Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ХОДИТ ПЕСЕНКА ПО КРУГУ

    «Борис Годунов». По мотивам драмы А. С. Пушкина.
    Театр Наций.
    Режиссер Петр Шерешевский, художник-сценограф Анвар Гумаров.

    Задолго до премьеры в многочисленных анонсах говорилось о том, что действие пушкинской пьесы режиссер Петр Шерешевский поместил в замкнутое пространство школьного спортзала. И что этот образ привиделся ему во сне. «В Театре Наций осовременили Бориса Годунова», — просто и без затей сообщали СМИ. Людям, знающим творчество этого режиссера, подобные сообщения, конечно, без надобности. Однако никакая это не «новость» и в отношении многочисленных театральных воплощений пьесы.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • БУДУЩЕЕ. УВЕЛИЧЕНИЕ

    «Балет Москва. Ракурсы»:
    «Пилигрим» (2020 год), хореограф Кирилл Радев;
    «Окно напротив», хореограф Арсений Гордеев;
    «В новое», хореограф Диана Мухамедшина;
    «Счастливы вместе», хореограф Максим Исаков;
    «Ужасно романтично», хореограф Александр Фролов;
    «Не сегодня», хореограф Ольга Лабовкина;
    «Двое», хореограф Мария Заплечная;
    «Ave Ever» (2018 год), хореограф Анна Щеклеина.

    «Балетом Москва» второй сезон руководит Анастасия Яценко, которая долго работала с фестивалем Context. Diana Vishneva, занималась его Конкурсом молодых хореографов. В новом формате, который попробовал «Балет Москва», это хорошо видно. Сборник маленьких, на 10–20 минут и на одного — четырех артистов, работ, которые создали молодые постановщики, — то, что, будь у того же «Контекста» разноступенчатая система, было бы преддверием Конкурса.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ОТАРА ИОСЕЛИАНИ

    Я не знаю, участвовали ли когда-нибудь его фильмы в фестивалях? Совершенно невозможно себе это представить. Чтобы он с кем-то соревновался, конкурировал, побеждал или проигрывал?

    Смешно.

    Потому что Отар Иоселиани никого всю жизнь не представлял. Кроме самого себя.

    Его называли то советским режиссером, то грузинским, то французским, но он не попадал ни в одну лузу.

    Грузинская волна и грузинское молодое кино, куда его пытались в 1960-е «прикрепить», — где они? В какой стране? Ни страны, ни погоста.

    «Жанр небрежной трагедии» — так он сам определил свой жанр, в котором рассказывал человеческие истории и был безукоризненно точен.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «ДЛЯ БЕДНОЙ ТАНИ ВСЕ БЫЛИ ЖРЕБИИ РАВНЫ...»

    «Таня». А. Арбузов.
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер Вацлав Дембовский, художник Анастасия Разенкова.

    Что за пьеса эта «Таня» — советское продолжение «Кукольного дома», повесть о настоящем человеке, классическая мелодрама, в которых был так силен Арбузов, или вечная история о любви, которая не перестает? О той любви, которую нынче б назвали со-зависимостью, по-феминистски приветствуя финальное освобождение Тани от муки принадлежания Герману и вообще кому бы то ни было. Правда, кто-то из великих (боюсь ошибиться, но, кажется, Мюссе) гениально заметил об этой так называемой со-зависимости, что «те, кто любит или любим, не клятву соблюдают, а касание хранят».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • СЕРАЯ ПУСТЫНЯ

    «Гроза». По пьесе А. Н. Островского.
    Театр «Драма номер три» (Каменск-Уральский).
    Режиссер и автор сценической редакции Инга Матис, художник Ксения Бодрова, художник по свету Тарас Михалевский, видео Александра Пахалуева.

    Эка невидаль — ставить Островского в год Островского, да еще и хрестоматийную «Грозу»! Да, ту самую, где «луч света» да «темное царство», затверженные на уроках литературы. В общем, не угадали. Поставившую спектакль Ингу Матис вся эта школьная блажь нимало не интересует. Лейтмотивом «Грозы» здесь становится изнуряющий морок тоски, который под бесстрастным взглядом режиссера оказывается ближе к знаменитой трилогии отчуждения Микеланджело Антониони, нежели к говорливой купеческой жизни позапрошлого века.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЗАВРЕМЕНЬЕ

    «T. I. M. E. (Время)».
    Театр танца Си Син (Шанхай, Китай) в рамках XIV Международного фестиваля искусств «Дягилев P. S.».
    Хореограф Си Син, художник по свету Лоу Ши Хоу, сценограф Ху Янжун.

