Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПРЕДЕЛ МЕЧТАНИЙ: «ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ»

    «Децентрализация». Спектакль-игра.
    Никитинский театр.
    Авторы проекта Наташа Боренко, Венера Галимова, Анастасия Радвогина и Дина Сафина.

    Как изменится город, если перенести здание правительства на окраину, практически в лес? Какое применение в современном мире можно найти разрушенной деревянной усадьбе? Как вернуть в общество людей, ведущих маргинальный образ жизни? Можно найти ответы на эти вопросы в ходе спектакля-игры «Децентрализация» и создать собственную утопию, «здесь и сейчас». А потом... Таких, как вы, после вас явится уже, быть может, шесть, потом двенадцать и так далее... И через двести, триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОЧЕНЬ СЛУЧАЙНО ИЗБРАННОЕ

    Заметки о фестивале КукART

    Свою концепцию пятнадцатый КукАRT сформулировал как «Театр кукол — один для всех!». Придерживаясь традиционно демократичных критериев, фестиваль назвал приоритетными для программы проекты, сочетающие участие профессиональных бюджетных и негосударственных театров кукол. Впервые в кукартовскую программу вошла театральная лаборатория, объединяющая режиссеров драматического театра с выпускниками и студентами курса Н. П. Наумова (факультет театра кукол РГИСИ). Больше тридцати спектаклей в основной программе, двенадцать в клубной, плюс программа уличных спектаклей «Петрушки на Невском»... Впору было бы бросить все на период с 22 по 30 июня. Но — увы. Пришлось ограничиться более или менее случайным избранным. Получилась довольно пестрая мозаика, частью из предсказуемо сильных впечатлений — частью из довольно рутинных, но профессионально важных вопросов, которые фестиваль актуализирует в очередной раз.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 104

    Условная тема этого номера — «Люди. Годы. Арт». Выход подготовленной нами книжки Александра Соколянского и резонанс, который неожиданно она вызвала, заставил думать об изменчивости времени и утратах профессии. Статьи этого сборника вернули в культурное поле забытую стилистику концептуально-художественного письма, и тут есть о чем задуматься нынешним театральным писателям. Подоспел и спектакль Виктора Рыжакова к юбилею «Современника», вызвав мысли о старой и новой театральной этике. И ностальгическая статья Нины Агишевой, и яростный «Версальский экспромт» Анатолия Праудина, который мы сделали центром раздела «Процесс», — все сошлось в эту тему — люди, годы, арт. Смена ценностей и манер, исчезновение из воздуха театра одних веществ и возникновение других, всепожирающий Хронос и вечная жизнь театра как генеральной репетиции (Дмитрий Крымов и его премьера в Мастерской Фоменко).

    Мы хотели, чтобы центром этого номера стали люди, личности — и потому возобновили давно угасшую эссеистскую рубрику «Ху о Ху» (Художник о Художнике). Много лет не могли возродить, а тут авторы-актеры потянулись заговорить друг о друге. Надеемся на продолжение...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕАТР АНТРОПОЛОГИИ

    «Живой».
    Театральная лаборатория Яны Туминой.
    Режиссер Яна Тумина, сценография Киры Камалидиновой, Кирилла Маловичко и Маши Небесной.

    Питер Фройхен должен был умереть несколько раз. Он оказывался в экстремальных ситуациях среди льдов, переболел испанкой, ему выносили смертный приговор. «Остаться в живых», «Спасибо, что живой» — зрительская память подбрасывает первые лексические ассоциации и обманывает. Речь о другом. Яна Тумина меньше чем за час успевает рассказать о целой человеческой жизни, при этом в тексте — преимущественно перечисление фактов биографии и личное отношение к ним исполнителя.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗОМБИ-ЗОМБИ-ЗОМБИ

    «Заводной апельсин». Э. Бёрджесс.
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Дмитрий Крестьянкин — «плохой» режиссер. Он, в общем, и сам не скрывает этого, даже театр свой так назвал. В соответствии с тенденциями актуального искусства, Крестьянкин не стремится к совершенству формы. Тип театра, которым он занимается, не предполагает использования сложных и дорогих декораций, виртуозного актерского исполнения и сложных концептуальных решений. Это театр прямого высказывания, с понятной и часто социальной проблематикой, на первый план в котором выходят честность замысла и выстраивание горизонтальных отношений, с залом и друг с другом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОДИН В ОКЕАНЕ — ВОИН

    «Джинжик».
    Театральная лаборатория Яны Туминой.
    Режиссер Яна Тумина, сценография Кирилла Маловичко, Киры Камалидиновой и Маши Небесной.

