Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПАРИЖСКАЯ ЖИЗНЬ НА ВОЛГЕ

    «Фиалка Монмартра» И. Кальман.
    Театр «Волга Опера» (Чебоксары).
    Режиссер Ирина Гаудасинская, художник-постановщик Елисей Шепелев, художник по свету Кирилл Хрущев, дирижер Ренат Жиганшин.

    Премьера оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра» открыла IV Фестиваль оперетты в Чебоксарах, который традиционно устраивается в столице Чувашии в конце сезона. У театра, который провел ребрендинг и теперь называется «Волга Опера», особое отношение к произведениям Кальмана — среди шести оперетт, присутствующих в репертуаре, три принадлежат венгерскому классику. Это «Марица», «Баядера» и «Мистер Икс». В коллекции явно не хватало поздней (1930) оперетты с парижским акцентом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОНЯ НА СКАКУ ОСТАНОВИТ, В ГОРЯЩУЮ ИЗБУ ВОЙДЁТ...

    «Людмила и Руслан». По мотивам произведений А. С. Пушкина.
    Казанский ТЮЗ.
    Режиссер Радион Букаев, сценография и костюмы Надежды Ивановой.

    Нынешний сезон у Казанского ТЮЗа юбилейный — театру исполнилось 90 лет. По этому случаю он устроил для своих зрителей настоящий праздничный фейерверк: документальный аудиоспектакль «До и после Бури», воскрешающий «золотой век» ТЮЗа — эпоху Бориса Цейтлина и его легендарной «Бури» (режиссер Радион Букаев), «Ночь пожирателей спектаклей» — просмотр архивных постановок театра, ностальгический спектакль «Первый тайм» с участием ветеранов сцены Л. Лукиной и Н. Калагановой (режиссер Радион Букаев), питчинг проектов от зрителей, «Разговор по душам ʺО любвиʺ» — воспоминания актеров среднего поколения, феерическое представление «Я — Казанский ТЮЗ» — дань артистов родному театру и его поклонникам (сценарист Анна Иванова, режиссер Лилия Ахметзянова).

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАМЧАТКА. НАЧАЛО РОССИИ

    О премьерах сезона в Камчатском театре драмы и комедии

    С Камчатки и в самом деле начинается Россия. Вообще-то, наша страна с разных краев начинается, и Камчатка — один из них. Время в Москве отстает от местного на 9 часов. Соответственно, и лететь туда столько же. Созваниваться сложно, пока не привыкнешь отсчитывать эти часы и не путаться, в какую сторону считать. Камчатка — край вулканов, многие из которых действующие, и это для новоприбывшего впечатление сильное. Ты реально понимаешь, что планета Земля — живой организм! И еще это место обитания медведей. Одна десятая часть всех живущих в России медведей живет здесь. А что бы им не жить? На обед у них тут лососи, они принимают горячие ванны в вулканических источниках. В общем, медведи хорошо тут устроились.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЫНА ЕДЕТ — У МАМЫ ПРАЗДНИК

    «Простаковы». А. Казюханов (по мотивам «Недоросля» Д. Фонвизина).
    Театр драмы Кузбасса им. А. В. Луначарского (Кемерово).
    Режиссер Дмитрий Мульков, художник Игорь Каневский.

    Драматический театр Кузбасса провел первую режиссерскую лабораторию по созданию дипломных спектаклей студентами режиссерского факультета РГИСИ. Этот шаг главного режиссера кемеровского театра Антона Безъязыкова (тоже когда-то выпускника института на Моховой) можно считать и благородным, и прагматичным: в выигрыше как будто остаются все. Вопрос в том, насколько финальные спектакли, которыми режиссеры получают возможность защитить дипломы, являются результатом компромисса с репертуарной системой, не очень гибкой к эксперименту.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ГОРЮЙ И ИДИ НА ФОНТАНКУ!

    В Полярном флигеле Шереметьевского дворца открыта выставка «Резо Габриадзе в Петербурге»

    Сегодня день рождения Резо Габриадзе. Правда, если верить ему, он родился 22 июня, но Кутаисский ЗАГС что-то перепутал, и вышло 29 июня. Но по паспорту — сегодня.

