
-
В шорт-лист конкурса «Первая читка» вошли пьесы:
Анастасия Букреева «ЧУЖОЙ»
Ульяна Гицарева «АНТАРКТИДА»
Екатерина Мавроматис «МОЛОКО»
Юлия Поспелова «ЛЁХА...».
Юлия Тупикина «ДРУГАЯ ЗОЛУШКА»
Елена Шахновская «СНЫ ПАРМЕЗАНА»
Алёна Шварц «БЕШЕНЫЙ ПЕКИНЕС» -
Сформирован лонг-лист драматургического конкурса «Первая читка», который традиционно пройдет в рамках фестиваля «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» им. А. Володина 6 — 10 февраля. В этом году в нем 22 пьесы.
-
В Государственном Русском драматическом театре города Стерлитамака я уже была восемь лет назад. Это было хорошо налаженное театральное дело. С крепкой труппой, с театральным лидером, который занимался строительством театра. Но за восемь лет многое изменилось. Тогдашний главный режиссер Игорь Черкашин уже давно руководит театром в Орле. После него сменилось несколько режиссеров. Только директор, Виктория Замесина, которая в мой первый приезд была еще почти новичком в директорском деле, за эти годы стала опытным руководителем и провела театр через все рифы, сопутствующие смене художественного руководства.
-
«Новое время». Т. Рахманова.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер и художник Марат Гацалов.Когда-то Анатолий Праудин давал молодым режиссерам, казалось, дельный совет: «Если у вас получается полная бессмыслица — пустите в глубине сцены человека с крестом, и сразу все приобретет хоть какой-то смысл».
Много лет хотелось проверить правильность праудинских слов, но никто не отваживался на проход человека с крестом...
И вот — случилось. В спектакле «Новое время» Марат Гацалов отважился и пустил в полумраке сцены человека с крестом...
Увы, Праудин был неправ. Смысла так и не возникло.
Впрочем, по порядку.
-
Заметки стороннего о телефильме Татьяны Архипцевой «Петр Фоменко. Легкое дыхание». 10 серий одного года
Смотришь фильм за фильмом, они действуют совершенно гипнотически, сочиненные так, как будто это сам герой фильма увлекает в кадр за собой, в круг своего жизненного карнавала. Татьяна Архипцева, режиссер, возвращает его нам, вернее, дает чувством осязания понять, что он никуда и не уходил, просто, наверное, уехал в другой город на постановку и вот-вот вернется, а мы без него вовсе не одни. Или новой шутки ради скрылся за театральной колонной на минутку. Теперь остается ответить на вопрос: в чем этот гипноз Фомы, секрет его театрального обаяния на все наши времена?
-
«Зойкина квартира». М. Булгаков.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Юрий Ядровский, художник Ирина Бируля.Юрий Ядровский определил жанр своего спектакля как «мистерия в 2-х действиях». На первый план в спектакле вышла тема чертовщины, жути, «мастерамаргаритовщины».
В этой «Зойкиной квартире» есть гулкий, темный объем сцены «Балтийского дома», реальных размеров которой мы не понимаем. Сцена театра кажется огромной, безразмерной. Персонажи здесь исчезают во тьму и из нее появляются. Ширмы-зеркала очерчивают место действия, устанавливают границы, служат то экраном для проекций, то собственно зеркалами, то дверцами платяного шкафа, на которых висят платья; ширмы передвигают, их танец — тоже про зыбкость сценического и несценического бытия, про превращения. Зойкина квартира, ставшая мастерской, обозначена несколькими швейными зингеровскими машинками и совсем неуместными в этом антураже стульями, уж очень сегодняшними, офисными.
-
«Бал у Чинизелли, или 1001 Золушка». Рождественская пантомима.
Цирк Чинизелли на Фонтанке.
Режиссер Виталий Салтыков.В Петербурге свистит декабрьский ветер, кружатся снежинки, сердится и набухает Нева. Дамы в вечерних платьях и мужчины в мундирах спешат к Фонтанке, где у Чинизелли идет «Золушка». Центральное событие зимних праздников нельзя пропустить, ведь с теми, кто не видел «Золушки», не о чем разговаривать в приличном обществе.
