
-
XIII Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
...Жизнь во множестве ее проявлений, в том числе таком, как итоги фестиваля «Арлекин» номер 13, бывает порой совсем иной, чем наши ожидания и представления о ней. Ведь почти не было сомнений, что триумфатором нынешнего «Арлекина» станет кто-то из талантливого дуэта сибиряков с горячей греческой и кавказской кровью: Роман Феодори (режиссер «Русалочки» Екатеринбургского ТЮЗа и худрук постановки «Алиsа» Красноярского ТЮЗа) либо Даниил Ахмедов (художник «Русалочки», режиссер и художник «Алиsы»). Либо оба сразу, что еще справедливее, ибо это именно дуэт. Ан нет. Разумеется, красноярская и екатеринбургская феерии, ранее уже с успехом сыгранные на «Золотой Маске», не остались без наград «арлекинского» жюри под председательством Евгения Ибрагимова. «Русалочка» и «Алиsа» «распилили» призы за лучшую работу сценографа и композитора: достойный ответ тем «антикритикам», что не устают клекотать, что Даниил Ахмедов всего лишь эпигон Роберта Уилсона, а композитор Евгения Терехина — Эндрю Ллойда Уэббера. Премию за лучшую работу хореографа вручили Татьяне Багановой («Русалочка»).
-
«Три текста про войну». По произведениям Х. Мюллера, К. Черчилл, В. Сорокина.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссеры Андрей Гончаров, Михаил Лебедев, Николай Русский, художник Анна Мартыненко.За пару сезонов в БДТ появилась репертуарная линия, тематически связанная с войной. Вернее, с войной и миром.
В основе «Человека» — книга Виктора Франкла, психолога, пережившего концлагерь. Драматургически важные моменты этого спектакля: реакция «коллективного героя» при попадании из «мира» в Аушвиц, а в финале — при возвращении из Аушвица в мирную жизнь. На той же главной сцене БДТ — «Война и мир Толстого», где обошлось, как и следовало ожидать, без сценических баталий. Во внимании Натальи Ильиничны Ростовой — Алисы Фрейндлих, ведущей зрителей по пространству романа, оказываются сцены семейные-любовные; тем не менее, щемящие смыслы о войне, угрожающей хрупкому человеческому счастью, возникают. В «Крещенных крестами» по прозе Эдуарда Кочергина — это уже малая сцена БДТ — действие происходит в послевоенное время, но отпечаток Великой Отечественной в судьбе юного героя ощутим. Можно вспомнить и спектакль «Когда я снова стану маленьким», вдохновленный жизнью и творчеством Януша Корчака.
-
В архиве появился № 80. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Под юбилеи тянет к мемуарам...
В прошлом году, в юбилей Геты, Генриетты Наумовны Яновской, мне удалось найти на антресолях подарочный «антиквариат»: собственную машинописную рецензию на ее спектакль, которую она никогда не читала.
Никакого «антиквариата» в юбилей Камы (они же для всей страны за глаза исключительно «Кама и Гета») у меня для него нет. Он был бы, если бы сам Кама Миронович в 1972 году, в литчасти театра Комедии, тогдашней «обители Барбоя», не взял с меня слово отдать ему тетрадь «Для гербария». Вот было бы сейчас что подарить — репетиционный дневник спектакля «Монолог о браке», на котором студенткой второго курса я проходила свои главные театральные университеты. С подругой-отнокурсницей мы тщательно записывали весь день, а ночью я еще печатала фотографии... И один из самых серьезных моментов юношеского приобщения к театру — день сдачи: Гинкас мечется по проходу, часто подбегая и присаживаясь к режиссерскому столику, за которым уже сижу я, — и коротко шепчет какое-то замечание. А я настолько внутри спектакля, что и говорить-то не надо, понимаю с полуслова, лихорадочно конспектирую, и гордость переполняет за эту наэлектризованную включенность в дело...
-
«Записки юного врача». М. А. Булгаков.
Театр «Мастерская».