    А 6 июня — в день памяти Резо, ушедшего два года назад в день рождения Пушкина, которого он рисовал так много, как никто, — во флигеле Шереметьевского дворца на Фонтанке (Музее музыкального и театрального искусства) открылась выставка «Резо Габриадзе в Петербурге»...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УЭНСДЕЙ В СТРАНЕ БЕРЕНДЕЕВ

    «Снегурочка». По пьесе А. Н. Островского.
    Краснодарский академический театр драмы.
    Режиссер Артем Устинов.

    Не помню, какой именно из спектаклей Артема Устинова я посмотрела первым. Но я запомнила его как автора умных и сложных, кристально чистых по атмосфере сценических сказок. Сказок не совсем или совсем не детских — но ведь сказки, со смертями и испытаниями (вспомните хоть съеденного Колобка, хоть окровавленные ноги Русалочки), вообще не слишком нежный жанр. Это истории про трансформацию, про социальный перелом, про рождение нового героя — или смерть того, кто не умеет пройти инициацию.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛУНА УБЫВАЕТ, ТАКОЕ БЫВАЕТ

    «Бовари». По мотивам романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».
    Театр Наций.
    Режиссер и автор инсценировки Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.

    Дагеротипия — это популярная в XIX веке фотографическая технология: в камеру-обскуру помещали посеребренную, тщательно отполированную и обработанную парами йода пластинку. Объектив открывали на 15–20 минут, а затем, чтобы проявить полученное изображение, пластинку снова обрабатывали специальным ртутным составом и промывали. Дагеротип можно было рассматривать только при особом освещении и нельзя было скопировать. Уникальность снимка, его загадочные, медленно проступающие черты, вредные испарения, сопровождающие процесс, — все эти особенности первых фотографий Андрей Прикотенко нашел и в великом романе Гюстава Флобера.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КРАСНАЯ НИТКА, ДЫМ И УНИЧТОЖАЮЩИЙ ЮМОР: ЛАБОРАТОРИЯ В КАЗАНИ

    Казанские площадки MOÑ и «Угол» — трендсеттеры в области экспериментального театра — в конце мая провели фестиваль «Город Арт-подготовка» (куратор Олег Лоевский). По сути — показ трех лабораторных работ, созданных принципиально разным способом. Три месяца назад команды, сосуществующие под единой шапкой Фонда «Живой город», посовещались о том, что их волнует, и выбрали три направления поиска: театр горожан, современный национальный театр и современная комедия. Выталкивающие на тропу непредсказуемых решений — что имманентно должно являться свойством лабораторий, но на практике не всегда получается. Кажется, у казанцев снова получилось.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РЫЦАРЬ МЕДНОГО ТАЗИКА

    «Дон Кихот». По сценарию Е. Шварца и роману М. де Сервантеса.
    Нижегородский ТЮЗ.
    Режиссер Максим Меламедов, художник-сценограф и художник по свету Иван Васецкий.

    Долгие годы Нижегородский ТЮЗ будто и не существовал на театральной карте страны — пребывал в глубокой спячке. Но с приходом в 2020 году новой команды — директора Инны Ванькиной и главного режиссера Алексея Логачева — театр преобразился и ожил. Премьеры, фестивали, лаборатории, активная работа со зрителями. Я приехала в ТЮЗ проводить Школу театрального блогера «Аристарх», уже третью по счету, и посмотрела вместе с участниками несколько последних премьер театра — от детских радостей вроде сентиментального «Приключения плюшевого кролика» по мотивам сказки Марджери Уильямс и яркого музыкального шоу «Петька-микроб» по Григорию Остеру до серьезных постановок для подростков и взрослых. Сам Алексей Логачев в этом году выпустил очень интеллигентный и тонкий спектакль «Сотворившая чудо» по пьесе Гибсона (о нем «ПТЖ» уже писал подробно), а в прошлом сезоне — стильную шекспировскую комедию «Много шума из ничего» в новом переводе, сделанном завлитом театра Михаилом Вирозубом в соавторстве с самим режиссером.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 109

    В архиве появился № 109. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПАМЯТИ МИХАИЛА ЛОЖКИНА

    Буду честной. Михаил Ложкин — мой любимый питерский кукольник. Была личная гипотеза, которая каждый раз подтверждалась: если Миша занят в спектакле, значит спектакль будет увиден не зря.

