
-
Сегодня 75 лет Э. С. Кочергину. И я хочу его, дорогого Эдуарда Степановича, великого театрального художника и всесторонне награжденного писателя, а еще, на секундочку, моего крестного и крестного редакции «Петербургского театрального журнала», поздравить. Вот так, в общем, незамысловато.
-
Людмила Улицкая. «Зеленый шатер».
Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
Режиссер Анджей Бубень, художник Елена ДмитраковаОбращение Анджея Бубеня, несколько лет назад столь успешно подобравшего ключи к самому несценичному из романов Улицкой, «Даниэль Штайн, переводчик», к ее же «Зеленому шатру» — ожидалось как своеобразное продолжение творческих взаимоотношений между автором и режиссером, а также между театром и современной прозой. Поэтому, когда я шла на премьеру в Балтдом, главный интерес заключался не в том, «про что Бубень поставит Улицкую», а в том, «как театр адаптирует прозу и что из этого получится». И тут сюрприза не вышло. Бубень попытался открыть роман все теми же ключами.
-
Жан-Батист Мольер «Мнимый больной».
Театр Эстрады им. Аркадия Райкина.
Режиссер Нина Чусова, художники Ольга Шаимелашвили, Петр ОкуневНачну с хорошей новости — то, что играют в Театре Эстрады под названием «Мнимый больной», не имеет с пьесой Мольера практически ничего общего.
Поначалу кажется, что Чусова, по своему обыкновению, занялась активным переосмыслением классического текста. Так, в первой же сцене мы видим младенца-Аргана, которого строгая маменька не выпускает из кровати, пугая болезнетворными бактериями и смертельными недугами. На этом огромном ложе, занимающем почти все зеркало сцены, и будет впоследствии разворачиваться действие спектакля, а главного героя, так и не повзрослевшего, сыграет тот же актер, что изображал «младенца».
-
После семилетнего перерыва в столице Карелии возобновлен Международный фестиваль камерных спектаклей «Ламбушка»
«Ламбушка» (см. с финского — lambо, с карельского — lambi, озеро) — некогда была театральным фестивалем Северо-Запада. Где этот Северо-Запад? Миновали годы, с последней «Ламбушки» прошло семь лет (никто не финансировал), и усилиями петрозаводского СТД, при практической помощи карельского МК (федералы обещали деньги и не дали) фестиваль состоялся в этом году — с 7 по 12 сентября. Статус международного ему придало участие коллективов из Сербии, Финляндии и Германии. В организации и проведении помогали все наличные театральные силы Петрозаводска — Музыкальный театр, Творческая мастерская (теперь Театр драмы), Национальный театр и Театр кукол, а во главе — Союз театральных деятелей.
-
Карло Гольдони «Трактирщица».
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Новая сцена).
Режиссер Андрей Прикотенко, художники Ольга Шаишмелашвили, Пётр ОкуневБДТ открыл новый сезон и новую площадку, и сделал это красиво, если не сказать изящно. Премьера состоялась в Каменноостровском театре, об открытии которого после нешуточной реконструкции так долго говорили, в памятнике русского деревянного зодчества, изрядно перекроенном изнутри и зарывшемся подсобными помещениями вглубь островных болот.
Хитрый Андрей Прикотенко во-первых сместил акцент прославленного театра в качественную антрепризу, пригласив из разных петербургских театров актеров, которые ему подвластны и приятны. Во-вторых, он превратил Большой Драматический — в театр драмы и комедии, поставив комедию с такой изрядной долей иронии и актуализации, что от привычной чопорности БДТ здесь и следа не осталось. Даром что на новой сцене и весьма оригинально сыграно.
-
Фестиваль, открывшийся 14 сентября, приурочен к 80-летию Екатеринбургского театра кукол. В нем примут участие театры из 8-ми стран и 8-ми городов России. В их числе — и герои наших публикаций: «Колобок» Большого Театра кукол в постановке Руслана Кудашова, «Пиковая дама» Олега Жюгжды из белорусского Гродно и челябинское «Удивительное путешествие кролика Эварда» Александра Борока.
Познакомиться с программой «Петрушки Великого» более подробно можно здесь.
А с комментариями очевидцев фестиваля - у нас в блоге!
