Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ЖИЗНЬ КАК БЕСКОНЕЧНЫЙ ШЛЕЙФ

    «Чайка. Сны Маши Ш.». Психоделические вариации на тему жизни героини пьесы А. П. Чехова.
    Социально-художественный театр.
    Автор и режиссер Алиса Иванова.

    Расщепление и расслоение. Смешение ролей. Невозможность отличить реальное от нереального, искусственное от настоящего. Особенности этого спектакля задаются в самом начале. После традиционного пожелания приятного просмотра в зале начинается скандал. «Вы можете принести нам два стула, вы же администратор?!» Цепочка рассуждений возмущенной зрительницы (Ксения Плюснина) выстраивается по ассоциативному принципу: требование стула перетекает в: «А кто вообще эта Маша Ш.? Я пьесу читала, но такую не помню!» Смонтированный через эмоцию монолог построен таким образом, чтобы эта подмена не бросалась в глаза. Пока манипуляция выглядит недостаточно гладкой, но в ситуации есть изрядный потенциал. Когда появляется главная героиня (Мария Хрущева), «скандальная дама» оборачивается актрисой театра. Она еще выйдет на сцену в роли «мамы Кости» и «мамы Маши» (Аркадина и Полина Андреевна здесь лишены собственных имен) и в роли самой себя.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ «FRIENDZONE»

    Прошедшая недавно в Альметьевском татарском государственном драматическом театре режиссерская лаборатория «FRIENDZONE» — своего рода первый пункт большой программы, направленной на привлечение подростков в театр. Театр с энтузиазмом откликнулся на предложение театрального критика Нияза Игламова, который и возглавил лабораторию. Рискну предположить, что символичное название «FRIENDZONE» было позаимствовано у одной из пьес Олжаса Жанайдарова. Постановочную команду составили режиссеры Центра драматургии и режиссуры «Центр. Первый» (Казань) и Центра современной драматургии и режиссуры Республики Башкортостан. Драматургический материал начинающие режиссеры, сориентированные организаторами только в отношении адресности художественного высказывания, выбирали сами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРОСТАЯ МЕЛОДИЯ

    «Вариации тайны». Э.-Э. Шмитт.
    Московский ТЮЗ.
    Режиссер Кама Гинкас, художник Сергей Бархин.

    В основе спектакля Камы Гинкаса пьеса Эрика-Эмманюэля Шмитта «Загадочные вариации», с некоторой периодичностью появляющаяся на мировых подмостках, а в Москве не обновлявшаяся достаточно давно: уже почти 20 лет спектаклю Театра Вахтангова «Посвящение Еве» с Василием Лановым и Евгением Князевым, приблизительно столько же уже сошедшему с подмостков спектаклю Театра Маяковского с Игорем Костолевским и Михаилом Филипповым. Пьесу на две мужские роли неизменно доверяют только маститым величинам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «РАЗГОВОРЫ» в ПРОСТРАНСТВЕ «КВАРТИРА»

    Режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова, режиссер по пластике Алина Михайлова, художник Катерина Андреева, художник по свету Стас Свистунович, композитор Алексей Плюснин, хормейстер Анна Вишнякова, продюсер Ника Пархомовская.
    При участии фонда «Альма Матер» в партнерстве с центром «Антон тут рядом».

    В ноябре на Мойке, 40 появилось пространство «Квартира». С тех пор несколько раз в месяц «Квартира» открывается для гостей. Не знаю, первым ли Борис Павлович догадался объединить технологии иммерсивного и инклюзивного театров, разместив нас всех, актеров, студентов центра «Антон тут рядом» и гостей, явившихся по приглашениям и билетам, в сугубо ленинградской локации, где по легенде располагалось жилье одного из поэтов движения ОБЭРИУ... но, так или иначе, это произошло. В декабре Оксана Кушляева писала о «Недетских разговорах» в «Квартире». С тех пор тропинка вглубь двора на Мойке не зарастает, а вечером позднего января я оказалась там сама — на «Разговорах».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «ЗА ЧТО Ж ВЫ ВАНЬКУ-ТО МОРОЗОВА...»

    «Швейк. Возвращение». Т. Рахманова по мотивам романа Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны».
    Александринский театр.
    Автор спектакля Валерий Фокин, сценография Семена Пастуха, костюмы Оксаны Ярмольник, композитор Александр Бакши.