    Лейтмотив послеспектакльных обсуждений «Джинжика» формулируется, вне зависимости от зрительского возраста и опыта, одним словом — «как?» — во всех возможных интонациях, от придыхания до возмущения. И ладно, когда не перестают удивляться и спрашивать дети, но когда «как?» произносит каждый из умудренных и, казалось бы, все видевших критиков, понятно, что родился волшебный, ускользающий от понимания технических и художественных взаимосвязей спектакль.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВА

    «Профессор» — так почти всерьез величали Валентина Александрова коллеги, участники Уральской лаборатории художников и режиссеров. Было это в Свердловске в 1970-е годы. Руководил лабораторией Владимир Курочкин, главный режиссер Театра оперетты, а всей организацией занималась Алла Кернер, ответственный секретарь ВТО. Вместе со мной здесь были театральные художники — Яков Корсунский, Леонид Рошко, Владимир Смелков, Зоя Малинина, Александр Казначеев, Олег Петров, Владимир Жуйко, Станислав Иванов, Сергей Александров; режиссеры — Тенгиз Махарадзе, Роман Виндерман, Владимир Штейн, Людвиг Устинов, Виктор Шрайман, Александр Титель, Анатолий Морозов и... простите меня те, кого не вспомнил. Приезжали известные режиссеры, художники, критики из Москвы и Ленинграда — Михаил Левитин, Татьяна Сельвинская, Анатолий Смелянский, Зиновий Корогодский.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ КСЕНИИ ДРАГУНСКОЙ

    «Никогда в жизни не боялась путешествий, самолетов — что случилось? Почему так неохота, так страшно ехать в Тюмень, страшно оставлять дом, сына, мужа, кота, в конце концов. Он такими глазками перепуганными смотрел — уезжаешь? Вот прямо насовсем, мяу? Что делать-то, братцы?» — пишет Ксюша в фейсбуке 12 июня.

    Быть на земле оставалось восемнадцать дней. Но об этом еще никто не знает.

    «Зажмуриться и лететь!» — советует ей ее коллега по СТД Геннадий Смирнов.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧЕГЕМ

    Режиссерская лаборатория «Сандро» по Фазилю Искандеру в абхазском РУСДРАМе

    Абхазский Государственный русский театр драмы, активный и амбициозный, в последнее время много ездит по России, получая заслуженное признание. Ольга Никифорова и директор театра Ираклий Хинтба придумали перспективный проект: провести в РУСДРАМе режиссерскую лабораторию по роману «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера — пожалуй, главного абхазского писателя. Эта лаборатория открыла в Сухуме седьмой искандеровский фестиваль культурных событий под названием «Стоянка человека».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДВОЕ НА АРБУЗЕ

    30 июня в Галерее XXI века завершилась первая персональная выставка театрального художника Виктора Антонова «Мир на нитях», в экспозиции которой были представлены проекты, макеты, эскизы декораций и куклы из разных спектаклей, поставленных не только в России. Своими впечатлениями о ретроспективе мастера делится Анна Казарина.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДУШИ КРУЖЕНИЕ

    «Грустные песни из сердца Европы». К. Смедс.
    Театральная компания «sadsongskomplex: fi».
    Режиссер Яри Ютинен.

    Литературной основой полуторачасового моноспектакля стал хрестоматийный как для русского, так и для европейского читателя роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». А фокус зрительского внимания в нем был сосредоточен на Сонечке Мармеладовой как сложноорганизованной личности, в буквальном смысле слова сотканной из множества «сверх-Я», дибуком голосящих, шепчущих и прокламирующих из тела актрисы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОРЬБА ДОБРА СО ЗЛОМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Заметки по итогам XVIII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин»

    Так вышло, что за минувший сезон я посмотрела больше ста музыкальных спектаклей для детей и подростков, поставленных относительно недавно: такую возможность дала работа в нескольких экспертных советах, в том числе — в экспертном совете XVIII Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин». Кроме того, я и сама работаю в театре одновременно и детском, и музыкальном — в Театре Наталии Сац, и имею отношение к ежегодному фестивалю музыкальных театров России «Видеть музыку», на котором вот уже несколько лет есть программа детских спектаклей. Так что к настоящему моменту у меня накопилось приличное количество впечатлений, наблюдений и соображений относительно того, что сейчас происходит в области музыкального театра для детей, или, как еще часто говорят, «в этом бизнесе».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЛЕНЫ АТК НАПИСАЛИ ПИСЬМО О СИТУАЦИИ В ГЦТМ ИМ. А. А. БАХРУШИНА

    Мы, российские театральные критики, члены Ассоциации театральных критиков, возмущены ситуацией, сложившейся в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Уволен с поста генерального директора музея его многолетний руководитель Дмитрий Родионов, а на его место назначена бывший первый заместитель Родионова Кристина Трубинова. У нас есть основания полагать, что это решение не случайно совпало с начавшейся реконструкцией музея и созданием на его базе музейно-театрального квартала «Бахрушинский». Вызывает недоумение сам факт назначения на такой ответственный пост Кристины Трубиновой, не имеющей ни профильного образования, ни достаточных знаний о театре и о специфике музейной деятельности.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • КАЗАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    О XV Международном театральном фестивале тюркских народов «Науруз»

    Фестивальная программа «Науруза» всегда выстраивается как высказывание об особом, очень индивидуальном и очень живом мире тюркоязычных театров. «Науруз» каждый раз оказывается не просто смотром спектаклей, но диалогом театров, удаленных друг от друга на тысячи километров, у которых вдруг обнаруживается так много общего, что весь фестиваль превращается в исследование, в своего рода научную конференцию, где у внимательного зрителя сами собой рождаются глобальные обобщения, большие вопросы, частное становится универсальным и бытовое бытийным. Отдельное и хаотичное складывается в целое, в строгую астрономию тюркоязычного космоса.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВОКУЗНЕЦКАЯ КУЗНИЦА

    Режиссерская лаборатория прошла в Новокузнецком театре драмы.