    После полутора лет относительной изоляции к нам возвращаются полноценные международные программы. «Дягилев P. S.», для которого кросс-культурная составляющая одна из центральных, в этом сезоне отметился двумя зарубежными постановками. «WITHIN» Танцевальной компании Адити Мангалдас задал планку. Представление знакомило с катхаком как методом и показывало его возможности. «T. I. M. E.» китаянки Си Син, неизвестной в России, и вовсе поставили в программу в качестве финального аккорда. Звук оказался негромким и особенным.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ

    «Мертвые души». По мотивам поэмы Н. В. Гоголя.
    Театр «Красный факел» (Новосибирск).
    Режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.

    «Мертвые души» — первый спектакль Андрея Прикотенко, поставленный им в «Красном факеле» в качестве художественного руководителя. В театре выстроили целую вселенную Гоголя, проведя во время подготовки премьеры мероприятия для зрителей: лекции о юридических аспектах гоголевской коллизии, о модных тенденциях эпохи, гастровечер, расширяющий знания о кулинарных изысках исторического периода.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ВОЗВРАЩАЕТСЯ БОЛЬ, ПОТОМУ ЧТО ЕЙ НЕКУДА ДЕТЬСЯ»

    «Кабаре Галич».
    Центр культуры и искусства «Прогресс» (Воронеж).
    Спектакль-концерт Яны Кузиной.

    15 декабря 1977 года, ровно 46 лет назад, в Париже умер Александр Галич. За прошедшие почти полвека на родине поэта изменилось многое: загнулся советский строй, отшумела Перестройка, развалился СССР, прошли 1990-е, к которым приклеился штамп «лихие», а вот уже и нулевые, и десятые нового века позади. Мы живем в 2020-е, а какими их назовут — есть предположения, но это дело потомков. Что же может спеть нам о нас самих в 2023 году Александр Аркадьевич, есть ли ему что сказать сегодня?.. С этой мыслью шла я на спектакль-концерт «Кабаре Галич» нового воронежского Центра культуры и искусства «Прогресс», загадывая: проймет — не проймет. Проняло, и еще как! После спектакля бесконечно слушаю песни Галича, бормочу их под нос, прокручиваю в голове — то в авторском исполнении, то в совершенно особенной, индивидуальной интерпретации Яны Кузиной.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ДЕМИДОВ. ТРАНСФОРМАЦИЯ

    О режиссерской лаборатории «Особняк. Трансформация 3.0» в Казани

    Есть в центре Казани купеческий особняк Демидова. Кому из семейства знаменитых промышленников он принадлежал, разобраться не удалось. Но никто из Демидовых вроде бы там не жил, хотя дом был построен в 1845 году именно как жилой. История здания прихотлива. Когда-то там располагался банк. Потом ЗАГС. А вот в 2018 году в нем впервые прошло иммерсивное шоу «Анна Каренина» в постановке Дианы Сафаровой. И до сих пор «Анна Каренина» в нем и проживает. С 2021 года здесь проходят лаборатории под названием «Особняк. Трансформация». И само здание является театральной резиденцией под названием «Особняк Демидова».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ЛЮБВИ СРЕДИ ПШЕНИЧНЫХ КОЛОСЬЕВ

    «Последние дни Базарова». По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
    Театр на Спасской (Кировский ТЮЗ).
    Постановка, инсценировка, пространство Кирилла Заборихина.

    Сюжет «Отцов и детей» в спектакле Театра на Спасской рассказывается с конца — с момента заражения и болезни Евгения Базарова. Но «Последние дни Базарова» — это не столько пространство болезни, сколько территория сна, в котором может сбиваться порядок событий и соотношение важного и неважного для того, кто этот сон смотрит. Поэтому на первый план в сновидении-ретроспективе выходит главное для героя переживание — встреча с любовью, заставляющей пересмотреть не только свою теорию, но и всю прошлую жизнь.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • И БАРСКИЙ ГНЕВ, И БАРСКАЯ ЛЮБОВЬ

    «Кровоизлияние в МОСХ». А. Житковский.
    Театр «Практика».
    Режиссер Юрий Печенежский, художник Лёша Лобанов.

