Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • МХТ + СТЕШИК + ШЕРЕШЕВСКИЙ: СИМФОНИЯ

    «Друг мой». К. Стешик.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Петр Шерешевский, художники Марина Моторная и Степан Лысенко (Staruha 2.0), композитор Ванечка («Оркестр приватного танца»).

    Первая постановка пьесы Константина Стешика в МХТ имени Чехова. Первый спектакль Петра Шерешевского в этом театре. Первая работа Шерешевского с текстом Стешика. Необъяснимо, как это не сошлось раньше. Все перечисленные любят и умеют выстраивать сложные интеллектуальные драматические психологические игры.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ЛЕТО БЕЗ КОНЦА

    «Конец лета». По пьесе Т. Леттса «Август: графство Осейдж».
    Государственный академический русский театр драмы имени М. Горького (Астана).
    Режиссер Анна Троянова, художник Канат Максутов.

    В начале весны, под самый Наурыз, астанинский Театр имени Горького представил зрителям «Конец лета». Трудно представить менее подходящий спектакль для такой даты: вместо зарождения жизни, которое отмечается по всему Казахстану, на сцене — угнетающие страдания прогнивших насквозь людей. Такой контраст между первой и второй реальностью еще больше подчеркивает проблематику Леттса — если откладывать жизнь на потом, то потом может оказаться, что жизни никакой и нет, и ваше душное лето будет длиться вечно.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ РОЖДЕСТВА

    «Рождественская история». По мотивам повести-сказки Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
    Частный театр «Человек в кубе» (Ростов-на-Дону).
    Режиссер и художник Катерина Рындина.

    Ну да, Иосиф Бродский в английском святочном рассказе. Ничего экстраординарного. В зимней фантазии, сочиненной театром, снег владеет пространством, пуржит, взлетая до небес, заставляет людей ходить, скользя, как по льду, сопровождает главного героя, залепляя шляпу и лицо. И музыка служит для них ритмической опорой, как служит она ею для цирковых артистов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЕРБАТИМ О ЛЮБВИ К РОДИНЕ

    «Мы. Хранители...».
    «Мы. Наследники...».
    Башкирский государственный академический театр драмы им. Мажита Гафури.
    Режиссер Рима Харисова, художник Алия Байрамгулова.

    «Меня зовут Батыр. Я башкир, но родного языка не знаю» — так представляется один из героев современного спектакля-вербатима, поставленного в главном театре Республики Башкортостан Римой Харисовой, которая вот уже несколько лет занимается исследованием национальной идентичности через форму документального театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 108

    В архиве появился № 108. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ИЗВЕЧНАЯ ГЕРОНТОКРАТИЯ

    «Дядя Ваня». А. П. Чехов.
    Московский художественный театр им. А. П. Чехова.
    Режиссер Денис Азаров, сценография Николая Симонова.

    18 марта 2023 года состоялась премьера «Дяди Вани» — первая постановка режиссера Дениса Азарова на большой сцене МХТ. Выбор чеховской пьесы для дебюта в этих прославленных стенах — решение смелое и отчасти претенциозное, обрекающее молодого, но уже вполне опытного режиссера на неизбежное пристальное внимание и разбор его спектакля «под лупой» как со стороны критики, так и со стороны театралов и преданных поклонников МХТ.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮДИ КАК КУКЛЫ

    «Аскольдова могила». А. Н. Верстовский.
    Большой театр, Камерная сцена.
    Режиссер Мария Фомичева, дирижер Иван Великанов, художник Алена Глинская.

    «Аскольдова могила», впервые показанная в Большом театре в сентябре 1835-го, за год до премьеры «Жизни за царя» Глинки, — один из странных «кентавров» русской музыки. Если Глинка в его стремлении создать русскую национальную оперу сделал ставку на героическое начало, придав своему оперному первенцу, «Жизни за царя», черты оратории (даже квартет главных героев в «Жизни за царя» полностью соответствует ораториальной классической диспозиции солистов — сопрано, альт, тенор и бас), то Верстовский, уже имевший богатый театральный опыт, ориентировался на водевиль, добавив ему черт немецкого зингшпиля и попытавшись обозначить сквозное музыкальное развитие...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭТУ МАГИЮ НЕ РАЗОБЛАЧИТЬ

    О выставке Александра Орлова в Санкт-Петербургском Доме Актера

    В залах Дома Актера недавно состоялся вернисаж Александра Орлова, одного из лучших сценографов страны. По идее, выставка юбилейная, но последние несколько лет в связи с развитием альтернативной истории даты у нас как-то не всегда совпадают с событиями, вот и тут — юбилей случился в июне прошлого года, а выставка — в марте этого.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ АВАНГАРДНЫМ И ТРАДИЦИОННЫМ

    «Евгений Онегин». По роману в стихах А. С. Пушкина.
    Красноярский ТЮЗ.
    Режиссер Мурат Абулкатинов, художник Софья Шнырева.