    Кукольники — особый народ, хрустально-прозрачный. Обычно зрители не знают их в лицо и по имени, не ходят на них прицельно. В Большом театре кукол — другая история. Первый актерский курс Руслана Кудашова напрочь сломал этот стереотип. Второе десятилетие туда ходят, в том числе, на актеров: ловких профессионалов, красивых своей индивидуальной умной красотой. Когда я начала заниматься театром кукол, Михаил Ложкин уже давно был звездой.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • НЕОТВРАТИМОСТЬ ПАМЯТИ, ИЛИ ГИБЕЛЬ ХОРА

    «Леопольдштадт». Т. Стоппард.
    РАМТ.
    Режиссер Алексей Бородин, художники Станислав Бенедиктов, Виктор Архипов и Лилия Барышева.

    «Леопольдштадт» — пьеса Тома Стоппарда, которая идет в США, Великобритании, Японии, Австрии, Израиле и недавно удостоена премии «Тони», — не могла не появиться в России, от которой отвернулись многие и многие деятели культуры (мы сейчас о культуре). Между Стоппардом и Бородиным еще со времен «Берега утопии» натянулась такая прочная связующая нить, что невозможно представить себе обстоятельства непреодолимой силы, которые ее порвут. Хотя и без них не обошлось. Впервые Том Стоппард, который однажды проехал Россию от Москвы до Владивостока на поезде, который пять лет провел в библиотеках, изучая русскую историю, не приехал на свою премьеру. Не вышел на премьерные поклоны и полувековой соратник Бородина, автор сценографии, которая создает кристаллическую решетку замысла. Станислав Бенедиктов успел сделать черновые наброски: по ним, как по следу, шли его коллеги Виктор Архипов и Лилия Барышева.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СБОРКА ОПЛАЧИВАЕТСЯ ОТДЕЛЬНО

    «Луиза Миллер». Д. Верди.
    Большой театр.
    Режиссер Георгий Исаакян, дирижер Эдуард Топчян, сценограф Алексей Трегубов.

    Уходящие к горизонту и доходящие до колосников ряды стеллажей с мебелью — высоко вверху можно разглядеть указатели: «табуретки/sgabelli», «кровати/letti» и т. п. Итальянские слова могут смутить свеженького зрителя, предполагающего, что раз в основе сюжета шиллеровская «Коварство и любовь», то дело происходит в Германии. Но работавший для Верди либреттист Сальваторе Каммарано перенес действие в Тироль — а следовательно, все происходящее могло случиться в его итальянской части.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЬЕСА ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ

    «Лес. Трактат».
    Камерный театр «Среда 21» (Москва).
    Авторы спектакля Александр Плотников и Борис Алексеев.

    Небольшой взъерошенный человек с портфелем вылетает на сцену и начинает довольно бессвязно тараторить, размахивая руками, мешая фразы на русском, английском и немецком. Пишет маркером на доске:

    «Die Welt ist alles, was der Fall ist».

    Переводит на английский:

    «The world is all that is the case».

    На русский:

    «Мир — это все, что выпало».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КРИЧАТЬ ИЛИ МОЛЧАТЬ

    «Русские классики».
    Проект «Театральный дом» благотворительного фонда «Подари мне крылья» (Санкт-Петербург).
    Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.

    Новый спектакль Дмитрия Крестьянкина играют подростки и профессиональные актеры — состав, который мы уже наблюдали в предыдущих спектаклях проекта «Театральный дом». Это сочетание сбалансировано, и все существуют на равных до определенного момента.