-
Должны мы рифмой новогодней
Сегодня радовать коллег...
Ну, что сегодня? Что сегодня?
Чуть-чуть подмерзло. Первый снег...
Год тоже был слегка «морозный»,
Военный, подцензурный, грозный,
Хоть тонус падал — евро рос...
А дальше будет високос.
Конечно, всем не до спектаклей,
Не до театра, не до книг.
Не радостный в Отчизне миг,
И спорить нечего — не так ли?
Кому живется на Руси?
Вот-вот у классика спроси... -
30 декабря 2015 года «Петербургскому театральному журналу» стукнуло 23 года. Прибавьте еще год — и получится 24 с начала деятельности, с того момента, когда к Марине Дмитревской пришел Александр Македонский…
30 декабря 2015 года вышел новый номер — № 82 под условным названием «В гостях и дома» (ну, помните раннюю пьесу Володина?.. Кстати, Володинский фестиваль «Пять вечеров», учредителем которого является «ПТЖ», уже обнародовал афишу 2016.
-
Открытие цирка случилось 15 декабря.
Его ждали почти с замиранием сердца, ведь в процессе реконструкции строители и руководство цирка не уставали повторять, что главная цель — вернуть цирку было величие времен Чинизелли. Цирк действительно предстал на открытии другим. И внешне, и внутренне он стал лаконичнее, лишился ненужной мишуры, расстался со всем случайным и допотопным на манеже и в фойе, и в своей торжественной простоте, совершенный и в смысле оборудования, и в смысле содержания, предстал перед петербургской публикой готовым к новому этапу в истории российского цирка.
-
«Идиот». Ф. Достоевский.
Театр Наций.
Режиссер Максим Диденко, сценограф Павел Семченко.У романа «Идиот» огромное количество сценических и кинематографических версий. Театр привлекает драматизм сюжета, герой-идеалист, инфернальные красавицы, страсти и страдания, убийство в финале... Сочиненные Достоевским сцены получали самые разнообразные интерпретации. Как правило, варианты отличались лишь набором сцен. Поэтому появление в репертуаре Театра Наций, которым руководит Евгений Миронов, создавший в фильме В. Бортко один из лучших классических образов князя Мышкина нашего времени, «Идиота» в жанре «клоунады нуар» сразу вызвало интерес.
Команда создателей спектакля — Максим Диденко, Павел Семченко, Иван Кушнир — заведомо предполагала смелость и неординарность решения. Интриговало и распределение ролей: князь Мышкин — Ингеборга Дапкунайте, а Настасья Филипповна — Роман Шаляпин.
-
«Искатели жемчуга». Ж. Бизе.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера».
Режиссер-постановщик Юрий Александров, дирижер Максим Вальков, художник-постановщик Вячеслав Окунев.Если верно утверждение, что взрослые (особенно под Новый год) нуждаются в сказке ничуть не меньше детей, то режиссер Юрий Александров вполне оправдал эти ожидания.
Новый его спектакль — это такая красочная феерия с неожиданным финалом: и трагическим, и просветляющим одновременно.
Редко появляющаяся на российских сценах опера Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» не менее интересна по музыкальному материалу, чем его знаменитая «Кармен». Не зря темы, дуэты и арии из «Искателей жемчуга» популярные вокалисты (причем самых разных направлений — от попсы до рока) часто перепевают в разных вариациях. Любят цитировать музыку из «Искателей жемчуга» и кинорежиссеры, особенно когда надо подчеркнуть светлую грусть, неизбывный трагизм конечности жизни.
-
Вы не поверите, но я на самом деле не знаю доподлинно, какую именно юбилейную дату (в цифровом воплощении) будет отмечать 24 декабря Ирина Соколова.
И кликать Википедию не стану. Мне совершенно все равно. Для меня и десятков сотен — Ирине Соколовой от силы тридцать пять.
