Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ДОКТОР СТОКМАН НЕ ВЫХОДИТ НА БОЛОТНУЮ

    Г. Ибсен. «Враг народа».
    Малый драматический театр — театр Европы.
    Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.

    С чего это некоторые рецензенты взяли, что доктор Стокман выходит на Болотную? Что будто Додин поставил политический спектакль? Вот ровно наоборот. Додин — не про Болотную, он про надмирного мессию — вне политических разборок, вне какого бы то ни было — сплоченного или разобщенного, кремлевского или болотного — большинства. Потому что любое большинство всегда голосует за Варраву, он вождь толпы (текст Ибсена в эту сторону дописан и развит), а Додина интересует Иисус.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • «ВСЯКИЙ ПЕРЕД ВСЕМИ ЗА ВСЕХ И ЗА ВСЕ ВИНОВАТ...»

    А. Польц. «Женщина и война».
    Малый драматический театр — театр Европы.
    Режиссер Наталья Колотова.

    МДТ, как известно, затеял большой, рассчитанный на год, проект «Мы и они = Мы» (фестиваль современной национальной драматургии, прозы и поэзии). Впечатление от двух уже исполненных эскизов молодые театроведы явили здесь.

    Продолжение, как коллеги верно заметили, неизбежно последовало.

    Читать дальше | Комментарии 14 комментариев
  • НОВАЯ ЖЕРТВА СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ

    А. Володин. «Пять вечеров».
    «Ленком».
    Режиссер Андрей Прикотенко, художники Ольга Шаишмелашвили и Петр Окунев.

    В ленкомовской программке выражены благодарности Сахаровскому центру и «Мемориалу», в фойе перед спектаклем можно увидеть выставку из истории ГУЛАГа, а затем уже на сцене возникают проекции фотографий знаменитых сталинских узников. Тайна семнадцатилетнего отсутствия героя пьесы Ильина и его запоздалого возвращения в родной Ленинград перестает быть тайной. К Тамаре приходит не просто бывший зэк, но человек, у которого лагерь, кажется, навсегда въелся в поры и в душу. Да и сам облик ленинградской Тамариной квартиры более всего напоминает зону (сценография Ольги Шаишмелашвили и Петра Окунева).

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ВСЯКИЙ ПОВОД

    No name. «Тень дерева».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Мария Романова, художник Павел Семченко.

    Давайте признаемся: быть женщиной тяжело. Вдвойне — свободной женщиной художественного толка. Той, что чувствует себя исключительной. Такие женщины часто намеренно раздражают в себе струну неврастении, падают в обмороки, бреются налысо, надевают красные шаровары и начинают искать в районе пупка чакру, отвечающую за чувственные энергии. Они склонны к перепадам настроения, у них всегда если не депрессия, то меланхолия.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • В РОССИИ ВСЕГДА ВРЕМЯ ЖЕНЩИН

    Е. Чижова. «Время женщин».
    Магнитогорский драматический театр им. А. С. Пушкина.
    Автор инсценировки, режиссер и художник — Алексей Вотяков.

    Магнитогорская драма памятна фестивалем «Театр без границ» и периодом своего расцвета времен Валерия Ахадова—Фариды Муминовой—Сайдо Курбанова. И еще — нашумевшим спектаклем «Гроза» в постановке Льва Эренбурга, с которым магнитогорцы объехали, наверное, полмира. Сейчас театром руководит известный режиссер Максим Кальсин. При театре обучается актерский курс под руководством Григория Козлова. Помимо главного ставят и приглашенные режиссеры. А спектакль «Время женщин» поставил главный художник театра Алексей Вотяков, талантливый и востребованный сценограф. Это его режиссерский дебют. Что вдруг его потянуло в режиссуру?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТАРИК И МОРЕ

    В цирке на Фонтанке прошла пресс-конференция нового художественного руководителя Вячеслава Полунина

    У Славы Полунина теперь имидж старика, седобородого, как лунь, бога Саваофа. При этом — море планов, которыми он делился на пресс-конференции в день отчаянного полнолуния 26 февраля. По мне так хорошо, если исполнится хотя бы сотая часть из того, о чем Полунин говорил. Если приедут все лучшие клоуны мира и проведут мастер-классы, Михаил Шемякин и посвященный накануне в члены Академии дураков Борис Гребенщиков встретятся в одном спектакле, а... А! Аааа!.. Слушая Славу, можно улететь далеко-далеко, для него как бы нет нерешаемых проблем, включая смену кресел амфитеатра: «Если я не достану на это денег у государства, объявим, что билет на премьеру будет стоить одного стула. Человек заплатит, скажем, 100 евро, его имя будет написано на кресле — и так партер наполнится стульями-билетами-премьерными зрителями». Аааа! Можно, я первая в очереди, возьмите мои 100 евро, которых у меня нет, но возьмите! Слава — тот самый персонаж, которому все готовы отдать даже то, чего нет, так что за кресла в партере я спокойна: люди отдадут кровные в обмен на радость.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • КАКИЕ, НА ХРЕН, ЭЛЬФЫ?..

