
-
«Мизантроп». Ж.-Б. Мольер.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Григорий Дитятковский, художник Владимир Фирер.«Цензор Харитон Чеботарев комедию Мольера читал и не нашел в ней ничего предосудительного», — с казенной твердостью объявляет нам слуга сцены и глас судьбы Ефим Каменецкий, начиная спектакль; он разрешает так, будто запрещает.
-
Юрий Михайлович Барбой умел воспитывать и объединять театроведов. Он собрал «Введение в театроведение» как коллективную монографию и справедливо гордился тем, что это единственный учебник основ науки о театре. Он задумал серию ежегодников «Петербургские театральные сезоны» и, преодолевая леность и занятость десятка авторов, добивался год за годом выхода нескольких выпусков... А ведь мог бы, вполне обеспеченный талантом и научной базой, сидеть в отстранении и писать книгу за книгой. На юбилее коллеги он сказал, что кони делятся на коренных и пристяжных и тот коллега — пристяжной. Барбой, несомненно, — коренной. В нашей «упряжке», наверное, самый коренной. Он умел быть коренным. Его руководящие должности совершенно естественны, они для него, и он — для этих именно должностей. Заведовал кафедрой он осмысленно, стратегически, концептуально. Просчитывал, на кого какие делать ставки на будущее, принципиально вникал в учебные планы перестройки систем образования из специалистов в бакалавры и магистры и обратно в специалисты. Даже (как он это называл) «вечный спор славян между собою» — гротескную борьбу русской кафедры с зарубежной за ставки, нагрузки, распределение предметов — он вел не для себя, не для кого-то лично, а за идею.
-
Сформирован лонг-лист драматургической программы «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина. В него были отобраны следующие пьесы:
1. Викентий Бриз «Рашн Лалабай»
2. Андрей Васильев «Женский пол»
3. Виктория Дергачева «Сердце мое, где же ты»
4. Алексей Житковский «Битва за Мосул»
5. Олжас Жанайдаров «Мания»
6. Иман Исмаил «Сады Астары»
7. Анастасия Мордвинова «Живая вода»
8. Дима Соколов «Огонек»
9. Константин Стешик «Самонаводящийся бог»
10. Юлия Тупикина «Это лето»
11. Гала Узюртова «Тондо»
12. Сергей Филлипов «Феликс»
13. Елена Шахновская «Секта свидетелей Мелании Трамп»
14. Екатерина Шиямаллан «Мама умерла» -
Сегодня нам 25! И нам удалось собрать несколько реплик актеров, режиссеров, драматургов, журналистов о том, как состоялось их знакомство с журналом.
Илья Дель, актер
Помню, в детстве в Скопине один номер «ПТЖ» у нас лежал в туалете, я выучил его практически наизусть, и там было интервью Марины Юрьевны с Максимом Сухановым (№ 29. — Ред.) о том, почему актерская профессия считается женской. И, по-моему, Максим говорил, что женщинам присуще желание понравиться, а мужчинам нет — и именно поэтому ему, Суханову, актерство и интересно, интересно себя переламывать и пробовать стать другой природой...
-
Фестиваль «Молодежь теснит» в театре «Около дома Станиславского»
Фестивальные фанфары и суета — не об этом событии. Просто выстроили в ряд спектакли молодых режиссеров, уже живущие в репертуаре «Около». Четверть месячной афиши — негромкий парад планет. Пять вечеров.
Свою роль в подготовке дипломных спектаклей режиссерской мастерской в Щукинском училище Юрий Погребничко свел к формуле «при товарищеском участии». Мера участия в таких тонких процессах, как известно, учету не поддается. А вот товарищество — величина более осязаемая. Его можно почувствовать в том, что все выпускные спектакли сегодня прописаны в Вознесенском. Еще — в самой возможности приостановить свои репетиции, дав зеленый свет выходу детского спектакля Саши Толстошевой. И не товарищеский ли жест — приглашение на фестиваль ученика Юрия Еремина, актера «Около» Алексея Артемова, открывшего программу «Сонатой» по Орсону Скотту Харду — первым своим постановочным опытом.
-
«Последний ветер Дикого Запада».
Театр ТРУ на Малой сцене БДТ.