-
В Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеке открылась выставка «Театр Эдуарда Кочергина»
К 75-летнему юбилею народного художника России Эдуарда Кочергина, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственных и международных премий, готовится череда внушительных торжеств и солидных поздравлений — в том числе и в Москве, и тем милее совсем небольшая, но очень «петербургская» выставка, которая открылась 12 октября в нашей театральной библиотеке. Она посвящена первой работе художника на сцене БДТ — костюмам к спектаклю Георгия Товстоногова 1972 года «Генрих IV»...
-
Московский Международный фестиваль спектаклей для детей пройдет в рамках Года Германии в России
Сегодня в Москве открывается очередной «Гаврош», посвященный немецкому театру для детей. Экспертным советом отобраны и приглашены в программу спектакли из Дрездена, Фрайбурга, Хамма и Берлина. В диалоге с ними — спектакли из Иваново, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону и Москвы.
В программе «Гавроша»-2012 — несколько концептуальных направлений: «Классика в новом формате», «Маленький размер», «Дети в социуме», «Больная тема», «Премьера». Участников и гостей ждет также традиционно насыщенная спецпрограмма фестиваля (особенный интерес, на наш взгляд, представляет такой ее пункт, как документальный детский театр, проект международной драматургической программы «Премьера PRO»).
Подробно познакомиться с программой фестиваля можно здесь.
-
Корней Чуковский «Айболит».
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, композитор Ренат Шавалиев«Слава, слава докторам!» — запевает хор молодых врачей в белых халатах. «Слава...» — поскрипывает в такт скрюченная старушка-медсестра с клюкой наперевес. «Слава докторам» — основная идея, интонация (внимание!) «патетической оратории для хора работников медицинских учреждений в одном действии» под названием «Айболит», которую поставил Руслан Кудашов вместе с замечательными и талантливыми людьми — от аниматоров до композиторов. Такой вот сложный музыкальный жанр для детей, полностью выдержанный, без скидок на возраст. Естественно, это история не про убеленного сединами Айболита, окруженного пушистыми хомячками и медведицами.
-
«Принц Брунцвик и его лев».
Театр MINOR (Прага).
Сценография и постановка Ян Йирку, куклы Роберт Смолик, музыка Далибор Муха, Томаш ВыхитилЕсть в центре чешской столицы, в самом сердце ее, мост. Названный в честь Карла Великого, полный тайн и загадок, — символ красавицы Праги, непременный атрибут ее, даже фетиш. Прочный и основательный, он украшен множеством скульптур, среди которых — исключительно выдающиеся личности, полумифологические и мифологические фигуры: от святого Яна Непомуцкого и национального героя Яна Гуса до Иисуса Христа. Одна, из них, вынесенная за пределы моста, чуть ли не самая знаменитая — фигура рыцаря Брунцвика.
-
В Самаре открылся Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей «Золотая репка»
Сегодня в Самаре открылся фестиваль «Золотая репка». Юбилейный. Десятый. Международный.
А вообще «Репке» 18 лет, и когда-то театр СамАрт и драматург Михаил Бартенев придумали ее как детскую «Золотую маску». Амбиции ушли, а фестиваль остался, развился и стал фестивалем-лабораторией. И раз в два года, бабьим летом, «Репка» становится праздником для хозяев и гостей. Со спектаклями, обсуждениями, поездками по Волге, прогулками на «Дно», при благоприятных погодных — с ночными купаниями, многочисленными встречами и планами. Молодых режиссеров, призванных в пределы театра для детей, испытывают эскизами детских спектаклей (когда-то все предъявляли «Курочку Рябу», нынче лаборатория юных «праудинцев» покажет эскизы по рассказам классической литературы). Для большей сосредоточенности начинающих режиссеров и их артистов увозят на волжские острова, где на фоне гор и вод они сочиняют будущие эскизы и привозят их на материк уже сделанными.
-
Готовится к выходу молодежный номер «ПТЖ»
Готовится к сдаче в типографию новый № 69 «Петербургского театрального журнала». По традиции третий номер года самостоятельно сделан молодыми критиками, и одной из его тем стали взаимоотношения театра и реальности. Краткие комментарии на эту тему дали Анатолий Смелянский, Евгений Марчелли и Адольф Шапиро.
-
В Москве открылся ежегодный фестиваль молодой драматургии
С 3 по 9 сентября на «Любимовке» будут представлены 15 пьес, которые ридеры отобрали из 439 присланных на конкурс, и 7 внеконкурсных пьес, предложенных советом фестиваля. Внеконкурсную программу (в нее вошли пьесы опытных драматургов) составили руководители Театра.doc Елена Гремина и Михаил Угаров, директор фестиваля Александр Родионов, Кристина Матвиенко и арт-директор Елена Ковальская.