Режиссер Григорий Козлов, художник Николай Слободяник,
инсценировка Максима Блинова.У главного героя цикла рассказов «Записки юного врача» есть все шансы стать талантливым доктором: Булгаков делает его откровенно одаренным, наделяет спасительной интуицией и пристраивает рядом всемогущую удачу. Неизбежные встречи со смертью или казусные ляпы закаляют характер и добавляют опыта, помогают не погибнуть под «тяжестью славы». Поэтому омрачающие его жизнь недостатки (а конкретно — отсутствие внушающих уважение повадок) не приговор, все будет, надо только подождать. Артист Максим Блинов со своим героем в схожей ситуации — сегодня еще бросаются в глаза погрешности и шероховатости его исполнения, суетливость, столь опасная для монологичной формы, но не исключено, что уже завтра наладится ритм, выровняется дыхание, будет отброшено лишнее. Гарантом и в помощь выступают доверие режиссера и педагога Григория Козлова; надо полагать, он неслучайно решился на непростую работу со своим недавним учеником, уже шестой год как покинувшим Петербург и служащим в МХТ им. А. П. Чехова.
-
«Носороги». Э. Ионеско.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Авторы спектакля, сценическая редакция текста, постановка, сценография, хореография, костюмы, реквизит, маски, свет, видео — Николай Рощин и Андрей Калинин.Пой, Зухра! Пой, Джамиль! Европейская цивилизация пала. Даже алкоголь не спас ее, не говоря уже о психоделиках. Непросыхающий Беранже не выдержал хора хозперсонала из стран третьего мира и неубедительно, но сломал синтезатор. Хор хозперсонала развернулся в зал и «свиньей» двинулся на нас, сидящих, как в яме, на поворотном круге сцены ТЮЗа им. Брянцева.
-
С 21 по 24 апреля 2016 года в Саратове прошел шестой конкурс циркового искусства, который в этом году приобрел статус международного. География фестиваля «Принцесса цирка» расширилась, и лучшую цирковую артистку выбирали из участниц со всего мира. «Мне показалось, что зацикливаться в рамках только нашей страны и СНГ — не очень правильно. Цирк — это мировое явление», — признается директор Росгосцирка Вадим Гаглоев. Двадцать четыре участницы с пяти континентов боролись за звание стать лучшей.
-
На фестивале «Арлекин» спектакль Антона Оконешникова стал первым лауреатом в истории премии Ассоциации театральных критиков — «За успешный творческий поиск на территории тотального театра для детей».
«Пуськи бятые». По сказкам Л. Петрушевской.
Новая сцена Александринского театра.
Литературно-драматургическая композиция Анастасии Букреевой, режиссер Антон Оконешников.
Идея — Анна Соколова. -
«Ноев ковчег». Б. Бриттен.
Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье».
Режиссер-постановщик Александр Петров, музыкальный руководитель и дирижер Аркадий Штейнлухт, художник-постановщик Наталья Клемина.Тринадцатый «Арлекин» открылся премьерой театра «Зазеркалье», показанной вне конкурса, — «Ноевым ковчегом» Бенджамина Бриттена, детской оперой в одном действии по Честерскому мираклю XVI века. Опус Бриттена, написанный композитором в 1957 году и предназначенный им для исполнения в церкви, а вовсе не на театральных подмостках, не впервые появляется в репертуаре «Зазеркалья». Та же команда постановщиков, но под руководством маэстро Павла Бубельникова уже ставила 50-минутный шедевр Бриттена в 1993 году (если не ошибаюсь, спектакль тогда был представлен на фестивале «Английская музыка в Санкт-Петербурге», приуроченном к 80-летию Бриттена).
-
«Дом, который построил Свифт». Г. Горин.
Московский Театр имени Пушкина.
Режиссер Евгений Писарев, художник Зиновий Марголин.Евгений Писарев поставил спектакль о вечном сумасшествии мира и не менее вечном торжестве театра, который способен переработать, переосмыслить, переиграть любую бредовую ситуацию так, чтобы вновь захотелось жить. Даже в мире, катящемся под откос. Подобное его — мира — восприятие, кажется, было всегда, ну, может, за редкими исключениями. Но всегда находились те, кто не плакал, а смеялся, начиная все заново. Шекспировская формула «весь мир — театр, а люди в нем актеры» в этом спектакле Писаревым воплощена безупречно. Зрелищность здесь крепко сцеплена с интеллектуальностью, давая в результате почти идеальный синтез. Можно с равным интересом вслушиваться в парадоксальный текст Григория Горина и получать визуальное удовольствие от той истории, которую сочинил и перевел на язык сцены режиссер.
