Корней Чуковский «Айболит».
Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, композитор Ренат Шавалиев
«Слава, слава докторам!» — запевает хор молодых врачей в белых халатах. «Слава…» — поскрипывает в такт скрюченная старушка-медсестра с клюкой наперевес. «Слава докторам» — основная идея, интонация (внимание!) «патетической оратории для хора работников медицинских учреждений в одном действии» под названием «Айболит», которую поставил Руслан Кудашов вместе с замечательными и талантливыми людьми — от аниматоров до композиторов. Такой вот сложный музыкальный жанр для детей, полностью выдержанный, без скидок на возраст. Естественно, это история не про убеленного сединами Айболита, окруженного пушистыми хомячками и медведицами. Больше напоминает советский блокбастер «Открытая книга» — о героическом подвиге первых микробиологов в борьбе против эпидемий холеры и чумы в степях Туркестана. Особенно, если Айболит выглядит как индийский йог — с длиннющей белой бородой и босыми ногами — который лечит наложением рук. И подобный перенос смыслов, та свобода, которую позволяет себе режиссер, работая с классикой детской литературы… она впечатляет.
Вот мультяшный самолет летит по белому полотнищу и скидывает на землю несколько ящиков. Десант запущен. Из ящиков вылезет толпа врачей и начинает «лечить» музыкой. Руслан Кудашов не в первый раз свободно соединяет в одном пространстве людей, теневой театр, плоские, шарнирные куклы, но, Боже, как же это красиво. Какая-то чрезмерная красота в том, как выдержана черно-белая гамма спектакля — эти вертикальные полотна с лаконичным геометрическим орнаментом, белые халаты хора врачей, полупрозрачные серые тени животных, черные, огромные, вырезанные из картона волны и горы, микробы в человеческий рост, больше похожие на черные африканские маски смерти с загадочным сложным белым узором. Утонченность европейского дизайна, иногда подкрашенная яркими пятнами ультрафиолета африканских джунглей (художественное оформление — Руслан Кудашов).
Удивительно, как драматизм и патетика этого сочинения высекаются из детского сюжета, подложенного под сочиненную музыкальную историю. Это — еще одно путешествие — от героических мотивов будто советской патетической симфонии до африканских тамтамов и расслабленного рэгги (композитор этого волшебства Ренат Шавалиев, музыкальное оформление спектакля — Владимир Бычковский). Дети увлечены этой музыкой, откликаются на ее развитие, напряженно следят за борьбой Айболита против огромных микробов, смеются и пританцовывают, когда группа товарищей в белых халатах пускается в пляс. И непонимающе оборачиваются на странного взрослого, который хохочет от того, что ему на фразе «и лечит их гоголем, лечит их моголем, гоголем-гоголем» показывают портрет Гоголя. Но это и правда — очень смешно.
Здесь вообще произведена тонкая работа с детским сознанием. Вместо толп плюшевых бегемотиков, страусят и тигров основными действующими лицами стали врачи. Работа молодых актеров БТК безупречна в этом едином, коллективном сочинении. Здесь даже Айболит не сильно выделяется из команды в белых халатах. Каждый из них — оригинален (усатая «девушка», игриво раскидывающая по плечам длинные волосы своего парика — выше всяких похвал), но вместе — они сила. Есть какая-то убедительная мощь в этом спектакле, наполненном иронией, шутками для взрослых, и вместе с тем — цельном по идее и интонации. Как странно, что работа над созданием героических мифов сместилась в область детского театра. Только он оказывается свободен от двойных стандартов этого мира. Здесь, и правда, — врачи — герои. Вылечили, сели в самолет, полетели дальше. Земля большая, дети и звери болеют часто. Прилетай, Айболит. Прилетай.
Отдельное спасибо Ренату Шавалиеву! Потрясающая музыка! Спасибо!
