
-
На новой театральной площадке «Эрарты» показали «Красную зону» — фильм театра DEREVO.
Они никогда не шли по жизни ни строем, ни маршем, а только гордо «опустив головы». В условиях Советского Союза, когда действовала одна система — система тотальной «уравниловки», они выработали свой способ существования, доведя эту самую «уравниловку» до абсурда и тем самым вернувшись к Человеку как таковому. Побрив головы, нивелировав пол и возраст, отменив социальный статус, они всякую одежду стали называть шкуркой, машину — мопедом, еду — инжиром, квартиру — юртой. А после и вовсе отказались от языка и речи, заперлись на год в репетиционном зале, чтобы затем выйти на улицы Ленинграда и взбудоражить-возмутить-шокировать обывательское представление о сценическом искусстве.
-
Екатеринбургская «Волхонка» — театр удивительный. Отвоевав на заре перестройки маленькое пространство первого этажа жилого дома (зато в самом центре), он все эти уже почти тридцать лет так, с залом на сорок с чем-то мест, и существует, нажив только еще такой же маленький буфет на втором этаже, над сценой. Впрочем, на самом деле, нажил он немало: «нажил» хорошие спектакли (о них не раз писал ПТЖ), «нажил», например, двухдневный приезд на одну из премьер («Розенкранц и Гильденстерн», 2012) самого Тома Стоппарда, «нажил», а точнее вырастил из своих актерских рядов хорошего директора. Татьяна Савинкова продолжает художественную стратегию основателя и первого руководителя театра Владимира Ваала, трагически погибшего больше десяти лет назад. Стратегию, ориентированную на отсутствие постоянного режиссера как принцип, на режиссерское многоголосие как осознанную эстетику. В театр, действительно, приезжают самые разные постановщики — из Америки и Москвы, Израиля и Петербурга, Франции и Тюмени, но в самые последние годы жизнь вдруг начала пробивать сюжет, неожиданный, думаю, и для самого театра.
-
«Вольный стрелок». К.-М. фон Вебер.
Венгерская государственная опера.
Режиссер Шандор Жотер.Хотя Шандор Жотер, приступая к репетициям «Вольного стрелка», подчеркивал, что вступает на неизвестную для себя территорию, поскольку в основном работает в драме, на самом деле с оперой он флиртует давно. Режиссер, дебютировавший в начале 1990-х, только, пожалуй, в последнее десятилетие прочно вошел в число «мейнстримных»: востребован в самых престижных театрах Венгрии, ставит много, словно все еще стараясь наверстать годы, проведенные в провинциальных театрах да на малых сценах.
-
25 лет Театру Дождей
7 января исполнилось 25 лет маленькому театру, ставшему за эти годы неотъемлемой частью петербургской театральной экосистемы. Ровно четверть века прошло с тех пор, как появился Театр Дождей, чьим символом стала белая ворона, с улыбкой выглядывающая из-под зонта. Именно тогда, в 1990 году группа актеров во главе с режиссером Натальей Никитиной вышла из легендарной «Субботы» и стала делать свой, ни на кого не похожий авторский театр в крошечном помещении бывшей жилконторы на набережной Фонтанки, где обитает и по сей день. Сегодня это помещение с трудом вмещает разросшуюся труппу, а потому юбилей театра отпраздновали 16 января на большой сцене «старшего брата» — Молодежного театра на Фонтанке, в далеком 1994 году взявшего «белых ворон» под свое крыло. В первом акте Театр Дождей представил капустник-ретроспективу, а во втором — принимал поздравления от друзей.
-
В дни зимних каникул на Новой сцене Александринского театра проходила важная лаборатория — «Новая пьеса для детей».
Обычно подобные лаборатории — удел театров для детей и юношества. В Петербурге, на моей памяти, такая прошла впервые. В программу, кроме 10 эскизов пьес, вошли обсуждения, круглый стол и встречи с авторами. Если за пьесы для подростков на российской сцене «отвечает» Ярослава Пулинович, то детский репертуар сейчас — это, главным образом, народная сказка и (или) инсценировки классических литературных сюжетов. Разве драматурги не пишут пьес? Нет, пишут, ежегодно на «Любимовку» их приходит порядка 100, но среди них почти нет таких, где затрагивались бы реалии нашей действительности или воплощалась психология современного человека.
-
«Репка». Сказка в одном действии.
Большой театр кукол.
Инсценировка и постановка Дениса Казачука, художник Марина Завьялова.«Репка», по словам А. Веселовского, относится к кумулятивному типу устных народных сказок. То есть сказка эта бесконечна: ее можно рассказывать, придумывая все новых и новых участников действия, пока слушающий не устанет внимать вашей небылице. Канонический вариант, дошедший до нас, из героев включает Деда, Бабку, Внучку, Жучку, Кошку и Мышку. А события разворачиваются на абстрактном, без всяких внешних признаков, огороде, где и «посадил Дед репку».
