Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • СЫНОК

    «Гамлет». Сочинение для сцены Льва Додина по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру, Борису Пастернаку.
    МДТ — Театр Европы.
    Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.

    Этого «Гамлета» интересно смотреть! Некоторое время назад я понял, что больше не вынесу никакой, совсем никакой постановки «Гамлета» и «Трех сестер» — ни глубокой, ни метафорической, ни постдраматической, комической ли, депрессивной ли, никакой. Хотелось новой пьесы: с неизвестным сюжетом, с оригинальными характерами, в непривычной эстетике. Спектакль Додина — именно по новой пьесе, со всеми перечисленными обстоятельствами. По современной, во всех смыслах современной, пьесе.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

    «Гамлет.eXistenZ». Игра в одном действии по пьесе В. Шекспира.
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Петр Шерешевский, художники Александр Мохов и Мария Лукка.

    В основе премьерного спектакля Петра Шерешевского о принце Датском сюжет фантастического триллера Дэвида Кроненберга «eXistenZ», жутковатой истории об Аллегре Гелле, создательнице виртуальной игры под названием «eXistenZ», в которой события реальной жизни смешиваются с миром выдуманным. Интеллектуальная и беспощадная игра в одном действии по пьесе Шекспира, затеянная режиссером, лишена какого бы то ни было сочувствия, пощады и созидания. Напротив, с самого начала тебя погружают в виртуальный агрессивный и деструктивный мир. В лабораторию по исследованию человекоподобных. В жестокую игру под названием «Гамлет. eXistenZ».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • СЛУЧИЛОСЬ

    «Корабль Экзюпери».
    Театр «Особняк».
    Режиссер и художник Яна Тумина.

    Уже народ переболел обязательной нежностью к «Маленькому принцу», прочел «взрослого» Экзюпери, уже он перестал быть именем нарицательным. Уже детские театры пережили шок от каприза наследников: снять все версии «Принца», где есть шаг в сторону от исходных авторских картинок; уже наследники поступились этим своим императивом...

    Яна Тумина разворачивает в уникальном пространстве «Особняка» свою — особняковую — пустыню. Назвать сцену театра маленькой не получится. Здесь, как правило, разверзаются миры, даже если играют двое.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТУДА И ОБРАТНО

    Сегодня на «Золотой Маске» «Ваня» — миниатюра Алексея Лелявского про время драконов. Спектакль выдвинут в четырех номинациях — как лучший спектакль, работа режиссера, художника и актера в театре кукол.

    «Ваня».
    Театр Karlsson Haus.
    Режиссер Алексей Лелявский, художник Александр Вахрамеев.

    Время драконов порождает сказки про борьбу с ними.

    Тоскливо и протяжно заливается гармонь, звонко бренчит балалайка. Из темноты возникает фигура человека, лежащего на земле в неудобной, скрюченной позе, будто повалившегося наземь после пьянки. Сказка сказывается в непростых условиях. Все действие происходит на невысокой площадке — помосте, приподнятом над полом и замкнутом сверху низким потолком.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВСЕ БУДЕТ В ИСКУССТВЕ ДРАМАТИЧЕСКОМ

    «На всякого мудреца довольно простоты». А. Н. Островский.
    Пермский академический Театр-Театр.
    Режиссер Борис Мильграм, художник Виктор Шилькрот.

    В пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» Островским вплетено множество водевильных ситуаций, однако современники не оценили такой неординарный художественный прием и упрекнули драматурга в измене реализму. Худрук Пермского Театра-Театра Борис Мильграм, напротив, решил покориться авторскому замыслу, чтобы создать на сцене водевиль. Театральный жанр, бурно расцветший в России еще в XVIII веке, сегодня выглядит архаично, поэтому перед режиссером стояла задача не утонуть в многовековой пыли и создать драматический спектакль с песенками-куплетами и танцами, интересный современному зрителю. Так возникла постановка на грани жанров и стилей, начинающаяся словами: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. В искусстве драматическом все будет...». Что именно будет, артист Сергей Детков, произносящий этот текст, не уточняет, а будет многое: музыка Лоры Квинт в аранжировке Татьяны Виноградовой, танцы и пластические этюды Ирины Ткаченко и актерские работы, которыми хочется наслаждаться.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АЛЕКСЕЙ ФРАНДЕТТИ: «Я ПРОШУ ИХ ИГРАТЬ СЕГОДНЯШНИЙ, АКТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

    С режиссером Алексеем Франдетти беседует Серафима Пантыкина

    В Свердловском театре музкомедии в эти дни играют премьеру «Бернарды Альбы». Вверху на премьерной афише — «Впервые в России», внизу — слоган «Любовь убивает любовь». За спиной режиссера Алексея Франдетти постановка камерного мюзикла «Рождество О. Генри», комикс-опера «Viva la Mamma» в Красноярске, «Пробуждение весны» в содружестве с К. Серебренниковым в Гоголь-центре, совместные шоу со Stage Entertainment. В будущем Франдетти ждут постановки в МХТ им. Чехова, Театре им. Пушкина и разные телевизионные программы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕПРИКАСАЕМЫЕ» МИХАИЛА ПАТЛАСОВА

    Сегодня у нас в блоге два полярных мнения о документальном проекте про и с участием бездомных, показанном неделю назад в Аннекирхе.

