
-
Сегодня отмечает круглую дату Нина Ивановна Желудова — элегантная и самоотверженная «мама» многих поколений заочников-театроведов СПГАТИ. Ее искренняя улыбка, глубокий мелодичный голос и неизменно приветливый взгляд за пять лет учебы становились для нас неотъемлемыми атрибутами alma mater и гарантом благополучного (хотя, для многих и весьма нескорого) завершения студенческой судьбы.
Пути новых заочников уже не ведут в тот тесноватый кабинет на четвертом этаже, куда много лет шли непрерывным строем и гордые отличники (ибо всегда радостна встреча с тем, кто искренне рад твоим успехам), и отпетые «хвостоносцы» (ибо ничто так не вдохновляет на преодоление собственной безалаберности, как неистребимая вера в твою способность к ее преодолению), а свой нынешний юбилей Нина Ивановна отмечает дома.
Поэтому мы поздравляем ее на страницах блога — и призываем присоединиться к нашим поздравлениям всех желающих.
Дорогая Нина Ивановна!
От всей души желаем Вам здоровья, долгих радостных лет и всех мыслимых благ.
От имени благодарных заочников-театроведов —
любящая Вас редакция ПТЖ -
Павел Пряжко «Злая девушка».
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Дмитрий ВолкостреловОказавшись в «белой комнате» ТЮЗа, испытываешь секундный шок: вроде на спектакль Волкострелова шел, а тут... Построена настоящая квартира-студия: на кухне работают чайник и микроволновка, из крана льется вода в раковину, на журнальном столике у красного дивана — ваза с тремя килограммами мандаринов, этажерка с журналами и книгами, синий диван, вешалка для одежды. Знай, живи в этом икеевском раю. Актриса Алена Старостина предлагает зрителям чай и мандарины, и вроде мы все — гости, и вроде — привычная жизнь. Но только до первой реплики.
-
С. Мрожек «Пешком».
БДТ им. Г. Товстоногова.
Режиссер Анджей Бубень, художник Эдуард Кочергин...Пьеса Мрожека, впервые поставленная на русской сцене, читается режиссером как притча: люди думают по привычке, что мир будет существовать, но их попытки уютно устроиться — бессмысленны. Каждый пешком идет к своей маленькой цели, сосредоточен на ней, чтобы не видеть этого огромного пугающего космоса, где есть только шинели да громкое эхо войны.
-
Вышел в свет № 66 «Петербургского театрального журнала», последний номер 2011 года.
Следующий год — юбилейный, «ПТЖ» исполнится 20 лет.А пока...
Это номер многочисленных фестивалей. Наши авторы побывали на «Коляда-plays» (Екатеринбург) и фестивале «Реальный театр» (Екатеринбург), на «Пространстве режиссуры» (Пермь) и норильских «Параллелях», на «Северных встречах» в Нижневартовске, фестивале «Sirenos» (Вильнюс), на «Анимо-Квидзын» (Квидзын) и фестивале NET (Москва). В Питере прошел очередной «Балтийский дом» , состоялись фестиваль студенческих спектаклей «Театр XXI века» и Александринский фестиваль. Лица и проблемы этих фестивалей — лицо и проблема этого номера...
-
«Антитела». Драматический сценарий Андрея Совлачкова.
Петербургская документальная сцена. Театр-фестиваль "Балтийский дом".
Режиссер Михаил Патласов... После спектакля аплодисментов нет, актеры кланяться не выходят. Это не нужно оглушенному зрителю.
13 ноября 2005. В Санкт-Петербурге на Лиговском проспекте группой неизвестных убит 20-летний студент СПбГУ Тимур Качарава, сообщает «Фонтанка. ру».
7 августа 2006. Петербургский суд приговорил четырех подсудимых по делу об убийстве студента-антифашиста Тимура Качаравы к срокам от двух до 12 лет лишения свободы.
-
М. Горький «Дачники».
Театр Поколений.
Постановка — Эберхард Келер, Кристофер Баррека, Данила Корогодский.
Художник Джеффри АйзенманВ спектакль «Дачники» мы попадаем без разбега, сразу же оказываемся в гуще кипящих страстей, в сердцевине клубка взаимоотношений: все уже давно началось, хотя нам еще и непонятно, кто здесь кто. Не только кто кого играет, кому кем приходится, но и кто здесь актер, а кто зрители. Нет ни сцены, ни зрительного зала, ни дачи, ни лета. Есть пространство театра, есть страшноватое и многофункциональное помещение на Лахтинской 25 А, есть стулья (не театральные, а пластиковые, как в дешевых уличных кафешках), расставленные рядами, и люди в сегодняшних одеждах. Они прямо с места что-то выкрикивают, о чем-то спорят, ссорятся, и не сразу понятно — это маловоспитанные зрители, или уже герои Горького. Оказывается, что это уже дачники, и что спектакль, как это всегда бывает в Театре Поколений, начался раньше, чем мы приготовились его воспринимать, нам еще надо сделать небольшое усилие, чтобы влиться в этот мир.