-
С 6 по 10 февраля, как всегда, в Петербурге пройдет фестиваль «Пять вечеров» им. А. Володина.
Мы очень поздно обнародовали афишу. И не потому, что неусердно трудились год. Просто наш небогатый фестиваль происходит в особо трудное время, и именно это время не позволило нам, устроителям и отборщикам, осуществить задуманную еще весной программу: театры не нашли средств на дорогу, чтобы приехать, а у нас не достало финансов, чтобы им эту дорогу оплатить...
-
В декабре в Минске на Рождественском оперном форуме Елена Образцова должна была петь Графиню в «Пиковой даме». Билеты разлетелись в один момент. Не случилось. Сделали замену. В дирекции сообщили, что певица прислала письмо с извинениями: врачи требуют ее присутствия в клинике в Германии. Тогда особенного значения этому оправданию не придали, понадеялись только, что по возвращении Елена Васильевна в Минск заглянет и обещанное выполнит, как клятвенно заверяла. Это было 14 декабря, а 12 января пришло сообщение о том, что ее не стало.
-
«Русскiй романсъ».
Театр Наций.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.Год русской классики в Театре Наций стартовал интригующе и парадоксально — спектаклем «Русскiй романсъ» Дмитрия Волкострелова, поддержанным Фондом Михаила Прохорова. Интеллектуал и мастер «постдраматических» сюжетов, режиссер, казалось бы, никак не мог вписаться в эту историю. Волкострелов и Пряжко — почти идиома, Вырыпаев, Мюллер или Беккет также его соратники. Но русский романс, почти сброшенный с корабля современности, лишь для украшательства звучащий в спектаклях старой школы? Примета иной, давно канувшей в Лету жизни с ее манерами и человеческими связями. Издевательски высмеянный когда-то поэтом революции в адрес Собинова:
-
«Странствия Нильса». Мюзикл Максима Леонидова и Александра Шаврина по географической сказке Сельмы Лагерлёф.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Эмиль Капелюш.Большинство книг-путешествий, от Гете до Толкиена, по своей природе являются книгами взросления, воспитания человеческой души испытаниями, из которых герой выходит преображенным. «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф — не исключение. Но, в отличие от других книг, «Нильс» еще и географический роман. Драматическая линия в нем проложена пунктирно. И познание окружающего мира занимает такое же важное место, как и познание себя. Это ставит перед театром ряд препятствий, так как отдельные главы-очерки не несут драматической нагрузки.
-
Совершенно неожиданно Дмитрию Воробьеву исполняется 50. Ну, как-то совсем внезапно. Неужели звездный курс Бызгу-Баргмана-Воробьева-Полянской подходит к этой дате?.. Видимо, Дмитрий Воробьева — первый. Надо точить перья...
При этом есть большое внутреннее воодушевление — поздравить именно Дмитрия Воробьева, еще недавно — Диму. Потом что если и есть у нас кто — так это он, настоящий крупный драматический актер, который всегда больше каждой своей роли (при этом роль не меньше его).
-
Каникулы-каникулы! Редакция «ПТЖ» проводит их, как и положено, на новых детских спектаклях...
«Малыш и Карлсон». А. Линдгрен.
Санкт-Петербургский театр «Мастерская».
Режиссер Галина Бызгу, художник Наталья Дружкова.Ставить в Петербурге «Малыша и Карлсона» ‒ все равно что в Москве «Синюю птицу».
Множество поколений выросли на ленсоветовском «Малыше». На чье-то детство пришелся дуэт Алисы Фрейндлих ‒ Анатолия Равиковича. Но Карлсон ‒ Равикович менял партнерш, и кто-то рос под печаль романтического «маленького принца», Малыша Галины Никулиной, на чье-то детство выпал обаятельный шалун Ирины Мазуркевич, а позже на вахту заступил Карлсон ‒ Александр Новиков, а с ним Елена Руфанова, Светлана Письмиченко... Словом, есть легенда, и все мы пели «Хорошо иметь собаку...», и все помнили Фрекен Бок ‒ Ларису Леонову, «вынянчившую» много поколений Малышей...
-
О XXI фестивале «Рождественский парад»
Ежегодный петербургский фестиваль негосударственных театров «Рождественский парад» разменял третий десяток насыщенной программой: за 10 дней — 20 спектаклей, семинары, мастер-классы и, конечно, открытые обсуждения спектаклей членами жюри. Впервые за историю «Парада» председателем жюри стал не театровед — актер БДТ Михаил Морозов. Но фестиваль помнит, что театрально-критические обсуждения — одна из его основ, изначальная традиция. К созданию «Парада» был причастен Лев Гительман, и вот уже второй год существует премия памяти Льва Иосифовича, присуждаемая в рамках фестиваля. В этот раз бронзовой статуэткой льва-джентльмена во фраке и цилиндре наградили Елену Иосифовну Горфункель, которая почти все эти годы — с момента основания фестиваля — создавала его особую атмосферу (будучи сперва одним из членов жюри, а затем председателем).
