Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ДОРОГОЙ ЭДУАРД СТЕПАНОВИЧ!

    Сегодня 75 лет Э. С. Кочергину. И я хочу его, дорогого Эдуарда Степановича, великого театрального художника и всесторонне награжденного писателя, а еще, на секундочку, моего крестного и крестного редакции «Петербургского театрального журнала», поздравить. Вот так, в общем, незамысловато.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ВСЕ ТЕМИ ЖЕ КЛЮЧАМИ

    Людмила Улицкая. «Зеленый шатер».
    Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
    Режиссер Анджей Бубень, художник Елена Дмитракова

    Обращение Анджея Бубеня, несколько лет назад столь успешно подобравшего ключи к самому несценичному из романов Улицкой, «Даниэль Штайн, переводчик», к ее же «Зеленому шатру» — ожидалось как своеобразное продолжение творческих взаимоотношений между автором и режиссером, а также между театром и современной прозой. Поэтому, когда я шла на премьеру в Балтдом, главный интерес заключался не в том, «про что Бубень поставит Улицкую», а в том, «как театр адаптирует прозу и что из этого получится». И тут сюрприза не вышло. Бубень попытался открыть роман все теми же ключами.

    Читать дальше | Комментарии 19 комментариев
  • А ЗАТЕМ — ПУРГАРЕ...

    Жан-Батист Мольер «Мнимый больной».
    Театр Эстрады им. Аркадия Райкина.
    Режиссер Нина Чусова, художники Ольга Шаимелашвили, Петр Окунев

    Начну с хорошей новости — то, что играют в Театре Эстрады под названием «Мнимый больной», не имеет с пьесой Мольера практически ничего общего.

    Поначалу кажется, что Чусова, по своему обыкновению, занялась активным переосмыслением классического текста. Так, в первой же сцене мы видим младенца-Аргана, которого строгая маменька не выпускает из кровати, пугая болезнетворными бактериями и смертельными недугами. На этом огромном ложе, занимающем почти все зеркало сцены, и будет впоследствии разворачиваться действие спектакля, а главного героя, так и не повзрослевшего, сыграет тот же актер, что изображал «младенца».

    Читать дальше | Комментарии 19 комментариев
  • ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ ИЗ ПЕТРОЗАВОДСКА

    После семилетнего перерыва в столице Карелии возобновлен Международный фестиваль камерных спектаклей «Ламбушка»

    «Ламбушка» (см. с финского — lambо, с карельского — lambi, озеро) — некогда была театральным фестивалем Северо-Запада. Где этот Северо-Запад? Миновали годы, с последней «Ламбушки» прошло семь лет (никто не финансировал), и усилиями петрозаводского СТД, при практической помощи карельского МК (федералы обещали деньги и не дали) фестиваль состоялся в этом году — с 7 по 12 сентября. Статус международного ему придало участие коллективов из Сербии, Финляндии и Германии. В организации и проведении помогали все наличные театральные силы Петрозаводска — Музыкальный театр, Творческая мастерская (теперь Театр драмы), Национальный театр и Театр кукол, а во главе — Союз театральных деятелей.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ

    Карло Гольдони «Трактирщица».
    Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Новая сцена).
    Режиссер Андрей Прикотенко, художники Ольга Шаишмелашвили, Пётр Окунев

    БДТ открыл новый сезон и новую площадку, и сделал это красиво, если не сказать изящно. Премьера состоялась в Каменноостровском театре, об открытии которого после нешуточной реконструкции так долго говорили, в памятнике русского деревянного зодчества, изрядно перекроенном изнутри и зарывшемся подсобными помещениями вглубь островных болот.

    Хитрый Андрей Прикотенко во-первых сместил акцент прославленного театра в качественную антрепризу, пригласив из разных петербургских театров актеров, которые ему подвластны и приятны. Во-вторых, он превратил Большой Драматический — в театр драмы и комедии, поставив комедию с такой изрядной долей иронии и актуализации, что от привычной чопорности БДТ здесь и следа не осталось. Даром что на новой сцене и весьма оригинально сыграно.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В ЕКАТЕРИНБУРГЕ СТАРТОВАЛ VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ»

    Фестиваль, открывшийся 14 сентября, приурочен к 80-летию Екатеринбургского театра кукол. В нем примут участие театры из 8-ми стран и 8-ми городов России. В их числе — и герои наших публикаций: «Колобок» Большого Театра кукол в постановке Руслана Кудашова, «Пиковая дама» Олега Жюгжды из белорусского Гродно и челябинское «Удивительное путешествие кролика Эварда» Александра Борока.

    Познакомиться с программой «Петрушки Великого» более подробно можно здесь.

    А с комментариями очевидцев фестиваля - у нас в блоге!