-
Международный Театральный фестиваль «Рождественский парад», открывшийся сегодня, проходит в Петербурге уже почти 20 лет, и по праву заслужил статус фестиваля-долгожителя с богатой историей. Несмотря на почтенный возраст, цели у него самые прогрессивные — показать зрителям и театральной общественности работы новых театров, театров-студий и театральных объединений, смелые эксперименты которых не вписываются в формат классических площадок. Таким образом, фестиваль приветствует даже самые радикальные сценические высказывания и поощряет развитие новых театральных направлений.
Для просмотра полной программы мероприятий «Рождественского парада — XVIII» — кликните цветной логотип фестиваля вверху страницы.
-
Т. Леттс. «Август: графство Осейдж»
Новосибирский Молодежный театр «Глобус»
Режиссер Марат Гацалов
Художник Леша Лобанов«В каком графстве?..» — помню, иронически спрашивал в «Аркадии» БДТ романтический Септимус Ходж, и П. Семак артикулированно произносил это «граФФство»... С тех пор слово, кажется, со сцены не звучало... Ведь оно подразумевает жизнь нездешнюю, несегодняшнюю: упорядоченную, с устоями, прекрасными (пусть даже и разрушающимися) старинными домами, длинными родословными, ухоженными парками и неспешными завтраками большой семьи за дубовым столом, у большого окна, за которым бегают борзые...
-
Елена Гремина. «Двое в твоем доме»
Театр.doc
Режиссер-постановщик Михаил Угаров«Двое в твоем доме» — документальная история о том, как белорусский поэт, баллотировавшийся в президенты Белоруссии, Владимир Некляев, оказался под домашним арестом. Четыре месяца он и его жена Ольга провели в своей квартире в обществе сотрудников госбезопасности. Чтобы собрать материал для спектакля Талгат Баталов и Екатерина Бондаренко выезжали на место событий в Минск, в ту самую малогабаритную квартиру, где и расспросили с Владимира и Ольгу, как они прожили эти месяцы под надзором.
Премьера спектакля состоялась 19 ноября на фестивале «Balticcircle» в Хельсинки, 30 ноября и 1 декабря спектакль был показан на фестивале в SpielArt Мюнхене, а московские зрители увидят его 20 декабря.
-
I фестиваль «Новая драма в Челябинске»
С
4-го по7-ое декабря Челябинский Центр современной драматургии под руководством Евгения Ланцова и Владимира Спешкова (уже год существующий) провел свой первый фестиваль. Мероприятие проходило в неформальной обстановке: без громких административных речей, без обильной рекламы, и, к сожалению, практически в отсутствие руководителей челябинских театров. Но, как показывает и питерский опыт, даже крупным театральным деятелям не так-то просто сосватать молодого режиссера и современный текст. Поэтому, значение даже небольшого форума, на котором за четыре дня были показаны всего четыре спектакля да три эскиза, и состоялся круглый стол на тему продвижения современной пьесы в театр, нельзя переоценить. -
7 декабря в лофт-проекте «Светоч» Международного театрального центра «Лёгкие люди» были названы имена номинантов Третьей Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв»-2011 и обладатель Специального приза Номинационного совета премии.
Многие из номинантов — герои наших публикаций.
-
Б. Брехт. «Покупка меди»
Экспериментальная сцена п/р А. Праудина
Режиссер Анатолий Праудин6 и 7 декабря на Экспериментальной сцене в Балтдоме показывают «Покупку меди». Мы публикуем статьи об этой работе из «Петербургского театрального журнала» № 66, который сейчас находится в типографии. Впервые спектакль был показан на фестивале "Пространство режиссуры", где его и видели наши авторы.
-
Брайан Фрил. «Мой уникальный путь»
Театр «Приют комедианта»
Режиссер Григорий Дитятковский«Любимая, никогда, никогда не меняйся», — подпевает старой виниловой пластинке герой Сергея Дрейдена — Тэдди, антрепенер. Он выглядит как бывший щеголь — в белой сорочке с запонками, сером пиджаке в мелкую клетку и засаленном кепи. Нынче каждый вечер Тэдди приходит в пустой, почерневший зал с пятью рядами деревянных сидений, чтобы, аккуратно расставив бутылочки с виски и повесив старую афишу, рассказать публике о том, чего он так и не смог понять за всю свою жизнь — кем же был Фрэнсис Харди, этот странный человек, исцеляющий верой, которого Тэдди двадцать лет возил по дорогам Англии в маленьком фургоне.
-
«Зачарованные смертью» (по прозе Светланы Алексиевич).
Авторский театр.
Режиссер Олег ДмитриевБелорусский писатель и журналист Светлана Алексиевич много лет создает книги-оратории о жизни и смерти (в «Чернобыльской молитве» звучат голоса жертв катастрофы, в «Цинковых мальчиках» — матерей, чьи дети погибли в Афганистане). «Зачарованные смертью» (1994) — документ того же порядка. Это рассказы-монологи неудавшихся самоубийц (или же, в случае «удачи», — монологи их друзей и родственников) из бывшего СССР. «Безногий фронтовик, кавалер орденов Славы, расстрелял из обреза мирно обедавших в частном кафе; старая большевичка вскрыла вены: рухнул мир ее нерушимых представлений; бывший воин-„афганец“ пытался сжечь себя на площади». То, что самоубийцы из Союза, — принципиально. Большая часть из них — люди, намертво сросшиеся с идеей коммунизма, трагически не принявшие новый, возникший на развалинах утопии, мир.
