
-
14 декабря в здании Главного штаба Эрмитажа словами руководителя секции Славы Полунина «Главное — общение! Да здравствует культурный Форум — истинный праздник общения!» — была торжественно открыта секция «Цирк и уличный театр» в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума.
-
«Война и мир Толстого».
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Виктор Рыжаков, художники Мария и Алексей Трегубовы.Не могу не задать самой себе вопрос: отчего я часто ощущала на этом спектакле человеческое волнение?
Которого не ожидала.
Которое странно и нелогично на спектакле, где Пьер, Андрей, старый князь и все прочие вымазаны белой клоунской краской, разрисованы усиками и бровками и наряжены в костюмы, шитые белыми нитками (стежки видны на черном, не скрыты, предъявлены — так же, как и режиссерские «стежки» Виктора Рыжакова). Тем более, по-настоящему спектакль устоится не раньше февраля. Тогда войдет в свои права, в свой ритм Алиса Бруновна Фрейндлих, всегда утверждавшая, что любит играть в спектакле, где нет сквозняков, а для этого надо время — законопатить щели, обжиться...
-
«Своими словами. „Евгений Онегин“».
Школа драматического искусства. Лаборатория Дмитрия Крымова.
Идея, композиция, постановка Дмитрия Крымова, художник Филипп Виноградов.Кто ж не знает, что Дмитрий Крымов — человек уникальный, причем умеющий блистательно подтверждать эту уникальность с каждым новым спектаклем? Крымов — отважный деконструктор всего и вся и мастер собирать новые смыслы. Эти смыслы, между тем, совсем не отрицают старых, авторских, но совершенно органично объединяются в заново созданном временном и художественном пространстве.
-
В Казани завершился VII Фестиваль молодой режиссуры «РЕМЕСЛО»
Я не видела всю афишу чрезвычайно плотно и разнообразно застроенного фестиваля «Ремесло», проходящего под эгидой Театра имени Г. Камала. Но и того, что видела, оказалось достаточно, чтобы обозначить для себя те точки на карте, в обход которых обычно лежат маршруты театральных критиков и больших фестивалей всероссийского значения. Набережные Челны, Йошкар-Ола, Ижевск, Бугульма... Фестиваль молодой режиссуры собрал не всегда однозначно состоятельные, но любопытные режиссерские сюжеты Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Марий Эл. Даже из Узбекистана приехал театр, которому не повезло выбраться на летний «Науруз».
-
Театральная память коротка.
Театральная история — быстрее жизни.
Они еще живут, а их уже не помнят... И спрашивают: «Кто это?»
Иногда они уходят, а мы узнаем об этом на сороковой день...Как сейчас. Как с Виктором Харитоновым — когда-то «центровым» или «защитником» театра Вадима Голикова и Петра Фоменко петербургского периода, одним из основоположников театра одного актера в Петербурге («Балаган» по стихам Беранже и Аполлона Григорьева собирал полные залы Малого драматического — так может собирать залы песня о художественной свободе).
-
«С любимыми не расставайтесь». А. Володин.
Рязанский театр драмы.
Режиссер Евгений Маленичев, художник Анастасия Бугаева.Последние несколько лет пьеса Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» стала особенно популярной в театре. Одна из причин — нелинейное строение: история главных героев дробится новеллами бракоразводных процессов нескольких семейных пар. Вероятно, возможность формотворчества и стала одним из аргументов для молодого режиссера из Тулы Евгения Маленичева, выбравшего пьесу для постановки в рамках конкурса «Театральный разъезд» — совместного проекта Гильдий театральных режиссеров и менеджеров, которые отбирают пять молодых режиссеров для постановок в пяти театрах. Завершится конкурс мини-фестом в Центре им. Вс. Мейерхольда.
-
«Кроличья нора». Д. Линдси-Эбер.
Театр «Мастеровые» (Набережные Челны).
Режиссер Денис Хуснияров, художник Елена Сорочайкина.Читая пьесу драматурга Дэвида Линдси-Эбера «Кроличья нора», сразу представляешь ее на бродвейских подмостках. Тут ничего удивительного, это и есть образцовая бродвейская история, получившая обязательных «Пулицера» и «Тони», поставленная на американской сцене с Синтией Никсон в главной роли и в довершение триумфа экранизированная с Николь Кидман. В бэкграунде у нее, очевидно, Уильямс и Олби, в ныне здравствующих родственниках — «Графство Осейдж» и «Бог резни».
Главные герои пьесы американские супруги Бекка и Хауи (и все-таки она на первом плане, а он на втором) восемь месяцев назад потеряли ребенка. Их одиннадцатилетнего сына, бежавшего через дорогу за своим веселым псом, сбил безобидный паренек Джейсон, превысивший скорость и не успевший затормозить.