Текст Александра Артемова и Настасьи Хрущевой, режиссер Александр Артемов.На малой сцене БДТ возрожденный театр ТРУ показал третью часть своего сериала. Первая — «Молодость жива» — упражнялась с бардовской песней. Вторая — «Это было со мной» — стилизовала декадентскую поэзию. «Последний ветер Дикого Запада» заявлен как «русский вестерн». Все три части так или иначе являются «житиями», в центре которых фигура некого «спасителя» или сакрального персонажа, ушедшего или, наоборот, только готовящегося прийти в этот мир. Эта фигура явлена в отражении взглядов «апостолов» и последователей.
-
«Wanted Hamlet». М. Кремер.
Театр-студия Karlsson Haus.
Режиссер Алексей Лелявский, художник Алексей Лелявский младший.В его мире все четко. Я — это Гамлет. Все «мы» — это Лаэрт, Гертруда, Клавдий, Офелия.
Только одно «вы». Все «вы» — Горацио.Пьеса Марселя Кремера «Wanted Hamlet» — ритмизованный монолог Гамлета, персонажа Шекспира, переосмысляющего события своей жизни, выглядывающего из детских и подростковых травм в мир еще более травмированных взрослых. Он примеряет на себя их роли (жертвы, убийцы, короля, друга, предателя), негодует и пытается отказаться от любой — как от навязанной роли, так и от роли известной пьесы Шекспира. К тому же не хочет умирать, убивать и быть убитым. Марсель Кремер, родившийся в 1955-м и умерший в 2009 году, — бельгийско-немецкий режиссер и драматург, сторонник и последовательный апологет метода автобиографического театра, и пьеса написана в этом ключе, когда жизнь человека или персонажа рассматривается с субъективной стороны, исходя из того, как он сам видит свою жизнь.
-
В декабре 30-летие отмечает один из самых важных музыкальных театров Петербурга — театр «Зазеркалье», театр, который, по слову одного из наших коллег, формирует культурную идентичность маленьких петербуржцев. Театр, который помимо текущей творческой работы, аккумулирует усилия и энергию всех театров России, что работают для детей и с детьми, и проводит ежегодную Российскую Национальную театральную премию и Фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин».
К юбилею публикуем беседу Марины Корнаковой с художественным руководителем театра Александром Петровым и музыкальным руководителем театра Павлом Бубельниковым из архива «Петербургского театрального журнала».
-
«Гамлет». У. Шекспир.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Юрий Бутусов, художник Владимир Фирер.Премьеру «Гамлета» Юрия Бутусова я ждал, предвкушал и боялся. Боялся не в меру развернутых ассоциаций и реприз, уводящих от магистрали сценического действия. В этой пьесе, давно ставшей мировым театральным мифом и названной когда-то моим учителем М. М. Молодцовой «сценарием», есть где разгуляться режиссерской и актерской фантазии. В том, что «Гамлет» будет спектаклем парадоксальным, как и прочие постановки Ю. Бутусова, сомнений не было. Парадокс предстояло обнаружить и понять. Не удивительно, что на сайт театра я забрался заранее и заранее изучил программку во всех ее деталях.
-
«Про Федота-стрельца, удалого молодца». Л. Филатов.
Ульяновский театр кукол.
Режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко.Скромный госслужащий Федя страдает от безумных поручений своего начальника-самодура. Волею случая он знакомится с очаровательной девушкой, которая становится его женой и лучом света в серой безотрадной жизни. Однако начальник, подлец и сластолюбец, решает заполучить Федину супругу. Сможет ли простой работяга-парень противостоять бездушной государственной машине? Долго ли будет народ терпеть самоуправство властей предержащих? Неужели главному герою придется обратиться к мистическим силам, чтобы добиться справедливости?..
-
«Толстого нет». О. Погодина-Кузьмина.
«Приют комедианта».
Режиссер Денис Хуснияров, худ. руководитель постановки Андрей Могучий, художник Эмиль Капелюш22 декабря, в день своего 80-летия, она вышла в бенефисной премьере «Толстого нет», сыграв Софью Андреевну, — констатировал бы рецензент позапрошлого века.
Ольга Антонова вышла в одной из недавно написанных драматических версий жизни семьи Толстых в Ясной Поляне-1910.
-
«Нос». По мотивам повести и другим произведениям Н. В. Гоголя.
Театр «Цехъ».
Режиссер Виктор Бугаков, художник Антон Батанов.На премьере спектакля на аплодисменты вышел сам автор и долго кланялся. Огромная ростовая кукла Гоголя с трудом поместилась в небольшом зале театра «Цехъ». Забредший из другой постановки, автор был явно доволен спектаклем актера, а теперь и режиссера Виктора Бугакова, ученика Анатолия Праудина.