    «НеПрикасаемые».
    Автор идеи и режиссер Михаил Патласов, художник Владимир Абих.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДЮРРЕНМАТТ, ГАВРИЛИН, РЫБНИКОВ

    XX фестиваль «Йошкар-Ола театральная»

    «...Мы пока еще живем в Европе! И мы христиане!» — бургомистр захолустного городка Гюллена (в его роли народный артист Республики Марий Эл Виктор Гришин) сам не верит в то, что произносит с таким пафосом. Зрительный зал Академического русского театра драмы имени Г. Константинова (переполненный, кстати) в городе Йошкар-Оле, собравшийся на спектакле «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта, коллективно вздрагивает и вообще реагирует очень остро. Хотя, казалось бы, ему-то чего волноваться по поводу гибели европейской цивилизации? Столица Марий Эл стараниями главы республики Леонида Маркелова, влюбленного в «настоящую Европу», превращена в город, где есть кусочек Голландии (набережная Амстердам с одной стороны реки Малая Кокшага и набережная Брюгге с другой, это официальные названия), где центральная площадь напоминает о венецианской Сан-Марко, а неподалеку от бронзового Рембрандта, только мост перейти — памятник принцессе Монако Грейс и ее супругу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

    «Мера тел».
    Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) совместно с Инженерным театром «АХЕ» (Санкт-Петербург).
    Режиссеры, художники Максим Исаев и Павел Семченко, хореограф Татьяна Баганова.

    30 марта Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» и Инженерный театр «АХЕ» показали на Эрарта Сцене спектакль «Мера тел».

    В основу первого опыта сотрудничества двух театров лег знаменитый рассказ Д. И. Менделеева о создании периодической системы химических элементов, которая привиделась ему во сне

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЧИНАЮТСЯ ГАСТРОЛИ ТЕАТРА КАМАЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

    Сегодня 5 апреля впервые за последние 25 лет в Петербурге открываются большие гастроли Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала. На основной сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова будут представлены шесть спектаклей. Первый из них — «визитная карточка» татарского театра — «Голубая шаль» в постановке Фарида Бикчантаева. О спектакле рассказывает Надежда Стоева. Полную афишу гастролей можно увидеть здесь.

    Читать дальше
  • «МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» ПЕТРА ШЕРЕШЕВСКОГО НА «ЗОЛОТОЙ МАСКЕ»
    Сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Маленькие трагедии» Русского драматического театра Удмуртии. Спектакль выдвинут в четырех номинациях: спектакль большой формы, работа режиссера, работа художника и мужская роль. О нем – материал Татьяны Джуровой из ПТЖ № 79.
    Читать дальше
  • МЕЖДУ КРЕМОМ И ДЖЕМОМ

    «Крем, джем и буги-вуги». Мюзикл для всей семьи.
    Либретто Максима Леонидова, Александра Шаврина и Андрея Носкова.
    Музыка Максима Леонидова.
    Режиссер Андрей Носков, продюсер Алики Усубиани, художник Яна Глушанок.

    Мюзиклу трудно приходится в России в силу его неумолимой затратности: он не рассчитан на небольшие площадки, не может обойтись посредственным светом, дешевой декорацией или бюджетными костюмами. Здесь требуется хорошая музыка и качественное либретто. Отсутствие традиций мюзикла в России рождает проблему постановочной и исполнительской школы, превращая вопрос кастинга практически в непреодолимое препятствие. Уже готовый мюзикл сталкивается с неминуемой проблемой отсутствия прокатной практики подобного рода затратных спектаклей. В каком-то смысле мюзикл в России — это всегда компромисс. Спектакль «Крем, джем и буги-вуги» пытается пройти мимо этих, казалось бы, очевидных проблем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОВСТОНОГОВ, СТАВШИЙ КУКЛОЙ, СНОВА КУРИЛ «МАЛЬБОРО»…

    На малой сцене БДТ Резо Габриадзе представил куклу «Георгий Товстоногов»

    «Всегда можно проверить, гений ли человек, — давным-давно говорил мне Резо Габриадзе. — Если гений — его легко вообразить марионеткой. Моцарт — великая марионетка, Гете, Пушкин — марионетки. А Лермонтов — нет. Гоголь — марионетка, Чехов — гениальная марионетка… А Достоевский нет. И Толстой нет. Значит, они просто великие писатели…»

    С тех пор Габриадзе не раз опровергал свою теорию практикой. Прекрасными куклами (вот не скажу — марионетками ли) оказывались и Андрей Битов, и Лиза Богословская (Ангел, оживляющий Алешу в «Песне о Волге»), и Марлен Дитрих, и сотрудник театрального музея Елена Федосова (плясала Розой в той же «Песне»)… Да что греха таить, и сама я побывала длинноносой куклой (не марионеткой!), вывозящей детей из разбомбленного Киева… А уж точно марионеткой представали Чарли Чаплин и Ирина Антонова, «дебютировавшая» на открытии выставки Резо в Пушкинском музее несколько лет назад. И играла ей на рояле кукла-марионетка Святослав Рихтер…

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ОТРАЖЕНИЯ

    «Язык птиц». По мотивам поэмы Фарида ад-Дина Аттара.
    БДТ им. Г. А. Товстоногова совместно с Центром творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».
    Режиссер и автор сценария Борис Павлович, художник Катерина Андреева, режиссер по пластике Алина Михайлова.