-
«Мне мое солнышко больше не светит».
Центр современной драматургии (Екатеринбург).
Драматурги и режиссеры Алексей Забегин и Владимир Антипов.А питерские ребята Алексей Забегин и Владимир Антипов спели. В Екатеринбургском ЦСД (Центр современной драматургии, он же «Коляда-центр») они поставили «Мне мое солнышко больше не светит», замечательно музыкально и не так замечательно сценографически сами его оформив. Писали пьесу тоже они, и специально для этой постановки, и продолжали писать, пока ставили. Жили тут, в однокомнатной квартире директора ЦСД, ставили и писали, писали, жили и ставили. Так и вылилось все на сцену в нерасчлененном состоянии. И это главная фишка спектакля.
-
Опубликованная еще в августе балетная программа VI Международного фестиваля «Дягилев P. S.». была соблазнительно хороша — от работ Марты Грэм до Акрама Хана, так что ожидание фестиваля обострилось к ноябрю до нервного нетерпения. Петербургская балетная публика, не избалованная не в пример московской неординарными танцевальными событиями, пробуждается теперь всего два раза в год: весной ради фестиваля «Dance Open» и осенью ради «Дягилев P. S.». «Торобака»
-
Про премьеры Няганского детского музыкально-драматического театра
Про Нягань я узнала непозволительно недавно — чуть больше года назад, когда вместе с коллегами собирала спектакли для фестиваля «Арлекин» и открыла для себя «Как Эква-Пырись на охоту ходил» Няганского детского музыкально-драматического театра.
-
Месяц назад «Толстая тетрадь» Александра Янушкевича вошла в число номинантов на «Золотую Маску». А в ноябре стала лауреатом XIII Краевого конкурса «Волшебная кулиса». Мы не могли обойти это событие стороной и рассказываем о главной премьере Пермского театра кукол прошлого сезона.
«Толстая тетрадь». А. Кристоф.
Пермский театр кукол.
Режиссер Александр Янушкевич, художник Татьяна Нерсисян. -
В Театре музыкальной комедии чествовали Зою Акимовну Виноградову, народную артистку РСФСР
Зоя Виноградова въехала на сцену любимого театра прямо с экрана. В белом мерседесе кабриолете (взятом напрокат из оперетты «Голливудская дива») с Павлом Григорьевым за рулем она совершила легкий и непринужденный летний вояж по залитой солнцем Адмиралтейской набережной родного Петербурга под звуки вечно юного чардаша из кальмановской «Сильвы». По-свойски элегантно выйдя из тесного авто, она, словно девочка, только ступившая на сцену, призналась в бесконечной любви этому театру, тут же перейдя на органичный ей язык оперетты и продолжив свой выход знаменитым чардашем Каролины и Пеликана «Если кто-нибудь влюблен в кого-нибудь» из «Голландочки» Кальмана, который у нас больше знают по его же «Принцессе цирка» или «Марице», куда номер благополучно перекочевал. Аккомпанировал Зое Акимовне оркестр театра под управлением Андрея Алексеева.
-
«Буря. Вариации». По мотивам пьесы У. Шекспира «Буря».
Московский театр-студия под руководством Олега Табакова.
Переводчик, режиссер-постановщик и художник Александр Марин.Спустя 20 лет на сцену «Табакерки» вернулся один из ее основателей — Александр Марин. Вернулся, чтобы сыграть Просперо в «Буре» — едва ли не самой популярной у режиссеров последнего времени комедии Шекспира. С ходу вспоминается версия Коршуноваса, где алкоголик Просперо рассказывал парализованной Миранде ее последнюю сказку. У Марина шекспировский сюжет трансформирован не менее радикально.
-
«Концлагеристы». В. Шергин.
Коляда-Театр.
Режиссер Александр Вахов.Когда ученик Николая Коляды в театре Николая Коляды ставит пьесу другого ученика Николая Коляды — эстетику постановки предугадать несложно. Хоть и сказал сам Коляда, вышедший к зрителям перед спектаклем Александра Вахова, что он здесь ни при чем, а потому не беспокоится о результате, — кто ж ему поверит!
Это кокетство, пожалуй, и было единственной неправдой за вечер. Все остальное очень по-честному. Какой-то нездешней театральностью веяло на Новой сцене Александринки, и зависть брала, как у них за Уралом еще умеют увлекать, развлекать и радовать зал, без заигрывания и заискивания, не делая пауз в ожидании одобрения. А еще — не упиваться снобизмом, вываливая на зрителя постмодернистский текст с обилием цитат (и то правда — лет двадцать пять как не новость!). А еще — играть двухлетней давности спектакль с драйвом курсового и не скатиться в капустник... Впрочем, все это о Коляда-Театре вообще.