-
«Чайка. ВидЕние перед премьерой». А. П. Чехов.
Режиссер Константин Рехтин.«Папин след». По повести Г. Вормсбехера «Наш двор». Режиссер Константин Рехтин, художник Владимир Сафронов.
Омский Северный драматический театр им. М. А. Ульянова (г. Тара).
О театре, живущем нелегкой жизнью в маленьком городе Тара на севере Омской области, на малой родине великого артиста Михаила Ульянова, «Петербургский театральный журнал» пишет уже почти 15 лет, практически с рождения Омской Северной труппы. Писали и о ранних спектаклях («Пролетный гусь» по В. Астафьеву, «Весенние побеги» по Ф. Ведекинду), и о постановке прошлого сезона «Наташина мечта» по Я. Пулинович.
-
«Земля Эльзы». Я. Пулинович.
Березниковский театр драмы.
Режиссер Андрей Шляпин, художник Татьяна Кудрявцева.Спектакль «Земля Эльзы», признанный лучшим на фестивале «Сотоварищи» в Омском Северном драматическом театре им. М. А. Ульянова, поставил Андрей Шляпин, молодой режиссер, недавно возглавивший березниковскую труппу и всерьез взявшийся за ее продвижение. Разителен контраст между сегодняшним состоянием коллектива и его же работой несколько лет назад. В «Земле Эльзы» труппа предпринимает самые серьезные шаги, чтобы не сыграть банальную мелодраму, — у пьесы Ярославы Пулинович действительно есть шансы предстать таковой, ее можно поставить просто, но можно, как доказывает спектакль, сложно. В интерпретации Березниковского театра современная пьеса обретает масштаб классики. Актеры ищут формы нестереотипной сентиментальности — высокие чувства настигают тебя там, где их не ждешь.
-
«Солнечная линия». И. Вырыпаев.
Центр им. Вс. Мейерхольда.
Режиссер Виктор Рыжаков, сценография Николая Симонова.На сцене ЦИМа двое: семейная пара, Вернер и Барбара, Андрей Бурковский и Юлия Пересильд. Пять часов утра. С десяти часов вечера они пытаются нащупать взаимопонимание после семи лет совместной жизни, которая развела супругов на разные полюса. К пяти часам утра они оказались лишь в «абсолютном непонимании всего». Каждое слово, произносимое в желании понять и разобраться, отдаляет. Родить ребенка — невозможно, выплаченный кредит — не обеспечит идиллии, дом поделить пополам — ни в коем случае. Понимания нет ни по одному из вопросов. Из общего, кажется, только высококлассное чувство юмора, завидное владение нецензурной лексикой и боль — все то, в чем Барбаре и Вернеру нет равных. «Боль течет из всего полностью меня», — говорит Вернер. Не веря в его боль, Барбара прислушивается только к своей. Меж тем между двумя болями пролегает лишь солнечная линия. Надежду внушает только подзаголовок пьесы Ивана Вырыпаева: «Комедия, в которой показывается, как может быть достигнут положительный результат».
-
В Воронежском Камерном театре прошел МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ
Фестивали бывают разные: тематические, именные, идейные. Кажется, на этом их классификация исчерпывается. Как правило, один фактор определяет структуру программы. Случай с МАНДЕЛЬШТАМФЕСТом — сложнее. Именем Осипа Эмильевича Мандельштама, проведшего три года в Воронеже в ссылке, фестиваль не только не ограничивается — создается определенное информационное поле, вокруг которого спиралью идут смежные темы и имена, при этом ничего не сыпется, не выпадает из общего ряда. Фестиваль стратегически продуман и математически выверен с точностью до минуты. Несмотря на то что это самый небольшой проект организатора — Камерного театра, — насыщенностью и качеством он не уступает своим старшим братьям: детскому МАРШАКФЕСТу и тотальному ПЛАТОНОВСКОМУ (тенденция именовать фестиваль в честь прославившихся земляков нисколько не лишает оригинальности программу каждого года).