    Сегодня, 2 апреля, во Всемирный день аутизма, в репетиционном зале БДТ им. Г. А. Товстоногова состоится второй показ спектакля, который Борис Павлович, курирующий в театре социальные проекты, придумал и сделал с актерами театра и студентами Центра «Антон тут рядом».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЕСЛИ Я НЕ СДАЛ ТЕКСТ — ЗНАЧИТ Я УМЕР» ПАМЯТИ ДМИТРИЯ ЦИЛИКИНА

    «Если я не сдал текст в дэдлайн — значит я умер. Других вариантов быть не может», — говорил Дмитрий Циликин чеканно, строго, чопорновато, не раз и не два.

    Всегда, когда речь у нас заходила о ком-то из коллег, легко игнорирующем такую сущую «безделицу», как непунктуальность.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ГОРОДА N

    «Ревизор». Н. В. Гоголь.
    Российский государственный театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль).
    Режиссер Денис Азаров, художник Илья Кутянский.

    Многоуровневое пространство «Ревизора» отражает множественность смыслов комедии Гоголя. С самого начала спектакля очевидна эклектика в образной системе, в пространственно-временных и художественных решениях. Цитаты из фильмов, смысловая многослойность, нагромождение гротесковых образов позволяют с легкостью определить, что перед нами разыгрывается постмодернистский сценический текст.

    На сцене сложная двухэтажная инсталляция, в которой прочитываются очертания дома. Каждый закуток продуман до мелочей. По ходу действия там будут показаны значимые эпизоды, разрозненные актерские этюды, которые разыгрываются одновременно с основным действием. В целом картинка похожа на кукольный домик, вывернутый наизнанку.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИДЕАЛЬНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

    «Я была в доме и ждала...». Ж.-Л. Лагарс.
    Московский драматический театр им. Вл. Маяковского.
    Режиссер Анатолий Шульев, художник Ольга Богатищева.

    Жан-Люк Лагарс (1957–1995) изобрел свою собственную манеру писать тексты для сцены. Такую, что для режиссеров постановка его пьес — настоящий вызов. К слову, сам он был режиссером, и его спектакли по собственным произведениям неизменно были провальными. Но это не помешало ему стать культовым автором, которого сейчас во Франции ставят чаще других драматургов второй половины XX века. «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришел» — предпоследний текст Лагарса, написан в 1994 году. Он уже знал, что умирает от СПИДа, и это не лишняя подробность для понимания его пьесы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЧЕЛОВЕК — ЭТО ТО, ЧТО ВСЕГДА НОВО

    Очередной донской фестиваль «Мельпомена» — тринадцатый. Как правило, почти все спектакли уже видены в премьерном варианте, но до чего же интересно наблюдать их жизнь, посмотрев через полгода, например! Одни набирают силу, другие «расползаются».

    Шолоховский «Тихий Дон», например, в этот раз был сыгран артистами Ростовского театра драмы с особым внутренним волнением, будто дело шло о событиях сегодняшних. Настойчиво билась и клокотала в душах запутанных и заплутавших людей болезненная мысль о ничтожной цене человеческой жизни. Да оставьте нас в покое с вашими революциями и контрреволюциями, генералами и комиссарами! Дайте пожить около своих детишек, на земле всласть поработать, хозяйство поднять... Чем не тема нынешнего дня!

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СИЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА БОЛЬШЕ НЕ ПЛАЧЕТ У ОКНА

    «Жанна». Я. Пулинович.
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Мария Романова, художник Эмиль Капелюш.

    В последние 10–20 лет популярным комедийным сюжетом был обмен телами между мужчиной и женщиной. Тот или другой вынуждены были пытаться устанавливать связи с миром и распутывать сюжетные хитросплетения в чуждой и даже враждебной оболочке. Но по пути к финалу гендерные противоречия стирались, герои на собственной шкуре убеждались в том, как нелегко приходится их противникам, и в итоге в вечной «битве полов» наступало перемирие. Создатели спектакля «Жанна», кажется, транслируют идею, что в современном мире женщины и мужчины поменялись местами без надежды на обратное превращение, а война давно проиграна обеими сторонами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БОГ УМЕР. БИРЮКОВ©

    Вчера и сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Панночка» томского театра «Скоморох». Напоминаем, что спектакль Владимира Бирюкова был выдвинут в трех номинациях — лучший спектакль театра кукол, работа режиссера и работа художника. О нем у нас материал из ПТЖ № 81.

    «Панночка». Н. Садур.
    Томский областной театр куклы и актера «Скоморох».
    Режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко

    Читать дальше | Комментарии (0)