    Читать дальше | Комментарии 17 комментариев
  • «МЕДНЫЙ ГОГА» В ТЕАТРЕ КОЧЕРГИНА

    В Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеке открылась выставка «Театр Эдуарда Кочергина»

    К 75-летнему юбилею народного художника России Эдуарда Кочергина, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственных и международных премий, готовится череда внушительных торжеств и солидных поздравлений — в том числе и в Москве, и тем милее совсем небольшая, но очень «петербургская» выставка, которая открылась 12 октября в нашей театральной библиотеке. Она посвящена первой работе художника на сцене БДТ — костюмам к спектаклю Георгия Товстоногова 1972 года «Генрих IV»...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • VI «ГАВРОШ» — НЕМЕЦКИЙ СЕЗОН

    Московский Международный фестиваль спектаклей для детей пройдет в рамках Года Германии в России

    Сегодня в Москве открывается очередной «Гаврош», посвященный немецкому театру для детей. Экспертным советом отобраны и приглашены в программу спектакли из Дрездена, Фрайбурга, Хамма и Берлина. В диалоге с ними — спектакли из Иваново, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону и Москвы.

    В программе «Гавроша»-2012 — несколько концептуальных направлений: «Классика в новом формате», «Маленький размер», «Дети в социуме», «Больная тема», «Премьера». Участников и гостей ждет также традиционно насыщенная спецпрограмма фестиваля (особенный интерес, на наш взгляд, представляет такой ее пункт, как документальный детский театр, проект международной драматургической программы «Премьера PRO»).

    Подробно познакомиться с программой фестиваля можно здесь.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ЛЕЧАТ ИХ ГОГОЛЕМ

    Корней Чуковский «Айболит».
    Большой театр кукол.
    Режиссер Руслан Кудашов, композитор Ренат Шавалиев

    «Слава, слава докторам!» — запевает хор молодых врачей в белых халатах. «Слава...» — поскрипывает в такт скрюченная старушка-медсестра с клюкой наперевес. «Слава докторам» — основная идея, интонация (внимание!) «патетической оратории для хора работников медицинских учреждений в одном действии» под названием «Айболит», которую поставил Руслан Кудашов вместе с замечательными и талантливыми людьми — от аниматоров до композиторов. Такой вот сложный музыкальный жанр для детей, полностью выдержанный, без скидок на возраст. Естественно, это история не про убеленного сединами Айболита, окруженного пушистыми хомячками и медведицами.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ПРАЖСКАЯ ЛЕГЕНДА

    «Принц Брунцвик и его лев».
    Театр MINOR (Прага).
    Сценография и постановка Ян Йирку, куклы Роберт Смолик, музыка Далибор Муха, Томаш Выхитил

    Есть в центре чешской столицы, в самом сердце ее, мост. Названный в честь Карла Великого, полный тайн и загадок, — символ красавицы Праги, непременный атрибут ее, даже фетиш. Прочный и основательный, он украшен множеством скульптур, среди которых — исключительно выдающиеся личности, полумифологические и мифологические фигуры: от святого Яна Непомуцкого и национального героя Яна Гуса до Иисуса Христа. Одна, из них, вынесенная за пределы моста, чуть ли не самая знаменитая — фигура рыцаря Брунцвика.

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • «ЗОЛОТАЯ РЕПКА» — 2012

    В Самаре открылся Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей «Золотая репка»

    Сегодня в Самаре открылся фестиваль «Золотая репка». Юбилейный. Десятый. Международный.

    А вообще «Репке» 18 лет, и когда-то театр СамАрт и драматург Михаил Бартенев придумали ее как детскую «Золотую маску». Амбиции ушли, а фестиваль остался, развился и стал фестивалем-лабораторией. И раз в два года, бабьим летом, «Репка» становится праздником для хозяев и гостей. Со спектаклями, обсуждениями, поездками по Волге, прогулками на «Дно», при благоприятных погодных — с ночными купаниями, многочисленными встречами и планами. Молодых режиссеров, призванных в пределы театра для детей, испытывают эскизами детских спектаклей (когда-то все предъявляли «Курочку Рябу», нынче лаборатория юных «праудинцев» покажет эскизы по рассказам классической литературы). Для большей сосредоточенности начинающих режиссеров и их артистов увозят на волжские острова, где на фоне гор и вод они сочиняют будущие эскизы и привозят их на материк уже сделанными.

    Читать дальше | Комментарии 17 комментариев
  • ТЕАТР И РЕАЛЬНОСТЬ

    Готовится к выходу молодежный номер «ПТЖ»

    Готовится к сдаче в типографию новый № 69 «Петербургского театрального журнала». По традиции третий номер года самостоятельно сделан молодыми критиками, и одной из его тем стали взаимоотношения театра и реальности. Краткие комментарии на эту тему дали Анатолий Смелянский, Евгений Марчелли и Адольф Шапиро.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЛЮБИМОВКА» — 2012

    В Москве открылся ежегодный фестиваль молодой драматургии

    С 3 по 9 сентября на «Любимовке» будут представлены 15 пьес, которые ридеры отобрали из 439 присланных на конкурс, и 7 внеконкурсных пьес, предложенных советом фестиваля. Внеконкурсную программу (в нее вошли пьесы опытных драматургов) составили руководители Театра.doc Елена Гремина и Михаил Угаров, директор фестиваля Александр Родионов, Кристина Матвиенко и арт-директор Елена Ковальская.