    Я. Пулинович. «Как я стал...».
    Красноярский ТЮЗ.
    Режиссер Артем Терехин, художник Евгений Лемешонок.

    Она его бросила, он увлекся другою, та ответила ему взаимностью и даже доверила все свои сбережения, он ее предал и исчез с деньгами, потом раскаялся, но было поздно...
    Сюжет настолько банален, что в форме читки на двух драматургических лабораториях в минувшем сентябре — на «Любимовке» и «Вешалке» в Красноярском ТЮЗе — пьеса Ярославы Пулинович «Как я стал...» меня, мягко говоря, не впечатлила...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • МАКАРУНЫ, МАКАРОНЫ, ПАСТА

    М. Палей. «Long distance, или Славянский акцент».
    Театр для детей и молодежи (Кемерово).
    Режиссер Ирина Латынникова, художник Светлана Нестерова.

    В Кемерово на 500 000 жителей — четыре государственных театра: музыкальный, драматический, кукольный и молодежный. И если музыкальная комедия и драма давно сдали свои позиции, то коллективы под руководством Д. С. Вихрецкого и Г. Л. Забавина с каждым годом увеличивают количество фестивалей и собранных на них призов. Так, последняя детская премьера «Молодежки» взята в конкурс «Арлекина», а взрослая — на фестиваль в Омск.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ АЛЕКСЕЯ ЗАЛИВАЛОВА

    Шесть месяцев назад, в августе 2012-го, не стало Алексея Заливалова. Он мало прожил — 54 года.

    Однажды (когда Леше было лишь 33, но его работа в музыке, в кино, в театре уже принесла ему известность) мы проговорили с ним чуть не целую летнюю ночь — под запись. Потом это было напечатано в газете «Антракт».

    Сегодня некоторые фразы того разговора звучат по-особому.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕННАДИЯ АБРАМОВА

    Балетмейстеру Геннадию Абрамову — 75 лет. Мы поздравляем Геннадия Михайловича с юбилеем и предлагаем читателям нашего блога интервью с этим выдающимся теоретиком, философом, подвижником современного танца в России.

    Читать дальше
  • ИГЛА КАК ИГРА И ИГРА КАК ИГЛА

    21 февраля в Театральном музее открылась выставка «Марина Азизян. Театр книги»

    Вообще-то на открытии Марина Цолаковна говорила, что просила перенести мероприятие — «сегодня черный для всех нас день», ушел Леша Герман... Но вернисаж состоялся, и, устроенная издательством Вита Нова презентация книги, точнее, книг, проиллюстрированных Азизян, состоялась тоже.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • УМЕР АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-СТАРШИЙ

    Умер великий режиссер.

    Утро его смерти омрачено в Интернете страстями и разборками кино-братии. Их спровоцировало утреннее выступление Германа-младшего, лишь отчасти понятное людям, далеким от взаимоотношений в киношной среде, возбуждающее кровожадно-коммунальное любопытство: «Что? Где? Когда? О ком?» — и не позволившее сегодня утром всем нам сделать паузу: УМЕР ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР.

    Паузу, которой так владел в своем искусстве Алексей Герман-старший.

    Паузу...

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ПАМЯТИ ГАЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ЛАПКИНОЙ

    (2 декабря 1921 — 19 февраля 2013)

    Похороны назначены на воскресенье, 24 февраля.

    11.30 Гражданская панихида. Учебный театр. Моховая ул., 35.
    13.00 Отпевание. Храм Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Шпалерная ул., 35А.
    14.00 Отъезд от Храма на Волковское кладбище для захоронения.

    Когда я учился в аспирантуре, я поссорился с коллегой, с которой мы до этого были в прекрасных человеческих отношениях, и Галина Алексеевна с горькой обидой, жестко и особенно печально мне сказала: «Ваше поколение... Вы не умеете дружить!»

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • О ЧЕМ МЕЧТАЮТ АНДРОИДЫ

    Г. Ибсен. «Кукольный дом».
    Театр «Приют Комедианта».
    Режиссер Юрий Квятковский, художник Полина Бахтина, видеоарт — Ян Калнберзин.

    «Кукольный дом» Юрия Квятковского оставляет бодрящее ощущение чего-то, сделанного «не по правилам». Обычно такого рода художественные удачи случаются, когда автором спектакля вдруг становится художник, музыкант, кинорежиссер, наконец, или целая команда других «чужаков». Квятковский и его режиссура производят впечатление такого «инородного тела». Хотя мы и знаем, что это совсем не так. Режиссер — выпускник курса Марины Брусникиной и Романа Козака, театру вовсе не чужой, много играет в кино и спектаклях МХТ. Просто в театральной среде появляется все больше людей, чьи вкусы, интересы, образ мыслей, жизни не определяются одной только театральной средой, в чем-то ее игнорируют. Как и в «Копах в огне» (сама не видела, но читала и слышала), в «Кукольном доме» многое выдает и обнаруживает как связь режиссера с рэп-тусовкой, так и связь соавтора — художницы Полины Бахтиной — с арт-дизайном, рекламой и телевидением. Отсюда то экстремистское решение, которым испытывают несущую конструкцию пьесы Ибсена, и она его выдерживает. Может быть, не полностью, но почти.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ГАМЛЕТ И ДОН КИХОТ

    Вен. Ерофеев. «Москва — Петушки».
    Театр «Мастерская».
    Спектакль сочинили Григорий Козлов, Евгений Перевалов, Алена Артемова.

