
-
«Лаборатория границ».
Автор идеи Джан-Мария Тозатти.
Кураторы Юлия Клейман и Алексей Платунов.Сайт-специфик — как трип внутрь своего сознания. Чтобы что-то там перевернулось — провокация предметностью, физической реальностью.
-
«Любовь под вязами». Ю. О’Нил.
Курганский театр драмы.
Режиссура и сценография Дмитрия Акриша.С этим спектаклем в Кургане стало ясно, что режиссура Дмитрия Акриша меняется, он открывает новые грани своего таланта, меняется, эволюционирует. Сегодня этот режиссер — один из самых ярких среди вчерашних дебютантов, и театральная публика в разных городах (Акриш пока не «осел») сумела оценить его коллективные мизансцены, силовую хореографию одержимых героев, экстатику, брутальный эротизм, громкие визуальные и световые эффекты, энергозатратность. Дмитрий Акриш явно постановщик большой формы, крупных жестов. И если поначалу манера режиссера могла кого-то напоминать, то в более зрелых формах Акриш находил оригинальные решения, собственную стилистику.
-
«Свидригайлов. Сны». Сцены из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Омский академический театр драмы.
Режиссер Георгий Цхвирава, художник Булат Ибрагимов.Несколько дней назад отгремел в Омске грандиозный фестиваль — золотомасочная спецпрограмма «Достоевский и театр», посвященная 200-летию великого писателя. С конца мая здесь игрались лучшие спектакли по Достоевскому театров всей России. Кроме Москвы только Омску было отпущено это счастье, и понятно почему. Омская драма приняла этот вызов, произнесла свою небольшую, но чрезвычайно уместную реплику на этом юбилейном празднике, представив свою премьеру.
-
Вчера минуло 114 лет со дня рождения Варлама Шаламова, сегодня мы публикуем этот текст.
>«Колымские рассказы».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Максим Фомин, автор инсценировки и исполнитель Марк Овчинников.Сценография «Колымских рассказов» проста. Металлическая конструкция, имитирующая то ли тюремные нары, то ли «вольную» скамейку. Фон — три полотнища с напечатанными на них фамилиями заключенных. Рядом с фамилиями цифры — вероятно, пронумерованы однофамильцы. Увеличенные в своем размере и объеме страшные списки.
-
У Галины Тимофеевны Карелиной юбилей — 90 лет, из которых 65 отдано Александринскому театру. Нет в нем человека, прослужившего ему дольше, чем она. Есть зрители, которые помнят Карелину времен ее расцвета и наибольшей активности — 1960—70—80-х: Дона Анна в «Маленьких трагедиях» Леонида Вивьена, повлиявшего на молодую актрису; Инкен Петерс («Перед заходом солнца») у Александра Музиля; Юлия Павловна Тугина у Ирины Мейерхольд; Сарра — Анна Петровна у Арсения Сагальчика; Васса Железнова, фру Алвинг, Матрена («Власть тьмы») у Виктора Хоркина... Это и роли в советской и, в частности, соцреалистической драматургии, с которой у бывшего Театра имени Пушкина складывались особые отношения.
-
Что сказать про Игоря Золотовицкого, которого я знаю практически с детства, с 17 лет — вся жизнь вместе... Это человек, с которым всегда радостно и тепло. Очень добрый, важный, нужный, любимый человек, настоящий друг, плечо и опора. Несмотря на то, что на протяжении стольких лет общения у нас неминуемо возникают разногласия и противоречия во взглядах (мы часто спорим!), я знаю, что с нашей дружбой уже ничего не поделать. Я люблю его и поддерживаю во всех шагах и решениях.
-
«Утиная охота». А. Вампилов.
Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького.
Режиссер Даниил Безносов, художник Анастасия Васильева.Даниил Безносов, главный режиссер краснодарского Молодежного театра, поставил «Утиную охоту» в Краснодарской драме, а значит, драматические театры в одном городе вовсе не обязательно ревнивые конкуренты. Главреж драмы Арсений Фогелев в роли Зилова — лишний аргумент к этому тезису. Вообще в последнее время в драмтеатре наводят, кажется, мосты дружбы и примирения: так, в августе на лабораторию по Достоевскому здесь ждут Александра Огарева, когда-то громко и не по своей воле театр покинувшего.
-
Александр Николаевич Сокуров — Философ-гуманист, Художник, Человек. Каждая ипостась обязательно с большой буквы. В каждой обнаруживается глубокая связь с миром и предшественниками. У каждой есть причина быть высказанной и услышанной. Начиная с «Одинокого голоса человека», испугавшего руководство ВГИКа и лёгшего на полку на десять лет, и заканчивая «тетралогией власти», открыто объясняющей последствия искушения человека стать божеством. Услышать в сегодняшнем торжестве демонизма человеческое начало — задача, достойная и для философа, и для художника, и для человека. В её сформулированной посылке заложена глубочайшая связь со всей культурой прошлого — от Врубеля, увидевшего демона властным, но страдающим духом до Висконти, сетовавшего на исчезновение благородства новых хозяев жизни. В её настойчивом исполнении — главные уроки свободы от градозащитных инициатив до прямого разговора с президентом. И так всю жизнь, несмотря на сегодняшние 70 лет.
