
-
Уважаемый Александр Александрович!
Современный танец России исторически находился в положении «падчерицы» нашей культуры. Период бурного развития современного танца в 20-х годах прошлого столетия открывал перспективы появлению оригинальной школы российского современного танца. Однако в 30-х годах было фактически запрещено развитие новых пластических форм, и более 70 лет современная хореография не имела возможностей развития. В начале 90-х годов изменения в стране вынесли на поверхность ярких и самобытных хореографов современного танца, таких как Евгений Панфилов, Татьяна Баганова, Александр Пепеляев, Николай Огрызков, Геннадий Абрамов, Ольга Пона и многих других, которые вернули нашей стране то, что было «снято с актуальной повестки дня», т. к. пластическое искусство в СССР системно было представлено исключительно в форме классического балета.
-
«Крум». Х. Левин.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский.В спектакле «Крум» камерный зал театра Малыщицкого будто расширяется (сценограф Надежда Лопардина) — места для зрителей здесь вытянуты вдоль длинной стены, и сценическое пространство перед ними разделено пополам белой мансардной перегородкой с дверным проемом и окошечками. Две комнаты зеркальны, почти ничем не отличаются по убогости быта: и там, и там посреди комнаты пружинная кровать, столик, раковина. Два видеоэкрана вместо задней стены поделены на множество квадратов, в которых мы видим персонажей этой истории, и кажется, что перед тобой — стена дома с окнами во двор, и в каждом квадрате — своя жизнь, свой сюжет, своя маленькая драма или трагикомедия.
-
«Измена». Л. Зорин.
Свердловский государственный академический театр драмы.
Режиссер-постановщик Владимир Панков, художник-постановщик Максим Обрезков.Вот думаю, может быть, вообще не стоит читать пьесы перед спектаклем? По крайней мере, на премьере Свердловской драмы завидовала подруге, которой только здесь и сейчас открывался сюжет «Измены» Леонида Зорина. Он написал пьесу в 1979 году, и, конечно, она абсолютное дитя своего времени, но главное здесь лежит не в парадигме современное/архаичное. Эта камерная, уютная фантасмагория расположилась в области, как сейчас говорят, структуры чувств. Впрочем, фантасмагория — реальность, быль — небылица, ирония — лирика, смех — нежность, измена — верность. Этими трепетными колебаниями, перетеканиями, неожиданными взаимопроникновениями покоряет комедия Зорина прежде всего. Ключевое слово — неожиданность. А когда прочел — лишен этой радости, смотришь в режиме ожидания, и... по-разному бывает.
-
«Король». У. Джордано.
Большой театр.
Режиссер Юрий Муравицкий, художник Петр Окунев, дирижер Антон Гришанин.Опера Умберто Джордано «Король» появилась в планах Большого театра в середине сезона 2022/23, в декабре, когда театр объявил о корректировке списка премьер. «Король» относится к малоизвестным и редко исполняемым операм, которые Большой регулярно представляет на Камерной сцене. Она встает в ряд с такими раритетами, как идущие здесь «Фальстаф» Сальери, «Сервилия» Римского-Корсакова, «Три Пинто» Вебера-Малера. Поставить «Короля» Большой театр пригласил драматического режиссера Юрия Муравицкого, который дебютировал в оперном жанре.
-
«Мещане». М. Горький.
Театр «Красный факел» (Новосибирск) в рамках фестиваля «Горький в Парке Горького» (Москва).
Режиссер Семен Серзин.Неожиданный для театрального критика летний опыт — увидеть театральный спектакль в парке, когда дневная жара наконец-то сменяется прохладой. Новосибирский «Красный факел» привез в Москву совсем свежую премьеру «Мещан» в постановке Семена Серзина на фестиваль «Горький в Парке Горького», в честь 155-летия первого и 95-летия второго. Будучи приуроченным к двойному юбилею, фестиваль-2023 превзошел по масштабам своего предшественника, фестиваль-2022: Горький «анфас и в профиль», Горький в жанрах концерта, спиритического сеанса, циркового шоу, аудиоспектакля-променада, квеста и прочая, и прочая — всего 150 мероприятий. Столько креатива бы да в мирное время...
-
«Август Хиросимы, пепел Нагасаки».
Центр современного искусства «Винзавод», ГАЦТК им. С. В. Образцова.
Автор идеи и режиссер Максим Кустов.В программе IV Биеннале уличного искусства «Атмосфера» в одном из пространств «Винзавода» театр Образцова представил перформанс «Август Хиросимы, пепел Нагасаки». И эта коллаборация неожиданна только на первый взгляд. Сегодня кукольники органично обращаются к перформативным практикам.