    Он, Веничка, не упомянул, но мы-то все равно помним, что у Ивана Тургенева, помимо стихотворений в прозе, есть такая статья — «Гамлет и Дон Кихот». И противопоставляет в ней орловский дворянин, гражданин прекрасной Франции два вечных образа, доминанта одного из которых — вечная возня с самим собой, другого — вера в истину вне отдельного человека. Евгений Перевалов доказывает эмпирически, что оба они могут ужиться в одном. И если тошнит его бедного Веничку, то как будто не с перепоя, а от того, что толкаются внутри непримиримые, несовместимые персоны. От того, что кого и чего только не намешано в его набухшей душе. Как в стакане с коктейлем «Иорданские струи». Или в постмодернистском тексте, пенящемся от незакавыченных цитат. Широк человек. И актер мастерски мерцает его гранями.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПЛОХОЙ КОНЕЦ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ХОРОШИМ

    Б. Брехт. «Добрый человек из Сезуана».
    Московский драматический театр имени А. Пушкина.
    Режиссер Юрий Бутусов, художник Александр Шишкин.

    Видимо, в Москве этой брехтовской пьесе суждено оформляться в спектакли-события. Постановка Юрия Бутусова в Театре имени Пушкина, в отличие от легендарной, любимовской, не стала вехой рождения нового театрального организма. Однако, оказав театру на Тверском бульваре высокую честь и подтвердив отличные возможности здешней труппы, она стала очевидным событием. Просто высочайшего пилотажа спектакль, не меньше!

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ВЫ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ SISU?

    «Аллегро» (драматический сценарий — Марина Смыслова).
    «Петербургская документальная сцена» (Балтийский дом).
    Режиссер Михаил Патласов, художник Любовь Полуновская.

    Организаторы спектакля Петербургской документальной сцены в «Балтийском доме» практически «запрограммировали» первые фразы рецензии на их новый проект «Аллегро». Как-то так: «В фойе помещены огромные белые пустые листы бумаги, на которых зрителям, ожидающим начала, предлагается написать или нарисовать, что они знают о Финляндии. И зрители, разумеется, оставляют там ожидаемые туристские банальности: тихий отдых, очередь на границе, молоко Valio, водка Кoskenkorva, карельские пирожки, сауна и т. п.». Следующей фразой рецензента должно быть: «Но уходя со спектакля, зрители знают гораздо больше о нашем северном соседе и его людях». Может быть, кто-то, действительно, больше узнает о советско-финской войне 1939–1940-го, задумается о тех, кто потерял свои дома на Карельском перешейке и теперь возвращается посмотреть на полуразрушенные фундаменты...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОГО НЕСЧАСТЬЯ

    13 февраля, в день 130-летия Евгения Вахтангова, театр его имени сыграл премьеру «Евгения Онегина»

    А. Пушкин. «Евгений Онегин». Сцены из романа в двух частях.
    Театр им. Е. Вахтангова.
    Режиссер Римас Туминас, художник Адомас Яцовскис.

    Энциклопедия русской страсти и хандры. «Евгений Онегин» Римаса Туминаса претендует на любую из этих формулировок и даже на первородную, от Виссариона Белинского — «энциклопедия русской жизни». В связи с этим опять скажут, что литовский режиссер возвел поклеп на все русское. Еще бы, когда на этот раз Туминас пошел ва-банк! Это вам даже не Лермонтов, а Пушкин и его роман, «наше все» в квадрате. В невозмутимой готовности к очередной порции обвинений Туминас выпускает в финале огромное чучело бурого медведя на деревянной подставке с колесиками, и милая девушка кружится по сцене в его когтистых объятьях, а затем под ручку (под лапку) уходит в глубину, в долгий супружеский путь.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 66

    В архиве появился № 66. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • ПЕРМСКАЯ «СЦЕНА-МОЛОТ» БЕЗ БОЯКОВА

    В последнем сезоне в пермском Театре-Театре и примыкающей к нему «Сцене-Молот» произошли радикальные изменения. Сменился директор: на эту должность заступил режиссер Владимир Гурфинкель. Переехав в Москву, оставил за собой пост худрука Борис Мильграм. Ушел с поста главрежа Владимир Золотарь. Отказался от «Сцены-Молот» Эдуард Бояков, ушел и ее главный режиссер Дамир Салимзянов. Как развиваться дальше «пермской падчерице» Э. Боякова, которая часто донашивала одежды «Практики»?

    Читать дальше | Комментарии (1)