-
«Карина и Дрон». П. Пряжко.
Театральная лаборатория «Угол» (Казань).
Режиссер Дмитрий Волкострелов.Тут схвачена психофизика современного тинейджера. Так говорят, общаются, так ощущают себя в пространстве новые дети. И основное завоевание Волкострелова — попытка передать систему восприятия, не знакомую зрителям, не данную им в ощущениях. Играют подростки — студенты театрального колледжа. Вся аудитория принципиально старше артистов.
Герои — хрупкие молодые люди, каждый из шестерых стоит на отдельном постаменте, телесно не соприкасаясь с другими. Это спектакль про отсутствие потребности в телесном контакте, про страх сближения. Артисты только отрабатывают ритуал прощания — бесконтактный обряд жестикуляционной коммуникации без попытки приблизиться.
-
«Вий». Фантасмагория по повести Н. В. Гоголя.
Учебный театр «На Моховой».
Режиссер и художник Александр Серенко, художественный руководитель постановки Анатолий Праудин.Долгое непрерывное шипение, как от сломанного телевизора или не настроенной радиоволны, предшествует началу спектакля. То, что эти неприятные звуки есть знак потери связи с Богом, станет понятно, когда герои начнут шевелить торчащий из груды деревяшек покосившийся черный крест и среди шумовых помех вдруг раздастся церковное пение. Стоит выпрямить крест перпендикулярно, и он, как антенна, исправно ловит благозвучный напев, но лишь чуть-чуть завалишь — вновь звучит раздражающее шипение.
-
«Письмовник». М. Шишкин.
Театр «Мастерская».
Режиссер Наталия Лапина, художник Александр Якунин.На программке к спектаклю изображен древесный лист, как будто кем-то аккуратно отглаженный и засушенный. Гербарный образец с тоненько прорисованной сеточкой прожилок. Листок разделен цветом надвое: одна половина — белая, другая — зеленовато-золотистая. И внутри программки сохраняется подобное цветоделение: персонажи записаны в два столбика, одни на белом фоне, другие на зеленоватом. Вверху белой части — Саша (Александра Мареева), вверху цветной — Володя (Андрей Аладьин). Некоторые актеры играют в спектакле не одну роль, так вот одни их герои оказываются в левом столбце, другие — в правом.
-
«Князь». Опыт прочтения романа Ф. М. Достоевского
«Идиот».
Театр «Ленком».
Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.История получилась довольно камерная, не романная: из всей россыпи героев Достоевского осталось лишь несколько человек, а все фабульные нюансы и сюжетные линии свелись к одной — страстям вокруг Настасьи Филипповны. Впрочем, речь, естественно, не о том, что ленкомовский «Князь» свел сложную структуру и философскую внушительность романа к мелодраматической коллизии; спектакль Богомолова, скорее, о тех чувственных метаморфозах, продукт которых — советско-российский человек начала XXI века, воспитанный одновременно на болезненных откровениях классической литературы и инфантильной сексуальности современной поп-культуры.
-
Абонемент «Маленькие оперы для детей»в Мариинском театре.
Проект «Маленькие оперы для детей», затеянный художественным руководителем Академии молодых певцов Мариинского театра Ларисой Гергиевой — наверное, одно из самых замечательных явлений, которое существует сегодня в сфере просветительских проектов.
Эрудиция, широта взгляда и отточенность вкуса Ларисы Гергиевой позволили создать из такой простой, казалось бы, идеи — собрать в одном абонементе камерные детские оперы, не требующие грандиозных усилий при постановке, — настоящий абонемент-шедевр.
-
«Кафе Идиот» Балета Москва — лауреат «Золотой Маски», о котором мы в свое время «забыли» написать. Продолжаем ликвидировать пробелы.
«Кафе Идиот».
«Балет Москва».