В рамках фестиваля пройдет круглый стол «Социальный проект и театр». Драматурги поделятся опытом социальной работы с детьми, заключенными, инвалидами.
По традиции «Любимовка» представляет и новые документальные проекты Театра.doc.
Узнать о фестивале подробнее и познакомиться с полной программой можно здесь.
-
Сегодня канун 1 сентября — Дня знаний. На Моховую съедутся, чтобы принять участие в общем собрании, педагоги СПГАТИ. И совсем скоро здесь стартует учебный процесс, в том числе, и театроведческий.
Поэтому нам кажется уместным не только пожелать всем его участникам продуктивной работы и достижения истинно творческих вершин, но также предложить читателям блога статью из № 67, в которой Марина Дмитревская делится своими давними соображениями о природе нашего общего дела — театральной критики...
С новым учебным годом вас, дорогие коллеги и читатели!
-
Премьера спектакля Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского в арт-пространстве «Легкие люди»
На минувших выходных Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский представили премьеру цикла пьес Марка Равенхилла «Shoot/Get Treasure/Repeat».
Театроведческих дискуссий на тему «театр это или не театр», слава богу, не будет. Во всех предпремьерных интервью авторы сами утверждают, что это не театр и обозначают особый жанр этого культурного события — «музей 16-ти пьес».
-
Режиссерская лаборатория в Улан-Удэ
Режиссерские лаборатории под руководством Олега Лоевского проходят по всей России в театрах больших и малых городов. В областные театры и в маленькие периферийные однажды приходит Лаборатория. Приезжают молодые режиссеры и за три-четыре дня делают эскизы спектаклей с труппой, ввязавшегося в этот эксперимент театра. По итогам, если театр в этом заинтересован, лучшие эскизы попадают в репертуар, остальные, соответственно, не попадают, но и режиссеры и артисты, участвовавшие в них, получают бесценный опыт. В некоторых городах (например, в Южно-Сахалинске, Красноярске, Омске, Перми) лаборатории проводятся не первый раз. Театр уже знает, с чем столкнется, уже готов три дня работать на пределе возможностей, актеры заранее присматриваются к молодым режиссерам, стараясь угадать, какой из них сделает не только эскиз, но еще и спектакль.
-
В Санкт-Петербургском Государственном музее театрального и музыкального искусства открылась выставка, посвященная 100-летию Натальи Дудинской
«Она горит, когда творит на сцене» — писала об одной из своих любимейших учениц Агриппина Ваганова. Наделенная пылким темпераментом, легенда ленинградского балета Наталья Дудинская со страстной любовью относилась к своей профессии. Диапазон ролей знаменитой прима-балерины Театра имени Кирова, которую называли «королевой быстрых темпов», варьировался от героических до лирических; ей одинаково виртуозно давались партии как в классических, так и в современных постановках. Коллеги вспоминают о Дудинской с восхищением: не только в мастерстве, в отточенности техники, но и в упорстве, целеустремленности, выдержке ей не было равных.
-
Одаренные публицисты, талантливые филологи, честные журналисты, культурная общественность России и постсоветского пространства, звезды мирового масштаба — все эти люди подвергли исчерпывающему анализу финал (или предфинал?) отвратительно-бездарной пьесы «Хамсуд», порочащей высокий жанр. Жанр абсурда.
Нетитулованные совестливые люди страны, избегая сложной лексики, употребляют по данному мегаповоду общепринятый в России снизу доверху уличный ненорматив. То бишь, мат!
Три копейки куцеватых своих мыслей глупо подкидывать к пригоршням монет более высокого достоинства. Смешно соревноваться с Быковым, или Тимофеевским, или тем же Архангельским. Не стану.
Но и промолчать не могу, потому что и так молчу с 6 апреля 2011 года.
-
В архиве появился № 64. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Сегодня в Москве прощаются с Петром Наумовичем Фоменко — выдающимся режиссером современности, героем многих наших публикаций, которого совсем не давно мы поздравляли с 80-летием...
На страницах блога «ПТЖ» дань памяти Петру Наумовичу отдает актриса Санкт-Петербургского театра Комедии Ольга Антонова.
комментарии