Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

3 мая 2013

НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН…

Г. Ибсен. «Враг народа». Версия Саши Денисовой.
Московский театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Никита Кобелев, художник-постановщик Михаил Краменко.

Уже на премьерном спектакле «Враг народа» в Театре имени Маяковского назойливым подтекстом внутренне слышалась знаменитая некрасовская фраза: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». С гражданской позицией театра (без устали обвиняемого доселе как раз в ее отсутствии) тут все в порядке — от замысла до воплощения. С «поэзией», то есть собственно искусством как таковым, посложнее. Совмещение не вполне задалось — ни в диалогах с монологами, ни в человеческих характерах. Впрочем, Владимир Маяковский, чье имя носит театр, и его плакатные опусы, где все «весомо, грубо, зримо», подчас тоже вспоминались. Правда, ценен-то он как поэт чем-то большим…

А вот оригинальный текст Генрика Ибсена перед спектаклем лучше не освежать в памяти, помешает. Причем это отнюдь не желание встать грудью на защиту автора от театра. Театр свободен и самодостаточен, как бы с этим ни пытались спорить. Просто есть пьесы, которые кажутся столь же самодостаточными и не теряющими актуальности. По мне, так «Враг народа» — из их числа. Хотя знаменитый Томас Остермайер тоже искал для постановки этой пьесы современного драматурга-адаптатора. А вот Лев Додин — нет. Наверное, каждый по-своему прав. Да простит меня Театр имени Маяковского, но помимо стремления к актуализации темы, здесь ощущается, хоть плачь, некое недоверие к современной публике. Далекая Норвегия, позапрошлый век, так много порой пафосного текста — а ну как не поймут? А потому давайте сделаем «поближе» и попроще, без всякой там ницшеанской философии, которой у Ибсена не отнять.

В Маяковке за новую версию ибсеновского сюжета взялись драматург Саша Денисова и режиссер Никита Кобелев. И пошли они простым логическим путем: оставив сюжетную канву и имена основных персонажей, перенесли историю на родимую почву и в наши дни, на «курорт федерального значения». Соответственно, вместо фогта возник мэр, вместо газеты — медиахолдинг, владелец типографии дорос до главы ассоциации малого и среднего бизнеса, учительница занялась видеоблогерством, и так далее. Жанровый подзаголовок звучит как «экологическая катастрофа», а потому к истории о зараженной воде в лечебнице добавились вполне сиюминутные пассажи о Химкинском лесе (который, правда, по имени не называется, но ведь всем понятно, о чем речь) и прочих весьма актуальных вещах, активно обсуждаемых в блогах и СМИ.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Качкаев

Нынешний «Враг народа» — четкий и острый срез проблем современного общества, отнюдь не ограниченных только экологическими катастрофами. Тут и протестное движение, и метаморфозы прессы, и пресловутое «общественное мнение», и цинизм властей предержащих. Взамен упраздненных домашних интерьеров — пустое и холодное пространство с мониторами, микрофонами и раздвижными пластиковыми панелями. Плюс подвешенная объемная конструкция, способная обернуться то помещением редакции, то жилищем Стокманов (художник-постановщик и автор мультимедиа — Михаил Краменко).

Текст «версии» написан практически заново и вобрал в себя все реалии дня сегодняшнего, включая тщательно прописанный «вербатим», а сама сценическая форма задействовала многие современные технологии и средства коммуникации. Тут и ток-шоу с «народным голосованием», и пресс-конференции, и видеоблоги, и общение по скайпу. Да, узнаваемо, ничего не скажешь, близко и понятно. Впрочем, говорят и по-другому: большое видится на расстоянии… Многие личностные конфликты, человеческие позиции и метаморфозы оказались окрашены в контрастные черно-белые тона и предъявлены публике в готовом, отчасти схематизированном виде. Тут все уже решено, разложено по полочкам и подчас декларируется с митингово-публицистической страстью под реплику «Свет в зал!».

Так, Томас Стокман — Алексей Фатеев, явившийся на ток-шоу в противогазе, устав от бесплодных дискуссий с цинично уверенными в себе оппонентами, выходит на авансцену и темпераментно адресует свой пламенный монолог прямиком в зал. Пока откуда-то с балкона не доносится: «Враг народа!» Впрочем, другой момент этой же сцены, при всей своей театральности, бьет по нервам куда сильнее, чем все декларации вместе взятые. Отключенный от микрофонов, под громкий музыкальный фон, не высказавшийся до конца Стокман-Фатеев пускается в отчаянный пляс, не в силах сдержать то, что рвется наружу, в крик… Или сцена другая, не менее замечательно сделанная Никитой Кобелевым, когда тот же Стокман рассказывает беременной жене Катрине (Юлия Силаева) о своих фантастических прожектах, а она заглушает, «запевает» его речь какой-то сентиментальной мелодией с непонятными польскими словами.

Сцена из спектакля.
Фото — А. Качкаев

Впрочем, если вернуться к ток-шоу и предпринятой актуализации действия, то тут уж стоит заметить справедливости ради, что в реальности, к которой так стремились авторы спектакля, бедняге Стокману не только не дали бы столько наговорить в прямом эфире, но вовсе туда на порог не пустили. А если уж совсем «про жизнь», то и «ликвидировали» бы гораздо раньше, без шума и пыли, не дожидаясь финала драмы. А наша драма, как вы поняли, кончается трагически…

Но будем судить художников по законам, ими самими над собою признанными. Они хотели внятного, четкого, острого социального спектакля — и они его сделали. Другой вопрос, что актерам в подобной ситуации остался лишь материал для декларационных высказываний, поскольку все позиции персонажей предопределены заранее. Поэтому в ход идут профессиональные наработки. У кого больше опыта и сильнее харизма, тот оказывается в выигрыше. Как, например, Игорь Костолевский, превосходно сыгравший мэра — уверенного в себе, по определению циничного, твердо шагающего в «верном направлении». Правда, в других спектаклях творческие открытия у этого артиста были и посильнее.

Но вот что главное. «Враг народа» сделан честно и бескомпромиссно, он не прокладывает новых тропинок в искусстве, зато собирает воедино, темпераментно итожит то, что уже известно. А об этом нелишне напомнить нам всем еще и еще раз.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога