
-
В Казани прошел 34-й оперный фестиваль имени Федора Шаляпина
Шаляпинский оперный — в феврале, Нуриевский балетный — в мае. Вот две вехи, определяющие течение сезона в Татарском театре оперы и балета. Шаляпинский старше Нуриевского на пять лет. Он был основан в 1982 году, на излете советской власти, сумел пережить безвременье и безденежье ранних 90-х, расцвел в нулевых, пышно отпраздновав 30-летие в 2012 году.
-
«СВАН». По пьесе А. Родионова и Е. Троепольской.
Мастерская Дмитрия Брусникина.
Режиссер Юрий Квятковский.Несмотря на очевидное созвучие, к роману Марселя Пруста новая постановка Юрия Квятковского, казалось бы, не имеет никакого отношения. В основе — оригинальный текст, написанный Андреем Родионовым и Екатериной Троепольской. Да еще не просто текст — пьеса в стихах. С чем «СВАН» напрямую соотносится, так это с историей черных лебедей как представителей высшей избранной расы времен гитлеровской Германии. Об этом свидетельствует и устрашающая символика — над сценой висит пара зловеще мерцающих лебедей, и всякого рода атрибутика — заградительные ленты, нашивки на костюмах артистов, обилие видеокамер.
-
Лаборатория «Разговор на равных» в Пермском ТЮЗе
Каждый молодежный театр в наше время ощущает нехватку пьес для подростков, а уж современных — тем более. Над этой проблемой давно задумались в Пермском театре юного зрителя. И запустили четыре года назад лабораторию «Разговор на равных». Первые две лаборатории были режиссерскими, призванными дать возможность молодым режиссерам прийти в театр со своей идеей и облюбованной пьесой, желательно современной. В итоге репертуар театра пополнился четырьмя новыми спектаклями, адресованными подросткам. На третий раз «Разговор» произошел в первую очередь с молодыми драматургами.
-
В Петербурге «Этюд-театр» переехал на «Площадку 51»
Платформа «Скороход», театр Музея Достоевского и многие экспериментальные пространства Петербурга, конечно, осиротели. Потому что «Этюд-театр», наконец, обрел свой дом и больше не будет скитаться и играть спектакли на этих сценах. Спасибо всем, кто давал приют!
Новый театр называется «Площадка 51», и это красиво. 51 — номер аудитории фильштинцев в институте. И понятно, что эта аудитория была для каждого актера и режиссера «Этюд-театра» больше чем домом в течение пяти лет учебы... Кстати, говорят, что когда в новое пространство пришли в первый раз, там было офисное помещение с перегородками, и на последней двери тоже висела табличка «51». Так что... Нумерология, магия чисел. Да, между прочим: театр открылся в свой день рождения — 19 марта.
-
«Звездный мальчик». О. Уайльд.
Моноспектакль Дины Корзун.
Режиссер Максим Диденко, фортепиано — Шолпан Шарбакова.Дина Корзун, которую прославила роль Яи в фильме «Страна глухих» Валерия Тодоровского, уже давно живет в Лондоне, снимается в кино и сериалах производства BBC. В России ее можно увидеть редко, как правило, на праздниках благотворительного фонда «Подари жизнь», соучредителем которого она является. В помощь фонду она решила сыграть премьеру своего моноспектакля в Москве в Театре Et Cetera. Потом спектакль привезли на гастроли в в Петербург на площадку «Эрарта».
-
Вчера и сегодня в программе «Золотой Маски» спектакль Дмитрия Волкострелова, поставленный в ТЮЗе им. Брянцева. Напоминаем, что «Беккет. Пьесы» выдвинут в двух номинациях: «Спектакль малой формы» и «Режиссура». О нем у нас статья Аси Волошиной, опубликованная в блоге, и Татьяны Джуровой из № 78 ПТЖ.
-
«Молчи, Эдип». М. Курочкин.
Театр.doc.