А вот мы с детьми остались очень-очень довольны!!! Кудашовская трупа как всегда с лихвой оправдала наши ожидания. Удивило только, что в афише на «билетере» написано «возраст от 4 лет» — мы засомневались, стоит ли со своими 9-летними коровами идти… Но здравый смысл победил — мы сходили. Дети смотрели, открыв рты, не отрываясь, увлеченные необычным сочетанием пантомимы и мультипликации. Взрослые: смеялись от души; предвкушали, чем же еще их сегодня удивят; смахивали слезу.
Спасибо Вам большое, ребята!
Как интересно! Похоже, что мне, как всегда, показали другой спектакль… Врачебный консилиум под управлением Р.Р.Кудашова в очередной раз ланцетом вскрыл как общие проблемы современного театра кукол, так и проблемы БТК…
Во-первых и в главных. Безадресность. Как ни крути, но если ты делаешь спектакль для детей, то нужно учитывать множество деталей, помимо взятого литературного материала. Я долго пыталась понять, для какого возраста будет целиком и полностью интересен этот спектакль, кто в состоянии оценить все нюансы. В конце-концов поняла — студенты театральных ВУЗов, педагоги, критики и некоторые родители. Вот адресная группа. Подготовленная, разогретая, которая понимает, что такое «групповой этюд наблюдения за людьми» — задание первого курса, основной прием спектакля. Про актеров вроде ничего плохого не скажешь — хорошо поют хором и по голосам, старательно исполняют наноэтюдики характеров. Мило, свежо, по-студенчески…Стоп! По-студенчески? Но ведь ребята уже далеко не студенты, они законная труппа театра. Однако, помимо микрозарисовок на 20 секунд сценического времени, индивидуальных работ что-то не видно.
Неудобно получилось с композитором — Ренат Шавалиев наверное написал вокальные партии и некоторые музыкальные куски, но в афише он значится как композитор спектакля. А кроме оригинальной музыки там много и подбора. Так что если верить афише, получается что и Тибетское танго Ренат написал и Паскаль Комелад — его второе имя…Тут претензии скорее к составителям афиши, невольно вводящим зрителя в заблуждение.
Еще одна особенность — бескуколье. Да, там нет «плюшевых зверушек» Там есть эпизодические черно-белые куски пластика, теневые и открытые, выполненные в форме зверей и африканских масок, которые мучительно мешают молодым артистам, показываются на секунды и очень похожи на отмазку. Не буду цитировать М.М.Королева, но замечу, что, например, РАМТовское одеяло из «Кота, который гулял сам по себе» гораздо ближе к условности театра кукол и необходимее на сцене, чем, например, огромная пластиковая зайчиха (вынесли, подержали в руках, петь мешает, унесли) или плоский бегемот на роликовой доске (вывезли, поговорили за ним, увезли).
Еще одна не лучшая традиция унаследована уже от «старорежимного БТК» — бессюжетность. Сюжет есть в литературном материале, из него не выкинуто ни строчки, но он погребен под немыслимым количеством фишечек, мулечек, приемчиков, которые хороши сами по себе, но … Когда первые четыре строчки разыгрываются 15 минут сценического времени, устаешь ждать, где же добрый доктор и когда же он уже наконец придет??? А потом как будто время поджимает и вообще надоело, включается ускоренная перемотка и все быстренько закругляется к хеппи-энду. Кстати, про хеппи-энд…в спектакле особо смакуется сцена-страшилка болезней. Под мрачное «Тибетское танго» увеличенные не то блохи и лямблии, не то африканские культовые маски религии вуду страшным речитативом гипнотизируют детей до гробового молчания. Кое-кто плакал от страха (в зале при мне были в основном дети от 4 до 7-8 лет). И общая детская реакция — вслух, из разных концов зала :»Они умерли?!» когда обессиленные в борьбе доктора рухнули всем скопом на пол. И уже не поднимает на уровень ликования финал — все вполне скромно — ну, победили…
Очень интересно было бы узнать, какие впечатления останутся у (вроде бы) главной аудитории спектакля — у детей. О чем они будут вспоминать, о чем расскажут родителям.