
-
Новая эра в истории Мариинского театра, которую не без дерзости можно было бы назвать и началом его новозаветного периода, гипердинамично продолжилась 3 мая. На этот день было запланировано четыре сюжета. Все началось в 13.30 на Новой сцене оперой «Иоланта» с Анной Нетребко в заглавной партии. Затем многие переметнулись в старый Мариинский — на «Свадьбу Фигаро» Моцарта с Ильдаром Абдразаковым в титульной роли. В 19.30 снова на Новой сцене были показаны «Драгоценности» Баланчина с участием Ульяны Лопаткиной, Екатерины Кондауровой, Владимира Шклярова, правда, вместо заявленного на сайте итальянского маэстро Джанандреа Нозеды за пультом стоял Борис Грузин. Завершился день для многих музыкантов, как написала в фейсбуке одна из солисток театра, глубоко за полночь, во втором часу ночи — головокружительным симфоническим дефиле с участием скрипачей Вадима Репина и Леонидаса Кавакоса, альтиста Юрия Башмета, незаменимого Дениса Мацуева, разумеется, виновника торжества Валерия Гергиева и даже Пласидо Доминго, который продирижировал увертюрой к «Силе судьбы» Верди.
-
Наконец, его открыли — новый Мариинский театр. Или как его теперь называть? Мариинка-2? Как-то чересчур сериально, напоминает сиквел. В Париже есть Гранд Опера, или Опера Гарнье, расположенная в завершении авеню д’Опера, и Опера Бастий, построенная в 1989 году на одноименной площади. Можно, конечно, довольствоваться «Новой сценой Мариинского театра», как бы обыкновенно это ни звучало. Словом, есть пища для размышлений. Время подскажет. Главное, что этот театр открылся.
-
Г. Ибсен. «Враг народа». Версия Саши Денисовой.
Московский театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Никита Кобелев, художник-постановщик Михаил Краменко.Уже на премьерном спектакле «Враг народа» в Театре имени Маяковского назойливым подтекстом внутренне слышалась знаменитая некрасовская фраза: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». С гражданской позицией театра (без устали обвиняемого доселе как раз в ее отсутствии) тут все в порядке — от замысла до воплощения. С «поэзией», то есть собственно искусством как таковым, посложнее. Совмещение не вполне задалось — ни в диалогах с монологами, ни в человеческих характерах. Впрочем, Владимир Маяковский, чье имя носит театр, и его плакатные опусы, где все «весомо, грубо, зримо», подчас тоже вспоминался. Правда, ценен-то он как поэт чем-то большим...
-
Писать о Доме ветеранов сцены должны авторы с публицистическим темпераментом и остро заточенным журналистским пером. Я не могу этим особенно похвастаться, но судьбе было угодно так, чтобы больше десяти лет назад именно мне пришлось открыть эту тему в нашем журнале (№ 29), а теперь — поставить в ней если не точку, то таинственное и тревожное многоточие...
-
На пермской «Сцене-Молот» недавно появилось сразу две премьеры: «У нас все хорошо» Дороты Масловской в постановке Семена Серзина и «Фронтовичка» Анны Батуриной в режиссуре Дмитрия Туркова. Оба спектакля — выходцы из лаборатории молодой режиссуры, и идут они в один вечер, друг за другом.
-
Дорогие и глубокоуважаемые коллеги и читатели ПТЖ!
В связи со 100-летним юбилеем М. В. Сулимова СПБГАТИ планирует выпустить сборник статей и материалов. Ждем Ваших предложений и текстов!
28 ноября 2013 года исполняется 100 лет со дня рождения профессора кафедры режиссуры ЛГИТМиКа — СПбГАТИ, народного артиста Казахстана, заслуженного артиста Карелии Мара Владимировича Сулимова (1913-1994). Сегодняшние театральные педагоги и практики театра знают его по книгам «Начальный этап работы режиссера над пьесой» (ЛГИТМиК, 1979), «Микроспектакли в процессе воспитания режиссера» (ЛГИТМиК, 1988), «Режиссер: профессия и личность. Из опыта работы с режиссерским курсом» (М.: Искусство, 1991), «Веруя в чудо» (Алма-Ата: изд. «Онер», 1980). Последняя шестисотстраничная книга «Посвящение в режиссуру» (СПб.: СПбГУ, 2004) соединила под одной обложкой пять книг Сулимова и является уникальным методологическим пособием по воспитанию режиссеров.