Режиссер Владимир Мирзоев, художник Сергей Тырышкин.«Когда у большой страны Эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая» — установка, с которой Владимир Мирзоев приступал к своему новому спектаклю. Словно практикующий доктор, он и раньше пытался препарировать тот или иной общественный недуг. Архаизацию сознания — в антрепризном «Возвращении домой» по Гарольду Пинтеру. Подавленность и подавление в социуме — это «Вишневый сад» в Театре имени Пушкина. В наскоро переписанном на злобу дня Владимиром Войновичем «Трибунале», пьесе изначально 1985 года, с труппой театра «Кураж» ставил вопросы конформизма и личной ответственности. Теперь, взявшись за инфантилизацию со всеми сопутствующими ей комплексами, собрал в ДОКе команду, с которой до этого выпустил «Толстой — Столыпин». А за соответствующим текстом обратился к Максиму Курочкину. Спектакль вышел по-доковски, в хорошем смысле, бедным, но по-мирзоевски — богатым на всевозможные шарады, кунштюки и небольшие, в рамках часового действа, аттракционы.
-
«Хорошие новости». Ю. Тупикина.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Данил Чащин, художник Дмитрий Горбас.Если бы среди провинциальных театров проводились соревнования по городскому вербатиму, Прокопьевский драматический стал бы чемпионом. Нынешняя премьера — уже пятый спектакль, созданный в этой технике. После «Горько!» и спектакля «Соль-минор» здесь придумали сделать серию вербатимов, каждый из которых посвящен прокопчанам определенного возраста. Этот проект открыл «ПодростОК», продолжил «Тридцать плюс». «Хорошие новости» завершают и венчают трилогию: в центре истории 60-летние персонажи, но среди действующих лиц есть 30-летние и 80-летние. Каждый месяц эти три спектакля будут играть три вечера подряд, получится своеобразный вербатим-сериал.
-
Сегодня конкурсная программа «Золотой Маски» представляет «Сон в летнюю ночь» театра «Мастерская П.Н. Фоменко». Спектакль выдвинут в трех позициях: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера» и «Лучшая женская роль». За последнюю будет бороться Ирина Горбачева (Елена). У нас в блоге о спектакле рассказывала Марина Шимадина.
-
«Машина Мюллер».
Гоголь-центр.
Режиссер и художник Кирилл Серебренников.Драматургия Хайнера Мюллера — тот пласт послевоенной интеллектуальной европейской литературы, который (за исключением единичных ярких опытов: «Медея. Материал» Анатолия Васильева, «Гамлет-машина» Андрея Могучего, «Квартет» Теодора Терзопулоса, «Любовная история» Дмитрия Волкострелова) так и не стал фактом биографии российского театра. Как и драматургия младших коллег Мюллера из постбрехтовской плеяды, например, Эльфриды Елинек, чьи экспериментальные тексты — значительная страница в истории европейской сцены.
-
«Гамлет». У. Шекспир. Перевод Бориса Пастернака.
Свердловский академический театр драмы.
Режиссер и художник Евгения Беркович.«Строптивая». По мотивам комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой».
Курганский театр драмы.
Режиссер Алессандра Джунтини, художник София Матвеева.«...Русский театр предпочитал, с одной стороны — „Гамлета“, а с другой — „Укрощение строптивой“». Это суждение Алексея Вадимовича Бартошевича, адресованное вообще-то прошлому веку, совершенно не устарело и в нынешнем. По-прежнему предпочитает. В драмтеатрах двух уральских городов вышли премьеры «Гамлета» (Екатеринбург) и «Укрощения строптивой», сокращенного до просто «Строптивой» (Курган).
-
«Дядя Ваня». А. Чехов.
Воронежский Камерный театр.
Режиссер Михаил Бычков, художник Николай Симонов.И чем не из вампиловской гостиницы «Тайга» эта «нянечка» Марина Тимофеевна, в синем сатиновом халате советской уборщицы-«технички», разливающая в эмалированные кружки чай из металлического бачка?