Режиссура, хореография, сценография Александра Пепеляева, художник по костюмам Сергей Илларионов.«Кафе Идиот» — энциклопедия поведенческих моделей/взаимоотношений разного плана. В названии два шифра: «Кафе Мюллер» Пины Бауш и «Идиот» Федора Достоевского. Действительно, изначально кажется, будто герои Достоевского застряли в абстрактном кафе, пытаясь найти точки соприкосновения. Дверные проемы, столики и стулья по бокам сцены, аскетичность и в то же время функциональность сценографического решения — безусловно, отсылка к «Кафе Мюллер».
-
ПТЖ на 90% отрецензировал спектакли, вошедшие в афишу «Золотой Маски». «Женитба Фигаро» Бориса Константинова, вошедшая в кукольную программу — одно из наших упущений. Спешим ликвидировать пробелы.
«Безумный день, или Женитьба Фигаро». П.-О.-К. Бомарше.
ГАЦТК им. С. В. Образцова (Москва).
Режиссер Борис Константинов, художники Виктор Антонов, Елизавета Дворкина.«Безумный день, или Женитьба Фигаро» в ГАЦТК имени С. В. Образцова — это дерзкий вызов сегодняшнему положению дел в театре кукол. Во¬-первых, постановочная группа рисковала, взяв массивный и неподъемный для куклы текст Бомарше для большой сцены, которую необходимо было заполнить сценографически, событийно, актерски. Во-вторых, в спектакле используются тростевые куклы. А ведь нет ничего более жалкого, чем неумело управляемая, переносимая с места на место тростевая кукла, заваливающаяся в разные стороны по причине «мастерства» кукловода, наскучившая через несколько секунд из-за обилия реплик, доносящихся из-за ширмы. Но режиссер Константинов тонкой нитью соединяет приемы классического театра и фирменный стиль образцовского театра в узорчатое полотно, наполненное ритмом, мастерством и доброй порцией легкого юмора.
-
«Гроза». А. Н. Островский.
Театр им. Е. Вахтангова.
Режиссер Уланбек Баялиев, художник Сергей Австриевских.Здоровенная мачта, да и сам парус свалились в спектакль Уланбека Баялиева прямо с картины Левитана «Свежий ветер. Волга». Но если там, потеснив и прижав к берегу романтический парусник, курсируют, согласно житейской и исторической логике, баржи и пароходы, которыми владеют конкретные люди (например, Паратов...), то тут вам не будет никакой конкретики. Декорация отбрасывает к семантике чистого романтизма: это берег после кораблекрушения, земля рухнувших парусов (хорошо, что не алых) и разбившихся надежд.
Многозначительно? Да, как и все в этом спектакле.
-
«Идиот». Ф. М. Достоевский.
Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр).
Режиссер Ашот Восканян, художник Степан Зограбян.Ашот Восканян начал свою жизнь в качестве главного режиссера новочеркасского Казачьего драматического театра не с комедийной пешки (как нередко поступают новые люди — для «разгона»), а сразу сделал ход конем: объявил, что будет репетировать «Идиота».
И вот премьера.
-
Хотя идея этого номера, центральный раздел которого называется «Театр и религия. Перекрестки», возникла прошлой весной, она не была прямо продиктована «делом „Тангейзера“», запретительными жестами со стороны РПЦ и погромными акциями «православных активистов» с их свиными головами, оставленными перед МДТ и МХАТом. Это все — дела политические, «новая азефовщина» и мракобесие. Уже 15 лет прошло с того момента, когда Иоанн Павел II написал послание «Художникам мира» (он утверждал в нем, что человек-художник — образ Творца, а вдохновение сопоставимо с действием Духа Святого), а РПЦ, находящаяся в лоне того же христианства, выступает с инициативой вмешательства церкви в светское искусство.
Прямо про это мы не хотели. В то же время номер, конечно, связан с реальной жизнью и «делом „Тангейзера“»: мы хотели противопоставить публицистическим дискуссиям — общие взгляды на отношения театра и религии в самых разных аспектах и на территории разных конфессий. Хотели дать мировоззренческий срез театрального сообщества. Связаны ли вопросы взаимоотношений театра и религии с верой? Или связаны они исключительно с культурой? Ведь европейское искусство, несколько веков находящееся в пределах христианской парадигмы, абсолютно не может обойтись без философии христианства, без его категориальности, без его заповедей и мифологем. С другой стороны — искусство работает с этими мифологемами и атрибутами, исходя не из их сакральной, а из собственной образной природы.
комментарии