Поздравляем Александра Николаевича Сокурова с юбилеем и публикуем один из важных разговоров с ним о культуре и человеке, состоявшийся шесть лет назад.
-
«Мой внутренний Элвис». По книге Я. Шерер.
Московский театр кукол.
Режиссер и автор инсценировки Наталья Пахомова, сценография и куклы Оксаны Ильчук и Александра Шадрина.Новая премьера Московского театра кукол выросла из эскиза на лаборатории МТК. Next, где любой актер или актриса театра может предложить свой любимый материал для постановки и под руководством кураторов Алексея Гончаренко и Наталии Пахомовой довести до показа на публику и далее до премьеры. Так случилось с работой Оксаны Ильчук и Александра Шадрина, которые взялись за книгу Яны Шерер «Мой внутренний Элвис».
-
«Groza». По мотивам пьесы А. Н. Островского.
Калининградский драматический театр.
Режиссер Евгений Маленчев, художник Анастасия Бугаева.При новом художественном руководстве Калининградский драмтеатр взял курс на обновление. В «Groza» Евгения Маленчева Катерина не произносит сакраментальное «отчего люди не летают так, как птицы?», Кулигин не изобретает perpetuum mobile, Варвара не гуляет с Кудряшом, а сумасшедшая барыня не пугает огнем неугасимым (Кулигина, Кудряша и барыни здесь вообще нет). Текст пьесы сокращен, переписан командой спектакля, лишен архаики и тех заезженных фраз, которые мы знаем наизусть, поэтому звучит так, будто появился недавно. События, показанные Островским, вдруг становятся возможны сегодня и случаются с героями, очень похожими на нас. Персонажи спектакля — современные люди, которые живут за городом и развлекаются тем, что ведут бесконечные разговоры и выясняют отношения, потому что заняться больше нечем. Сначала все это напоминает ситком (что для «Грозы» неожиданно), но смерть Катерины — а она все-таки умирает в финале — оставляет героев один на один с бытийными вопросами.
-
Сегодня мир прощается с Резо. Похороны.
Я пишу эти странные слова в небе. Реально — в небе, в самолете. В тот самый час, когда на земле, в Тбилиси, начинается отпевание и погребение. И, словно Христофор из «Чудаков», пролетая на своем «неболете» над землей, как будто вижу и эту прекрасную маленькую площадь перед театром, и башню, и сделанный Резо Пасхальный родник, и кусок паросского мрамора, лежащий у кафе, и древнюю церковь Анчисхати, куда он чаще всего ходил ставить свечки и где уже сейчас стоит гроб и все готово к отпеванию. Мир прощается с Резо, начинаются панихиды в Петербурге и Москве. А в Пантеоне на горе Мтацминда вырыта свежая могила. И, как Христофор, бросавший — пролетая — цветок на могилу Тамунии, я бросаю воображаемый первый цветок на дно этой еще пустой могилы. Пусть лежит, ждет...
-
«Атласная туфелька». П. Клодель.
Комеди Франсез.
Режиссеры Эрик Руф, Жиль Давид, Тьерри Ансисс и Кристиан Гонон.Пока у нас проходят многолюдные фестивали и зрители в малых и больших залах плечом к плечу следят за происходящим на сцене, зарубежные коллеги вынуждены простаивать и придумывать всевозможные сетевые театральные увеселения. В частности, театр «Комеди Франсез» придумал и осуществил масштабную программу «сценических читок» классиков и новейших авторов, среди которых значатся Корнель, Расин, Мольер, Гюго, Чехов, Пиранделло, Лагарс и другие. Не так давно состоялась читка «Атласной туфельки» Поля Клоделя. Своим впечатлением об этом событии делится Инна Некрасова.
-
«Левша». В. Печейкин.
Театр Наций.
Режиссер Максим Диденко, концепция, сценография, костюмы Марии Трегубовой.В школе нам преподавали так: «Левша» Николая Лескова — глубоко патриотическое произведение о том, как русские самобытные мастера «умыли» продвинутую Европу с ее образованием, прогрессом и индустрией. Печальный конец талантливого умельца и казус с блохой, которая перестала танцевать, как-то не особо попадали в фокус внимания учителей. «Левша» так и остался в памяти как назидательная притча об особом русском пути и моральном превосходстве соотечественников над рациональной Европой.
-
«Дорогой мистер Смит». Мюзикл П. Гордона по пьесе Д. Кейрда.
Театр «Приют комедианта».