-
«Метео». По мотивам произведений Рэя Брэдбери.
Вильнюсский театр «Леле».
Режиссер Анна Иванова-Брашинская, художник Юлия Скуратова.Никто, ни одна профессия в мире не примеряет на себя роль демиурга так серьезно и основательно, как это делают кукольники. Ну, может еще шаманы и колдуны вуду. В гастрольном спектакле литовского театра магические способности актеров позволяют им не только одухотворять безжизненные тельца куколок, но и повелевать стихиями, управлять ветрами, водами и снегами, проращивать семена и оживлять предметы. Здесь найденные на помойке проржавевшие останки газовой плиты или дверца от холодильника становятся машиной времени, пролетающей сквозь века среди космической пыли. Здесь обычные вещи приобретают значение символов и проживают удивительную сценическую жизнь. Люди здесь играют людей — ученых, прибывших «спасать оскудевающую планету», а вот куклы, предметы, материалы, вода, песок являются представителями природы и ее стихий.
-
Вот «ПТЖ» и разменял восьмой десяток... номеров.
Вышел № 71, снова привычно черно-белый (закончилось многоцветье юбилейного сезона, кончились и средства на цветную печать...). В номере — начало проблемного разговора о вещи в театре, о ее функциях и образности, интервью с Миндаугасом Карбаускисом и Сергеем Афанасьевым, продолжение заметок Натальи Крымовой и вторые «Прогулки с Гинкасом» (все это — продолжение разговора о режиссуре и «памяти профессии»), наш постоянный раздел «Процесс» (не разделяющий премьеры на столицу и провинцию по причине глубокого непонимания, как может быть плечо отделено от руки) и «Лавка писателей» с рецензиями на книги.
Ну что сказать? Читайте!
Предлагаем вашему вниманию Содержание нового номера, а также обращение к читателям и коллегам.
-
Мы в 1972 только поступили, а они в 1974 заканчивали, знаменитый был актерский курс — Луппиан, Шанина, Матвеев, Леваков, все красивые, талантливые, уже играли в спектаклях у Владимирова, казались небожителями, а в Мигицко влюбилась сразу, как увидела — вообще-то влюблялась на каждом шагу во все необычное — вот уж кто поражал непохожестью на «местных»!
-
Б. Фрил. «Отцы и сыновья».
Театр «Красный факел».
Режиссер Александр Баргман, художник Николай Чернышов.В лаконичных декорациях развернулась сложносочиненная, красивая и несуразная жизнь дворянских гнезд. Режиссер прочел пьесу Фрила, как оркестровую партитуру: метафору подсказывает сценография (пюпитры с нотами, венские стулья), она поддержана звуковыми «врезками» (то и дело включается трансляция из зала, где как будто настраивается симфонический оркестр. Уютное бормотание инструментов — всегда предвкушение музыки, обещание просветления, волнение перед полетом).
-
К. Стешик. «Время быть пеплом».
Лаборатория «ON.ТЕАТР».
Режиссер Наталия Лапина, сценограф Александр Якунин.А, пожалуй, недоумение — неплохая зрительская реакция. Думаешь после того, как недоумение немного рассеивается. Если мы стараемся не удивляться, например, спектаклю, продолжающемуся до ухода из зала последнего человека, то с какой стати удивляться постановке, которая идет чуть больше 40 минут? Однако удивляешься. И даже интересно разобраться, от чего это архаическое чувство возникает. От сочетания очевидной серьезности актерских работ и общей непритязательности? От ясности фабулы при туманности (а не отсутствии ли?) месседжа. От статики (нас вроде бы никуда не ведут — только разворачивают перед нами нечто)?