    Приятно, когда шофёр, везущий тебя из аэропорта города Новокузнецка в гостиницу, начинает рассказывать о том, какой в их городе замечательный театр, и что он с семьей не пропускает ни одну премьеру. Театр и правда замечательный, известный далеко за пределами Кузбасса. Он не раз участвовал в фестивале театров малых городов, был и обладателем гран-при, приезжал в Москву на Золотую маску. Готовясь к празднованию трехсотлетия Кузбасса, Новокузнецкий театр решил отметить историческую дату спектаклями по современным пьесам и впервые пригласил режиссерскую лабораторию, которую уже много лет проводит Государственный Театр Наций при участии Министерства культуры РФ в рамках Государственной программы по поддержке театров малых городов России.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ БОЙСЯ СКАЗКИ, БОЙСЯ ЛЖИ

    Три сказки на XVIII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    «Сказки Хикмета». Н. Хикмет. Перевод В. Туляковой.
    Казанский татарский государственный театр юного зрителя им. Г. Кариева.
    Режиссер-постановщик Сойжин Жамбалова.

    В полноценный спектакль «Сказки Хикмета» выросли из эскиза, показанного на лаборатории «Ремесло». Режиссер Сойжин Жамбалова соединила два текста Назыма Хикмета — про слепого падишаха и трех его сыновей и про девочку Айше, в которую влюбилось облако, — предложив разные решения. И, конечно, постановка стала прекрасной возможностью для молодых артистов труппы продемонстрировать богатство технического арсенала, позволяющего без видимых усилий менять способы актерского существования.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕСТА ПАМЯТИ: ВЫБОРГ

    В Выборге в библиотеке Алвара Аалто в рамках театрального фестиваля «Культурный Выборг. Адаптация» прошла драматургическая лаборатория «Прошлое/Настоящее/Будущее Выборга»

    Может ли стать задачей театра или текста пьесы идея реконструкции сознания, чувствования человека другого времени, другой эпохи, другого пространства, другой культуры? Современному искусству стало так важно жадно архивировать, наслаждаться разрушением и одновременно созиданием памятников и исторических ценностей. В 1980-е годы французский историк, философ Пьер Нора вводит термин «места памяти» — это пространства соединения духовного и материального культурного контекста, это музеи, памятники, даже застольные и погребальные речи, это носители культурных кодов, которые крайне тяжело зафиксировать, но необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОГОВОРИМ ПО-ЧЕСТНОМУ?..

    Заметки о прошедшем недавно XVIII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин»

    Раньше все было проще: спектакли для детей должны были учить добру и злу, давать моральные ориентиры, воспитывать. Но раньше и с детьми было проще — «цветами жизни» они стали, с исторической точки зрения, довольно недавно. Многие знания — многие печали: сегодня, наверное, только человек, совсем лишенный доступа к интернету, не знает, что к детям нужно относиться ответственно, уважать их особенности, у которых, кстати, есть периодизация и научное обоснование. И воспитывать теперь их нужно не по-старому, «через не хочу», а помогая создавать внутреннюю мотивацию, заинтересовывая. Чтобы на выходе получить не того, кто с ужасом и отвращением вспоминает все, чем его «кормили» из-под палки, а того, кто заинтересовался, доверился, включился.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КУДА ИДУТ НАРОДНЫЕ ДЕНЬГИ

    9 июня в городе Набережные Челны завершился ХVIII Фестиваль театров малых городов России, ежегодно организуемый под эгидой Театра Наций при поддержке Министерства культуры России.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЕОНИДУ ЛЕЙКИНУ — 60. ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Сегодня празднует юбилей Леонид Лейкин, легендарный российский клоун, артист театра «Лицедеи», автор и соавтор множества незабываемых интермедий, навсегда вошедших в золотой фонд мировой клоунады. Лейкин — клоун по рождению, призванию и профессии — навсегда обеспечил себе бессмертие в народе одним лишь только «Низзя», но он до сих пор на сцене — творит, завораживает, заражает своей энергией и непосредственностью и, как и прежде, доводит публику до колик, истерического смеха; он способен расшевелить самого неулыбчивого зрителя.

    Своего коллегу по клоунскому цеху поздравляют Слава Полунин и Антон Адасинский. «Петербургский театральный журнал» присоединяется к поздравлениям!

    Читать дальше | Комментарии (0)