Не лесть, не лукавство! Стойкое такое ощущение, видение. Есть на свете не взрослеющие, настаиваю на этом обороте, артисты. Артисты — дети в высшем, самом лучшем смысле слова. Даже когда я в энный раз смотрю на филигранно/безупречно сыгранную Пульхерию Ивановну («Старосветские помещики»), мне кажется, что это молодая актриса в возрастном гриме, способна прочувствовать всю трагическую глубину ухода из сквозной, одной на двоих жизни с Афанасием своим Ивановичем.
-
C осени 2015 года шли разговоры о создании Ассоциации театральных критиков — профессионального объединения людей, занимающихся анализом российского театрального процесса. Более 120 профессионалов страны поддержали инициативу критика Глеба Ситковского: создание Ассоциации, которое согласуется со статьей 30 Конституции РФ, важно именно сейчас, когда профессиональные критерии часто стали сменяться критериями идеологическими. Два месяца инициативная группа критиков и юристов работала над созданием Устава. Это было делом нелегким: профессия одиночная, к «партийности» никак не расположенная. В группе ФБ обсуждался и корректировался каждый пункт. Сегодня, 23 декабря, Ассоциация театральных критиков объявила о начале своей деятельности, опубликовав Устав и рейтинговое голосование по итогам года, в котором приняло участие более 70 критиков из разных городов.
-
«The Demons». По мотивам одноименной пьесы Ларса Нурена.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер-постановщик Денис Хуснияров, художник Николай Слободяник.Ад — это не другие, ад — это мы сами. Наши страхи, страсти, пороки позволяют достичь вершин блаженства, даруют самое сильное — иногда ни с чем не сравнимое — удовольствие в обмен на маленькую хитрость: полный паралич воли, потерю уважения к себе и окружающим. Желание, зависимость — алкогольная, наркотическая, человеческая, творческая — вот они демоны. Эти темные силы дремлют в людских душах, пока все хорошо, и выползают наружу, когда привычный уютный мирок перестает быть таким уж очаровательно-милым.
-
Раздел «Новый цирк и уличный театр» в рамках цирковой секции IV Санкт-Петербургского международного культурного форума в этом году был посвящен клоунаде. Художественный руководитель Цирка Чинизелли на Фонтанке Слава Полунин во вступительной речи обозначил все основные проблемы и темы, о которых говорили клоуны в последующие три дня.
-
Третий год на IV Санкт-Петербургском Международном культурном форуме, который с каждым годом становится все пышнее и барочней, на секции «Цирк и уличный театр» работает маленькая скромная подсекция с загадочным названием «СоциоЦирк».
-
14 декабря в здании Главного штаба Эрмитажа словами руководителя секции Славы Полунина «Главное — общение! Да здравствует культурный Форум — истинный праздник общения!» — была торжественно открыта секция «Цирк и уличный театр» в рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума.
-
«Война и мир Толстого».
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Виктор Рыжаков, художники Мария и Алексей Трегубовы.Не могу не задать самой себе вопрос: отчего я часто ощущала на этом спектакле человеческое волнение?
Которого не ожидала.
Которое странно и нелогично на спектакле, где Пьер, Андрей, старый князь и все прочие вымазаны белой клоунской краской, разрисованы усиками и бровками и наряжены в костюмы, шитые белыми нитками (стежки видны на черном, не скрыты, предъявлены — так же, как и режиссерские «стежки» Виктора Рыжакова). Тем более, по-настоящему спектакль устоится не раньше февраля. Тогда войдет в свои права, в свой ритм Алиса Бруновна Фрейндлих, всегда утверждавшая, что любит играть в спектакле, где нет сквозняков, а для этого надо время — законопатить щели, обжиться...
-
«Своими словами. „Евгений Онегин“».
Школа драматического искусства. Лаборатория Дмитрия Крымова.
Идея, композиция, постановка Дмитрия Крымова, художник Филипп Виноградов.Кто ж не знает, что Дмитрий Крымов — человек уникальный, причем умеющий блистательно подтверждать эту уникальность с каждым новым спектаклем? Крымов — отважный деконструктор всего и вся и мастер собирать новые смыслы. Эти смыслы, между тем, совсем не отрицают старых, авторских, но совершенно органично объединяются в заново созданном временном и художественном пространстве.
комментарии