    «Зачем им понадобился Швейк?» — думал я, выходя из театра. Ведь от гашековского «Швейка» не осталось камня на камне. Даже в плане обозначенных в афише «мотивов». И зачем они убили его в конце? Разве не понимают, что Швейк бессмертен? Бессмертие Швейка — не факт его биографии, а природная черта образа, восходящего к фольклору и ставшего фольклором в своей почти столетней литературной и культурной реальности. В реальности этой, общей для Швейка и Иванушки-дурачка, они бессмертны, и оживить их после очередного мнимого умерщвления — как дунуть-плюнуть. Вот Александр Твардовский знал фольклорную родословную своего героя. И поэтому написал «Теркина на том свете». Знал и Владимир Войнович, писавший своего «Чонкина». И не для того они совершали восхождение на уровень фольклорной реальности, чтобы кто-то вытаскивал сказочного героя в реальность повседневную и убивал его в назидание современникам и потомкам, иллюстрируя известный тезис-заповедь «Не убий»...«. В голове моей уныло крутилось «За что ж вы Ваньку-то Морозова» Булата Окуджавы... Так заканчивался четвертый день культурной программы, приуроченной к премьере спектакля «Швейк. Возвращение» в Александринском театре. Предстоял еще пятый: встреча с драматургом Татьяной Рахмановой. Впрочем, от этой встречи я уже ничего не ждал, только что увидев пьесу представленной на сцене... Иллюзорные ожидания значительного события улетучились...

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ИСТИНА ВО СНЕ

    «La Verità».
    Compagnia Finzi Pasca («Компания Финци Паска», Швейцария) на сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Даниэле Финци Паска.

    Больше недели на сцене Большого драматического театра Даниэле Финци Паска показывал свой спектакль «La Verità». Постановка далеко не новая, 2013 года, но на визионерские представления Паски по-прежнему большой спрос. Билеты были раскуплены, и каждый день спектакль выдерживал переполненный зал. Публика зачарованно следовала вслед за Финци Паской в волшебные миры его снов и воспоминаний.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НИКОЛАЮ ИВАНОВУ — 75

    22 января ТЮЗ им. А. А. Брянцева отметил 75-летие лучшего «дяди Шуры» и «Ивана Савельева» всех времен и народов: три четверти века исполнилось народному артисту России, лауреату Государственной премии СССР Николаю Николаевичу Иванову.

    В этот вечер знаменитый амфитеатр на Пионерской площади был заполнен совсем не юными зрителями. Большинство гостей праздничного вечера Николая Иванова хотя и годились юбиляру в дети, сами уже были убелены сединами. Ведь первому поколению поклонников Иванова сегодня минимум по 50. Кроме беззаветной преданности любимому артисту их заслуга состоит в том, что их дети, которые не видели спектаклей «Глоток свободы», «После казни прошу», «Месс-Менд», «Тимми, ровесник мамонта», «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе», «Сказки Пушкина» и многих-многих других, смогли полюбить Николая Николаевича за роли в постановках «Ундина», «Ронья, дочь разбойника», «Эквус», «Крошка Цахес», «Русалка» и прочих, родившихся на этой сцене в конце 80-х — начале 90-х. А нынешние, по-настоящему юные внуки поклонников ТЮЗа Корогодского знают и любят этого ученика Зиновия Яковлевича по спектаклям «Доходное место», «Поллианна», «Маленькие трагедии», «Воспитание Риты», «Морозко» and soon.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА АЛЕКСЕЕВИЧА ГВОЗДКОВА

    «Папаша Кураж» — так называлась давняя статья о нем в «Новой газете». Поставьте вместо «куража» «успех» или «аншлаг» — все будет правдой. Режиссер Вячеслав Алексеевич Гвоздков (20.04.1947 — 21.01.2018) был человеком ярким и страстным. Со страстью и азартом делал многое: охотился, водил автомобиль, коллекционировал, влюблялся, дружил и ссорился. Но среди всех страстей главным было театральное дело во всей его полноте: не только сцена, не только собственные спектакли, но все составляющие организма по имени «театр», от гаража до бухгалтерии. Вникал во все, все и всех контролировал, был не просто худруком Самарской драмы (последние годы ее генеральным директором, эта должность давала больше полномочий), но настоящим хозяином этого прославленного театрального дома, возвышающегося на холме над волжским берегом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ И СНОВА ЗИМА...

    «История года». По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена.
    «Антикварный цирк» на сцене ЦИМа.
    Режиссер Елена Польди, хореограф Татьяна Чижикова, художник Елизавета Дзуцева.

    Любите ли вы цирк? Любите ли вы его так, как любят его дети и ненавидят взрослые? А за что, собственно, вы его ненавидите? И когда разлюбили? Тогда, когда испугались клоуна в рыжем парике с раскрашенным лицом? Или когда поняли, куда деваются списанные по старости тигры? Или когда догадались, что распиленные женщины — это всего лишь оптический эффект? Не знаю, как вы, но я хорошо помню тот горький момент: осознав, что Игорь Кио никакой не волшебник, а всего-навсего «иллюзионист» (слово-то какое противное!), я навсегда зареклась ходить в цирк. И держалась, между прочим, довольно долго — до тех пор, пока не попала на представление Цирка «Элуаз» на Чеховском фестивале.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОДНОКУРСНИКИ

    «Одноклассники». Т. Слободзянек.
    Воронежский Камерный театр.
    Режиссер и художник Михаил Бычков.