    Ребята выходят к микрофону и рассуждают о русской классике: «не понимаем», «не можем посочувствовать», «поступки персонажей кажутся глупыми», «если бы у них был психолог, то таких бы проблем не было», «как было бы просто, если бы герои не стрелялись, а могли поговорить».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАЗАНСКИЙ ТЮЗ НА «ГОРЬКИЙ ПЛЮС...»

    О фестивале «Горький +» в Казани

    Со 2 по 4 июня в Казани прошел фестиваль «Горький +» — масштабный проект, посвященный 155-летию со дня рождения писателя. Автор идеи и арт-директор фестиваля — руководитель московского Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов. Фестиваль стал праздником искусств, который выплеснулся за границы традиционных культурных площадок — театров, музеев, концертных залов и библиотек, и подчинил себе жизнь площадей, улиц, двориков и скверов. На три летних дня Казань, город, который Максим Горький считал своей духовной родиной, превратилась в пространство творческого диалога с писателем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЦВЕТ ВРЕМЕНИ — СЕРЫЙ

    «Норма». В. Беллини.
    Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
    Дирижер Кристиан Кнапп, режиссер Адольф Шапиро, художник Мария Трегубова, режиссер по пластике и хореограф Михаил Кисляров, художник по свету Иван Виноградов, видео Ильи Старилова.

    Премьера оперы «Норма» должна была состояться в МАМТ еще в марте и с несколько иной постановочной командой — в планах стояли имена дирижера Владимира Спивакова и режиссера Андрея Кончаловского. Но авторы поменялись, премьера сдвинулась к лету, и так сложилось, что «Норма» стала единственной оперной премьерой МАМТ в сезоне 2022/23. Новая версия «Царской невесты», что должна была завершать сезон, возникнет в театре уже осенью.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕРНАЯ ПУРГА ВЛАСТИ ТЬМЫ

    В Магнитогорске прошел XX Фестиваль театров малых городов России (фестиваль Театра Наций при поддержке Министерства культуры РФ)

    Да, пусть уже в названии современный драматург Настя Букреева, постановка чьей пьесы стала одним из главных событий фестиваля, обнимется с Львом Толстым. Потому что оба эти спектакля — и «Черная пурга» Филиппа Гуревича в Новокузнецкой драме, и альметьевская «Власть тьмы» Лизы Бондарь — может быть, точнее и глубже всего выразили мироощущение времени сегодня.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЛЯРКА. ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА

    В Норильском Заполярном театре драмы им. Вл. Маяковского прошла XI режиссерская лаборатория «Полярка» под руководством Олега Лоевского

    Слоган одиннадцатой «Полярки» призывал трех режиссеров лаборатории — Тимура Файрузова, Юрия Квятковского и Ярослава Жевнерова — сфокусироваться на «поиске живого человека», искать которого предлагалось на примере лучших образцов советской драматургии Александра Вампилова, Геннадия Шпаликова и Алексея Арбузова. На все про все было дано пять дней. Но примечательно другое: все эскизы объединило понятие жертвенности. Значит ли это, что «живой человек» непременно заложник обстоятельств, среды или веры, — вопрос дискуссионный, но тенденция слишком очевидна. В эскизе «Прошлым летом в Чулимске» по Вампилову жертвует собой Валентина, в «Девочке Наде, чего тебе надо?» по киносценарию Шпаликова — Надежда Смолина, а в «Моем бедном Марате» по пьесе Арбузова — Леонидик.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРО КОЛОБКА-НИНДЗЯ, КРАСОТУ НЕНОРМАТИВНОГО ТЕЛА И АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СТЕНДАП...

    О IV Фестивале социального театра «Особый взгляд» в Екатеринбурге

    Это уже четвертый по счету «Особый взгляд», который проходил в конце мая в Екатеринбурге на площадке Ельцин Центра. У этого события есть точное означивание — «форум-фестиваль». Именно общение и споры оказались здесь в центре. И образовательная программа, и междисциплинарная, и собственно театральная — все проходило в режиме дискуссий, которые и оставили самое сильное впечатление.

    Читать дальше | Комментарии (0)