на конец августа и начало сентября премьеры снова переносятся на неопределенное время, во всей остальной России театральная жизнь начинает понемногу оживать. Театры готовятся к открытию сезона, кипит «лабораторная» работа, проводятся фестивали. Об одном из таких фестивалей в городе Губаха читайте в материале Владимира Спешкова.
-
О лаборатории «Рыбный обоз» в Архангельском театре драмы им. М. В. Ломоносова
В начале августа в Архангельском театре драмы прошел закрытый показ третьей режиссерской лаборатории «Рыбный обоз», куратором которой стал главный режиссер театра Андрей Тимошенко. Три приглашенных режиссера из разных городов работали с архангельской труппой над осмыслением древнегреческой мифологии и расшифровкой европейского культурного кода. Была ли это попытка очистить миф от культурных наслоений и явить зрителям ту основу, из которой родились все интерпретации, или это были новые авторские прочтения известных мифов? Подробности в материале Полины Никитиной.
-
За эти долгие пять месяцев самоизоляции мы увидели многое — от архивных спектаклей и шедевров сценического искусства до многочисленных зум-экспериментов и онлайн-трансляций. Кто-то не смог принять театр в качестве его экранной версии, кто-то смотрел его запоем. Но так или иначе мы все устали… От бесконечного сидения перед монитором и невозможности дышать воздухом театра полной грудью. Нам всем давно не хватало «добавочного кислорода», который Лидия Тильга обнаружила в инсталляции Дмитрия Крымова «Тайная вечеря», онлайн-доступ к видеофиксации которой перед самым летом открыл ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках проекта «В конце пребывает начало». И так совпало, что этим, во многом символическим для ковидной эпохи текстом, мы решили завершить рубрику «На карантине». И надеемся, что не временно…
-
Это совсем невероятно — седовласые, немолодые «звезды», актеры с курса «Звезд» Аркадия Иосифовича Кацмана...
И сегодня могло исполниться 60 Владимиру Осипчуку, Сипе, одному из самых гениальных «кацманят». Но он остался навсегда молодым, красивым, тридцатилетним, а причина его смерти — выхода с последнего этажа — так и останется «открытым финалом», о котором с очевидностью никто ничего не может сказать.
В памяти у тех, кто видел Осипчука, останутся и штабс-капитан Снегирев из учебных «Братьев Карамазовых» в постановке Льва Додина (вообще, то Осипчук должен был сыграть Алешу, но сыграл Мочалку), и летящий на шарах под песню про «разноцветные качели — расписные карусели» Валерий Леонтьев — весь ассиметричный, кривляющийся, с тонким ртом ложного паяца — в знаменитом спектакле «Ах, эти звезды!» А потом — Джек в «Повелителе мух» МДТ... Осипчук играл сладкоголосого беса, и, казалось, — его редкая актерская природа не ведает границы между светом и тьмой. Так, вероятно, и было, и всегда проявлялось в ролях.
Он, как и Сергей Бехтерев (выпуском старше) обещали нашему театру продолжение линии великих трагических неврастеников, но слова не сдержали, сыграв фантастически мало...
Когда возник «ПТЖ», едва ли не первый большой портрет был портретом Владимира Осипчука. Потом еще один.
В сети сегодня можно найти плохую запись «Повелителя мух» и хорошую — спектакля «Муму», где Осипчук тоже играл. Но — по иронии судьбы — на фамилию «Осипчук» интернет выдает лирическую песенку «И опять во дворе нам пластинка поет...», где Сипа так не похож на себя — Мочалку, Джека, Леонтьева, но где он живой и веселый, каким бывал на первых курсах.
В общем, сегодня его юбилей и мы предлагаем вам, читатели и коллеги, открыть наш № 0 и прочесть статью четвертьвековой давности... А тем, кто помнит Осипчука, — поздравить себя с тем, что мы видели его.
-
«Делегация».
Театральная компания Coney HQ (Великобритания) совместно с фестивалем «Точка доступа».
Режиссер Тассос Стивенс.Британская театральная компания Coney HQ начала работать в цифровом пространстве еще тогда, когда это не было мейнстримом. С 2006 года команда под руководством режиссера Тассоса Стивенса создает онлайн-проекты и, как ее рекомендуют в описании на сайте фестиваля, «знает о них все». Онлайн-пространство, как стало понятно еще весной, оказалось необычайно пластичным и пригодным для создания спектаклей в форматах, которые в офлайне технически реализовать было бы сложно или невозможно. На этот раз специально для «Точки доступа» компания придумала билингвическую игру, целью которой стало размышление о российском и британском обществах, оказавшихся в схожих обстоятельствах, о масштабных экономических переменах и, разумеется, об идеальном содержимом мини-бара отеля, послужившего местом действия.
-
О фестивале «Цифровой театр»
Листая привычным движением пальца фейсбучную ленту, замер на посте Алексея Пасуева. «Эрик Бентли всё» — черным по белому гласил пост. Проверил, и правда — 5 августа 2020 года скончался известный исследователь драматического искусства, знаменитая формула которого (A играет B на глазах у C) столь почитаема в отечественной театроведческой традиции. Я не мистик, но такой очевидный знак перемен в связи с «ковидным» театром пропустить не смог. Кажется, именно сейчас театры поставили под сомнение и необходимость ролей, и необходимость зрителей, потому что то, что театры от души именуют спектаклем, часто лишается этих родовых признаков.
-
О V Летней лаборатории фигуративного театра в Karlsson Haus
В этому году в связи с известными обстоятельствами пятая ежегодная Летняя лаборатория фигуративного театра проходила в закрытом формате. Итоговые показы, впрочем, все равно можно было посмотреть, хоть и в режиме онлайн.
Своей задачей лаборатория ставит развитие театра предмета в самом широком смысле этого понятия. Поэтому среди мастеров в 2020 году оказались не профессиональные кукольники, обучающие специфическим техникам кукловождения, а такие режиссеры и театральные деятели, как Борис Павлович, Максим Исаев и Ксения Перетрухина.
И если АХЕ, работающий всегда с системой образов, напрямую ассоциируется с театром предмета, а Ксения Перетрухина, будучи известным сценографом — с театром художника, то Борис Павлович известен больше все-таки как режиссер драматический, в фокусе внимания которого — социальный театр. Тем интереснее было посмотреть все три работы.
-
«Бумажный город».
Основная программа фестиваля «Точка доступа».
Режиссер Элина Куликова.В основе онлайн-постановки Элины Куликовой — история нарвитянина Федора Шанцына, в одиночку воссоздавшего старую Нарву в масштабе 1 к 100. Для точного воспроизведения облика города Шанцын использовал фотографии, чертежи, исторические документы. На виртуальную прогулку по бумажному городу и приглашают четырех зрителей. В нашем случае участников спектакля-променада оказалось семеро.
комментарии