Свой первый спектакль в технике японского уличного театра камисибай — «Журавль» — Максим Кустов и Екатерина Малетина выпустили год назад. Картинки в деревянной рамке на багажнике велосипеда стали особенно популярны в 1930–50-е годы. 6 и 9 августа 1945 года произошли атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Это и стало темой второго опыта кукольников, где один из ключевых приемов — театр плоских изображений.
-
Сан Саныч!
Что с тобой? Ты, такой большой артист и умный человек. Ты, всю жизнь работающий в театре, и на Театр, как ты мог пойти на это? — Как тебе могло прийти в голову такое?! И если кто-то тебя надоумил, то, конечно же, этот Кто-то — дьявол и уже точно враг твой и театра! Как можно разрушить то, что родилось при М. Ульянове, выросло как внутритеаральное, общественное явление?
При чём тут Министерство культуры? Они дают звания, ордена.
Ты же — СТД — СОЮЗ ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ! То есть сугубо внутриобщественная организация! Результатом того, что за последние пятнадцать лет сделано, в немалой степени и твоими усилиями, усилиями покойного Юры Тараторкина, усилиями чистейшей совести Игоря Костолевского и талантливейшей М. Ревякиной — результатом всего этого Российский театр стал не только театром мегаполисов. Он дал возможность родиться многочисленным региональным театрам и театрикам.
-
«Страх и нищета в Третьей империи». Б. Брехт.
Мастерская А. В. Козлова в программе Городского театра «Новые имена».
Режиссер Даниил Мищенко, художник Юлия Юхновец, композитор Марат Абрамян.У названия пьесы Бертольта Брехта есть разные переводы: «Страх и нищета в Третьей империи» и «Страх и отчаяние в Третьей империи». Сохраняющийся в каждом варианте «страх» становится главным героем постановки Даниила Мищенко, студента мастерской кинорежиссуры РГИСИ.
Пьесу о становлении Третьего рейха Брехт отпечатал в эмиграции в 1938 году. Двадцать четыре сцены были написаны по свидетельствам очевидцев и выдержкам из газет. Это набор эпизодов о жестокости эсэсовцев, голоде стариков и детей, трудовых лагерях и цинковых гробах. Важно и то, что все сцены по сути бытовые. Это повседневность Третьего рейха, для которого доносы, избиения, концлагеря и тотальная несвобода стали настолько повседневны, что большинство сцен происходит на кухнях, в гостиных, мясных лавках или булочных.
-
Новая информация из СТД по поводу «Золотой маски» свидетельствует о том, что в нашем творческом союзе происходит путч. Августовский номенклатурный путч. Функционеры театрального союза «отжимают» у российского театрального сообщества институцию, авторитет, известность и творческий дух которой обеспечен ее независимостью и неподконтрольностью никакому «начальству».
На глазах у театральной России руководством союза совершаются шаги, нарушающие общественный, демократический, творческий характер СТД. Без обсуждения с членами СТД, без участия Секретариата от имени СТД делаются заявления и предпринимаются аппаратные усилия, чтобы захватить то, что принадлежало всем нам — десяткам тысяч вовлеченных в орбиту проектов «Золотой маски» актеров, режиссеров, художников и других деятелей российского театра.
-
«Ваш ход, королева». А. Журбин.
Башкирский театр оперы и балета.
Режиссеры Людмила Исмайлова и Ильмар Альмухаметов, сценограф Елена Вершинина, художник по костюмам Иван Складчиков, дирижер Владимир Мешков.Появившаяся в 1840 году пьеса Эжена Скриба «Стакан воды, или Следствия и причины», посвященная интригам при английском дворе в начале XVIII века, стала одним из самых известных творений драматурга. В Советском Союзе ее не раз ставили в театре, она была дважды экранизирована, а в 1988 году на этот сюжет Александр Журбин создал мюзикл, также мгновенно получивший популярность и поставленный в общей сложности более тридцати раз на разных сценах, от учебных до больших. Успех был обусловлен как легко запоминающимися мелодиями и ритмами (композитор использовал широкую палитру стилей, от галантного менуэта до жестокого танго), так и прекрасным либретто, написанным известными советскими драматургами Владимиром Константиновым и Борисом Рацером, убравшими из пьесы Скриба излишние, касающиеся больше старинной политики, подробности и сделавшими блестящую пьесу, полную очаровательного юмора и иронии.
-
«Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский.
Воронежский ТЮЗ.