Режиссер-постановщик Алексей Франдетти, художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по свету Глеб Фильштинский, видеохудожники — студия ARTNOVI, художник по гриму Татьяна Величкина.На сцене театра «Приют комедианта» впервые появился мюзикл. Настоящий, американский, шедший Off-Broadway до 2016 года, а до того еще много где поставленный: в 2009 году — в Калифорнии, где состоялась его мировая премьера, затем в Цинциннати, лондонском Вест-Энде, Канаде и Токио. Мюзикл получил вполне благожелательные отклики, некоторые критики называли его главным событием 2010-х годов в этом жанре, отмечая простоту и напевность мелодий и достоинства драматургии: автор сценария Джон Кейрд даже стал лауреатом престижной премии The Drama Desk.
-
Алексей Владимирович Бородин — феномен. Ну не бывает, чтобы человек, делающий и в жизни, и в театре, все так, как правильно, и в нужный момент, при этом бы пользовался любовью и уважением коллег, сохранял ничем не запятнанную репутацию. Надо умудриться прожить жизнь в искусстве, избежав сплетен и пересудов. Тридцать лет успешно руководить театром, из которого не уходят артисты, вырастить учеников, ввести их в коллектив таким образом, чтобы не разбудить дремлющее у ветеранов право на первородство. И еще ставить событийные спектакли — они известны, нет смысла их чохом перечислять, каждый заслуживает особого внимания, статей и монографий.
-
Валерия Ивановна Прокоп — уникальное явление на сцене русского театра. Невероятно органичная, подвижная, работоспособная, с потрясающим чувством юмора, она обладает редчайшим на сегодняшний день актерским дарованием. Мне посчастливилось работать с Валерией Ивановной в двух театральных постановках, и я до сих пор нахожусь под глубоким впечатлением от этой актрисы. Она умеет входить в творческий диалог с режиссером и обладает широчайшим актерским диапазоном. Валерия Ивановна — редчайший случай актрисы, способной существовать в спектакле как в остро-характерной комедийной роли, так и в сугубо трагической.
-
«Жаль, что тебя здесь нет».
Совместная продукция Фонда «Alma Mater» и Новой сцены Александринского театра при участии Фонда «Антон тут рядом».
Главный партнёр — компания BIOCAD.
Режиссер Борис Павлович.Борис Павлович на Новой сцене Александринки показал спектакль «Жаль, что тебя здесь нет». В нем участвуют и его «особые» люди, знакомые многим по проекту «Квартира», и его постоянные актеры, они же тьюторы.
Сперва, готовясь отрецензировать спектакль и обращаясь к разным критикам, мы столкнулись с несколькими аргументированными отказами (инклюзивный театр остается территорией и вопросов тоже).
И тогда мы решили попросить высказаться студентов-театроведов. Они с большим воодушевлением относятся к творчеству Бориса Павловича. И они, абсолютно не ангажированные никакими точками зрения, впервые столкнулись с инклюзивным театром.
-
Лаборатория современной драматургии «Лиговка 44: ДА/НЕТ» в Государственном драматическом театре «Комедианты»
В театре «Комедианты» состоялась лаборатория современной драматургии «Лиговка 44: ДА/НЕТ», в рамках которой молодые режиссеры представили на суд зрителей шесть эскизов. Эскизы эти получились самые разные — начиная от откровенных ученических зарисовок, совсем скороспелых набросков с неразработанным режиссерским концептом, до вполне внятных и мастеровитых решений. Рассматривать получившиеся работы предлагалось с точки зрения потенциальной возможности включения одной из них (при последующей доработке) в репертуар театра. Запрос вполне конкретен, что делает честь организаторам, которые преследуют цель «омоложения» репертуара, пополнения его пьесами современных драматургов.
-
«Опричник». П. И. Чайковский.
Михайловский театр.
Режиссер-постановщик Сергей Новиков, музыкальный руководитель Александр Соловьев, сценография и костюмы Александра Купаляна.В середине весны на каждом столбе Петербурга повесили по Кехману с подписью «Опричник». Можно было бы подумать, мол, «ни черта себе, какая самокритика», но нет. То были афиши новой постановки Михайловского театра, на которых Владимир Абрамович предстал в скромном образе царя.
Спойлер: на сцене в «Опричнике» молодого режиссера Сергея Новикова (это его вторая полноформатная постановка) Кехман не появляется. Хотя, думаю, он блестяще бы вписался в этот ультратрадиционный спектакль, задача которого, по словам самого Новикова, одна: вернуть оперу в репертуары театров.
-
«Турандот». Дж. Пуччини.
Ростовский музыкальный театр.
Дирижер Андрей Иванов, режиссер Павел Сорокин, художник Вячеслав Окунев, хормейстер Елена Клиничева.Театр решает поговорить со зрителями-слушателями на языке, который нынче решительно вытесняет лексику, вроде не успевшую состариться, но для молодежи уже не предпочтительную. В качестве этой «лексики» избрана пиксельная графика. С помощью растрового графического редактора смоделированы конструкции, которые оживают, принимают полноценный человеческий облик и вступают в отношения, порой с трудом поддающиеся логическому объяснению.
комментарии