Поэзия понимается тут в самом широком смысле, исследуется не литература как таковая, а категории поэтичности и театральности. Поэтому три дня включили 15 мультижанровых событий (театр + музыка + литература + кино), из них — 6 спектаклей, 3 концерта, 2 лекции и 1 выставку. Когда едешь на фестиваль, где хедлайнерами заявлены Дмитрий Быков, Александр Маноцков, Клим (личности медийные, но каждый — в определенном кругу), невольно ждешь, что программа, как и в большинстве случаев, будет похожа на синусоиду. Говорят, фестиваль удался, если есть хотя бы несколько предельно удачных событий. Однако жизнь не готовила меня к фестивалю, где нет точки спада, а каждое событие — открытие, будь то студенты или признанные мастера. Это, признаться, даже пугает.
-
«Крум». По пьесе Х. Левина.
Александринский театр, Новая сцена.
Режиссер Жан Беллорини, сценография Михаила Кукушкина и Жана Беллорини.«Жизнь — это трагедия, когда видишь ее крупным планом, и комедия, когда смотришь на нее издали», — говаривал Чарли Чаплин. «Крум» предоставляет зрителю право увидеть обе стороны жизни, и значит, посмеяться и поплакать. Французский режиссер Жан Беллорини не скрыл чувственное за лоскутным одеялом сценических эффектов, напротив, он подчинил ему зрелищность. Бытовая история 40-летнего неудачника, погрязшего в ожидании лучшей жизни, в глазах зрителя оказывается лирической фантасмагорией. В пьесе «Крум», написанной и поставленной впервые в 1975-м году, даны колоритные образы обитателей квартала на окраине Тель-Авива. Попытка написать роман и устроиться за границей не увенчалась успехом, и главный герой вернулся домой, где все осталось по-прежнему: стареющая мама перед телевизором, бывшая девушка, готовая возобновить отношения, лучший друг, которого только и заботит, в какое время лучше делать зарядку, и соседи, вечно спешащие то на свадьбу, то на похороны.
-
Вышла в свет юбилейная книжка «Петербургского театрального журнала». Он дожил до 25, на пять лет обогнав по возрасту житья «Театр и искусство», а М. Дмитревская, соответственно, перекрыла рекорд А. Кугеля...
На страницах № 90 много мемориального — и герои нашего начала, и статья о пражурнале — «Представлении», с которого все началось, и Э. Кочергин с интервью, и Р. Габриадзе, и сама «нулевка», прочитанная сегодняшними глазами О. Кушляевой. За 25 лет выросли дети, так что большой раздел «Крошка сын к отцу пришел» тоже логичен: М. Трегубова пришла к И. Райхельгаузу, К. Васильева к А. Алексахиной, а Д. Егоров к М. Дмитревской. При этом не отменены базовые рубрики «Процесс» и «Актерский класс», а в «Музыкальном театре» пером В. Гаевского мы отмечаем конец сценической карьеры У. Лопаткиной.
В нем есть цвет, в этом номере. Потому что невозможно без цвета говорить с С. Бархиным и вводить читателей в красоты кутаисских предместий, где жили-были герои рассказов Габриадзе...
-
«Король Лир». В. Шекспир.
Русский драматический театр Удмуртии.
Режиссер Петр Шерешевский, художники Александр Мохов и Мария Лукка.Говоря о шекспировских Хрониках, польский шекспировед Ян Котт описывал действие Великого Механизма королевской власти: «...история у Шекспира словно не движется — каждый из периодов начинается и заканчивается на одном и том же месте. В каждой из Хроник история словно описывает круг, после чего возвращается к исходной точке. Каждый такой неизменно повторяющийся круг, который описывает история, — это очередное королевское правление».
Средневековый аналог механизма — Колесо Фортуны, на котором правитель возносится вверх, достигает зенита, и с которого низвергается.
-
Анатолий Миронович Смелянский свободен от социальных сетей и вряд ли знает сайт «ПТЖ». Несколько лет назад он даже изумился — неужели журнал все еще выходит, ведь «ушли со сцены и существуют в трудно просматриваемом режиме основные театральные журналы, бытование театральной критики перешло в совершенно иную сферу, и она мало на кого влияет»... А он-то привык, что влияет. Он-то влиял!
Так что поздравлять Смелянского с 75-летием — все равно что писать письмо в космос из несуществующей реальности...
Собственно, он довольно давно живет в театроведческом космосе. И когда с юности я читала его, именно это пленяло — объем пространства, в которое он помещал спектакль или проблему, воздух времени и истории. До сих пор, отвечая на вопрос о «любимых критиках», я говорю, что когда не пишется — открываю наобум что-то «из Смелянского».
комментарии