И чем не «чулимский» Шаманов этот доктор Астров в грубом, видавшем виды «хэмовском» джемпере реглан английской резинкой, какие не раз носили геологи и альпинисты на экранах 1960–70-х? «Держись, геолог, крепись, геолог...» Эта Пахмутова вполне могла бы звучать среди ее же «Беловежской пущи», «Надежды» и песенки композитора Рыбникова про Африку, в которой, должно быть, сейчас такая жарища: «Аааа! Крокодилы, бегемоты! Аааа! Обезьяны, кашалоты...»
-
Сегодня в программе «Маска плюс» «Молодая гвардия» Максима Диденко — Дмитрия Егорова. Предлагаем вашему вниманию рецензию на спектакль, опубликованную в ПТЖ № 82.
«Молодая гвардия». История мифа в трех частях.
Театр «Мастерская».
Режиссеры Максим Диденко и Дмитрий Егоров, художник Евгений Лемешонок -
Сегодня программа «Маска плюс» представляет «Одиссею» пермского «Театр-Театра». О спектакле — статья Анны Банасюкевич, опубликованная в 80-м «военном» номере ПТЖ.
«Одиссея». Поэма Гомера для семейного просмотра (инсценировка Ксении Гашевой).
Театр-Театр (Пермь).
Режиссер Алексей Крикливый, художник Евгений Лемешонок -
«Биндюжник и король». И. Бабель.
Красноярский театр юного зрителя.
Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов.Новый спектакль Романа Феодори по «Одесским рассказам» Бабеля неизбежно вызовет у просвещенных театралов две полярные реакции. Одна — вроде «ну, сколько можно ставить спектакли в стиле Роберта Уилсона?». А режиссер Роман Феодори с художником Даниилом Ахмедовым перед началом работы, кажется, не раз внимательно пересмотрели и уилсоновские «Сонеты Шекспира», и его «Трехгрошовую оперу» и недавно выпущенного в Берлинер ансамбль «Фауста». Здесь и фронтально выстроенные мизансцены, вроде «живых картин», и покадровое деление действия, и даже такая деталь, как пробежки персонажей по просцениуму, в ходе которых они неоднократно повторяют свой пластический рисунок, служащий лейтмотивом образа и его индивидуальной характеристикой, и, наконец, минималистская сценография с преобладанием ярко-кислотных цветов и теневых силуэтов, создающая эффект двухмерности сценического пространства.
-
Сегодня «Маска плюс» представляет «Горькие слезы Петры фон Кант» в постановке Красноярского ТЮЗа, режиссер Юлия Ауг. О спектакле читайте статью Татьяны Тихоновец, опубликованную в 79-м номере ПТЖ.
-
Внеконкурсную программу премии для молодых «Прорыв» закрывает спектакль из Прокопьевска. О спектакле — статья Татьяны Тихоновец из блога ПТЖ.
«Муха-Цокотуха». По мотивам сказки К. Чуковского.
Театр «Цехъ».
Режиссер Александра Мамкаева, художник Игорь Каневский.Предположу, что «Муха-Цокотуха» К. Чуковского — одно из самых репертуарных произведений в театре для детей. Театр, рискнувший взять к постановке «Муху», обрекает себя на справедливый упрек в хождении давно известными тропками. Вероятно, только количество пародий на этот текст (одни из самых популярных у Леонида Филатова) превышает количество постановок.
Простая идея, предложенная художником Игорем Каневским театру «Цехъ», позволяет понаблюдать за новым рождением старой истории и процессом создания персонажа — от первой линии в рисунке до обретения голоса и манеры поведения, дает возможность сыграть в «Муху».
Сегодня в офф-программе «Золотой Маски» спектакль-перформанс Екатерины Бондаренко, Марата Гацалова и Татьяны Рахмановой с Новой сцены Александринского театра. О нем — материал Елены Вольгуст.
Сегодня театральная премия «Прорыв» представляет спектакль лауреата премии Дениса Хусниярова театра «Мастеровые» из Набережных Челнов. О «Кроличье норе» рассказывает Оксана Кушляева.
комментарии