    Всем известный сюжет режиссер решает внешними средствами: важным становится, как звучат голоса персонажей, как соотносятся действия главных героев и хоровой группы, какое положение они занимают относительно друг друга. «Переживание формы, а не переживание одних душевных эмоций» — спектакль можно описать этой формулой Мейерхольда, причем с «переживанием формы» не только актерами, но и зрителями. В «Евгении Онегине» есть партитура, и если актеры точно ей следуют — наполняют статичные мизансцены внутренним ритмом, задают вектор движения от одной картины к другой, — это сообщает зрителю сильное эмоциональное переживание, похожее на то, какое бывает при прослушивании оперы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОСЛЕ ПОЖАРА. ФРАГМЕНТЫ

    «Фрагмент». По мотивам третьего акта «Трех сестер» А. Чехова.
    Клайпедский драматический театр.
    Идея, композиция и постановка Дмитрия Крымова, художник Ирина Комиссарова.

    Дмитрий Крымов — несмотря ни на что и вопреки всему — находится в такой творческой форме, что в своей новой постановке на сцене Клайпедского драматического театра показал по сути три спектакля одновременно. Притом что она называется «Фрагмент» и идет около полутора часов без антракта. Так много он хочет и, главное, может сказать.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К 85-ЛЕТИЮ АЛЕКСЕЯ ПЕТРЕНКО

    Сегодня 85 лет Алексею Петренко — выдающемуся артисту. В этот день мы решили опубликовать воспоминания самого Алексея Васильевича из книги «Большой человек. Книга об Игоре Владимирове», выпущенной нами пару лет назад. Огромная часть творческой жизни Петренко была связана с Театром Ленсовета, куда он приехал из Мариуполя...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРАСКИ-РАСКРАСКИ. 11+

    Сериал «Раневская». 8 серий.
    Первый канал.
    Режиссер Дмитрий Петрунь, художник Назик Каспарова.

    То, что вы прочитаете ниже — спойлер иронический. Я смотрела сериал на платформе Kion до федерального показа.

    И это отнюдь не рецензия байопика, не профессиональный анализ художественного продукта.

    Терпение, понимание, надежда. Три, как мне кажется, составляющие при просмотре любого сериала, если, конечно, это не «Острые козырьки», которые затягивают в свой омут с первых тактов. Пять серий «Раневской» я отсмотрела спокойно.

    Вспоминаем знакомый закадровый прием: «В предыдущих сериях...» Так вот. Если в двух словах про пять серий.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ГОВОРЯЩИЕ МЕДВЕДИ ПРЕВЫШЕ БЫТИЯ

    «Конец света, моя любовь». А. Горбунова.
    Театр (Не)нормативной Пластики.
    Режиссер Борис Павлович.

    Основатель ТНП Роман Каганович пригласил для постановки в свой негосударственный театр Бориса Павловича, решив так отметить десятилетие театра. Это первый опыт приглашения другого режиссера в кагановичецентричный театр. Новый спектакль — «Конец света, моя любовь» — поставлен по одноименной книге Аллы Горбуновой, и это первое представление текста в Петербурге.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К 80-ЛЕТИЮ ВИКТОРА АБРАМОВИЧА НОВИКОВА

    Виктор Абрамович Новиков, который отмечает 23 марта свой 80-летний юбилей, является ярким примером верного служения: своей семье, любимой профессии, родному Театру имени В. Ф. Комиссаржевской, которому он в разных качествах отдал более 50 лет жизни.

    Его тонкое художественное чутье, талант, эрудиция и обаяние сделали возглавляемый им театр одной из горячо любимых Питерскими зрителями сцен.

    Верность Виктора Абрамовича любимому делу прочно связала его с Ленинградом, затем Санкт-Петербургом, откуда один за другим уезжали его друзья. И все же ни одно заманчивое московское предложение не убедило его оставить город на Неве и Театр, ставшие его родной стихией.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • К 100-ЛЕТИЮ МАРСЕЛЯ МАРСО

    Сегодня, в день столетия выдающегося французского актера-мима Марселя Марсо, мы публикуем текст Елены Марковой, напечатанный в № 49 «Петербургского театрального журнала»:

    Сцене он отдал без малого 60 лет жизни. И все эти годы отклики на его выступления сопровождались восторженными заголовками: «Поэт тишины», «Чародей молчания», «Он говорит языком сердца», «Браво, Бип!», «Спасибо, Марсо!»...