Режиссер Евгений Кочетков, сценография и костюмы Лилии Хисматуллиной.Этот спектакль режиссера Евгения Кочеткова, мне кажется, вполне может стать событием в жизни не только конкретного театра, но и всего театрального Воронежа. ТЮЗ, достаточно долгое время находившийся не на магистральных путях российского сценического процесса, с приходом Кочеткова в качестве художественного руководителя заметно преобразился: театр приглашает на постановки заметных режиссеров, как молодых, так и опытных (среди них Анатолий Ледуховский, Александр Огарев, Виктория Печерникова и др.), проводит драматургические и режиссерские лаборатории, стал постоянным участником российских и международных фестивалей, откуда не раз возвращался с престижными наградами. В прошлом сезоне впервые попал в лонг-лист премии «Золотая Маска» со спектаклем Ледуховского «Последняя жертва». У театра постепенно складывается собственный круг публики, расширяющей свое культурное поле, принимающей, несмотря на некоторые внутренние опасения, многие новаторские тенденции.
-
Коллеги! В редакцию «Петербургского театрального журнала» поступил текст письма, авторы которого — известные театральные деятели из разных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Красноярск, Пермь, Лесосибирск, Шарыпово, Хабаровск) — обращаются к своим коллегам. Обеспокоенные судьбой «Золотой маски» — институцией, которая много лет играла объединяющую роль в театральном процессе — они обращаются к Секретариату СТД, по инициативе которого происходят необратимые изменения в структуре и смысле фестиваля и премии.
Редакции близок пафос письма, и все ее члены поставили свои подписи под текстом инициативной группы.
Даже в самые тяжелые времена миссия сохранения культуры не отменяется, а искажение принципов «Золотой маски» очевидно нарушит десятилетиями создававшиеся связи между регионами. «Маска» служила делу объединения российского театра.
Еще не поздно остановить разрушительный процесс. СТД — общественная организация, она состоит из нас, тех кто делает театр.
Инициативная группа просит всех, кто согласен с текстом и хочет содействовать сохранению «Золотой маски», подписывать письмо Секретариату СТД. -
О фестивале уличных театров «Елагин парк», проходившем с 28 по 30 июля в Санкт-Петербурге
Елагин парк — практически идеальная локация для театрализованных мероприятий. В отличие от своих парковых собратьев, также готовых принять и выгодно представить любые события, будь то ярмарки, выставки, карнавалы или даже соревнования под открытым небом, он обладает той необходимой для театрализованных, в особенности уличных, действий инфраструктурой, которая позволяет выступать практически всем. Аллеи парка идеальны для спектаклей-променадов, многочисленные павильоны — для больших и маленьких локальных спектаклей, ступени Елагина дворца образуют естественное возвышение для спектаклей, собирающих изрядную толпу, Большая площадь позволяет развернуться масштабным уличным действам с кранами и фейерверками. Набившие в прежние годы шишек организаторы обустраивают платформы-амфитеатры там, где требуется зритель, не толпящийся и толкающийся в попытках что-то увидеть, а сосредоточенный — удобно сидящий и созерцающий. Обычно закрытый для гуляющих Масляный луг становится средоточием театрализованных променадов, спонтанной игры и пристанищем для уже насмотревшихся и нагулявшихся.
-
Письмо Камы Гинкаса Марине Дмитревской
Дорогая Марина!
«Несчастье за несчастьем» — сказано в «Гамлете».
Только недавно ушел удивительный, очень дорогой и очень лично мной любимый Сережа Дрейден. А теперь вот...С Сережей началась моя первая публичная жизнь в театре. Мой студенческий спектакль «Ночной разговор с человеком, которого презираешь» Дюрренматта мы, обнаглев, показывали в ВТО. И это был мой первый успех. А еще именно Сережа познакомил меня с «Записками из подполья» и таким образом подарил мне навсегда Достоевского.
И вот...
Игорь, Игорь Николаевич, Игорь Ясулович.
-
«Беатриче и Бенедикт». Г. Берлиоз.
Большой театр.
Режиссер Александр Петров, сценограф Семен Пастух, дирижер Жюльен Салемкур.Сицилийская Мессина. Город, известный мужеством и острословием жителей, любовью к хоровому пению, сиракузским вином, роскошным боскетным парком, а еще тем, что когда-то Мессину посетил Шекспир, позже написавший о ее обитателях комедию «Много шума из ничего». Еще позже Гектор Берлиоз взял эту комедию за основу оперы «Беатриче и Бенедикт», вычленив из текста великого англичанина лишь одну линию: экстравагантные отношения неординарных личностей, женщин и мужчин, не доверяющих чувству влечения друг к другу. Для Шекспира словесные поединки Беатриче и Бенедикта — в некотором роде этюд к «Укрощению строптивой». Для Берлиоза — повод для создания изысканной партитуры, полной поэтичных красот и юмора.
-
«Буря. Остров волшебства». Мюзикл на воде по мотивам пьесы У. Шекспира «Буря».
Москвариум.