-
Я пишу этот текст после того, как вышли многочисленные статьи об итогах «Золотой маски». Оценки работы жюри по драматическим и кукольным театрам (в котором я в этом году работала) выставлены разные. Кто-то назвал наше решение «компромиссным», кто-то — «робким», а кто-то — наоборот, «максимально профессиональным». Одни авторы сетуют на то, что московским спектаклям, на которые зрители покупают дорогие билеты, не досталось «Масок», другие подсчитывают, во сколько раз больше режиссерских приемов у ненагражденного мастера, чем у награжденного молодого...
-
«LIEBE. Schiller». Сочинение по пьесе Фридриха Шиллера «Разбойники».
Учебный театр ГИТИСа.
Режиссер Юрий Бутусов.В темноте едва угадываются стройные силуэты пяти красавиц — черные платья в пол, каблуки, роскошные прически. Девушки медленно садятся на стулья, призывно оголяются, но в считанные секунды от эротического напряжения на сцене не остается и следа. Красотки переменили вечерние наряды на джинсы, пиджаки, рубашки и мужские ботинки, они превратились в андрогинов. И это стало главным сценическим фокусом Бутусова, странным решением спектакля.
-
Полтора месяца назад, когда Вячеслав Иванович Полунин (теперь его называют именно так: появившаяся борода отменила легкое «Слава», вместе с нею отросло отчество, соответствующее новому образу: Слав с седой бородой не бывает...) излагал на первой пресс-конференции безумные творческие планы, закрадывалась подозрение — не пена ли это?
-
«Аtem le Souffle».
Théâtre de la Ville (Париж).
Хореограф Жозеф Надж.В парижском Théâtre de la Ville до 28 апреля Жозеф Надж показывает спектакль «Аtem le Souffle», созданный для авиньонского фестиваля 2012 года. Директор Национального центра танца Орлеана знаком российскому зрителю, в том числе и по Чеховскому фестивалю. Перформер, хореограф, режиссер, танцовщик. Художник по образованию, он сумел создать свой алогичный, трудно поддающийся описанию хореографический язык. Его стиль узнаваем, работы мрачны, символика загадочна, смысл непрозрачен. Его сценический сюрреализм сродни искусству Магритта: Надж с такой же невозмутимостью придает обычным предметам магический смысл.
-
В архиве появился № 6. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
В театре им. Моссовета сегодня спектакль «Диана Вишнева: диалоги». Диана Вишнева и Андрей Меркурьев номинированы на «Золотую маску».
Читайте о «Миссии Дианы» в статье балетоведа Инны Скляревской из № 66.
-
«Алые паруса» на «Золотой маске»
М. Дунаевский. «Алые паруса».
Театр-Театр (Пермь).
Режиссер Борис Мильграм, художник Виктор Шилькрот.Молодежный театр «Глобус» (Новосибирск).
Режиссер Нина Чусова, сценография и костюмы Анастасии Глебовой и Владимира Мартиросова.Столкновение в конкурсе «Золотой маски» спектаклей с одним названием — явление привычное и повторяется чуть ли не каждый год. В этот раз между собой конкурируют две постановки мюзикла «Алые паруса». Дополнительная интрига в том, что оба спектакля выпущены не в музыкальных, а в драматических театрах. Что вызывает ряд претензий в отношении вокала к постановке и «Глобуса», и Театра-Театра: нет цельности стиля исполнения, часть артистов поют в эстрадной манере, часть в академической, не всегда попадая в ноты. Но певческие несовершенства во многом искупаются актерами.
-
В Большом театре идет опера «Руслан и Людмила», претендующая «Золотую маску» в восьми номинациях.
Мы открываем статью Елены Третьяковой из № 66.
-
В «СТИ» воронежский «Камерный театр» показывает «Дураки на периферии». Спектакль номинирован на «золотую маску» как «спектакль малой формы», а Михаил Бычков — за «лучшую работу режиссера».
Мы открываем статью Марины Дмитревской о спектакле из № 68.
комментарии