    Магия его таланта была столь велика, что если человек хотя бы однажды видел Марсо на сцене, то ни с чем не сравнимое впечатление от его игры сохранялось на всю жизнь.

    Читать дальше | Комментарии
  • ЧАРЫ ГЛАМУРА

    Выставка «Первая позиция. Русский балет».
    Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург).
    Бюро Planet9 при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
    Авторы концепции Анна Ялова и Агния Стерлигова, креативный куратор Павел Каплевич.

    Первая позиция ног в хореографии — пятки вместе, носки врозь, стопы развернуты в прямую линию. От природы человеку суждено ходить косолапо — так тело более устойчиво и ноги меньше устают. Но который век подряд культура в поисках изящества стопы разворачивает — и в обыденной жизни, и конечно же в балетной. Первая позиция — начало обучения классическому танцу, но, разумеется, устроители выставки в петербургском Манеже имели в виду не только это. Подразумевается — важность искусства балета для страны, вот это «впереди планеты всей» (фраза у Визбора-то звучала вполне в ироническом ключе, но про это почти все забыли). И очевидная цель выставки — предъявить прекрасное и балетоманам хорошо известное прошлое в яркой и талантливо сделанной упаковке.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИСКУССТВЕННОЕ УСЛОЖНЕНИЕ КАК ПРИЕМ МАССКУЛЬТА

    О трех спектаклях Пермского академического Театра-Театра

    Марк Букин (куратор площадки Театра-Театра) в интервью с молредами «ПТЖ» (№ 109) сказал: «Я не хочу, чтобы Сцена-Молот стала площадкой имени меня. Я хочу видеть там спектакли разных форм и разных художников, которые, быть может, даже противоречат друг другу. Сейчас концепт, который я отстаиваю, — это уникальный материал. Уникальным может быть как новая пьеса, так и форма спектакля по классике. Интересно, как взять несценический текст и сделать из него театральную историю». Такими и стали «Живая история о смерти» и «Солярис».

    Также Марк Букин — педагог музыкального курса Бориса Мильграма, чей спектакль «Сонная Лощина» вышел на Большой сцене Театра-Театра.

    Во всех трех спектаклях нет ничего общего, кроме попытки новаторства при сохранении кассовости и масскультовости.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ИСТОРИИ» ЕГОРА ПЕРЕГУДОВА В ПЕТЕРБУРГЕ

    «Истории».
    Театр им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Егор Перегудов, сценография и костюмы Владимира Арефьева.

    На гастроли приехал Театр Маяковского со спектаклем «Истории» — первым спектаклем Егора Перегудова в качестве худрука театра. Спектакль приурочен к 100-летию Театра Маяковского, бывш. Театра Революции, который открылся в 1922-м под руководством Вс. Мейерхольда. Логично, что сохранившийся (якобы или на самом деле) стол Мейерхольда презентует в начале спектакля старейшая актриса театра Светлана Немоляева, сидя за этим самым столом под лампой, — и он даже участвует как реквизит в некоторых эпизодах, бедняга...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗОЛУШКА ЭПОХИ ПАТРИАРХАТА

    «Золушка». Д. Россини.
    Цюрихский оперный театр.
    Режиссер Чезаре Леви, художник Луиджи Перего.

    8 марта 2023 года публику Цюрихской оперы порадовали возобновлением одной из самых знаменитых комических опер мирового репертуара — «Золушкой» Джоаккино Россини. Посмотрев ее, мы в очередной раз задались вопросом, так ли хороша практика переноса спектаклей со сцены на сцену и повторного обращения к давним, во всех смыслах «классическим» постановкам?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ПУШКИН LAB»: С ШАМПАНСКИМ ИЛИ БЕЗ?

    О режиссерской лаборатории в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина

    25 февраля завершилась пятая режиссерская лаборатория в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, впервые посвященная автору, чьим именем назван сам театр. Лаборатория длилась с декабря 2022-го по февраль 2023 года: за эти три месяца молодые режиссеры показали публике эскизы трех спектаклей в двух разных пространствах — в основном здании театра на Тверском бульваре и неподалеку, на Камерной сцене филиала.

    Читать дальше | Комментарии (0)