    «Кровоизлиянием в МОСХ» в начале 60-х годов прошлого века в шутку называли участников студии современного искусства «Новая реальность», чье присутствие на выставке 30-летия МОСХа в Манеже вызвало культурный шок. В частности, у Никиты Сергеевича Хрущева, который возмутился «непонятными» картинами и скульптурами, назвал художников «педерастами» и вскоре уже лично распекал их на все лады. Событие вошло в историю, сохранились документальные свидетельства. Более того, в своей книге «Воспоминания» тогда уже бывший первый секретарь ЦК КПСС вновь возвратился к этой теме. Не давала она ему покоя, и в последней главе автор размышлял... представьте себе, о вреде вкусовщины: «Если одно лицо или группа лиц начнет определять, что хорошо, а что дурно в вопросах искусства, — уже плохо».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧТО ИСКАТЬ В ГЛУБИНЕ

    WITHIN («Внутри»).
    Компания Адити Мангалдас — Фонд Дриштикон Данс (Индия) на сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» в рамках XIV Международного фестиваля искусств «Дягилев P. S.».
    Концепция и хореография Адити Мангалдас.

    За последние годы Адити Мангалдас приезжает в Россию уже со второй постановкой. После пандемийных ограничений ее компания стала одним из первых иностранных участников Чеховского фестиваля. Сейчас Мангалдас впервые гастролировала в Петербурге на XIV «Дягилеве P. S.» — и, хочется надеяться, снова открыла страницу, на которой в нашу страну приезжают гости. Тогда, после ковида, была «Жизнь»; сейчас — «Внутри».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЕГКОСТЬ И ЯЗВИТЕЛЬНОСТЬ

    «Vanya». Адаптация пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня».
    Duke of York’s Theatre (Лондон).
    Авторы текста Саймон Стивенс и Эндрю Скотт, режиссер Сэм Йейтс, сценограф Розанна Вайз.

    Спектакль «Ваня» по пьесе «Дядя Ваня» Антона Чехова с Эндрю Скоттом во всех ролях стал одним из главных театральных событий Лондона осенью 2023 года.

    Внимание театральной публики было обеспечено спектаклю заранее: мало того, что в нем играл Скотт, он еще и играл всех восьмерых персонажей сразу. Последнее напоминало цирковой трюк, и многие критики задавались вопросом, удастся ли он Скотту.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ БРОСАЙ СЛОВА НА ВЕТЕР

    «Русалочка». По мотивам одноименной сказки Ганса Х. Андерсена.
    Театр «Karlsson Haus».
    Режиссер Наталья Слащева, художник Виктор Клочко.

    Перед зрителем нет никакой Русалочки. Есть только певучий голос Юлии Курочкиной, читающий начало сказки Андерсена. Саму актрису зритель не видит — в зале погашен свет, лишь маленькая лампочка посередине горит неоновым светом, давая смутную надежду заглянуть в темное пространство сцены. Все внимание — звуку. Опорной точкой для создания спектакля послужила потеря голоса во имя любви в оригинальной сказке. Вероятно, этим и обоснован выбор формы — запись аудиокниги. Но голос используется не только для чтения художественного текста. В «Русалочке» часто исполняются песни (композитор — Пафнутий Кузюкян) с незамысловатым текстом, которые своей простотой и аккуратностью вплетения в сюжет напоминают музыку из диснеевских сериалов нулевых и десятых годов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОГДА КАРТИНЫ ОЖИВАЮТ

    «Валенсианская вдова». Лопе де Вега.
    Театр на Литейном.
    Режиссер Иван Рябенко, художник Мария Мелешко.

    Театр «На Литейном» планировал выпустить «Валенсианскую вдову» еще в прошлом сезоне, посвященном актуализации классики, на открытии которого был показан тизер будущего спектакля. Этюд воплощал квинтэссенцию испанской комедии плаща и шпаги. Вереница героев скользила за подсвеченным задником, так что зрителю были видны лишь силуэты. Тени прошлого признавались в любви и отвергали ее, спасались бегством и устраивали погони, шелестя плащами и подолами, заносили шпаги и пронзали врагов. Но те недолго оставались бездыханными, тут же вскакивали и вместе с другими участниками любовной игры уносились прочь, тонули в глубоких оттенках голубого и оранжевого света, что заливал сцену и создавал иллюзию бесконечности, объема пространства.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗИМЫ НЕ БУДЕТ

    «Хармс.doc Revival».
    Клуб «Космонавт».
    Режиссер Войцех Урбаньски.