    Первоклассный репертуар Воронежского Камерного театра пополнился спектаклем «Одноклассники» по современной польской пьесе Тадеуша Слободзянека. Для студентов худрука ВКТ Михаила Бычкова это очень важный опыт. Сам факт, что дипломный спектакль играется на профессиональной сцене (что уж там, на сцене одного из лучших российских театров), знаменует: начинающие артисты уже в профессии. Сам выбор пьесы свидетельствует, что Бычков — а мне он всегда казался режиссером «западнической» жилки (что не противоречит интересу к русской классике) — стремится разнообразно оснастить своих учеников, вывести за пределы некого традиционного обучения провинциального вуза, следующего советским традициям (с ориентацией на мхатовское направление). Сколько видено студенческих спектаклей, где ребята играют «жизнеподобно», даже изображая стариков и старух, и разыгрывают истории, не имеющие отношения ни к себе самим, ни к действительности за окном, зато с моралью и пафосом. Бычковские студенты репетируют «Власть тьмы» — вот где попробуй избеги жизнеподобия, «характера и характерности» и пафоса, но «Одноклассники» — это иной полюс.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПРО ОТЦА, СЫНА И ДУХА

    «Маяковский. Трагедия». В. Маяковский.
    «Гоголь-центр».
    Режиссер и художник Филипп Григорьян, художник по костюмам Галя Солодовникова.

    В театре сейчас время каких-то острых созвучий. Режиссеры, не сговариваясь, и не по «датским» поводам рассказывают историю страны, но возвращенную в осколках зеркала ее культуры. Комбинации разнообразных художественных текстов и расхожих мифосхем внутри одного сценического текста вкупе дают некий метасюжет. Так работают Константин Богомолов, Максим Диденко, Александр Молочников, Виктор Рыжаков, Филипп Григорьян. Иногда в этих спектаклях звучит мотив «спящего» сознания, пред- или посмертного путешествия души по закоулкам памяти или прошлого. Такова, к примеру, «Утиная охота» Дениса Хусниярова.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТРАУР ЕЙ К ЛИЦУ

    «Мухи». Ж.-П. Сартр.
    Красноярский Театр юного зрителя.
    Режиссер Роман Феодори, художник Даниил Ахмедов.

    Всякий раз, когда обращаешься к пьесе Сартра «Мухи», возникает недоумение: почему ее никто у нас не ставит? Ведь пьеса о массовом добровольном отказе от свободы, о «комплексе раба», да и вообще о цене за свободу не может не быть в нашей стране особенно актуальной — едва ли не больше, чем во Франции во время ее написания в разгар Второй мировой. Спектакль Романа Феодори в Красноярском ТЮЗе вызывает уважение уже за этот выбор, хотя политические смыслы в нем сильно проигрывают семейным перипетиям.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИГОРЬ ЯСУЛОВИЧ: «ПОЧЕМУ МЫ ТАК СКЛОННЫ НАСТУПАТЬ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ»

    В декабре в московском Музее архитектуры имени А. В. Щусева состоялась премьера спектакля «Мельников. Документальная опера». Неопубликованные материалы из личного архива всемирно известного архитектора Константина Мельникова: дневники, письма, воспоминания — в постановке Анастасии Патлай и выщербленном пространстве музейных палат перехлестнулись эпохи, объявшие чуждую им жизнь. Голос ее — форма, мысль — свет на консолях, линии камня — вектор в будущее. Об отражении судьбы Константина Мельникова в сегодняшнем дне, о спектакле и личных принципах с исполнителем заглавной роли Игорем Ясуловичем беседовала Юлия Исупова.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НАЗВАН ШОРТ-ЛИСТ «ПЕРВОЙ ЧИТКИ»

    Сформирован шорт-лист конкурса «Первая читка» фестиваля «Пять вечеров». Напоминаем, что на втором этапе конкурса пьесы читали и отбирали режиссеры: Павел Зобнин (Томский ТЮЗ), Алексей Крикливый (Театр «Глобус», Новосибирск), Борис Павлович (Санкт-Петербург), Виктор Рыжаков (ЦИМ, Москва), Дамир Салимзянов (Театр «Парафраз», Глазов), Петр Шерешевский (Камерный театр Малыщицкого, Санкт-Петербург). По условиям конкурса каждый эксперт должен был назвать одну пьесу, которая войдет в итоговую программу. Выбор седьмой пьесы программы определен голосованием экспертов, формировавших лонг-лист. Есть и восьмая пьеса, адресованная подростковой аудитории, ее в атмосфере строжайшей секретности выбирали представители издательского дома «Самокат».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ АМХЕРСТ КРАСИТ ПОЭТА

    «Прелестница Амхерста». У. Люс.
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер Анастасия Старцева, сценограф Анвар Гумаров.