Режиссер Олег Дмитриев выбрал из книги один монолог и на его основе написал камерную пьесу про феномен загадочной русско-советской души. Идея и последствия — ключевые слова этого сочинения.
-
2 декабря состоялось открытие IX Международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске — самого крупного международного форума культуры за Уралом.
Идея фестиваля, который стал бы праздником культуры и искусства, без конкурсной основы, зародилась в 1994 году. И в декабре 1995 года Новосибирск открыл на своей территории новый фестиваль искусств, названный Рождественским. Было решено проводить фестиваль один раз в два года. Его основой стала широкая программа, включающая разнообразные виды искусства: драму, балет, музыку, живопись, прикладное искусство. За годы своего существования фестиваль свой международный статус, обрел постоянных участников и поклонников в разных странах. -
С 25 по 27 ноября Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства и режиссерская лаборатория «ON. Театр» провели международную научно-практическую конференцию «Американская драматургия: новые открытия».
В течение трех дней теоретики и практики рассказывали о новых тенденциях современного американского театра, знакомили зрителей с авторами, определяющими лицо сегодняшней американской драматургии. Популярные в США Сюзан Лори-Паркс, Энни Бейкер, Эрик Богосян стали открытием для русской публики, а ключевое для американцев слово «action» плотно вошло в русский лексикон. Ведь, как точно заметила профессор СПбГАТИ Ирина Цимбал: «Американская нация ступила на новую землю, чтобы действовать. Оттого и пьесы их необыкновенно событийны и действенны». Убедиться в этом можно было на примере семи читок, сделанных молодыми петербургскими режиссерами.
-
Эден фон Хорват. «Казимир и Каролина». Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Мария ПлаксинаВ Ленсовете сыграли премьеру «Казимира и Каролины». Проблема не в том, что спектакль пока сырой, не собранный, аритмичный. И сыграется, и собьется, и прочистится, и ритм обретет, и актеры разыграются. Но вряд ли это изменит его принципиально. Потому что проблема в другом.
-
Вице-губернатор посетил ДВС
О проблеме Дома ветеранов сцены мы писали много раз (краткое содержание предыдущих серий см. здесь). Недавно опубликовали обращение ветеранов сцены к съезду СТД с просьбой не выселять их в Комарово на время ремонта (этот вариант как единственный предлагал СТД). «В новом здании Крестов предусмотрены камеры по 7 метров, а нам дают по 5,5», — говорит Дина Петровна Кальченко, председатель Совета ветеранов.
На съезде выступил Олег Басилашвили. Он сообщал, что «Калягин и Стеблов предложили сформировать комиссию, которая разберется, можно ли сделать ремонт без выселения и насколько он тогда затянется. Если это возможно и сроки не критичны, то, по их словам, к этому приложат все силы».
-
Наталья Мошина. «Жара».
Театр «Практика» (Москва).
Режиссер Владимир АгеевРоссийское общество, пройдя период острой политизации, когда все смотрели заседания съезда, бегали на митинги, собирали подписи, погрузилось в разочарованную апатию. Интересоваться политикой стало не модно. Что касается политического театра — вряд ли он, в принципе, в русских традициях, история этому не способствовала. В советское время не дремала цензура, хотя в условиях несвободы политикой становилась любая метафора, любой намек. А в постимперское время, когда показателем успеха стала наполняемость зала, политический театр попросту невыгоден. В последние годы, когда в удушливой атмосфере вновь замаячил призрак «застоя», театр стал внимательнее к социальным проблемам и политическим реалиям. По естественной логике отзывчивей ко времени оказались театры маленькие, андерграундные.
В театре «Практика» Владимир Агеев поставил пьесу современного драматурга из Уфы Натальи Мошиной «Жара». Спектакль недвусмысленно фиксирует состояние войны и непреодолимую пропасть между народом и властью.
-
«Скорость слова». Паратеатральный проект театра «LUSORES».
Непрерывное словоизвержение руководителя театра Александра Савчука под руководством лаборанта (кандидата наук) Александра КошкидькоИдея «непрерывного словоизвержения», или «говорения от одной смысловой точки к другой» возникла в первом же спектакле театра «LUSORES» под названием «Losers XP». Там Александр Савчук брал случайное слово, например, «стул», и с помощью речевого наговора выстраивал от него смысловой мост к понятию «симулякр». Длилась эта импровизация две-три минуты. Прием был заимствован из хорошей старой игры в слова «цепочка». Затем укоренился в театральной деятельности LUSORES и наконец вырос в отдельную акцию-эксперимент «СкороСть Слова».
комментарии