Режиссер Юрий Квятковский, драматург Михаил Дегтярев, художник-постановщик Вадим Воля, художник по костюмам Ольга Тумакова, композитор Никола Мельников.Ирина Селезнева-Редер;— Тате Боевой
Привет, Тата!
Прежде всего, я очень рада, что до «Бури» кроме меня дошел профессиональный зритель. Мне кажется, этот опыт нуждается в разносторонней оценке, и в этом смысле мы с Вами можем друг друга дополнить и поправить. Тем более, что в этой постановке переплелось слишком большое количество сюжетов.
То, что в «Москвариуме» родилось уникальное зрелище, не вызывает сомнений. Навскидку не вспомнить ни одного аналога, в котором в таком масштабе соединились бы усилия зооплощадки, театральной команды постановщиков, музыкальных артистов, цирковых артистов и дрессировщиков. «Буря. Остров волшебства» фигурирует на афишах как шоу, но вряд ли это слово в полной мере отражает то, что ждет зрителя.
-
О юбилейной режиссерской лаборатории «Свияжск АРТель»
В этом году театральная лаборатория «Свияжск АРТель» — юбилейная. Десять лет на острове-граде команда энтузиастов казанского фонда «Живой город» — Инна Яркова, Диана Сафарова, Артем Силкин — создает творческое пространство поисков и смыслов, главным действующим лицом которых становится Свияжск с его уникальной историей и ландшафтом. Художественным руководителем «АРТели» неизменно выступает Олег Лоевский.
Темы сайт-специфик лаборатории прошлых лет были сосредоточены на прошлом и настоящем Свияжска. Приглашенные режиссеры и набранные через опен-колл артисты рефлексировали о национальной идентичности и языке. О трагическом советском времени, когда остров-град был превращен в точку на карте ГУЛАГа, а в Успенском монастыре располагались сначала трудовая колония, а позже — психбольница. О современном сообществе села, число жителей которого в ходе исторических коллизий сократилось до 250 человек.
-
О неделе site-specific на Всероссийском фестивале-лаборатории современного театра «Погружение» во Владивостоке
Владивосток — совершенно особенный город. Удаленный от центра нашей необъятной, несоразмерной человеку страны, он, кажется, совсем не переживает по поводу своей географической оторванности. Владивостоку всего 163 года, изначально он образовался как город без сословий, население которого составляли переселенцы всех мастей, отличавшиеся свободным духом и открытыми взглядами на жизнь.
Передалось это настроение и современному Владивостоку. Молодой по историческим меркам, он одновременно и город-порт, и город-курорт: огромные корабли, стоящие на тихоокеанском побережье, соседствуют с прибрежными рейвами, звуки которых раздаются далеко за стенами клубов, сопки, таящие в себе сейсмическую опасность, — с расслабленными загорелыми пенсионерами; на стенах домов уживаются граффити с амурскими тиграми и цитатами «отца русского футуризма» Давида Бурлюка.
-
«Двухсотлетний человек». Балет-голограмма по мотивам одноименной повести А. Азимова.
Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац (Москва).
Композитор Габриэль Прокофьев, хореограф Кирилл Симонов, либретто Георгия Исаакяна, художники Анна Кострикова и Денис Сазонов.На Малой сцене Театра имени Н. И. Сац прошла премьера балета-голограммы «Двухсотлетний человек». Она завершила трилогию «Я, робот», состоящую из оперы, драмы и балета, которая стала главным событием сезона для Театра Сац — и закрыла этот сезон. Из-за реконструкции основной сцены, которую обещают закончить в ближайшем октябре, коллективы театра больше года либо выступали на чужих площадках, либо играли спектакли, специально созданные для Малой сцены. Сюда относится и футуристическая трилогия, впервые поднимающая в российском музыкальном театре вопросы взаимодействия человека и IT. Автором идеи этой трилогии стал Георгий Исаакян, который принял непосредственное участие во всех трех проектах — AR-опере «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева по роману Виктора Пелевина, выпущенной год назад в конце прошлого сезона, в компьютерной драме «ОНА» по мотивам сценария к одноименному фильму Спайка Джонса (декабрь 2022 года) и в балете «Двухсотлетний человек», где выступил режиссером.
-
Ушел из жизни Андрей Николаевич Николаев — клоун Андрюша, Народный артист РСФСР (1980), обладатель «Золотой маски Грока» (1969), режиссер-постановщик многочисленных цирковых и эстрадных номеров и программ, педагог, воспитавший немало ведущих мастеров сцены и циркового манежа.
Разумеется, возраст (ушел на 86 году жизни); естественно, болезни (по словам близких, почти никогда не принимал лекарств, подозревая, конечно, о накапливающихся проблемах со здоровьем). Здоровье и подкачало, а на то, чтобы справиться с болезнями, сил уже не хватило.
комментарии