    15 октября не стало Гавриила Лубнина и Бориса Архарова. Поэт, художник, музыкант, легенда питерского андеграунда Лубнин сочинял стихи-картинки, схожие по духу со стихами обэриутов и Олега Григорьева. Борис Архаров был директором музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, автором и участником многих петербургских музейных проектов. Сад Фонтанного дома стал одной из первых площадок для музыкально-поэтических перформансов «Хармс.doc» еще в 2016 году, а портрет Хармса для афиши нарисовал Лубнин. Проект «Хармс.doc Revival» вписан в широкий петербургский, хармсовский контекст. 15 октября участники проекта посвятили концерт двум своим большим друзьям — «Хармсам современности» Борису Архарову и Гавриилу Лубнину.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОДКАСТ

    Мы запустили «Петербургский театральный подкаст».

    Это подкаст о современном театре и тех, кто продолжает его делать. Будем приглашать в подвал режиссеров, актеров, композиторов, художников и разговаривать о том, как и зачем сегодня ставить спектакли.

    В пилотном выпуске подкаста — разговор с главным редактором «ПТЖ» Мариной Дмитревской о том, как заниматься критикой в эпоху цензуры, зачем сейчас нужен театр и театральный журнал и как менялся «ПТЖ» на протяжении 30 лет.

    Подписывайтесь и слушайте подкаст на Podster.fm и на Яндекс.Музыке:

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИДУТ ЛЕСОМ

    «Как вам это понравится». У. Шекспир.
    МХТ им. А. П. Чехова.
    Режиссер Юрий Муравицкий, сценограф Николай Симонов.

    Режиссер Юрий Муравицкий поставил в МХТ эту шекспировскую пьесу явно ради зрительского удовольствия. «Взлететь в финале, как ракета, преодолев гравитацию. Вместе со зрительным залом», — написал он в предуведомлении к спектаклю. Думаю, кто-то и вправду взлетел да воспарил над грязной землей в состоянии восхитительного бессмыслия. И, нет слов, такое состояние бывает иногда полезно для общего психического здоровья. Однако спектакль, длящийся почти три часа, с первых же минут поставил себе навигацию на подобный полет, и для кого как, а для автора рецензии эти часы оказались нешуточным испытанием.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • МОНСТРЫ НА АРЕНЕ, ИЛИ КАК ХОРРОР ПРЕВРАТИЛСЯ В ЦИРК

    «Похороните меня за плинтусом». П. Санаев.
    Воронежский театр кукол им. В. Вольховского.
    Режиссер Руслан Кудашов.

    Театр кукол имени Вольховского продолжил сотрудничество с худруком Большого театра кукол Русланом Кудашовым, начатое его постановкой «Воронежских тетрадей» по стихам Осипа Мандельштама в 2022 году. Новый спектакль Кудашова создан по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», которую режиссер считает знаковой для литературы 90-х годов и не только: «Это один из наиболее точных текстов о моем поколении, о времени моего детства, о судьбах, о стране и вообще о том, кто мы такие», — говорит он. Хотя, казалось бы, это история сугубо частная, автобиографическая: в ней Павел Санаев вспоминает годы детства, проведенные у авторитарной бабушки, которая не позволяла внуку видеться со своей мамой, актрисой Еленой Санаевой, не одобряя ее нового мужа — «карлика-кровопийцу» Ролана Быкова. Но в спектакле Кудашова весь этот интимный перечень «взаимных болей, бед и обид» выводится на новый, не бытовой уровень.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕЛЕННАЯ В ПЕСОЧНИЦЕ

    «Как пережить лето». А. Марголин, Д. Жанэ.
    Пермский академический Театр-Театр на сцене Театра «Маска» (Москва).
    Художественный руководитель спектакля Борис Мильграм, музыкальный руководитель Кирилл Бузмаков, хореограф Ксения Малинина, художник по свету Евгений Козин.

    Театр «Маска» — новая сцена МДМ — открылся всего год назад, но успел за сезон трижды принять гастроли Пермского Театра-Театра: в феврале, марте и мае 2023-го. В ноябре один из лучших региональных музыкальных театров страны, спектакли которого прежде можно было увидеть в Москве только в рамках крупных фестивалей, привез в столицу две свои новинки: повторно — пластический «Солярис» и впервые — мюзикл «Как пережить лето».

    Читать дальше | Комментарии (0)