    Монопьеса Уильяма Люса «Прелестница Амхерста» (The Belle of Amherst) посвящена Эмили Дикинсон, фигуре в высшей степени странной. Затворница своего родового поместья в городишке Амхерст, последние лет двадцать почти не покидавшая пределов дома, она опубликовала только восемь стихотворений (и то анонимно), но оставила богатейшее поэтическое наследие, обнаруженное только после ее смерти. «Тронутая поэтесса из Амхерста», как определил Дикинсон адресат ее писем Томас Хиггинсон, ныне признана гением-самоучкой, достоянием американской литературы и в этом Амхерсте практически обожествлена.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДАНИЭЛЕ ФИНЦИ ПАСКА. «МЫ ЛЕЧИМ ИСТОРИЯМИ»

    В Россию приехал на гастроли спектакль «La Verità» Даниеле Финци Паски, поставившего закрытие Олимпийских игр в Турине и в Сочи, «Кортео» в Цирке дю Солей, «Донку» на Чеховском фестивале. Один из главных героев постановки по мотивам жизни и творчества Сальвадора Дали — занавес к балету «Безумный Тристан» 1944 года, выполненный в полную величину. В Петербурге гастроли проходят в Большом драматическом театре. Софья Козич поговорила с Даниеле Финци Паской о том, как работать в цирке с музейным объектом и как переживать потери, рассказывая истории.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕВИДИМАЯ ПРЕМЬЕРА

    «Саша, вынеси мусор». Н. Ворожбит.
    «Невидимый театр».
    Режиссер Алессандра Джунтини, художник София Матвеева.

    Сочетание «Невидимый театр» звучит сегодня довольно часто. Особенно в контексте культурно-социальной деятельности. Но чтобы не путать: одноименный проект Семена Серзина отношения к теориям социального театра не имеет никакого. Название нового независимого театра под его руководством стоит понимать буквально — театр, которого не видно.

    Появился «Невидимый театр» совсем недавно, но когда именно, сказать сложно — не было ни пресс-конференций, ни праздничной церемонии открытия, просто в социальных сетях возникла новая группа, постепенно заполняемая анонсами «невидимых» спектаклей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • LUBOV & LUBOV

    «Валентинов день». И. Вырыпаев.
    Национальный театр Карелии.
    Режиссер Максим Соколов, художник Анастасия Юдина.

    В ноябре в Национальном театре Карелии прошла историческая премьера — впервые в Петрозаводске со сцены прозвучал текст Ивана Вырыпаева. Новейшая драматургия тяжело завоевывает свои позиции во многих регионах — Карелия не исключение. Поэтому особенно интересно поговорить о спектакле «Валентинов день» Максима Соколова. Для молодого режиссера петербургско-московской выучки (актерская мастерская С. Черкасского, РГИСИ, режиссерская — Т. Ахрамковой, Ю. Йоффе, ГИТИС) Вырыпаев — автор не случайный. Снова и снова обращаясь к драматургии современного классика, Максим Соколов, кажется, ищет и утверждает собственную художественную платформу.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛИСА, ЭТО КРАСНОДАР. КРАСНОДАР, ЭТО АЛИСА

    «Алиса в стране чудес». Л. Кэрролл. Перевод А. Рождественской, литературная редакция А. Громовиковой.
    Краснодарский академический театр драмы им. Горького.
    Режиссер Радион Букаев, художник Сева Громовиков, художник по свету Евгений Ганзбург.

    История, написанная математиком-священником о девочке в стране чудес, — одна из самых причудливых сказок мировой литературы. И, наверное, одна из самых трудных для сцены. Вызовом для постановщика становится почти каждое приключение Алисы: и ее падение в нору, и перемены размера, и свойства ее чудесатых встречных. Притом что и сама история выстроена не по законам сказки, а по законам сна: ассоциативна, по большому счету бессвязна, необязательна. И тем не менее, за 155 лет, прошедших со дня того самого «июльского полдня золотого», сказка Кэрролла поставлена на сцене более тысячи раз.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МОЛЬЕР В БАГРОВЫХ ТОНАХ

    «Мизантроп». Ж.-Б. Мольер.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Режиссер Григорий Дитятковский, художник Владимир Фирер.

    «Цензор Харитон Чеботарев комедию Мольера читал и не нашел в ней ничего предосудительного», — с казенной твердостью объявляет нам слуга сцены и глас судьбы Ефим Каменецкий, начиная спектакль; он разрешает так, будто запрещает.

    Читать дальше | Комментарии (0)