-
В то, что Регины с нами больше нет — невозможно поверить и, думаю, к этому так и не удастся привыкнуть. Есть в факте ее ухода что-то не согласное с порядком вещей. Если смерть является частью нашей жизни, то в ее жизнь этот преждевременный уход никак не интегрируется. Можно ли, чтобы после ночи не пришел рассвет? Ведь солнышко, если и закатывается, то потом снова встает.
«Я же солнечная!» — заметила она в ответ на описание критика, упустившего это ее абсолютное качество, нетленный корень ее личности, и человеческой, и актерской.
-
Под конец 2014 года Сатаровский ТЮЗ Киселева в десятый раз собрал и провел лабораторию «Четвертая высота» (благодаря гранту Министерства культуры провел широко, с удвоенным количеством показов и читок). Стоит ли говорить, что все годы курирует ее Олег Лоевский («Какая разница!» — сказал бы он сам. Да никакой!) и что посвящена она всегда драматургии для детей и подростков.
-
Спектакль-посвящение к 100-летию Камерного театра
В финале этого спектакля-посвящения знаменитый таировский пожарный занавес все-таки появился. Он медленно поехал сверху вниз и вскоре отсек сцену с ее правдой и вымыслом от уже начавшего аплодировать зала. А незадолго до финала прозвучали слова Таирова о том, что ему не нужна на сцене бытовая правда, что театр есть театр. В известной степени из-за этой своей позиции неприятия сиюминутной актуальности, унылого бытоподобия и массовой удобопонятности, из-за приверженности законам, казалось бы, чистого искусства Таиров и пострадал, ибо Совдепии такое вовсе было не нужно и даже враждебно.
-
На фоне падения доллара, евро,
На фоне коллапса и криков «Крымнаш»,
Мы рады, что все еще живы, по-первых,
А дальше — что точим еще карандаш...Побили рекорды «Театр и искусства».
Ведь Кугель его протащил 20 лет,
А нам 22... И приятное чувство
Не можем мы скрыть. Правда, денег-то нет...И нету надежды на старенький Смольный,
И нет упованья на новый Минкульт,
Ползем, каждой новой копейкой довольны...
Всё паперть и паперть: а вдруг подадут?..Но книги выходят, выходят журналы,
На сайте людей — уж почти миллион...
И это, друзья, согласитесь, не мало,
Есть стимул и дальше тянуть наш вагон.А сколько? Куда? Кто в стране это знает?
Грядет Новый год. Что грядет вместе с ним?
И все же. ВАС ВСЕХ «ПТЖ» ПОЗДРАВЛЯЕТ!
ВЫ СТАВЬТЕ, ВЫ СТАВЬТЕ! А МЫ ПОСТОИМ... -
Сигналы нового номера (тираж приедет после праздников) мы получаем в день нашего 22-го дня рождения.
Традиционное «К читателям и коллегам» в этот раз имеет название «Без санкций»: в одном едином процессе, «без санкций», мы рассматриваем в нем театр запада и востока, юга и севера...
А теперь про цифру «22».
Это много.
Мы побили рекорд Кугеля, державшего журнал 20 лет...«Кугелю помешала советская власть», — сказал нам недавно Ю. М. Барбой.
«Ему она помешала на 21-м году, а мне она мешает все годы без перерыва», — ответила ему М. Ю. Дмитревская.
И это правда. -
«Записки сумасшедшего». По одноименному рассказу Лу Синя.
Cont art Family.
Режиссура Женя Анисимов и Владимир Варнава, балетмейстер Владимир Варнава.За отправную точку хореограф Владимир Варнава и режиссер Евгений Анисимов взяли рассказ знаменитого китайского писателя начала века Лу Синя. «Записки сумасшедшего» ведутся от лица человека, который с маниакальностью шизофреника подозревает всех окружающих — от родного брата до играющих у дома соседских детей — в каннибализме. В новелле немало культурологических ссылок, вводящих частное помешательство в общеисторический контекст. В итоге мифы и фразы исторических деятелей складываются в голове помешанного в историю насилия, которая составляет историю его страны, а значит, и его гибель неизбежна. «Я, у которого за спиной четыре тысячи лет людоедства, только сейчас понял, как трудно встретить настоящего человека».
-
«Тысяча и одна». Сценарий и диалоги Яны Туминой и Елены Чарник.
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Яна Тумина, художник Эмиль Капелюш.Неизвестно, что вдохновило режиссера Яну Тумину на создание спектакля: восточные сказки или идея театральной игры в «психоделическую» игру — то есть жанр квеста, ставший жанром спектакля. О том, что это такое, подробно рассказывается в программке, там же прописана (для полного погружения зрителя) инструкция из восьми пунктов, что могут и чего не могут делать участники квеста. В последние годы из виртуальной реальности компьютерные «бродилки-искалки» переместились в реальную. Интересная тенденция — видимо, подростки и молодежь начали скучать по живому общению.
комментарии