    В рамках фестиваля пройдет круглый стол «Социальный проект и театр». Драматурги поделятся опытом социальной работы с детьми, заключенными, инвалидами.

    По традиции «Любимовка» представляет и новые документальные проекты Театра.doc.

    Узнать о фестивале подробнее и познакомиться с полной программой можно здесь.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • С НОВЫМ УЧЕБНЫМ ГОДОМ, ТЕАТРОВЕДЫ!

    Сегодня канун 1 сентября — Дня знаний. На Моховую съедутся, чтобы принять участие в общем собрании, педагоги СПГАТИ. И совсем скоро здесь стартует учебный процесс, в том числе, и театроведческий.

    Поэтому нам кажется уместным не только пожелать всем его участникам продуктивной работы и достижения истинно творческих вершин, но также предложить читателям блога статью из № 67, в которой Марина Дмитревская делится своими давними соображениями о природе нашего общего дела — театральной критики...

    С новым учебным годом вас, дорогие коллеги и читатели!

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • SHOULD/ GET PLEASURE/ INDEED

    Премьера спектакля Дмитрия Волкострелова и Семена Александровского в арт-пространстве «Легкие люди»

    На минувших выходных Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский представили премьеру цикла пьес Марка Равенхилла «Shoot/Get Treasure/Repeat».

    Театроведческих дискуссий на тему «театр это или не театр», слава богу, не будет. Во всех предпремьерных интервью авторы сами утверждают, что это не театр и обозначают особый жанр этого культурного события — «музей 16-ти пьес».

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОТ ТЕАТРАЛЬНОЙ АНЕМИИ

    Режиссерская лаборатория в Улан-Удэ

    Режиссерские лаборатории под руководством Олега Лоевского проходят по всей России в театрах больших и малых городов. В областные театры и в маленькие периферийные однажды приходит Лаборатория. Приезжают молодые режиссеры и за три-четыре дня делают эскизы спектаклей с труппой, ввязавшегося в этот эксперимент театра. По итогам, если театр в этом заинтересован, лучшие эскизы попадают в репертуар, остальные, соответственно, не попадают, но и режиссеры и артисты, участвовавшие в них, получают бесценный опыт. В некоторых городах (например, в Южно-Сахалинске, Красноярске, Омске, Перми) лаборатории проводятся не первый раз. Театр уже знает, с чем столкнется, уже готов три дня работать на пределе возможностей, актеры заранее присматриваются к молодым режиссерам, стараясь угадать, какой из них сделает не только эскиз, но еще и спектакль.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ЧЕСТЬ «КОРОЛЕВЫ БЫСТРЫХ ТЕМПОВ»

    В Санкт-Петербургском Государственном музее театрального и музыкального искусства открылась выставка, посвященная 100-летию Натальи Дудинской

    «Она горит, когда творит на сцене» — писала об одной из своих любимейших учениц Агриппина Ваганова. Наделенная пылким темпераментом, легенда ленинградского балета Наталья Дудинская со страстной любовью относилась к своей профессии. Диапазон ролей знаменитой прима-балерины Театра имени Кирова, которую называли «королевой быстрых темпов», варьировался от героических до лирических; ей одинаково виртуозно давались партии как в классических, так и в современных постановках. Коллеги вспоминают о Дудинской с восхищением: не только в мастерстве, в отточенности техники, но и в упорстве, целеустремленности, выдержке ей не было равных.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ЖДИТЕ ОТВЕТА, НЕ ЖДИТЕ ОТВЕТА, НЕ ЖДИТЕ ОТВЕТА...

    Одаренные публицисты, талантливые филологи, честные журналисты, культурная общественность России и постсоветского пространства, звезды мирового масштаба — все эти люди подвергли исчерпывающему анализу финал (или предфинал?) отвратительно-бездарной пьесы «Хамсуд», порочащей высокий жанр. Жанр абсурда.

    Нетитулованные совестливые люди страны, избегая сложной лексики, употребляют по данному мегаповоду общепринятый в России снизу доверху уличный ненорматив. То бишь, мат!

    Три копейки куцеватых своих мыслей глупо подкидывать к пригоршням монет более высокого достоинства. Смешно соревноваться с Быковым, или Тимофеевским, или тем же Архангельским. Не стану.

    Но и промолчать не могу, потому что и так молчу с 6 апреля 2011 года.

    Читать дальше | Комментарии 22 комментария
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 64

    В архиве появился № 64. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ПАМЯТИ ПЕТРА ФОМЕНКО

    Сегодня в Москве прощаются с Петром Наумовичем Фоменко — выдающимся режиссером современности, героем многих наших публикаций, которого совсем не давно мы поздравляли с 80-летием...

    На страницах блога «ПТЖ» дань памяти Петру Наумовичу отдает актриса Санкт-Петербургского театра Комедии Ольга Антонова.

    Читать дальше | Комментарии (0)