-
В конце ноября в Петербурге прошли масштабные гастроли «Коляда-театра». О многих из спектаклей, включенных в гастрольную афишу, («Вишневый сад», «Ревизор», «Женитьба», «Борис Годунов», «Трамвай „Желание“») Петербургский театральный журнал в свое время писал. О тех, что не описаны, сейчас рассказывают наши авторы.
«Мертвые души». Н. В. Гоголь.
Коляда-театр.
Инсценировка Николая Коляды. -
«Мушкетеры. Сага. Часть первая». Иронический трэш-эпос по мотивам романа А. Дюма.Дюма
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.Спектакль Константина Богомолова начинается с ироничного предупреждения — о некоторых словах, созвучных тем, что со сцены с недавних пор произносить нельзя; о путанице, которая может возникнуть в голове у зрителя: покажется, что спектакль про смерть, а он на самом-то деле про любовь.
Почти пятичасовая сага, сюжет которой лишь отдаленно напоминает знаменитую книгу Дюма и не менее, а может быть и более (на постсоветском пространстве, разумеется) знаменитый фильм Юнгвальд-Хилькевича, действительно, в замысловатом и парадоксальном своем сюжете блуждает между этими двумя полюсами. О любви и смерти здесь говорят постоянно, разливаясь в пространных филиппиках, многословных руладах, не стесняясь велеречивых сентенций и диковинных эпитетов.
-
Чехов-центр на III Дальневосточном театральном форуме
Я впервые долетела до Южно-Сахалинска и, конечно, хочу прибавить свои впечатления к тем, что за последние годы записаны моими коллегами и опубликованы в «ПТЖ». Сахалин — место особенное: для нас, жителей европейской части России, уж очень далекое и экзотическое, а для театральных людей этот остров связан с Чеховым, поэтому еще более привлекателен. О путешествии Антона Павловича напоминает литературно-художественный музей — да-да, целый музей, посвященный одной книге — «Остров Сахалин», и там можно очень многое узнать и о сахалинском каторжном прошлом, и о том, какой именно увидел писатель тогдашнюю жизнь острова, какими были обитатели Сахалина, их быт и нравы. (На площадке музея, кстати, проходили различные мероприятия Форума — круглые столы, тренинги и творческие встречи.) Герой музея — особенный Чехов. Не праздный путешественник, а внимательный и добросовестный работник, ведущий перепись населения острова и ежедневно заполняющий десятки карточек-анкет. Неутомимый исследователь, зоркий наблюдатель, писатель-документалист.
-
В Сахалинском Международном театральном центре имени А. П. Чехова состоялся III Дальневосточный театральный форум
Так называется событие, в рамках которого в Южно-Сахалинске проходят лаборатория, парад театральных премьер, встречи с прессой, круглые столы, мастер-классы, посвященные проблемам жизни театра в городе. Одна из задач Форума — объединение театров Дальневосточного региона. Но из-за дороговизны билетов и других финансовых трудностей в этом году до Форума доехал только один гость — главный режиссер Благовещенского театра Денис Малютин.
-
Т. Слободзянек. «Одноклассники. Уроки жизни».
Театр ВТ (Казахстан).
Режиссер Барзу Абдураззаков.В театре «За Черной речкой» закончился фестиваль Art-окраина.
Лучшим спектаклем жюри признало спектакль «Одноклассники. Уроки жизни» по пьесе Т. Слободзянека, который сыграл на фестивале молодой театр ВТ из Алматы, режиссер Барзу Абдураззаков.
-
«Ленинградка».
Государственный академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова (Москва). В содружестве с Театром-студией «Куб».
Идея и режиссура Дениса Шадрина, Алексея Шишова, Бориса Константинова, художник по куклам Виктор Антонов.
В рамках БТК-ФЕСТа.В «Ленинградке», кажется, два мира. Первый — мир реальный, видимый, посюсторонний: пространство черно-белой хроники, хроники блокадного, вымирающего Ленинграда. Настоящие кадры разных периодов блокады, смонтированные, транслируются на огромных размеров экран.
Здесь все чрезмерно громко: грохот разрывающихся снарядов спорит со звуками оглушающих сирен, вечно трындычащих военных грузовиков, не умолкающих выстрелов и людского крика. Мир, теперь уже от нас далекий, а потому — плоский. Парадокс: живой план, подлинно людского существования и неподдельного страдания, дан как неживой. Мы точно смотрим кино, кем-то отрефлексированное, зафиксированное раз и навсегда, не требующее нашего вмешательства. Здесь ничего не изменишь, ничем не поможешь — можно только созерцать.
комментарии